Правовые аспекты энергосбережения в России

(Зарубина В. В.) ("Юрист", N 5, 2002) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В РОССИИ

В. В. ЗАРУБИНА

Зарубина Вероника Витальевна, юрисконсульт, соискатель Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Богатейшие природные и энергетические ресурсы России - это ее несомненное конкурентное преимущество и бесценный капитал. Но этим капиталом необходимо распорядиться так, чтобы не решать проблемы сегодняшнего дня за счет будущих поколений. С развитием научных достижений энергетика стала ключевым фактором социально-экономического развития страны. Всемирная Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. сформулировала три основные задачи энергетики будущего: нерасточительное использование энергоресурсов, эффективное использование энергии и увеличение использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов. Россия в ходе "перестройки" осталась "энергетической сверхдержавой", обладателем одного из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На ее территории сосредоточено свыше 32% мировых разведанных запасов газа, 13% нефти и 25% угля. Ежегодное производство первичных энергоресурсов составляет более 11% мирового производства. Но, к сожалению, в России продолжается экстенсивное ведение энергетического хозяйствования. Ресурсообеспеченность экономики за последние десятилетия существенно снизилась, в результате чего цены на некоторые энергоносители приблизились к мировым. Региональные энергетические кризисы стали обычным явлением. Причина - богатство природных ресурсов! В больших количествах и обычно не полностью используются наиболее легкодоступные невосстановимые ресурсы, что приводит к их быстрому истощению. Производится большое количество отходов, загрязняется природная среда. Выход для России заключается в рациональном природопользовании. Принятый 07.05.95 Указ Президента Российской Федерации N 472 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года" поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а перевод экономики на энергосберегающий путь развития - приоритетной целью... 02.11.95 было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т. д. Программа энергосбережения, провозглашенная Федеральным законом "Об энергосбережении", позволит сэкономить не только топливно-энергетические ресурсы, но и даст возможность за счет сэкономленных денежных средств произвести модернизацию и реконструкцию производства и снизить энергоемкость продукции. Проблема энергосбережения остро стоит во всех без исключения отраслях промышленности России. Ни одна отрасль не может обойтись без газа, электрической энергии, тепловой энергии. Но цены на данный вид "продукции" постоянно растут. А с ними растут и цены на все остальные товары. Получается "заколдованный круг", когда у предприятий нет денег на энергосберегающие мероприятия, оплачивать потребленную энергию они также не в состоянии из-за отсутствия спроса на свою продукцию, цены на которую возрастают до неимоверных размеров из-за цены на энергоресурсы. Как и каждая проблема, проблема энергосбережения требует решения в правовом, организационном, экономическом, научном и других направлениях. Нормативно-правовая база энергосбережения, основу которой составляет Федеральный закон N 28-ФЗ от 13.04.1996 "Об энергосбережении", является правовой основой энергосбережения. В настоящее время нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. От дальнейшего развития нормативно-правовой базы энергосбережения зависит не только снижение энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, но и возрастание конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции отечественных производителей, способствующее активному продвижению сельскохозяйственной продукции, произведенной в регионах, на рынок внутри страны и за рубеж. Принятием Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.1996 в Российской Федерации был сделан шаг на пути решения проблемы энергосбережения. Данным Законом впервые было законодательно закреплено понятие "энергосбережение". Согласно данному Закону энергосбережение - это "реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии". Данное понятие состоит из целого ряда элементов, при выполнении которых происходит процесс энергосбережения. Во-первых, это: 1. Реализация правовых мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Под реализацией правовых мер в данном случае имеется в виду соблюдение правовых норм, закрепленных в Федеральном законе "Об энергосбережении", Постановлениях Правительства Российской Федерации, касающихся вопросов энергосбережения, региональных законах "Об энергосбережении", областных программах энергосбережения, отраслевых программах энергосбережения. К действующей нормативно-правовой базе энергосбережения федерального уровня можно отнести 4 федеральных закона, 15 указов Президента и 22 постановления Правительства Российской Федерации. Основу правовой базы составляет Федеральный закон "Об энергосбережении". Однако к рассматриваемой теме, как считает заместитель руководителя департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Минтопэнерго России Ливинский А. П., "можно отнести и Закон "О защите прав потребителей", поскольку именно им вводится понятие качества энергетических ресурсов, которое лежит в основе технологических потерь, например электроэнергии" <*>. -------------------------------- <*> Ливинский А. П. Возможности действующей нормативно-правовой базы для организации энергосбережения как бизнеса в энергопроизводящих компаниях и у потребителей, ее недостатки и пути совершенствования. Интернет-сайт http:// vipkenergo. narod. ru/

