О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией - перевозчиком

(Залесский В. В.) ("Право и экономика", N 9, 2000) Текст документа

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАССАЖИРА В ОТНОШЕНИЯХ С ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - ПЕРЕВОЗЧИКОМ

В. В. ЗАЛЕССКИЙ

Залесский Виктор Васильевич Доктор юридических наук, профессор. Специалист по гражданскому праву России, Болгарии, Польши (юридические лица и право собственности, правовое регулирование перевозок). Родился 6 ноября 1925 г. в Москве. В 1949 г. окончил МЮИ. В 1952 - 1972 гг. - доцент кафедры гражданского права ВЮЗИ; 1972 - 1975 гг. - с. н.с. ВНИИСЗ, с 1975 г. по настоящее время - заведующий отделом гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Соавтор ряда учебников по гражданскому праву: 1955; 1959; 1965; 1996. Автор книги "Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе", 1992. Научный редактор книги "Германское гражданское уложение", 1996. Автор переводов на русский язык: с польского - В. Варкалло "Об ответственности по гражданскому праву", 1978; с немецкого - "Гражданский процесс в ГДР" (в кн. "Гражданский процесс в социалистических странах - членах СЭВ", 1978).

С определением и осуществлением прав и обязанностей сторон договора перевозки пассажиров различными видами транспорта общего пользования связан обширный комплекс вопросов. В настоящей статье речь пойдет о положении отдельно взятого пассажира во взаимоотношениях с противостоящим ему транспортным "монстром". Трудно говорить о подлинном юридическом равноправии в отношениях монополиста и гражданина, заключающего договор об использовании услуг, предоставляемых этим монополистом. Интересы гражданина призвана защищать система правовых норм, созданных государством в целях достижения юридического равновесия экономически мощных транспортных предприятий и граждан в качестве их контрагентов по договорам перевозки.

Договор перевозки пассажира

В соответствии со ст. 786 ГК РФ перевозка пассажира и его багажа производится на основании и во исполнение договора перевозки, заключенного между пассажиром и перевозчиком. Договор перевозки пассажира определяется как возмездный в связи с возложением на пассажира обязанности оплатить его доставку в пункт назначения. Пассажиры являются потребителями услуг, предоставляемых перевозчиками (главным образом транспортными предприятиями). Заниматься перевозкой пассажиров вправе транспортные предприятия, получившие соответствующее разрешение - лицензию. Требование лицензирования относится к коммерческим организациям, выполняющим перевозки транспортом общего пользования. Ведомства, осуществляющие перевозки своих работников собственным транспортом, также должны иметь необходимое разрешение. По статье 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором (ст. 426 ГК РФ): транспортная коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина. Из этого следует, что еще до заключения конкретного договора перевозки пассажира транспортное предприятие уже несет определенные обязанности перед потенциальными пассажирами. Предприятие должно: - обеспечить всем потенциальным пассажирам равные условия будущего договора перевозки; - создать минимально необходимую материальную базу для приобретения пассажирского билета (касса, эффективно действующая система распространения билетов, а на городском транспорте - кондуктор или определенные приспособления, позволяющие зафиксировать факт вступления пассажира в правоотношение по перевозке); - сформировать систему информационного обеспечения, с тем чтобы каждое заинтересованное лицо могло получить исчерпывающие сведения о запланированной поездке. Ненадлежащее выполнение указанных "преддоговорных" обязанностей может повлечь негативные последствия как для пассажира, так и для транспортного предприятия - перевозчика. Договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования относится также к категории договоров присоединения (см. ст. 428 ГК РФ). Условия такого договора определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут приниматься другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Суть договора присоединения заключается в том, что организация (возможно, индивидуальный предприниматель) как одна из сторон договора осуществляет деятельность, призванную удовлетворять потребности неопределенного круга лиц, любого лица, пожелавшего воспользоваться ее услугами. Однако вступать в индивидуальные переговоры с каждым пожелавшим воспользоваться услугами, в том числе транспортными, не представляется возможным. Поэтому согласно п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Пассажирский билет и багажная квитанция содержат минимально необходимые условия договора перевозки. Детально условия договора разрабатываются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, и доводятся до всеобщего сведения в виде опубликованных правил перевозки. Степень свободы гражданина при заключении договора перевозки с коммерческой транспортной организацией практически равна нулю: он выбирает перевозчика, пункт назначения и условия перевозки из числа предлагаемых перевозчиком. Заключив договор перевозки, пассажир присоединяется к предложению перевозчика, подчиняясь установленным перевозчиком правилам.

