Договор энергоснабжения

(Егиазаров В. А., Игнатюк Н. А., Полупанов М. И.)

("Право и экономика", N 7, 2001)

Текст документа

ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

В. А. ЕГИАЗАРОВ, Н. А. ИГНАТЮК, М. И. ПОЛУПАНОВ

Егиазаров Владимир Абрамович

Доктор юридических наук, профессор. Специалист по гражданскому праву.

Родился 16 октября 1936 г. в г. Баку. В 1965 г. окончил Азербайджанский госуниверситет им. С. М. Кирова. В начале своей карьеры работал государственным арбитром Азербайджанской ССР, затем старшим консультантом Госарбитража РФ, м. н.с., с. н.с., ныне - главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Участвовал в работе над всеми законопроектами, касающимися экономической реформы в СССР в период 1980 - 1990 гг., над проектом Конституции СССР 1977 г.

Автор трудов: "Совершенствование законодательства о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении", 1984; "Арбитражная практика и транспортное законодательство", 1984; "Гражданско - правовые сделки", 1995; "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая", 1995.

Игнатюк Наталия Александровна

Кандидат юридических наук. Специалист по административному и финансовому праву.

Родилась в 1960 г. В 1990 г. окончила Кемеровский государственный университет. С 1996 г. по настоящее время работает в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, старший научный сотрудник.

Автор ряда статей и монографий по административному и финансовому праву. Автор и составитель реестров: предметов ведения и компетенции органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Вопросы поставки электрической энергии регулируются нормами § 6 "Энергоснабжение" гл. 30 "Купля - продажа" части второй ГК РФ, Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 11 февраля 1999 г. N 33-ФЗ), а также принятыми на их основе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами Федеральной энергетической комиссии РФ. К отношениям, возникающим в связи с заключением договоров энергоснабжения, применяются также нормы подраздела 2 "Общие положения о договоре" раздела III части первой ГК РФ, правила о дву - и многосторонних сделках гл. 9 части первой ГК РФ, соответствующие положения статей 426 и 445 части первой ГК РФ, а к обязательствам, возникшим из договора, - правила ст. 307 - 419, если иное специально не оговорено в ГК РФ.

При регулировании вопросов поставки электрической энергии в предусмотренных законом случаях должны учитываться также нормы ст. 4 и 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ст. 4 - 6, 11, 22 - 24, 27, 29 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 3-ФЗ) и др.

Может ли потребитель на основании заключенных договоров одновременно получать электрическую энергию от двух электроснабжающих организаций через одну (общую) присоединенную сеть?

Вправе ли поставщик и потребитель электроэнергии заключить договор поставки электрической энергии (энергоснабжения) при отсутствии собственных присоединенных оборудованных электрических сетей? Не будет ли такой договор противоречить п. 2 ст. 539 части второй ГК РФ?

1. Согласно п. 1 ст. 539 части второй ГК РФ договор энергоснабжения представляет собой соглашение, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 и 4 ст. 421 части первой ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными нормативными правовыми актами. Пунктом 1 ст. 422 части первой ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент заключения договора.

В этом смысле следует иметь в виду, что п. 2 ст. 539 части второй ГК РФ установлено ограничение для договоров энергоснабжения, согласно которому они могут заключаться сторонами только при наличии у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребляемой энергии. Других ограничений для заключения таких договоров, которые носили бы общеобязательный характер, действующее законодательство Российской Федерации не содержит.

Таким образом, потребитель энергии (абонент), руководствуясь принципом свободы договора (ст. 421 части первой ГК РФ), вправе самостоятельно выбирать контрагента по обязательству (энергоснабжающую организацию) и по договоренности с поставщиком определять режим подачи энергии и другие условия договора. Энергоснабжающая же организация такой свободой не наделена. Во-первых, в силу п. 1 ст. 426 части первой ГК РФ она обязана осуществлять поставку электрической энергии в отношении каждого, кто к ней обратится, будучи "не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами". А во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 426 части первой ГК РФ при необоснованном уклонении энергоснабжающей коммерческой организации от заключения договора она в указанных в законе случаях в силу ст. 445 части первой ГК РФ может быть понуждена к заключению договора в обязательном порядке. В случае необоснованного отказа энергоснабжающей организации от заключения договора на поставку энергии ее потребитель (абонент) вправе обратиться за защитой своих прав в суд, а также в антимонопольный орган и/или в органы, осуществляющие контроль за деятельностью субъектов естественных монополий.

