Правовое регулирование имущественных отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях

(Оглоблина О. М.)

("Законодательство и экономика", N 7, 1999)

Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

О. М. ОГЛОБЛИНА

Проведение аграрной и земельной реформ привело к образованию множества организационно-правовых форм сельскохозяйственных коммерческих организаций. Это сельскохозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, кооперативные хозяйства (коопхозы), крестьянские (фермерские) хозяйства, а также государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия.

Правовое регулирование имущественных отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях осуществляется на двух уровнях - федеральном и на уровне субъектов РФ. Вопрос о распределении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, полномочий между их органами государственной власти имеет очень важное значение. Ему посвящены ст. ст. 15, 71, 72, 76 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией право на осуществление собственного нормотворчества имеют края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (п. 4 ст. 76 Конституции). Раньше, до принятия последней Конституции (1993 г.), таким правом обладали лишь республики.

Помимо нормативно-правовых актов сегодня все большее значение приобретает договорное регулирование. Специфика сельскохозяйственного производства обусловливает ряд особенностей договоров сельскохозяйственных коммерческих организаций. В связи с этим в сельском хозяйстве применяются нормы не только общегражданского, но и специального законодательства. Например, отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации сельхозпродукции регулируются Законом РФ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" от 2 декабря 1994 г.

Правовое регулирование имущественных отношений

в сельскохозяйственных кооперативах

Основу правового регулирования имущественных отношений, а также отношений, связанных с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон (далее - ФЗ) "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ; ФЗ "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ; Указ Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан" от 7 марта 1996 г. N 337; Постановление Правительства РФ "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" от 1 февраля 1995 г. N 96; Постановление Правительства РФ "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации" от 7 февраля 1996 г. N 135; Постановление Правительства РФ "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" от 21 июня 1996 г. N 723 и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 34 Конституции РФ закрепила право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданский кодекс РФ содержит общие нормы, регулирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации производственных кооперативов как юридических лиц, управления ими, а также определяет правовой режим их имущества. Кроме того, в ГК РФ содержатся положения о договорных и обязательственных отношениях, которые распространяются и на отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов.

Что касается Федерального закона "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ, то его нормы применяются к сельскохозяйственным производственным кооперативам только в том случае, если какие-либо отношения с их участием не урегулированы ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 2 ФЗ "О производственных кооперативах").

Земельные отношения сельскохозяйственных кооперативов и их союзов регламентируются Земельным кодексом и некоторыми другими нормативными актами - такими, например, как Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г.

На кооперативы распространяют свое действие и законодательные акты о предпринимательской деятельности: Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ; Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., а также нормативные акты, касающиеся аграрного производства: Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" от 2 декабря 1994 г., Указ Президента Российской Федерации "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары" от 22 сентября 1993 г., Постановление Правительства РФ "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" от 2 ноября 1995 г. N 1081.

Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. В нем впервые была закреплена гарантия их государственной поддержки.

Правовое регулирование имущественных отношений

в крестьянском (фермерском) хозяйстве

Важнейшими правовыми актами, регулирующими имущественные отношения в крестьянских (фермерских) хозяйствах, являются Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 257 - 259 и др.), Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. N 348-1 (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля 1993 г. и 24 декабря 1993 г. ); Постановление Правительства РФ "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы" от 18 декабря 1996 г. N 1499; Указ Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. N 337; Постановление Правительства РФ "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" от 1 февраля 1995 г. и др.

Правовое положение имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, а также права его членов при разделе имущества закреплены в ст. ст. 257, 258 ГК РФ.

Правовое регулирование имущественных отношений

в сельскохозяйственных товариществах и обществах

Сельскохозяйственные общества (открытого и закрытого типа) и хозяйственные общества до принятия нового Гражданского кодекса ориентировались при создании на Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В них предусматривалась коллективно-долевая собственность. С принятием ГК РФ 1994 г. в отношении имущества юридических лиц всех организационно-правовых форм было установлено общее положение о праве собственности (за исключением имущества государственных унитарных предприятий, которым оно принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

В сфере организации и деятельности хозяйственных обществ были приняты важнейшие Федеральные законы - "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах". Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации таких обществ в области производства сельскохозяйственной продукции должны регламентироваться специальными федеральными законами.

