Особенности принципов энергетического права

(Романова В. В.) ("Российская юстиция", 2013, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА

В. В. РОМАНОВА

Романова В. В., кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена особенностям принципов энергетического права.

Ключевые слова: гражданское право, энергетическое право.

The article is devoted to particularities of principles of the energy law.

На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Президент РФ В. В. Путин отметил, что "Россия является одной из ведущих энергетических держав мира. Мы располагаем значительными запасами энергоресурсов. Серьезными мощностями для их переработки и транспортировки. И наша задача - с умом использовать это богатство на благо граждан России, для развития экономики, социальной сферы, укрепления экспортного потенциала нашей страны" <1>. -------------------------------- <1> http://kremlin. ru/news/15912

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года выделены основные проблемы нефтяного комплекса, газовой промышленности, угольной промышленности, электроэнергетики, атомной энергетики, теплоснабжения, сформулированы цели развития энергетической отрасли и основные механизмы решения поставленных задач <2>. В целях создания благоприятной экономической среды предусматривается формирование правовой базы, направленной на эффективное экономическое регулирование в энергетическом секторе страны. -------------------------------- <2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

В этой связи хотелось бы отдельно остановиться на основных принципах энергетического права, которые на сегодняшний день закреплены в различных законодательных актах, регулирующих отношения в сфере энергетики. Рассматривая вопрос о принципах права, С. С. Алексеев верно отмечает, что принципы права - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни <3>. -------------------------------- <3> Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Проспект, 2011. С. 75.

В правовой литературе принципы энергетического права рассматриваются в трудах В. Ф. Яковлева, П. Г. Лахно, которые отмечают, что принципы являются основанием системы норм энергетического права, центральным понятием, стержневым началом всей системы энергетических законов <4>. -------------------------------- <4> Яковлев В. Ф., Лахно П. Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Под ред. П. Г. Лахно, русск. издание. М.: Юрист, 2011. С. 74.

А. П. Вершинин, выделяя общие принципы организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, а также основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, подчеркивает, что принципы государственного регулирования имеют особое системообразующее значение для применения отдельных мер государственного регулирования <5>. -------------------------------- <5> Вершинин А. П. Энергетическое право: Учебно-практический курс. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та; Издательство юридического факультета СПбГУ, 2007. С. 27.

Рассматривая принципы энергетического права, В. Ф. Яковлев, П. Г. Лахно определяют следующие: (1) гарантии обеспечения энергоснабжения, (2) централизованное принятие решений по основным вопросам государственного регулирования отношений в области энергетики, (3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее минерально-ресурсное обеспечение, (3) приоритетность энергетики в экономике страны и ее материально-ресурсном обеспечении, (4) защита и охрана окружающей среды, (5) предсказуемость государственной политики в области энергетики, (6) энергосбережение и рациональное, экономическое и эффективное использование энергии, (7) адекватность цены на энергоносители с затратами на их производство и реализацию, (8) сбережение редких видов горючего и использования угля, (9) обеспечение развития и использования возобновляемых (нетрадиционных) источников энергии, (10) снижение зависимости от иностранных поставщиков (для энергодефицитных стран) <6>. -------------------------------- <6> Лахно П. Г. Принципы энергетического законодательства. Энергетика и право. М.: Юрист, 2008. С. 158.

Рассматривая вопросы совершенствования международно-правового регулирования в сфере энергетики, А. Г. Лисицын-Светланов подробно выделяет основные принципы международного сотрудничества, в том числе обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные, обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, недискриминационное поощрение и защиту инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки, и подчеркивает, что данные принципы должны учитываться при разработке международных актов в рассматриваемой сфере <7>. -------------------------------- <7> Лисицын-Светланов А. Г. Роль права в модернизации экономики России. М.: Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН, 2011. С. 94.

