Из практики прокурорского надзора
(Редакционный материал)
("Законность", 1998, N 3)
Текст документа
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Постановление главы администрации области о проезде на пассажирском автотранспорте признано незаконным, поскольку противоречит федеральному законодательству, имеющему прямое действие и представляющему определенным категориям граждан право на бесплатный проезд.
Постановлением от 28 марта 1997 г. глава администрации Владимирской области разрешил автотранспортным предприятиям вводить дополнительные рейсы автобусов, где плата за проезд должна взиматься по его себестоимости, причем со всех граждан без исключения - независимо от льгот, которые предоставлены ряду категорий населения.
Пунктом 3 этого постановления на территории области вводилось обязательное страхование пассажиров на пригородных маршрутах. Пунктом 4 департаменту социальной защиты населения совместно с подразделениями администрации области рекомендовалось внести предложения по упорядочению предоставления льготного проезда категориям населения, имеющим на это право в соответствии с действующим законодательством.
В части этих пунктов постановление незаконно, поскольку противоречит федеральному законодательству, имеющему прямое действие и предоставляющему определенным категориям граждан право на бесплатный проезд.
Так, согласно Федеральному закону "О ветеранах" перечисленные в нем категории ветеранов имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а в сельской местности - на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения.
Бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта в пределах административного района также предоставлен лицам, попадающим под действие Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Кроме того, на территории РФ всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) имеют право пользоваться дети-инвалиды, их родители, попечители, опекуны и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды (Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ"), судьи (Закон РФ "О статусе судей"), прокуроры, следователи, научные и педагогические работники, имеющие классные чины (Закон "О прокуратуре РФ"), сотрудники милиции (Закон "О милиции"), военнослужащие (Закон РФ "О статусе военнослужащих") и др.
Помимо этого, введение на территории области обязательного страхования пассажиров на пригородных маршрутах, предусмотренного п. 3 указанного постановления, противоречит п. 1 Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (в редакции Указа Президента РФ от 6 апреля 1996 г. N 667), согласно которому обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения.
Прокурор области принес протест на п. п. 1.2, 3, 4 постановления главы администрации области от 28 марта 1997 г. "О мерах по стабилизации работы пассажирского автотранспорта в области".
По результатам рассмотрения протеста постановлением главы администрации области от 10 июня 1997 г. "Об обеспечении прав льготных категорий граждан на бесплатный проезд на пассажирском автотранспорте городского и пригородного сообщения" были внесены изменения в постановление главы администрации области от 28 марта 1997 г. Пункт 1.2 изложен в следующей редакции: "При наличии технических и организационных возможностей, помимо рейсов, обеспечивающих регулярную перевозку граждан, включая категории населения, имеющие право бесплатного проезда, вводить для экстренной и дополнительной перевозки пассажиров по отдельным маршрутам рейсы по принципу муниципальных такси.
Рекомендовать распространить в муниципальных такси льготы на инвалидов и участников ВОВ, детей-инвалидов, их родителей, попечителей, опекунов и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, инвалидов по зрению и сопровождающих их лиц. Для проезда в муниципальных такси также действительны месячные проездные билеты, приобретаемые гражданами и организациями".
Изложенный в новой редакции п. 1.2 постановления от 10 июня 1997 г. также являлся незаконным, поскольку не включал полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд.
Предусмотренные указанным выше федеральным законодательством категории граждан имеют право пользоваться бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси). По смыслу действующего законодательства под такси подразумевается легковой автомобильный транспорт, но не транспортные средства общего пользования, осуществляющие перевозку пассажиров по определенным маршрутам с остановками в определенных пунктах. Более того, явным доказательством того, что "муниципальное такси" юридически не является такси, служит тот факт, то постановлением главы администрации области от 10 июня 1997 г. на указанный вид транспорта распространено действие проездных билетов.
Глава администрации согласился с приведенными доводами. Прокурор области обратился в суд с заявлением о прекращении производства по делу, указав, что п. 3 постановления и. о. главы администрации области N 506 от 12 августа 1997 г. "О мерах по упорядочению пассажирских перевозок маршрутными такси" признаны утратившими силу оспариваемые постановления от 28 марта 1997 г. и 10 июня 1997 г.
Название документа