Особенности создания и правового регулирования акционерных обществ, образованных на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий, для сельскохозяйственных производителей (предприятий материально-технического снабжения, ремонтно-технических предприятий, предприятий сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций и т. д.) также определяются федеральными законами. В этой связи совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением (п. 1) "О некоторых вопросах применения Федерального закона Об акционерных обществах" от 2 апреля 1997 г. N 4/8 разъяснил, что до принятия и введения в действие законодательных актов, определяющих особенности создания и правового положения указанных выше акционерных обществ агропромышленного комплекса, следует руководствоваться п. 5 ст. 94 Закона "Об акционерных обществах". Согласно этому пункту впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие указанного Закона. К ним относятся, в частности, Постановление Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 29 декабря 1991 г. N 86; Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708; Положение о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г., с изменениями от 28 февраля 1995 г. N 200; Указ Президента РФ "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленных комплексов" от 20 декабря 1994 г. N 2205.

На сельскохозяйственные коммерческие организации распространяют действие и законодательные акты о предпринимательской деятельности. Так, ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определяет правовые последствия банкротства сельхозорганизаций. Этот Закон распространяется на сельхозорганизации, основным видом деятельности которых является выращивание (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки. В сферу действия ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" попадают также рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

Правовой режим имущества сельскохозяйственных

товариществ, обществ, кооперативных хозяйств

(коопхозов), крестьянских (фермерских) хозяйств

В форме обществ с ограниченной ответственностью действуют различные юридические лица в самых разнообразных сферах, в том числе в области производства сельскохозяйственной продукции. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 11 июля 1998 г.) в п. 2 ст. 1 определил, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции определяются федеральными законами. Однако пока таких законов нет. До их принятия следует руководствоваться действующими правовыми актами, в том числе подзаконными.

К сельскохозяйственным коммерческим организациям, созданным на базе реорганизованных колхозов и совхозов, могут применяться соответствующие положения указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, определяющие порядок образования и деятельности новых сельскохозяйственных структур. Это Указ Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 г. N 323; Постановление Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 29 декабря 1991 г. N 86; Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, и др. Перечисленные правовые акты действуют лишь в той мере, в какой они не противоречат Гражданскому кодексу.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кооперативным хозяйством (коопхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главой крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" и уставом коопхоза. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Не менее 50 процентов объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами.

Имущество кооперативного хозяйства формируется за счет паевых взносов его членов, доходов от хозяйственной деятельности, от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и т. п. Кооперативное хозяйство является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе хозяйственной деятельности.

Работники реорганизованных колхозов и совхозов при вступлении во вновь создаваемые сельскохозяйственные коммерческие организации должны сделать взнос в уставный капитал соответствующей организации. В качестве таких вкладов могут быть любые виды имущества. Главенствующую роль в деятельности кооперативного хозяйства играют земельные участки, которые также могут быть внесены в качестве паевого взноса или приобретены в процессе деятельности. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Надо отметить, что право собственности на имущественные паи и земельные доли переходят к самой коммерческой организации.

При внесении земельной доли в уставный капитал кооперативного хозяйства этому хозяйству выдается свидетельство о праве собственности на соответствующий земельный участок, а свидетельство лица, сделавшего такой вклад, теряет силу. Член кооператива, пожелавший выйти из него, вправе требовать возврата земельного участка в натуральной форме или в его денежном эквиваленте (п. 3 ст. 10 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Статья 18 того же Закона устанавливает, что в соответствии с уставом кооператива либо решением общего собрания членов кооператива и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива. Земельные доли могут быть переданы сельскохозяйственным коммерческим организациям и в аренду. В соответствии с Указом Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. передача земельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций осуществляется на основании договоров между собственниками земельных долей и сельскохозяйственными организациями. Такие договоры должны регистрироваться в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г.; Указаниями о порядке оформления договоров передачи земельной доли в аренду (утверждены Роскомземом 16 мая 1996 г.).