Указ Президента Российской Федерации N 472 от 07.05.95 "Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭКа до 2010 года" определил одним из приоритетных направлений развития топливно-энергетического комплекса России энергосбережение. По сути, именно этим Указом было положено создание правовой базы энергосбережения. В разной степени к проблемам энергосбережения можно отнести еще Указ Президента РФ от 11.09.97 N 1010 "О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ", Постановление Правительства РФ N 1087 от 02.11.95 "О неотложных мерах по энергосбережению". В части, касающейся бюджетных организаций, это и Постановление Правительства РФ N 832 от 08.07.97 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы", Постановление Правительства РФ N 5 от 05.01.98 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета". Этим Постановлением положено начало постановлений прямого действия для практического энергосбережения: всем федеральным бюджетным потребителям топливно-энергетических ресурсов на 1998 г. устанавливались лимиты на электрическую, тепловую энергию и газ с учетом энергосберегающего фактора, который определяется соответствующими отраслевыми программами. На основании Федерального закона "Об энергосбережении" Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 была утверждена Федеральная программа "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 годы. Принятие программы "Энергосбережение России" определяет новый этап реализации энергосбережения, от декларации проблемы до первого этапа ее реализации. Задачей данной программы является оказание широкого и многогранного положительного влияния на развитие экономики страны в целом, в том числе совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, торможение инфляционных процессов, конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, увеличение экспортного потенциала России, повышение уровня жизни российского общества. За счет энергосбережения удастся, как утверждают авторы данной программы, высвободить резервы тепловой и электрической энергии и направить их для повышения надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальном и в сельском хозяйстве, существенно улучшив условия жизни населения. После принятия данного Постановления проблема энергосбережения стала носить программный характер. Были определены этапы, основные направления и механизмы реализации проблемы энергосбережения. Несмотря на декларативный характер, данная программа дала толчок к активизации работы в регионах к созданию собственной нормативно-правовой базы, структуры управления, финансовых механизмов. В целях реализации программы "Энергосбережение России" 15 июня 1998 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации N 588 "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России", которым была введена еще одна мера стимулирования энергосбережения: сэкономленные за счет энергосбережения средства остаются у бюджетной и энергоснабжающей организации на срок окупаемости проекта плюс один год. "Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Начиная с 1993 г. на федеральном уровне приняты относящиеся к задачам энергосбережения 15 федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, 22 постановления Правительства Российской Федерации, 24 отраслевых нормативных акта, большинство из которых подготовлены и введены в действие Минтопэнерго России. Основной характеристикой современности является то, что наступает период практического, реального энергосбережения. Положения указанных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации в настоящий момент не могут быть в полной мере востребованы. Для эффективного использования наработанной правовой базы необходимо ввести в действие около 100 отраслевых подзаконных нормативных актов, а введены в действие только 24" <*>. -------------------------------- <*> Ливинский А. П. О результатах реализации в 1998 году Федеральной целевой программы "Энергосбережение России". Интернет-сайт http: // search. rambler. ru

Региональная инициатива требует обобщения и введения поправок в действующий Федеральный закон "Об энергосбережении". Во многих регионах сформированы сборники нормативно-правовых документов, которые полно и предметно охватывают проблему энергосбережения. Думается, законодатель должен не только закрепить в правовых актах само понятие энергосбережения, но и определить все органы, осуществляющие государственное регулирование энергосбережения, экономические стимулы и санкции, принципы и этапы реализации программы энергосбережения, принципы и формы государственного статистического наблюдения за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием предприятиями агропромышленного комплекса. Без детального закрепления всех этих положений в нормативных актах Федеральный закон "Об энергосбережении" будет носить декларативный характер и не будет исполняться. 