Прекращение деятельности фонда по российскому гражданскому законодательству

(Васина К. А.) ("Российская юстиция", 2008, N 6) Текст документа

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

К. А. ВАСИНА

Васина К. А., начальник отдела судебно-арбитражной работы Российского государственного социального университета.

Как известно, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <1>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 1996. N 9. Ст. 773; N 34. Ст. 4026; 1999. N 28. Ст. 3471; 2001. N 17. Ст. 1644; N 21. Ст. 2063; 2002. N 12. Ст. 1093; N 48. Ст. 4737; N 48. Ст. 4746; 2003. N 2. Ст. 167; N 52. Ст. 5034; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; 2005. N 1. Ст. 18; N 1. Ст. 39; N 1. Ст. 43; N 27. Ст. 2722; N 30. Ст. 3120; 2006. N 2. Ст. 171; N 3. Ст. 282; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 31. Ст. 3431; N 45. Ст. 4647; N 50. Ст. 5279; N 52. Ст. 5497; N 52. Ст. 5498; 2007. N 1. Ст. 21; N 7. Ст. 834; N 27. Ст. 3212; N 31. Ст. 3993; N 41. Ст. 4845; N 49. Ст. 6079; N 50. Ст. 6246.

Основаниями прекращения фонда являются реорганизация (кроме случаев выделения <2>) и ликвидация. -------------------------------- <2> Фонд не может быть прекращен путем выделения, поскольку выделение представляет собой реорганизационный процесс, в результате которого возникает новое юридическое лицо на базе имущества сохраняющегося правопредшественника.

Статья 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не упоминает о возможности преобразования фонда. В связи с этим в юридической литературе высказаны две диаметрально противоположные точки зрения: - фонд может быть преобразован по общим правилам реорганизации юридических лиц <3>; -------------------------------- <3> См., например: Рахмилович В. А. Некоммерческие юридические лица // Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Ответственный редактор О. Н. Садиков. М., 2001. С. 237; Тихомиров М. Ю. Комментарий к ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" // Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях". Второе издание, дополненное и переработанное / Под редакцией М. Ю. Тихомирова. М., 2004. С. 147.

- фонд не может быть реорганизован путем преобразования <4>. -------------------------------- <4> Козлова Н. В., Суханов Е. А. Юридическая личность некоммерческих организаций // Гражданское право: В 4 томах. Том 1. Общая часть: Учебник / Ответственный редактор Е. А. Суханов. 3-е издание, переработанное и дополненное. М., 2005. С. 364; Злобина Е. А. Комментарий к Федеральному закону "О некоммерческих организациях": постатейный / Под редакцией С. Н. Братановского. М., 2006. С. 50.

На наш взгляд, фонд не может быть реорганизован путем преобразования ни в коммерческую, ни в некоммерческую организацию. Дело в том, что в силу ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" преобразование некоммерческой организации может быть осуществлено в строго предусмотренных законом организационно-правовых формах. Преобразование фонда в иные организационно-правовые формы юридических лиц указанной статьей не предусмотрено, в связи с чем фонд не может быть реорганизован путем преобразования. Указанный вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2006 г. по делу N А33-12172/05-Ф02-1835/06-С2 <5>). -------------------------------- <5> Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Фонд может быть прекращен и путем ликвидации, которая представляет собой сложный юридический состав. Самоликвидация фонда ГК не предусмотрена. В соответствии с п. 2 ст. 119 ГК фонд ликвидируется исключительно в судебном порядке. При этом возникает вопрос - какой суд (арбитражный или общей юрисдикции) правомочен принимать решение о ликвидации фонда? Судебно-арбитражная практика по данному вопросу противоречива. В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее - АПК РФ) <6> арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иные дела, отнесенные к подведомственности арбитражного суда федеральным законом. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; 2004. N 31. Ст. 3216; N 45. Ст. 4377; 2005. N 14. Ст. 1210; 2006. N 1. Ст. 8.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ установлено, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций отнесены к специальной подведомственности арбитражных судов. При этом такие дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (ч. 2 ст. 33 АПК РФ). В п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <7> указано, что арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. -------------------------------- <7> Вестник ВАС РФ. 2003. N 2.

Именно поэтому судами иногда делается вывод, что если фонду согласно его уставу предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность и материалами судебного дела подтверждается факт осуществления такой некоммерческой организацией предпринимательской деятельности, то спор о ликвидации благотворительного фонда затрагивает права и законные интересы ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и, следовательно, подведомствен арбитражному суду (см., в частности, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2006 г. N КГ-А40/5440-06 <8>). -------------------------------- <8> Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Вместе с тем представляется, что с подобной точкой зрения согласиться нельзя. Дело в том, что в уставе практически любой некоммерческой организации существует норма, разрешающая ей осуществлять предпринимательскую деятельность. Помимо этого, даже в случае отсутствия подобной нормы в уставе организации, существует ст. 50 ГК, в которой указано, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, постольку это не противоречит целям, ради которых создано такое юридическое лицо. Поэтому, если следовать логике, указанной в упомянутом Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа, то следует сделать вывод, что все споры, связанные с реорганизацией и ликвидацией фондов, подведомственны арбитражному суду. Вместе с тем, на наш взгляд, определяющим критерием для разграничения подведомственности является не субъектный состав, а характер спора (ч. 2 ст. 33 АПК РФ). Реорганизация и ликвидация юридических лиц - коммерческих организаций - непосредственно связана с их деятельностью, и споры, возникающие при их реорганизации (ликвидации), независимо от способа реорганизации и также организационно-правовой формы вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц являются экономическими и подведомственны арбитражному суду. В связи с этим представляется, что споры, возникающие при реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, в том числе фондов, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, подведомственны суду общей юрисдикции (указанный вывод подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2004 г. по делу N Ф08-4963/2004 <9> и Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2005 г. по делу N Ф09-2397/05-С4 <10>). -------------------------------- <9> Справочная правовая система "КонсультантПлюс". <10> Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

В соответствии с п. 1.1 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" заявление в суд о ликвидации фонда вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <11> либо Федеральной регистрационной службой. -------------------------------- <11> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5720; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53. Ст. 5018; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1152; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011.