Источниками формирования имущества кооперативного хозяйства могут быть как собственные, так и заемные средства. При этом размер последних не должен превышать 60 процентов от общего объема средств хозяйства. Собственные средства коопхоза формируются за счет паевых взносов членов хозяйства, а также доходов от собственной хозяйственной деятельности, размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и др.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим кооперативному хозяйству на праве собственности, оно осуществляет самостоятельно. Хозяйство вправе совершать любые не запрещенные законом сделки со своим имуществом, заключать договоры купли-продажи, мены, аренды и т. п.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Согласно ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, однако в соответствии со ст. 259 Кодекса членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Кроме того, согласно ст. 23 ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство может осуществлять деятельность, зарегистрировав его главу как предпринимателя.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК РФ). По Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество хозяйства может принадлежать его членам на праве общей долевой собственности, а при единогласном решении членов хозяйства оно может находиться в общей совместной собственности. Отдельные виды имущества, составляющие весь имущественный комплекс крестьянского хозяйства, могут принадлежать его членам на правах, предусмотренных соответствующими договорами. Например, передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также передача земельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций осуществляются на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Договоры регистрируются в установленном порядке на местах в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству (п. 5 Указа Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. N 337).

Перечень имущества, которое может иметь крестьянское хозяйство на праве собственности или другом вещном праве, содержится в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Гражданском кодексе (п. 2 ст. 257). Так, для осуществления хозяйственной и иной не запрещенной законодательством РФ деятельности во владении, пользовании и распоряжении хозяйства могут быть земельные участки, насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и др. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате осуществления деятельности хозяйства, также входят в состав общего имущества его членов. Этот перечень видов имущества хозяйства не является исчерпывающим.

Имущество крестьянского хозяйства может формироваться из различных источников. Пункт 2 ст. 14 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" называет следующие: денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; дотации из бюджета; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

Если крестьянское (фермерское) хозяйство прекращает свое существование в связи с выходом из него всех его членов, неиспользованием земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года, решением членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности, использованием земельного участка методами, приводящими к деградации земли, изъятием земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд, общее имущество хозяйства подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. ст. 252 и 254 ГК РФ. Земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе из него одного из членов разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению им заключаются главой хозяйства либо доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором.

При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать пяти лет.

Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с законодательством.

Кроме того, ГК РФ предоставляет возможность членам фермерского хозяйства осуществлять свою деятельность и в качестве юридического лица при условии создания на его базе коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива. Такая организация будет являться собственником имущества, переданного его членами в качестве вклада, а его члены будут иметь лишь обязательственные права требования в соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ. Правовое положение данных юридических лиц регулируется соответствующим законодательством РФ.

Правовой режим имущества сельскохозяйственных

производственных кооперативов

Гражданский кодекс (ст. ст. 107 и 116) дает лишь общее понятие кооператива. Применительно к аграрному сектору его толкование содержит ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Это организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (ст. 1 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Главным отличительным признаком сельхозкооператива является то, что он создается сельскохозяйственными товаропроизводителями - физическими или юридическими лицами, занятыми производством сельскохозяйственной продукции.

Закон "О сельскохозяйственной кооперации" подразделяет сельскохозяйственные кооперативы на два вида: производственный и потребительский, каждый из которых, в свою очередь, также имеет ряд разновидностей.

Сельскохозяйственный производственный кооператив - коммерческая организация, создаваемая гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Производственные кооперативы подразделяются на сельскохозяйственные артели (колхозы), рыболовецкие артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы).

Правовой режим имущества сельскохозяйственных производственных кооперативов достаточно подробно урегулирован в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". В соответствии со ст. 34 Закона и ст. 109 ГК РФ их имущество образуется за счет паевых взносов его членов, доходов от производственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими лицами, и иных законных доходов. Это имущество принадлежит кооперативу на праве собственности.

Собственные средства кооператива составляют основу его хозяйственной деятельности и являются источником формирования имущества. Они формируются за счет паевых взносов членов кооператива, доходов от хозяйственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих денежных средств в банках, от ценных бумаг и т. д. Заемные средства также могут быть источником формирования имущества производственного кооператива, но при этом их размер не должен превышать 60 процентов от общего объема средств кооператива (п. 1 ст. 34 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Такие средства участвуют в хозяйственном обороте только в течение установленного кредитным договором срока и используются строго на цели, для достижения которых средства были предоставлены.

Каждый член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации хозяйства не менее десяти процентов паевого взноса. Остальная часть взноса вносится в течение года после государственной регистрации. Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные объекты гражданских прав. Земельные участки и другие природные ресурсы могут быть паевым взносом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и природных ресурсах.