2. Реализация организационных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Под реализацией организационных мер в данном случае подразумевается: - определение компетенции органов управления энергосбережением на федеральном и региональном уровнях; - определение основных направлений и видов деятельности, направленных на энергосбережение. 3. Реализация научных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Под реализацией научных мер подразумевается внедрение тех научных разработок, которые имеются в настоящее время. "Проводимый рядом НИИ анализ технологий производства продукции по отраслям, их энергетического обеспечения с энергетической оценкой процессов позволяет выявить неиспользованные резервы экономии энергии и дать их количественную оценку с учетом возможностей и очередности внедрения энергосберегающих мероприятий. 4. Реализация производственных мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Под реализацией производственных мер подразумеваются разработка и внедрение новых энергоэффективных технологий, комплектов оборудования и технических средств, обеспечивающих решение поставленных задач: обоснование рациональных потребностей, структуры энергоносителей и потенциала энергосбережения в федеральном и региональном разрезе; разработка нормативов расхода топливно-энергетических ресурсов по основным процессам производства; разработка методологии и порядка установления лимитов на электрическую и тепловую энергию по видам производств на основании нормативов. 5. Реализация экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов. Под реализацией экономических мер подразумеваются: - привлечение инвестиций для реконструкции и расширения энергетических мощностей, на техническое обновление, на строительство новых и модернизацию уже имеющихся энергетических объектов, на приобретение и установку приборов учета энергии; - совершенствование ценовой, налоговой и финансовой политики государства, направленной на решение проблемы энергосбережения, стимулирующей предприятия, проводящие энергосберегающие мероприятия, и применение финансовых санкций к предприятиям, нерационально использующим топливно-энергетические ресурсы; - формирование фондов энергосбережения. Без осуществления финансово-экономических мероприятий по энергосбережению невозможно обеспечить вывод промышленности из кризиса, стабилизацию и устойчивое его развитие. Реализация же инвестиционной политики как инструмента развития энергосбережения является одним из направлений действий Правительства Российской Федерации в перспективе. Перспективным источником финансирования инвестиционных потребностей для решения вопроса энергосбережения являются прямые иностранные инвестиции. Помимо содействия технологическому обновлению основных фондов предприятий, внедрению энергосберегающих технологий и оборудования, они несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции, практических навыков, способствуют становлению рыночных механизмов во всех отраслях промышленности. Основными задачами политики привлечения инвестиций должны стать: 1) совершенствование нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов, развитие политики привлечения инвестиций в регионы, совершенствование отраслевой структуры их распределения; 2) обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств. В условиях ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет федерального бюджета должны быть определены приоритеты и сроки предоставления государственной поддержки, обеспечена ее эффективность и прозрачность, а также тщательная оценка объектов поддержки. Государственная поддержка, думается, должна осуществляться в основном посредством программно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность. 6. Вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Под вовлечением возобновляемых источников энергии понимаются: нормативно-правовое закрепление определения понятия возобновляемых источников энергии; установление принципов пользования возобновляемыми источниками энергии; регулирование тарифов на энергию, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии; определение энергетического потенциала каждого из возобновляемых источников энергии, характерного для природных условий государства и отдельных регионов; техническая разработка оборудования и финансирование мероприятий по внедрению оборудования и технологий для выработки энергии возобновляемыми источниками энергии. В настоящее время законодательно не закреплено ни одно из этих условий, следовательно, отсутствуют и предпосылки для развития производства энергии и вовлечения возобновляемых источников энергии в энергобаланс России. Закрепление в Федеральном законе "Об энергосбережении" понятия "возобновляемые источники энергии" как энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергии существующих в природе градиентов температур только декларирует данный вид энергии, не определяя механизмов пользования ими. Использование энергии ветра, земли, естественного движения водных потоков имеет немаловажное значение именно для энергоснабжения предприятий агропромышленного комплекса, фермеров, села. Но в настоящее время федеральный закон об использовании возобновляемых источников энергии еще не принят. Это создает существенные трудности для использования этих видов энергии