В силу положений ст. 421, 426 части первой и ст. 539 части второй ГК РФ основаниями для отказа энергоснабжающей организации от заключения договора на поставку электрической энергии являются: отсутствие возможности подать энергию через присоединенную сеть ввиду отсутствия у потребителя отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 539); отсутствие у потребителя отвечающего установленным требованиям необходимого оборудования, в том числе средств учета потребляемой энергии (п. 2 ст. 539). При этом закон не содержит обязательного требования, чтобы названные сеть и оборудование принадлежали на правах собственности именно абоненту или энергоснабжающей организации - фактическому поставщику энергии.

Других оснований для отказа энергоснабжающей организации от заключения договора на поставку энергии, например в зависимости от наличия у потребителя или поставщика аналогичных договоров, заключенных с другими субъектами, наличия или отсутствия у потребителя по каждому договору отдельных групп энергопринимающих устройств или присоединительных электрических сетей и т. п., в законодательных актах не установлено.

2. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической и тепловой энергии рассматриваются как сфера деятельности субъектов естественных монополий. Согласно ст. 8 этого Закона "субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары".

Статьей 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещены действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него, создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам, установление монопольно высоких (низких) цен, необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара и т. п.

В соответствии со ст. 11 - 12 этого Закона в целях предупреждения, ограничения или пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции федеральный антимонопольный орган вправе дать хозяйствующему субъекту, в том числе субъекту естественной монополии, обязательное предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, устранения последствий такого нарушения, а также о заключении соответствующего договора с другим хозяйствующим субъектом. В случаях, когда потребитель услуг субъекта естественной монополии подлежит обязательному обслуживанию этим субъектом, органы регулирования естественных монополий также вправе направлять субъекту естественной монополии обязательные предписания, в том числе и о заключении договора о предоставлении предусмотренных услуг.

В этих случаях за неисполнение обязательного предписания органы регулирования естественных монополий вправе применять к виновным предусмотренные названными законами санкции, а в необходимых случаях обращаться в суд с иском, в том числе и о понуждении к заключению договора.

3. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) рынке электрической энергии (мощности)" для коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) утверждены Основные принципы функционирования и развития названного рынка (действуют в ред. Постановления Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. N 1358), в соответствии с которыми поставка электрической энергии (мощности) на федеральный (общероссийский) рынок электрической энергии (мощности) и получение ее с указанного оптового рынка осуществляется на основании договоров субъектов оптового рынка с Российским акционерным обществом "ЕЭС России" или уполномоченной им организацией, заключенных в установленном порядке, а тарифы на электрическую энергию (мощность) и размер платы за услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) рынке электрической энергии (мощности), устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов осуществляется Федеральной энергетической комиссией РФ и региональными энергетическими комиссиями в соответствии с их полномочиями. Федеральная энергетическая комиссия, в частности, устанавливает по представлению региональных энергетических комиссий предельные размеры платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов РФ, и осуществляет контроль за размером платы за указанные услуги.

Следовательно, можно сделать вывод, что производители и потребители электрической энергии, не входящие в число субъектов Федерального (общероссийского) рынка электрической энергии (мощности), вправе самостоятельно заключать договоры как с одной, так и с несколькими энергоснабжающими организациями и получать от них электрическую энергию через одну (общую) присоединенную сеть. Тарифы на соответствующие услуги должны устанавливаться Федеральной или региональными энергетическими комиссиями в соответствии с их полномочиями. Субъекты естественных монополий не вправе препятствовать реализации такого права и при наличии соответствующих реальных возможностей отказываться от заключения соответствующих договоров.

4. Пункт 2 ст. 539 части второй ГК РФ не содержит обязательных требований, согласно которым у абонента, потребляющего электроэнергию, должны быть собственные электропроводящая сеть и отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, а также другое необходимое оборудование и оборудование, обеспечивающее учет потребляемой энергии.