Оценка паевого взноса производится при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего 250 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, должна быть подтверждена независимым экспертом. Размер паевого взноса определяется уставом кооператива. В нем же должна быть предусмотрена ответственность члена кооператива за нарушение им обязательства по внесению паевого взноса.

Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива. Паевой фонд определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Паевой фонд должен быть полностью сформирован в течение первого года деятельности хозяйства.

Если по окончании второго или каждого последующего года стоимость чистых активов кооператива окажется меньше стоимости его паевого фонда, общее собрание его членов обязано объявить об уменьшении размера паевого фонда. Это уменьшение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Уставом кооператива может быть закреплено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых уставом. Решение об образовании неделимого фонда принимается членами кооператива единогласно, если уставом не предусмотрено иное. Имущество, составляющее неделимый фонд, не включается в паи членов кооператива. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по их личным долгам. Уставом могут быть предусмотрены иные образуемые кооперативом фонды.

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, - соответственно размеру их паевого взноса. По решению общего собрания часть прибыли кооператива может распределяться между его наемными работниками в порядке, предусмотренном уставом.

Распределению между членами кооператива подлежит часть его прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после направления прибыли на иные цели, определяемые общим собранием членов кооператива. Часть прибыли кооператива, распределяемая между членами кооператива пропорционально размерам их паевых взносов, не должна превышать 50 процентов прибыли кооператива, подлежащей распределению между его членами.

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом. Кооператив не отвечает по обязательствам его членов. Обращение взыскания на пай члена кооператива по его личным долгам допускается лишь при недостатке иного имущества для их покрытия в порядке, предусмотренном уставом. Взыскание по личным долгам члена кооператива не может быть обращено на неделимый фонд.

Правовой режим имущества государственных

и муниципальных унитарных сельскохозяйственных

предприятий

В последние годы количество государственных и муниципальных сельскохозяйственных организаций существенно сократилось. Большинство колхозов и совхозов было преобразовано в иные организационно-правовые формы хозяйствования - хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы и др. Изменились не только форма хозяйствования, но и правовой режим имущества государственных предприятий. Гражданский кодекс РФ устранил несоответствие между Законом РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., предусматривавшим право "полного хозяйственного ведения" государственных предприятий, и Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., в котором говорилось лишь о праве хозяйственного ведения. Предприятия, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основанные на праве полного хозяйственного ведения, должны были быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидированы в судебном порядке до 1 июля 1999 г.

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Унитарное предприятие - коммерческая организация, обладающая закрепленным за ней имуществом на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В такой форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия в различных областях экономики, в том числе и в сельском хозяйстве и в сфере его производственно-технического обслуживания. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям имущество выделяется в уставный фонд из соответствующего государственного или местного бюджета.

Для унитарных предприятий - обладателей правом хозяйственного ведения законодательством установлены ограничения некоторых правомочий. Так, они вправе отчуждать недвижимое имущество только с согласия собственника этого имущества (в отношении федеральных предприятий собственником является ГКИ и его территориальные агентства). Имуществом, полученным в процессе хозяйственной деятельности, унитарные предприятия обладают на праве собственности и могут распоряжаться им по своему усмотрению, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, вправе создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение, определять предмет и цели его деятельности, проводить его реорганизацию и ликвидацию, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Статья 216 ГК РФ в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, называет право оперативного управления. Впервые категория оперативного управления была закреплена в Основах гражданского законодательства 1961 г., затем была развита Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994 г. N 1003, Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" от 12 августа 1994 г. N 908, а также Гражданским кодексом РФ в ст. ст. 296 - 300. В отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления имуществом значительно сужает правомочия его обладателя. Субъектами такого права выступают казенное предприятие (завод, фабрика, хозяйство) и учреждение. Последнее является некоммерческой организацией. Субъекты права оперативного управления могут владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующим имуществом в пределах, установленных требованиями законов, заданиями собственника, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Согласно Постановлению Правительства РФ "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" казенный завод (казенная фабрика, казенное хозяйство), отнесенный Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" к хозяйствующим учреждениям, находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который в установленном порядке возложены функции координации и регулирования деятельности в данной отрасли (сфере управления).