как для производителей этих видов энергии, так и для потребителей. В решении проблемы энергосбережения большую роль играет и участие государства. Роль государства не должна сводиться только к проблеме финансирования. В Федеральном законе "Об энергосбережении" нет определения государственного регулирования энергосбережения, зато дано понятие энергосберегающей политики государства, что, думается, в данном случае является идентичным понятием. Энергосберегающей политике государства в Федеральном законе "Об энергосбережении" дано такое определение - это "правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения". Из данного определения следует, что государство регулирует деятельность в сфере энергосбережения путем правового, организационного и финансово-экономического воздействия. Финансово-экономическое регулирование государства в области энергосбережения состоит в: - создании побуждающих механизмов стимулирования и благоприятных условий для внедрения энергосберегающих мероприятий предприятиями и их поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Сюда относятся финансовые, экономические, налоговые и иные льготы и поощрения физическим и юридическим лицам, разрабатывающим, применяющим мероприятия по снижению потребления энергоресурсов, разработке и внедрению энергосберегающих технологий; льготное кредитование банками инновационных проектов в области энергосбережения; - создании системы штрафных санкций за нерациональное, неэффективное потребление топливно-энергетических ресурсов. Организационное государственное регулирование в области энергосбережения строится на создании системы органов управления энергосбережением. Все функции контроля и надзора за эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в России согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1998 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" поручены органам Госэнергонадзора. Этим же органам поручено проведение энергетических обследований предприятий. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования потребителями топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, природного и попутного газов, твердого и жидкого топлива), проверки состояния и эффективности работы оборудования, потребляющего энергоресурсы, состояния учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, правильности разработки и использования нормативов и тарифов потребляемых энергетических ресурсов, выявления фактов расточительства и непроизводительных расходов, определения возможностей снижения затрат на топливо - и энергообеспечение. Правовое государственное регулирование энергосбережения выражается в закреплении в правовых актах: - основополагающих понятий, таких, как энергосбережение, эффективное использование энергетических ресурсов, рациональное энергопотребление и т. д.; - роли государства в решении проблемы энергосбережения; - основных направлений реализации энергосбережения; - системы органов управления энергосбережением; - методов стимулирования, поощрения и наказания. Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы применения финансово-экономических механизмов, стандартов и сертификации, обязательность проведения на предприятиях энергетических обследований для оценки использования топливно-энергетических ресурсов и др. В Федеральном законе N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определены принципы государственного регулирования тарифов. Во исполнение вышеуказанного Закона начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, которые призваны жестко решать задачи государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. Государственное регулирование тарифов на потребляемую энергию должно быть объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым. При этом регулирование экономических отношений между производителями и потребителями энергии должно осуществляться путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики. Руководители всех уровней должны знать перспективу повышения тарифов для построения энергосберегающих планов предприятий. Услуги по передаче энергии относятся к сфере естественных монополий. Так как к естественным монополиям неприменимы рыночные механизмы регулирования (конкуренция), они подлежат государственному регулированию, в задачи которого входят: ценовое регулирование; определение потребителей, обслуживаемых естественными монополиями в обязательном порядке; установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на товарном рынке; государственный контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые могут ущемить права потребителей. Сбалансированные тарифы должны обеспечить предотвращение монопольного завышения стоимости потребленной энергии; включение механизмов энергосбережения и противозатратных механизмов при регулировании тарифов. В настоящее время причина малой эффективности действующей тарифной политики заключается в недостаточной разработке механизма реализации существующей законодательной базы. Кроме того, на сегодняшний день отработана только одна сторона оперативной деятельности государственных органов регулирования - прием распределения тарифов на электрическую энергию по группам потребителей. Но не отработаны целевые и адресные стороны этой деятельности. Целевое и адресное