На сегодняшний день принципы энергетического права нашли свое закрепление в различных федеральных законах с учетом специфики той или иной отрасли энергетики: в Федеральном законе от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (ст. 4), в Федеральном законе от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (ст. 6), в Федеральном законе от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (ст. 4), в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (ст. 3), в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (ст. 6), в Федеральном законе от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ст. 2) <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604; Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 49. (ч. V). Ст. 7060; Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667; Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4159; Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Наиболее широкое закрепление получил принцип обеспечения энергетической безопасности, который образуется из нескольких составляющих, указанных в Федеральном законе от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". В ст. 4 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" закреплены принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которыми являются: 1) законность, 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, 4) непрерывность, 5) интеграция в международные системы безопасности, 6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, 3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения, 4) развитие систем централизованного теплоснабжения, 5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, 6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, 7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, 8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения. Достаточно подробно в законодательстве определены и принципы создания, эксплуатации, совершенствования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (Федеральный закон 03.12.2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"). Данные принципы являются правовыми основами для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса. Проводя анализ принципов энергетического права, закрепленных в различных законодательных актах, представляется, что основные принципы энергетического права могут быть условно классифицированы на следующие группы: (I) принципы энергетического права, на основании которых должна осуществляться предпринимательская деятельность в сфере энергетики, (II) принципы энергетического права, на основании которых должно осуществляться публичное регулирование в энергетической сфере, с учетом того, что данное регулирование осуществляется не только уполномоченными государственными органами, но и некоммерческими организациями, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями. К первой группе принципов могут быть отнесены: (1) обеспечение энергетической безопасности, (2) обеспечение энергетической эффективности, (3) обеспечение экологической, промышленной безопасности, (4) обеспечение баланса интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере энергетики, и интересов потребителей поставляемых ими видов энергоресурсов и оказываемых ими услуг. Ко второй группе принципов относятся: (1) государственная поддержка развития отраслей энергетики, создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской энергетической системы, (2) эффективное управление государственной собственностью в сфере энергетики, (3) обеспечение недискриминации и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере энергетики, (4) обеспечение защиты прав потребителей от необоснованного повышения цен на энергоресурсы. Учитывая, что сфера публичных отношений в сфере энергетики расширена за счет деятельности саморегулируемых организаций, наделенных законодателем особыми публичными полномочиями, при реализации публичного регулирования имеет огромное значение сбалансированное сочетание мер, применяемых уполномоченными государственными органами и соответствующими саморегулируемыми организациями. По нашему мнению, целесообразно законодательное закрепление нормы о недопустимости одновременного применения однотипных мер принуждения, применяемых государственными органами и саморегулируемыми организациями. При реализации основных принципов энергетического права имеет значение также соблюдение сбалансированного сочетания досудебного и судебного порядка разрешения споров в сфере энергетики в целях оптимизации защиты прав лиц, инвестирующих средства в сфере энергетики и осуществляющих предпринимательскую деятельность в данной сфере. Данный вывод обусловлен не только высокими ценами исков, но также тем, что деятельность в данной сфере опосредуется как частноправовыми, так и публично-правовыми отношениями, что, с одной стороны, обусловливает возможность использования разнообразных способов защиты прав, с другой стороны - не исключает возникновения тупиковых ситуаций, в частности, при одновременном рассмотрении спора, возникшего из частноправовых отношений, третейским судом, и спора, возникшего из публичных отношений, арбитражным судом, в соответствии с подведомственностью. Споры в сфере энергетики имеют много специфики, что обусловливает передачу сторонами при достижении соответствующего соглашения рассмотрения споров, возникающих из частно-правовых отношений третейским судам. В этой связи хотелось бы подчеркнуть особую важность и своевременность указаний Президента Российской Федерации В. В. Путина о необходимости подготовки комплекса мер по развитию третейского судопроизводства в России, причем на качественно новом уровне <9>. -------------------------------- <9> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2012 // www. kremlin. ru/news/17118.

Учитывая, что большинство договоров в сфере энергетики заключается по результатам торгов <10>, следует также отметить, что действующее законодательство не исключает одновременного рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства и оспаривания торгов в арбитражном суде. Федеральный закон "О защите конкуренции" не предусматривает возможность приостановления рассмотрения административного разбирательства до окончания рассмотрения дела в суде и вступления судебного акта в законную силу. -------------------------------- <10> См., например: Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 2011. N 30. (ч. I). Ст. 4571.

Принятие такой нормы позволит усилить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку исключит одновременное осуществление административного и судебного разбирательств и будет отвечать смыслу ч. 1 ст. 16 АПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории России.

Название документа