Рассмотрим основания ликвидации фонда. В отношении фонда законодательством Российской Федерации предусмотрены общие основания ликвидации (которые применяются для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы (п. 2 ст. 61 ГК)) и специальные основания ликвидации, установленные исключительно для фонда (п. 2 ст. 119 ГК и ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Согласно п. 2 ст. 61 ГК в зависимости от порока деятельности, осуществляемой фондом, указанная некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда в случае: а) систематического осуществления фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Следует согласиться с точкой зрения Д. И. Степанова о том, что наличие указанной нормы в российском законодательстве представляет собой проявление совершенно не дифференцированного, особенно в вопросах формализации того, что понимать под деятельностью, противоречащей уставным целям некоммерческой организации, функционального (целевого) подхода к нормированию деятельности некоммерческой организации представить крайне сложно <12>. С позиций общих принципов нормирования некоммерческих организаций российский законодатель, совершенно очевидно, в настоящее время придерживается функционального (целевого) подхода, особенно это видно в ныне закрепленных полномочиях соответствующих органов на обращение с требованием в суд о принудительной ликвидации некоммерческой организации, если фактически осуществляемая таким юридическим лицом деятельность противоречит ранее провозглашенным целям. -------------------------------- <12> Степанов Д. И. В поисках критерия разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 39 - 41.

б) осуществления фондом деятельности, запрещенной российским законодательством, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации или иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с п. п. 3 и 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Фонд не может быть ликвидирован по основанию, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Согласно п. 2 ст. 119 ГК и п. 2 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" фонд может быть ликвидирован: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законом. Рассмотрим специальные основания ликвидации фонда подробнее. 1. Недостаточность имущества для реализации целей фонда. Указанное основание является типичным для прекращения деятельности благотворительного фонда, которому не удалось привлечь ресурсы, необходимые для выполнения благотворительных программ. 2. Невозможность достижения целей фонда может возникнуть не только из-за недостаточности имущества, но и по другим причинам (например, постановка целей преждевременна или, наоборот, услуги фонда не востребованы, поскольку проблемы решены ранее, либо отсутствует квалифицированный персонал для реализации целей фонда). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве невозможность достижения целей фонда является основанием не для ликвидации фонда, а для изменения его цели деятельности. В частности, согласно п. 1 ст. 103 Гражданского кодекса Украины, если осуществление цели фонда стало невозможным или оно угрожает общественным интересам, то соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию, может обратиться в суд с заявлением об определении иной цели фонда по согласованию с органами его управления <13>. -------------------------------- <13> Гражданский кодекс Украины: Комментарий. Т. 1. Издание второе. Харьков, 2004. С. 152 - 153.

В соответствии с § 87 Германского гражданского уложения, если осуществление цели фонда окажется невозможным либо представляет опасность общественному благополучию, компетентный орган власти может определить другую цель или ликвидировать фонд. При изменении цели фонда следует, по возможности, учитывать намерения учредителя, в особенности заботиться о том, чтобы доходы от использования имущества фонда передавались лицам, которым они были предназначены в соответствии с намерениями учредителя <14>. -------------------------------- <14> Гражданское уложение Германии. Вводный закон к Гражданскому уложению / Перевод с немецкого. 2-е издание, дополненное. М., 2006. С. 16.

3. Уклонение фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, - основание для ликвидации фонда не только согласно подп. 3 п. 2 ст. 119 ГК, но и по ст. 61 ГК: соответствующее требование может быть предъявлено в суд органом государственной исполнительной власти, которому такое право предоставлено законом. Так, Федеральная регистрационная служба, принявшая решение о государственной регистрации благотворительного фонда, вправе после неоднократного предупреждения в письменной форме об устранении нарушений обратиться в суд с требованием о ликвидации фонда (ст. 20 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Указанный вывод подтверждается и материалами судебно-арбитражной практики. В частности, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2006 г. по делу N А40-3882/06-124-12 <15> в связи с уклонением благотворительного фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, принято решение о ликвидации благотворительного фонда, поскольку он систематически осуществлял предпринимательскую деятельность и не занимался благотворительностью, то есть уклонялся в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом, что в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 119 ГК является основанием для ликвидации фонда в судебном порядке. -------------------------------- <15> Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

4. Другие случаи, установленные законом. Российское законодательство (ст. 65 ГК) предусматривает также возможность ликвидации фонда в случае признания его в судебном порядке несостоятельным (банкротом). Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество не распределяется между учредителями, а используется на те цели, ради которых фонд был создан. Если аналогичных фондов нет и передать его для использования на цели, для достижения которых фонд был создан, невозможно, имущество передается в собственность государства (ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). В случае ликвидации фонда по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда.

Название документа