Общие условия перевозки

В соответствии со ст. 5 Транспортного устава железных дорог (далее - ТУЖД) правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом на основании ТУЖД разрабатывает "федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта", т. е. Министерство путей сообщения РФ, с участием "федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте". Тем не менее 11 марта 1999 г. Правительство РФ утвердило Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, которые не отменяют правил перевозки пассажиров, утвержденных МПС России. Правительство РФ исходило из того, что пассажир - сторона договора перевозки - является потребителем услуг железнодорожного транспорта, поэтому Правила разработаны в соответствии не только с ТУЖД, но и с Законом РФ "О защите прав потребителей", о чем сказано в п. 1 Правил. Согласно ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики обязаны соблюдать "общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами". Кроме того, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Статья 5 Кодекса торгового мореплавания РФ предоставляет федеральному органу исполнительной власти в области транспорта (Министерству транспорта РФ) право издавать в пределах своей компетенции правила, инструкции и иные акты, где содержатся нормы права, регулирующие отношения, которые возникают из торгового мореплавания, в том числе и при перевозке пассажиров.

Основные обязанности перевозчика

Главная цель договора перевозки пассажира - перемещение пассажира из пункта отправления в пункт назначения. Перевозка пассажиров коммерческими транспортными организациями не ограничивается перемещением пассажира из пункта А в пункт Б - она сопровождается оказанием пассажиру комплекса сопутствующих услуг. Перечень и характер услуг заранее определены ведомственными правилами перевозки пассажиров, а их оплата включается в цену билета. Таким образом, перевозка сочетается с оказанием услуг, а договор перевозки сопрягается с договором возмездного оказания услуг, хотя в соответствии с п. 2 ст. 779 ГК РФ правила гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг" не распространяются на услуги перевозчика, оказываемые согласно гл. 40 ГК РФ, которая посвящена договору перевозки. Обязанностью перевозчика следует считать также обеспечение безопасных и комфортных условий перевозки. Предприятие транспорта общего пользования выступает с публичной офертой своих услуг. В зависимости от технических особенностей средств транспорта пассажиру при заключении договора перевозки предоставляется возможность выбора того или иного комплекса услуг. Ведомственные нормативные акты МПС России и Минтранса России определяют услуги, предоставление которых включается в стоимость пассажирского билета. Утвержденные Правительством РФ Правила оказания услуг по перевозке пассажиров... на федеральном железнодорожном транспорте обязывают железную дорогу своевременно и достоверно информировать пассажиров об услугах, которые могут быть предоставлены перевозчиком. Пассажир должен быть снабжен информацией о времени отправления и прибытия поездов, о стоимости билетов в зависимости от класса поезда и вагона, о стоимости услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности и включенных в стоимость билета. Аналогичная обязанность возлагается и на транспортные предприятия других видов транспорта. Ведомственные правила перевозки пассажиров конкретизируют обязанность перевозчика по созданию комфортных условий перевозки. Так, пункт 3.15 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 16 января 1985 г., указывает, что в аэропортах пассажирам предоставляется комплекс необходимых услуг: залы ожидания, залы регистрации, камеры хранения, рестораны, буфеты, торговые киоски и т. д. Перечень такого рода услуг вовсе не означает, что пассажир имеет право требовать их предоставления, а перевозчик несет перед ним ответственность за отсутствие этих услуг. Их правовая природа - скорее из области внутренних отношений на транспорте и - в каких-то случаях - из области административных правоотношений (например, в случае отсутствия в аэропорту туалета или нерабочего состояния последнего). Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату. При намерении осуществить перевозку железнодорожным транспортом потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности. Приобретая билет в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги. Комплекс услуг и порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяет МПС России. Это же предусмотрено п. 3.19 Правил МГА СССР от 16 января 1985 г.: перевозка пассажиров производится по увеличенному тарифу за повышенные комфорт и обслуживание на борту воздушного судна (увеличенная площадь салона на одно пассажирское место и особый рацион питания в полете). Комплекс дополнительных услуг, предоставляемых транспортным предприятием, с пассажиром не обсуждается - транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (МПС России, Минтранс России и т. п.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств - вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства - и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг. На федеральном железнодорожном транспорте, например, введена сертификация услуг, предоставляемых пассажирам. Приказом министра путей сообщения РФ от 27 декабря 1999 г. утверждены и введены в действие с 1 июля 2000 г. Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте <*>. Сертификация услуг должна, в частности, соответствовать Закону РФ "О защите прав потребителей". Сертификации подлежат услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожных вокзалах до отправления поезда, услуги по перевозке пассажиров, услуги в пути следования поезда и услуги, предоставляемые пассажирам по прибытии поезда к месту назначения. Следует считать, что сертификация услуг означает принятие на себя железнодорожным транспортом обязанности их предоставления лицу, приобретшему билет и тем самым заключившему договор перевозки. -------------------------------- <*> Российская газета. 2000. 7 июня.

Требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир.

Ответственность перевозчика за нарушение договора перевозки

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой - пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим ГК РФ, транспортные уставы и кодексы, предоставляя перевозчику право устанавливать условия договора перевозки, защищают интересы и пассажира - потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав. К сожалению, транспортные предприятия в ряде случаев пытаются использовать экономическое превосходство для максимального ограничения своей ответственности перед пассажирами за нарушения договора перевозки. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ). Пределы ответственности морского перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определены ст. 190 Кодекса торгового мореплавания РФ, но соглашением сторон могут быть установлены более высокие пределы ответственности перевозчика (ст. 191). Аналогичное правило содержится в ст. 117 Воздушного кодекса РФ. Проблеме ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, было посвящено значительное число исследований, поэтому в настоящей статье будут затронуты лишь вопросы ответственности за задержку отправления транспортного средства и просрочку в доставке пассажира в пункт назначения. Одной из существенных обязанностей перевозчика по договору перевозки пассажира является доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Коль скоро речь идет о перевозке пассажиров транспортом общего пользования, сроки доставки воздушным транспортом определяются установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок (ст. 103 Воздушного кодекса РФ), а железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписаниям (ст. 86 ТУЖД). Соблюдение установленных сроков доставки пассажиров важно для пассажира любого вида транспорта, но особенно транспорта воздушного. Каждому понятно, что опоздание на важные деловые переговоры может обернуться серьезными убытками для предпринимателя, а, скажем, опоздание на похороны родственника причинит моральный вред. Поэтому как для пассажира, так и для перевозчика важно четкое регулирование оснований и размера ответственности за просрочку в доставке пассажира в пункт назначения. Сложившиеся с советских времен абсолютной монополии транспортных ведомств представления о первичности государственных интересов в сфере эксплуатации транспортных средств до сих пор определяют отношение к пассажирам как к бесправному источнику доходов предприятия. Об этом свидетельствует, в частности, практика "Аэрофлота". Каждый, кто пользовался "ненавязчивым" сервисом "Аэрофлота", может по достоинству оценить услуги, предоставляемые этой компанией. Созданный как монопольное государственное предприятие, "Аэрофлот" до настоящего времени ведет себя соответственно статусу, приобретенному в советские времена. До сих пор на обороте пассажирского билета печатаются выдержки из Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 16 января 1985 г. В соответствии с этими Правилами "Аэрофлот" практически не отвечает перед пассажирами за нарушение своей обязанности доставить пассажира в пункт назначения в срок, предусмотренный им же утвержденными правилами. Как ни странно, в указанных Правилах обязанность доставить пассажира в срок даже не упомянута, хотя в отношении перевозки груза в п. 5.9.1 предусмотрено следующее: "Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок". Такие же по существу положения содержатся в утвержденных Приказом МГА СССР от 3 января 1986 г. N 1/И Правилах международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов: "...время отправления и прибытия, указанное в билете или в других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки... Расписание может быть изменено без предупреждения". В п. 9 помещенных на обороте авиабилета условий договора международной воздушной перевозки пассажира воспроизведены указанные формулировки. Нет оснований считать такие условия имеющими силу, так как в ст. 16 Закона о защите прав потребителей указано: "Условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными". Сроки доставки пассажиров определяются расписанием движения самолетов. Продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием. Но, судя по записи, имеющейся в п. 2.3.1 Правил, "перевозчик в установленном МГА порядке имеет право вносить изменения в расписание без предварительного предупреждения пассажиров и отправителей". Пассажир должен быть перевезен "на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете" (ст. 103 Воздушного кодекса РФ). Внесение изменений в расписание означает одностороннее изменение существенного условия договора перевозки. Однако в соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ, другими законами или договором. Статья 107 Воздушного кодекса РФ предусматривает возможность одностороннего расторжения договора воздушной перевозки пассажира вследствие обстоятельств, связанных с поведением самого пассажира, но не предусматривает возможности одностороннего изменения договора по усмотрению перевозчика. Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения (ст. 795 ГК РФ). В этих случаях в соответствии с Гражданским кодексом перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами: железная дорога - в размере, предусмотренном ст. 130 ТУЖД, морской перевозчик - согласно ст. 196 Кодекса торгового мореплавания РФ, воздушно - транспортное предприятие - в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ. Эти штрафы невелики по размеру; они не могут превышать 50% платы за перевозку на воздушном и морском транспорте и полного размера платы на железнодорожном транспорте в зависимости от длительности просрочки. Пассажир выступает как потребитель услуг транспорта, и поэтому его отношения с транспортным предприятием регулируются не только транспортным законодательством, но и Законом о защите прав потребителей, который установил и другой вид ответственности предпринимателя за неисполнение обязательства, возникшего из договора с гражданином - потребителем. Согласно ст. 15 указанного Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Определение размера компенсации за причиненный моральный вред - физические и нравственные страдания - вопрос общий для любых случаев причинения морального вреда, неоднократно обсуждавшийся в литературе <*>. Транспортная организация осуществляет предпринимательскую деятельность. В связи с этим основания ее ответственности перед контрагентами определяются нормой п. 3 ст. 401 ГК РФ: "Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств". -------------------------------- <*> См., например: Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. - М., 1997. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Вопросы, касающиеся определения размера компенсации морального вреда, рассмотрены также в монографии А. М. Эрделевского "Компенсация морального вреда. Комментарий", включенной в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "БЕК", 2000. ------------------------------------------------------------------

Помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящие ее ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ст. 130 ТУЖД называют устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, предполагается транспортное средство, поданное под погрузку. Применительно к самолетам - посадка объявлена, самолет готов принять пассажиров, применительно к железнодорожному транспорту - поезд подан к перрону, объявлена посадка пассажиров. Ссылка воздушно - транспортного предприятия на то, что самолет не может быть подан к очередному рейсу в связи с задержкой в аэропорту отправления, не принимается во внимание, так как перевозчик должен выполнить свои обязательства перед пассажирами, предоставив другой самолет. Не могут быть приняты во внимание и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горючего для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземных служб аэропорта и т. п. Все эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут коммерческие транспортные организации. Ссылка ст. 795 ГК РФ на "иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика", ставит под сомнение общий тезис о безвиновной ответственности транспортной организации - предпринимателя по договору перевозки, в том числе за опоздание в подаче транспортного средства и просрочку в доставке пассажира. Представляется, что это указание закона следует трактовать ограничительно и оценивать "иные обстоятельства" в соответствии с категорией непреодолимой силы. Международные перевозки пассажиров подчиняются правилам, согласованным в международно - правовых актах. Применительно к воздушному транспорту, например, следует назвать Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, подписанную в Варшаве 12 октября 1929 г. и ратифицированную СССР в 1934 г. (Варшавская конвенция). Гватемальский протокол 1971 г., касающийся пассажирских перевозок, повысил предел ответственности перед пассажиром и установил, что она наступает независимо от вины воздушного перевозчика. Правда, Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1999 г. (принята в Монреале, но еще не вступила в силу) в ст. 19 указывает, что за вред, происшедший вследствие задержки при перевозке пассажиров, багажа или груза, перевозчик отвечает, если не докажет, что им, его служащими и агентами были приняты все возможные, разумно необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что у него не было возможности принять такие меры. Поэтому в связи с противоречивостью решений, предлагаемых Гватемальским протоколом и Монреальской конвенцией, следует руководствоваться действующей в России Варшавской конвенцией. В соответствии со ст. 19 Варшавской конвенции перевозчик несет ответственность за вред, происшедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажира. Конвенция не раскрывает понятие вреда. Следует полагать, что термин "вред" в данном контексте охватывает как имущественный, так и моральный вред. При этом всякая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности, является недействительной и не порождает никаких последствий (ст. 23 Варшавской конвенции). Таким образом, и в международных воздушных перевозках ответственность за просрочку в доставке пассажира не может быть снята с перевозчика ссылкой на условия, помещенные на обороте авиабилета, о праве перевозчика отменить рейс, изменить расписание без предупреждения пассажира. Нельзя считать, что пассажир добровольно соглашается с условиями договора перевозки, обозначенными в авиабилете. Он участвует в договоре присоединения, условия которого односторонне навязаны перевозчиком. Пассажир - сторона, присоединившаяся к договору, а согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ "присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушения обязательства либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора". Оценивая условия договора перевозки пассажира, установленные перевозчиком, следует также иметь в виду норму ст. 16 Закона о защите прав потребителей: условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законодательством, признаются недействительными. Включенные в авиабилет сведения о том, что время отправления и прибытия, указанное в билете, расписании или других документах, не гарантируется и не является условием договора перевозки, ущемляют права пассажира - потребителя по сравнению со ст. 792 ГК РФ и ст. 103 Воздушного кодекса РФ.