установление тарифов для крупных и энергоемких предприятий должно опираться на определенный Правительством РФ перечень таких предприятий. Решение данных задач, по мнению Ю. В. Сахарнова, должно способствовать: "установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, соответствующих реальным затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной потребительской ценности. Такие тарифы обеспечивают действительно стимулы к энергосбережению как у потребителя, так и у продавца (производителя) энергии. Кроме того, появится возможность финансировать программы по энергосбережению за счет тарифной составляющей как оптового, так и региональных энергорынков. Также это должно способствовать созданию механизма стимулирования энергоэффективности в отраслях промышленности путем разработки комплекса экономических, организационных и административных мер, обеспечивающих дальнейшее выявление резервов роста их реализации" <*>. -------------------------------- <*> Сахарнов В. Ю. Роль государственных органов регулирования в тарифной политике, создающей условия, стимулирующие энергосбережение. Форум: Стратегическое партнерство государственных структур и общественных, неправительственных, межрегиональных организаций в формировании и реализации политики энергосбережения. Москва, 26 октября 1999 г. Интернет www. mtu-net. ru

К настоящему времени в основном сформировано правовое и методическое поле в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, однако остаются нерешенными многие важные проблемы ценовой политики: не созданы экономические стимулы для использования энергосберегающих технологий; государственное регулирование тарифов до сих пор не смогло перейти от принципа формирования инвестиций за счет тарифов (т. е. за счет потребителей) к формированию их за счет привлечения заемного капитала. Федеральной программой "Энергосбережение России" на 1998 - 2005 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.1998, предусмотрены этапы реализации энергосберегающей политики государства. При этом на первом этапе в 1998 - 2000 годы предусматривалось: 1) Разработка и принятие субъектами РФ законодательных актов, направленных на регулирование отношений в регионах России в сфере производства и услуг, рационального использования и экономного расходования топлива и энергии с учетом требований Федерального закона "Об энергосбережении" и других нормативно-правовых документов. 2) Создание системы управления энергопотреблением и энергосбережением в регионах на основе децентрализации и антимонопольного законодательства и повышения роли регионов в энергосбережении. 3) Оказание финансовой поддержки энергосбережению со стороны государства за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных целевых средств, средств региональных фондов энергосбережения с целью инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих проектов и программ. 4) Организация работ по оснащению потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, а также средствами и оборудованием энергосберегающей электротехники. 5) Дальнейшее совершенствование системы цен на топливо и энергию с приведением внутренних цен в соответствие с затратами на их производство и доставку потребителям и устранением несоответствия с ценами на основную промышленную продукцию. 6) Дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный газ для потребителей с консолидацией на этой основе части средств, необходимых для финансирования энергосбережения в регионах в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об энергосбережении". При этом в области энергосбережения федеральные органы формируют главным образом нормативно-правовую базу и осуществляют координацию работ по межотраслевым и межрегиональным проблемам энергосбережения. Особо подчеркивается, что именно в регионах на местах должны быть сосредоточены основные условия по повышению эффективности использования топлива и энергии и энергосбережению. Хотя Федеральный закон "Об энергосбережении" был принят в 1996 году, до сих пор не разработаны нормативные акты, устанавливающие налоговые, кредитные и т. д. льготы для предприятий, применяющих энергосберегающие технологии и меры по энергосбережению. Но, как верно считает профессор Тихомиров Ю. А., "эффективность использования государственно-правовых способов регулирования экономики и других сфер достигается при соблюдении следующих условий: - обоснованный выбор их с учетом специфики тех или иных объектов воздействия; - использование способов регулирования на основе анализа оценки динамики объектов; - гибкое сочетание методов, не допускающее чрезмерной оценки предприятий; - применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственности; - согласование способов внутреннего и международного регулирования, когда последние признаны официально в установленном порядке; - тщательная регламентация методов государственного регулирования в специальных актах либо их разделах. Имеются в виду точные нормы - дефиниции, круг уполномоченных органов (должностных лиц), виды представляемых документов, права граждан и юридических лиц, порядок принятия решений и их обжалования, ведение реестра и пользование им" <*>. -------------------------------- <*> Тихомиров Ю. А. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. N 5.