В соответствии с указанным Типовым уставом здания, сооружения и другое имущество завода являются федеральной собственностью и закрепляются за ним в установленном порядке на праве оперативного управления Госкомимуществом России на основании решения Правительства РФ. Завод не может сдавать в аренду, передавать во временное пользование переданное в его оперативное управление имущество или иным способом распоряжаться им без согласия Госкомимущества России.

Источниками формирования имущества и финансовых средств завода являются: имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности; денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом; средства, выделенные в установленном порядке из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов; часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного завода указывается, какая именно часть доходов). Завод самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Основным средством производства и основой хозяйственной деятельности в государственных и муниципальных унитарных предприятиях так же, как во всех сельскохозяйственных коммерческих организациях, является земля. Государственные и муниципальные сельскохозяйственные унитарные предприятия получают земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование и аренду.

Гражданский кодекс в круг субъектов постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, наряду с юридическими лицами, включает и граждан. Земельные участки предоставляются в постоянное пользование из земель, находящихся в собственности государственных или муниципальных органов. Право постоянного (бессрочного) пользования оформляется государственным актом. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться по решению местной администрации или соответствующих органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.) органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование физическим и юридическим лицам. Органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Предоставлению права постоянного (бессрочного) пользования предшествуют обязательное установление границ участка и выдача документов, удостоверяющих это право. Приобретение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком производится на основании решения государственного или муниципального органа посредством принятия государственного акта, форма которого была утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" от 17 сентября 1991 г. N 493. Установлены две формы (N 1 и N 2) государственного акта: по форме N 1 акт выдается гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности; по форме N 2 акт выдается предприятиям, учреждениям, организациям, которым земельные участки отводятся для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Постоянный пользователь не имеет права продать, подарить, заложить земельный участок и иным образом распорядиться им, а также не может переуступить право постоянного (бессрочного) пользования. Однако он вправе с согласия собственника земельного участка передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, в том числе возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость. Если недвижимость возводится этим лицом для себя, она является его собственностью (ст. 209 ГК РФ). При прекращении права пользования земельным участком судьба указанного имущества решается по соглашению между ее собственником и собственником земельного участка либо при недостижении соглашения - в судебном порядке. В соответствии со ст. 47 ЗК РСФСР постоянное (бессрочное) пользование является платным, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ЗК РСФСР "Льготы по взиманию платы за землю".

На территории Московской области действует Закон Московской области "О порядке прекращения прав на землю на территории Московской области" от 27 октября 1995 г., устанавливающий основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Это происходит в случаях:

- добровольного отказа от земельного участка или его части (по заявлению землепользователя);

- нерационального использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, что выражается в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет на 20 и более процентов ниже нормативно установленного по кадастровой оценке земель;

- выделения из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из этих предприятий;

- изъятия участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по перечисленным основаниям осуществляется по постановлению главы администрации.

Кроме того, предусмотрены следующие случаи прекращения данного права:

- ликвидации юридического лица - землепользователя либо смерти гражданина-землепользователя;

- прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, за исключением случаев прекращения трудовых отношений при переходе на пенсию по старости или инвалидности, призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил или поступления на учебу (право сохраняется за одним из членов семьи на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении), гибели в связи с исполнением служебных обязанностей (право сохраняется за одним из членов семьи: для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия).

Право постоянного пользования прекращается без возмещения затрат, произведенных на улучшение земли, при:

- использовании земли не по целевому назначению;

- использовании участка способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель, ухудшению экологической обстановки, а также при систематическом нарушении установленных режимов использования земель;

- неуплате земельного налога в течение двух лет и непогашении задолженности в течение последующего года;

- неиспользовании в течение трех лет земельного участка или его части, за исключением случаев стихийных бедствий;

- переходе права собственности на строение, сооружение;

- передаче прав владения или пользования земельным участком в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) юридических лиц.

Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений в Воронежской области" от 25 мая 1995 г. в п. 6 ст. 28 устанавливает, что "при реорганизации или ликвидации юридического лица принадлежащее ему право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства". С данной нормой можно не согласиться, поскольку ГК РФ в п. 1 ст. 61 определяет: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам". В данном случае норма законодательства субъекта Федерации не соответствует норме федерального законодательства, что недопустимо.

Название документа