Защита прав пассажиров

Защита прав пассажиров осуществляется в судебном порядке с предоставлением заинтересованному лицу возможности выбора места предъявления иска. По общему правилу (ч. 3 ст. 119 ГПК РСФСР) иски к транспортным предприятиям - перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия. В области определения процессуального порядка деятельности судов по рассмотрению гражданских дел ГПК РСФСР является законом общего действия, его нормы подлежат применению независимо от субъектного состава гражданско - правового спора. Но специальными законами могут быть установлены иные правила, в частности при решении вопроса о территориальной подсудности. Для граждан - потребителей таким специальным законом стал Закон о защите прав потребителей, в котором п. 2 ст. 17 предусмотрена альтернативная подсудность по делам, связанным с защитой прав гражданина - потребителя, выступающего в роли истца: иски предъявляются в суд по месту жительства истца или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Следовательно, иск пассажира из договора перевозки может быть предъявлен по его желанию либо по месту нахождения управления транспортной организации, либо по месту жительства истца. Давая толкование п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, Верховный Суд РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъяснил, что поскольку по данной категории дел иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту причинения вреда, либо по месту нахождения ответчика, ни один из названных судов не вправе отказать в принятии искового заявления со ссылкой на п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР, т. е. в силу ст. 118 ГПК выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Однако из приведенных вполне справедливых рассуждений последовал необоснованный вывод относительно предъявления исков к перевозчикам из договоров перевозки пассажиров и багажа. Верховный Суд указал, что исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 119 ГПК РСФСР. Такой вывод представлялся более чем странным с учетом того обстоятельства, что другие случаи исключительной подсудности, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 119 ГПК РСФСР, значительно более оправданны применительно к предметам спора, каковыми могут быть земельные участки, другая недвижимость, наследственное имущество. Однако в 2000 г. Верховный Суд РФ изменил свою позицию по поводу подсудности исков пассажиров к транспортным организациям, указав в консультации, опубликованной в "Бюллетене Верховного Суда" N 1, что и по таким искам применяются правила об альтернативной подсудности. Правда, обоснование этого вывода не опирается на положение о приоритете нормы специального закона перед общим законом. Верховный Суд обратил внимание на формулировку ч. 3 ст. 119 ГПК РСФСР, где указано, что иски из договора перевозки предъявляются к транспортной организации, "к которой в установленном порядке была предъявлена претензия". Все дело в "установленном порядке" - обязательно ли предварительное предъявление претензии к транспортной организации или заинтересованное лицо может сразу же обращаться в суд с иском? Согласно ст. 136 ТУЖД до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с перевозкой пассажиров или багажа, к железной дороге может быть предъявлена претензия, в частности в случае задержки отправления или опоздания поезда. ТУЖД не определяет, должна ли такая претензия быть предъявлена железной дороге назначения или же адресата претензии определяет пассажир (при условии, что он вообще захочет предъявлять претензию до обращения в суд с иском). Таким образом, в ситуациях, связанных с железнодорожным транспортом, право выбора принадлежит пассажиру. Статья 124 Воздушного кодекса РФ устанавливает порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты. Предусматривается составление коммерческого акта по требованию пассажира, но только в том случае, если речь идет о вреде, причиненном багажу. Коммерческий акт об опоздании прибытия или задержке вылета самолета не составляется, и потому согласно п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ пассажир "предъявляет заявление" в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. Статья 124 Воздушного кодекса РФ указывает, где предъявлять заявление, но не определяет, кому. С учетом того, что аэропорты, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами, заявление, по-видимому, следует предъявлять представителю перевозчика. Практически подача заявления воздушному перевозчику в аэропорту отправления или в аэропорту прибытия представляется более чем проблематичной. Следует считать, что и применительно к воздушному транспорту решение о том, подавать или не подавать заявление перевозчику в связи с задержкой отправления или опозданием прибытия самолета до предъявления иска, принимает пассажир.

Название документа