Из вышеуказанного следует, что энгергосберегающая политика должна охватить весь комплекс мер по совершенствованию энергопотребления как в части сокращения энергоемкости производства, так и в отношении изменения структуры энергопотребления. Особо следует обратить внимание на объект государственного регулирования в сфере энергосбережения. Объектом государственного регулирования, согласно Федеральному закону "Об энергосбережении", являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на: эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении; осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов; создание и использование энергоэффективных технологий, топливно-энергетического и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением; обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов. Федеральным законом "Об энергосбережении" определены принципы энергосберегающей политики государства. Среди них выделены: 1. Приоритет эффективного использования энергетических ресурсов. 2. Осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов. 3. Включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей их эффективности. 4. Сертификация топливно-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов. 5. Сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов. 6. Заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов. Обращает на себя внимание принцип сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов. Данный принцип звучит очень по-новому, в духе рыночной экономики, но что имеется в виду под этим принципом - то ли обоснованность тарифов на энергетические ресурсы или, может быть, какие-то льготы поставщиков энергоресурсов для предприятий-потребителей, применяющих энергосберегающие технологии, - неясно. А принцип заинтересованности юридических лиц - поставщиков и производителей энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов наводит на воспоминание о лимитировании энергопотребления. В настоящее время действительно принят ряд постановлений Правительства РФ о лимитировании. Но там лимит устанавливается путем определения в стоимостном и натуральном выражении энергоресурсов, которые оплачиваются для бюджетных организаций со счетов казначейства. При потреблении бюджетной организацией энергоресурсов сверх установленных лимитов данная организация оплачивает их со своих счетов. При этом если раньше энергоресурсы, потребленные сверх лимита, оплачивались по повышенному тарифу, то теперь цена на энергоресурсы не меняется. Данные два принципа сейчас практически не раскрыты и не работают, чего нельзя сказать о государственном надзоре и стандартизации. Думается, для того чтобы проблема энергосбережения была решена, необходимо: - принять федеральные законы, предусматривающие финансовые, экономические и налоговые льготы и иные поощрения предприятиям и физическим лицам, производящим продукцию, разрабатывающим и осуществляющим мероприятия по снижению энергозатрат, разработке и внедрению энергосберегающих технологий; - ежегодно предусматривать в федеральном бюджете средства на разработку приоритетных региональных научно-технических проектов в области энергосбережения; - разработать механизм первоочередного финансирования работ в области энергосбережения и использования нетрадиционных и альтернативных источников энергии; - разработать и принять федеральный закон об использовании альтернативных и нетрадиционных источников энергии; - с помощью средств массовой информации организовать широкую рекламно-пропагандистскую деятельность по внедрению энергосбережения. Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Можно с определенной степенью уверенности констатировать, что основополагающая нормативно-правовая база энергосбережения в России в настоящее время создана, но она сегодня полностью не востребована. Как считает заместитель руководителя департамента Госэнергонадзора и энергосбережения Минтопэнерго России, причин в данном случае несколько. Это "общеизвестные, однако есть такие, которые были порождены в результате поиска компромиссов, - это обтекаемость большинства формулировок правовых актов и в первую очередь Федерального закона "Об энергосбережении". Отсутствие правовых актов прямого действия вызывает необходимость создания ряда подзаконных документов в виде инструкций, положений, правил, методик и т. д. "Расшифровка" только действующего Федерального закона "Об энергосбережении" требует, по мнению специалистов, более 100 подзаконных актов" <*>. -------------------------------- <*> Ливинский А. П. Возможности действующей нормативно-правовой базы для организации энергосбережения как бизнеса в энергопроизводящих компаниях и у потребителей. Интернет-сайт http: // vipkenergo. narod. ru

Думается, что частично компенсировать эти "недостающие законодательства" возможно через региональное законодательство, которое в настоящее время значительно продвинулось в сторону мер практического энергосбережения. 22 субъекта Российской Федерации приняли законы об энергосбережении, в 34-х работа продолжается. В 42-х субъектах Российской Федерации действуют соответствующие постановления. Реализуются более 20 региональных программ энергосбережения. Наиболее интенсивно работы по энергосбережению развиваются в Москве, Нижегородской, Челябинской, Тульской, Томской, Саратовской Костромской, Свердловской, Московской и Белгородской областях, в Республике Карелия и ряде других регионов. Одиннадцать субъектов Российской Федерации поддерживают энергосберегающие программы средствами областных бюджетов. В четырех регионах их администрации ввели налоговые льготы, стимулирующие инвестирование энергосбережения <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Но большинство из положений Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" в части, касающейся льгот, дифференциации тарифов, энергосберегающей составляющей региональных тарифов и т. д., сегодня не работают. Многие регионы самостоятельно пытаются решить эти вопросы, но без федеральной нормативно-правовой базы попытки регионов могут быть безуспешными.

Название документа