Против лома нет приема

(Редакционный материал)

("Обозрение: судебные новости", 2001, N 1)

Текст документа

ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА

Судебные инстанции признали незаконной попытку Приморской Думы ввести своим актом санкции, направленные на контроль за сбором и сдачей лома цветных металлов. Однако в Приморье считают, что судебную процедуру, хотя бы решение и соответствовало закону формально, инициировали структуры, которые заняты здесь незаконным экспортом лома.

Хищение лома черных и цветных металлов в Приморье приобретает размеры стихийного бедствия. На территории края появляется все больше фирм и приемных пунктов, в которые предприимчивые граждане несут "отходы" этого товара, а таковыми становятся не только мелкие бытовые принадлежности, электрокабель и телефоны-автоматы. Не так давно на лом "ушел" памятник Ленину в г. Лесозаводске. Чуть было не отправились в переплавку боевой снаряд и 11 артиллерийских взрывателей, похищенных на военном арсенале г. Владивостока. Несколько матросов во главе с командиром погибли в списанной атомной подводной лодке, - не в бою, а на промысле все того же цветного металла.

Многочисленные обращения к властям и законодателям руководителей мирных и оборонных предприятий, правоохранительных органов, таможенных служб подвигли думу Приморья на принятие Закона "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае". Надо сказать, что принятый думой нормативный акт довольно скоро "возымел действие": резко сократилось количество фирм, занимающихся бизнесом, связанным с металлом, ужесточились условия выдачи лицензий на подобную деятельность, появились штрафные санкции и права, давшие возможность органам милиции, ГИБДД и таможне влиять на криминогенную ситуацию в крае.

Но коммерсанты, отлученные от дел, в том числе и сами нарушители, обратились в прокуратуру, и принятый Закон отправился по судебным инстанциям. Краевой суд отменил этот нормативный акт по протесту прокурора края, но думцы обжаловали решение в Верховный Суд РФ, и дело возвратилось на новое рассмотрение. Повторное заседание суда не закончилось в пользу принятого Закона, однако судебный вердикт по протесту прокурора вновь отправился в Москву.

По мнению прокуратуры, ряд статей приморского Закона принято с превышением полномочий законодательного органа субъекта Федерации. В частности, - статьи, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области утилизации, складирования и перемещения цветных и черных металлов. Кроме того, был введен новый вид взыскания - аннулирование лицензии и изъятие предмета незаконной деятельности. Между тем, такая ответственность, полагает прокурор, а также иные формы взысканий могут быть применены лишь в случаях и размерах, обозначенных ст. 6 КоАП РСФСР и другими федеральными законами.

Суд края, принимая решение, изложил свои доводы, касающиеся обстоятельств дела. Согласно Конституции РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76) административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении и при отсутствии федерального закона субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Ст. 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" позволяет субъектам принимать собственные акты в области обращения с отходами (кроме радиоактивных), и хотя в этом же Законе имеется оговорка, что "административная ответственность может наступить только в соответствии с законодательством РФ", суд обратился к Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П, согласно которому отсутствие законодательного акта по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует законодательному органу власти субъекта Федерации принять собственный нормативный акт. На этом основании приморский суд сделал вывод, что перечень полномочий, представленных субъектам РФ, установленных ст. 6 КоАП РСФСР, нельзя считать исчерпывающим. Федеральное законодательство на данный момент не предусматривает ответственности за правонарушения в области обращения с черными и цветными металлами, поэтому Дума и приняла по этому вопросу собственный закон.

Спор о взаимоотношениях местного и федеральных законов окончательно разрешила судебная коллегия Верховного Суда РФ, которая рассмотрела кассационный протест прокурора края, отменила решение приморцев и прекратила производство по делу в связи с его неподведомственностью судам общей юрисдикции (п. п. "а", "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР).

Коллегия также напомнила о том, что согласно ст. 71 Конституции РФ проблемы, которые попытались разрешить местные законотворцы, находятся в ведении Российской Федерации. По ним уже приняты и действуют федеральные акты - КоАП РСФСР и ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления".

Итак, на уровне судебных инстанций все пришло в соответствие. Однако пока "действуют" вышеупомянутые законы центра, на местах действует и процветает подпольный металлобизнес. Вот как отражает сегодня эту ситуацию сводка таможни приморского г. Уссурийска: "... с начала нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого - экспорт лома черных металлов в Китай увеличился на 176%, "нержавейки" - на 169%, алюминия - на 222%...".

Агентство судебной информации

Название документа