Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

("Законность", 1997, N 4)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Постановления главы администрации, принятые в нарушение требований Конституции РФ и действующего законодательства, признаны недействительными.

Постановлением главы администрации Владимирской области от 12 февраля 1996 г. "О региональном центре технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов" утвержден акт выбора земельного участка площадью 50 га под размещение регионального центра технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в Ставровском лесничестве Собинского района.

Прокурор Владимирской области обратился в суд с заявлением к администрации Владимирской области о признании недействительными постановления главы администрации области и постановления и. о. главы администрации области от 13 августа 1996 г. о внесении изменений в п. 1 постановления главы администрации области.

Прокурор указал, что постановления вынесены с нарушением ст. 4 Конституции РФ, ст. ст. 36, 37, 41, 42, 54 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Закона "Об экологической экспертизе" и ст. 22 Основ лесного законодательства РФ.

По данным Владимирского управления лесами, квартал площадью 114 га Ставровского лесничества Собинского лесхоза на основании постановления СМ СССР от 29 сентября 1948 г. и приказа Главлесоохраны при СНК СССР от 11 октября 1948 г. отнесен к лесам первой группы, как запретные полосы лесов по берегам р. Клязьмы. Согласно ст. 140 Основ лесного законодательства РФ этот квартал относится к водоохранной запретной полосе.

Согласно ст. 54 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (комментарий) полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов нельзя размещать в заболоченных местах, на территориях зеленых зон городов, на землях, занятых лесами или предназначенных для лесоразведения.

Согласно ст. 22 указанных выше Основ перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях с разрешения Правительства РФ. Правительство такого разрешения не давало.

Несмотря на это, администрацией области 2 июня 1995 г. была образована комиссия для выбора земельного участка под размещение полигона бытовых отходов; выработана программа проектирования и проведения изыскательских работ для строительства полигона; утвержден акт выбора земельного участка под размещение технического центра промышленных и твердых бытовых отходов; составлено архитектурно-планировочное задание на проектирование центра и технические условия; проведены инженерно-геодезические изыскания.

29 января 1996 г. заключено соглашение с акционерным обществом "Ловаль Сервис" (Франция) о создании совместного предприятия в форме акционерного общества для сбора бытовых и промышленных отходов, их обработки, а также для проектирования, строительства и эксплуатации центра технического захоронения твердых бытовых отходов.

На проведение проектных работ выделено 15 млн. руб. Указанные мероприятия свидетельствуют о том, что администрацией области и администрацией г. Владимира, являющейся заказчиком, проведены предплановые, предпроектные работы и проводятся проектные работы.

В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, решение принимается по результатам обсуждения и референдума (ч. 2 ст. 41 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"). Протоколы схода жителей Собинского района свидетельствуют о том, что население района категорически против строительства центра.

Согласно ст. 54 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" складирование и захоронение отходов производится в местах, определяемых решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического надзора. Органы местного самоуправления возражали против строительства центра технического захоронения промышленных и твердых бытовых отходов на территории Куриловского сельского округа. 6 марта 1996 г. Собинский городской Совет народных депутатов принял решение "О протесте на строительство на территории Собинского района регионального центра технического захоронения твердых бытовых и промышленных отходов". Главой местного самоуправления района 7 мая 1996 г. издано постановление о приостановлении действия постановлений главы местного самоуправления района от 8 апреля 1994 г. и от 30 января 1996 г., согласно которому действия указанных постановлений приостанавливаются до выяснения и разъяснения жителям Собинского района технологии захоронения отходов и проведения экспертизы независимой комиссией.

Кроме того, государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов. Экологическая экспертиза не была проведена, тем самым нарушены требования ст. ст. 36, 37, 42 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Необоснованными являются доводы представителей администрации области о том, что не было оснований для решения вопроса о переводе лесных земель в нелесные, поскольку не разработана проектная документация. Согласно п. п. 7 - 11 положения "О порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 29 марта 1994 г., заинтересованные лица с заявлением о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы должны обратиться в органы местного самоуправления.

Ссылка представителей администрации области на то, что участок для размещения полигона был согласован с администрацией Собинского района и тем самым выполнены требования ст. 28 Земельного кодекса, является несостоятельной.

При таких обстоятельствах Владимирский областной суд признал постановление главы администрации области от 12 февраля 1996 г. и постановление и. о. главы администрации области от 13 августа 1996 г. незаконными и недействующими с момента издания.

Название документа

Вопрос: О наследовании имущества (фермерского) хозяйства (в случае смерти главы крестьянского хозяйства при наличии одного члена крестьянского хозяйства и наследников по закону).

("Российская юстиция", 1997, N 3)

Текст документа

Вопрос: О наследовании имущества (фермерского) хозяйства (в случае смерти главы крестьянского хозяйства при наличии одного члена крестьянского хозяйства и наследников по закону).

Ответ: В случае смерти главы или другого члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном в пункте 3 статьи 15, статьей 27 Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также гражданским законодательством, исходя из общего правила, что средства производства разделу не подлежат, а часть имущества умершего (вклад, доля, пай) может быть компенсирована денежными средствами.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (см. статью 257 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доля члена крестьянского хозяйства определяется в соответствии со статьями 252, 254, 258 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (см. статью 129 Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"). Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства, а при отсутствии таковых - одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство при соблюдении требований, предъявляемых к лицам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство. При отсутствии таких наследников вопрос о передаче земельного участка решается в соответствии со статьями 61 и 62 Земельного кодекса РСФСР. Оценка земельного участка осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (см. статью 25 Закона Российской Федерации "О плате за землю", Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1204).

При определении тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство следует руководствоваться пунктами 41, 42 Инструкции по применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", утвержденной Государственной налоговой службой Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 42.

Название документа