Также не содержится в этой статье и в других нормах действующего законодательства требование, согласно которому энергопринимающие устройства должны были быть присоединены именно к электрической сети энергоснабжающей организации, выступающей фактическим поставщиком электрической энергии (мощности), или были бы на ее балансе.

Из этого вытекает, что энергоснабжающая организация при наличии соответствующего договора вправе осуществлять электроснабжение при наличии собственных сетей и оборудования, отвечающего установленным техническим требованиям, а также по оборудованным в соответствии с названными требованиями сетям других хозяйствующих субъектов.

Следует также подчеркнуть, что положения п. 2 ст. 539 части второй ГК РФ необходимо рассматривать как ограничения, отражающие именно специфику купли - продажи товара "электрическая энергия" и связанных с этим обязанностей производителей данного товара по обеспечению потребителей топливно - энергетическими ресурсами. Без наличия соответствующих сетей и присоединенных к ним соответствующих установленным требованиям энергопринимающих устройств потребителей невозможны любые поставки электрической энергии и заключение в связи с этим соответствующих договоров.

Поэтому представляется вполне обоснованным вывод, согласно которому поставки электрической энергии от поставщика к потребителю вполне возможны по сетям, принадлежащим иным энергоснабжающим или энергопотребляющим организациям. Такой вывод соответствует требованиям действующего законодательства. Он подтверждается также и тем, что в ст. 11 - 12 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" прямо говорится о праве Федеральной и региональных энергетических комиссий устанавливать предельные размеры платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Методики расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии утверждены нормативными правовыми актами Федеральной энергетической комиссии РФ.

Из изложенного следует вывод, что передача электроэнергии по сетям и с использованием соответствующего техническим нормам оборудования, принадлежащего не субъектам договоров на поставку электрической энергии, не может быть признана основанием, препятствующим заключению таких договоров. Таким образом, поставщик и потребитель вправе заключить договор поставки электрической энергии (энергоснабжения) при отсутствии собственных оборудованных электрических сетей при условии, что у них будет право на законных основаниях использовать для этих целей сети и надлежащее оборудование, принадлежащие другим субъектам.

На практике, реализуя возможность заключения договора энергоснабжения или договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от энергоснабжающей организации (поставщика) к потребителю (абоненту) через присоединенные сети других организаций, следует определить порядок исполнения обязательств по подаче энергии и обязанности их субъектов. При этом следует иметь в виду, что как потребитель электрической энергии, так и ее поставщик могут привлекать организации, владеющие необходимыми для передачи энергии сетями и (или) соответствующим установленным требованиям оборудованием. Это может реализоваться в соответствующих дву - или многосторонних договорах, в которых одни субъекты принимают обязательства по поставке электрической энергии, а другие - по ее передаче по присоединенным сетям.

В случаях когда организации, по присоединенным сетям которых предполагается передача электрической энергии от поставщика к потребителю, являются субъектами естественных монополий и включены в соответствующий реестр по разделу "Услуги по передаче электрической энергии", такие организации не вправе отказаться от договора на услуги по передаче электрической энергии.

Сделанные выводы подтверждаются опубликованной судебной практикой. В частности, в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (статья 426) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию".

В Обзоре практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32), приведен конкретный пример разрешения спора о понуждении к заключению договора, когда коммерческая организация - собственник сетей отказалась заключить договор на передачу электрической энергии, ссылаясь на положения ст. 209 части первой ГК РФ. Арбитражный Суд не согласился с такими доводами, указав, что собственник вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, только если это не нарушает прав третьих лиц, и статья 10 ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Из изложенного можно сделать итоговый вывод, согласно которому действующее законодательство с учетом соблюдения отмеченных в настоящем заключении положений не содержит запрета на заключение договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и потребителем при отсутствии непосредственного присоединения электрических сетей, им принадлежащих. В связи с этим присоединение электроустановок абонента и поставщика электроэнергии может быть опосредованным - через сети иной энергоснабжающей (электросетевой) организации, которая в данном случае будет оказывать услуги по передаче электроэнергии.

Название документа