Государственное регулирование ценообразования в газовой отрасли

(Волков В. И., Зиновьева Л. В.) ("Энергетическое право", 2013, N 1) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В. И. ВОЛКОВ, Л. В. ЗИНОВЬЕВА

Волков В. И., начальник Управления регулирования газовой и нефтяной отраслей Федеральной службы по тарифам.

Зиновьева Л. В., начальник отдела правовой экспертизы ведомственных актов Юридического управления Федеральной службы по тарифам.

Государственное регулирование ценообразования в газовой отрасли основывается на Федеральном законе от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (ст. ст. 8, 20, 21, 23, 23.1) (далее - Закон) <1>. Положения указанного Закона базируются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем (в их число входит федеральная система газоснабжения <2>), правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации относятся к предметам ведения Российской Федерации. Кроме того, государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <3>. -------------------------------- <1> РГ. 1999. 8 апр. <2> Статья 5 Закона. <3> РГ. 1995. 24 авг.

В соответствии с Законом Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этой связи приняты следующие акты Правительства Российской Федерации: - Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения) <4>; -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 175.

- Постановление Правительства РФ от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" <5>. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1942.

Правительство РФ Постановлением от 15 апреля 1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" <6> также регулирует вопросы ценообразования на сжиженный газ. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.

Государственному регулированию на территории Российской Федерации в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами подлежат: а) оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах <7>; -------------------------------- <7> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 323 "О реализации природного газа на товарных биржах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" в отношении природного газа, реализуемого на товарных биржах, не применяются принципы государственного регулирования оптовых цен на природный газ, предусмотренные Основными положениями.

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций; в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям; г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ); е) розничные цены на газ, реализуемый населению; ж) специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации; з) оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд; и) розничные цены на сжиженный газ. Необходимо отметить, что регулируемые оптовая цена на газ и плата за снабженческо-сбытовые услуги не распространяются на газ, добываемый организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества "Газпром" и (или) организаций-собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" <8> (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения), а также на природный газ, добытый и реализуемый на товарных биржах открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации. -------------------------------- <8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 49. Ст. 2926.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <9> установлено государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации на природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром", "Камчатгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), нефтяной (попутный) газ, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению). Вместе с тем Правительство РФ, распространив государственное регулирование цен на любую последующую продажу (в том числе конечному потребителю) самостоятельным хозяйствующим субъектом газа, добываемого организациями - независимыми производителями, согласно Определению Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС02-381 <10>, вышло за пределы своей компетенции, т. к. в соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса случаи государственного регулирования цен (тарифов) должны быть предусмотрены законом. Возможность установления таких случаев решением исполнительного органа государственной власти законом не предусмотрена. В этой связи, согласно Определению Верховного Суда РФ, указанное Постановление Правительства РФ (в соответствующей части) признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. -------------------------------- <9> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1539. <10> Определение Верховного Суда РФ от 30 июля 2002 г. N КАС02-381 "Об отмене решения Верховного Суда РФ от 23 мая 2002 г. и признании частично недействующим абзаца 1 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239" // URL: Официальный сайт Верховного Суда РФ http://www. vsrf. ru.

Органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в газовой отрасли, являются федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) - Федеральная служба по тарифам <11> и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <11> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам".

В компетенцию Федеральной службы по тарифам входит регулирование оптовых цен на газ (в том числе сжиженный), тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации входит регулирование розничных цен на газ (в том числе сжиженный), специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации регионов. Вместе с тем Основные положения предусматривают возможность делегирования ФСТ России региональным энергетическим комиссиям полномочий по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа. Регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также определение размера специальных надбавок осуществляется в соответствии с методическими документами, утверждаемыми ФСТ России. Органы исполнительной власти субъектов РФ не вправе утверждать методики по расчету цен (тарифов), надбавок. Так, в настоящее время ФСТ России утверждены следующие нормативные правовые акты: - Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. N 252-э/2; - Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденные Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 412-э/8; - Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7; - Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденная Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1; - Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации, утвержденная Приказом ФСТ России от 21 июня 2011 г. N 154-э/4; - Методические указания по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, утвержденные Приказом ФСТ России от 28 ноября 2006 г. N 312-э/8; - Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные Приказом ФСТ России от 15 июня 2007 г. N 129-э/2; - Положение об определении формулы цены газа, утвержденное Приказом ФСТ России от 14 июля 2011 г. N 165-э/2. Государственное регулирование ценообразования в газовой отрасли осуществляется в соответствии с целями и принципами, предусмотренными Законом и другими нормативными правовыми актами. Регулируемые цены на газ и тарифы на услуги по его транспортировке устанавливаются в виде фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней, исходя из: 1) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов); 2) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов). При рассмотрении экономических обоснований затрат и прибыли регулирующие органы принимают во внимание: - прогнозируемые цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации; - прогнозируемую прибыль от поставок газа на экспорт; - размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание заемного капитала, развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы; - планы капитальных вложений указанных организаций и источники их финансирования с целью учета в структуре цен (тарифов) затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды; - динамику затрат и прибыли в предыдущий период регулирования, а также показатели инфляции за истекший период; 3) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа; 4) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы; 6) развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции, а также применения метода сравнения уровня оптовой цены на газ с уровнем цен на газ на внешних рынках. Основными исходными данными для расчета цен (тарифов) являются расчетный объем продукции (услуг) на период регулирования и расчетный суммарный объем выручки (за период регулирования). Расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании указанных выше методических указаний раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство. Метод экономически обоснованных затрат при установлении регулируемых цен (тарифов) на газ является основным, вместе с тем может применяться также метод индексации, предусматривающий умножение установленной цены (тарифа) на газ на величину индекса изменения цен (тарифов), определяемого регулирующим органом с учетом устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ и прогнозного уровня инфляции. Регулируемые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации, и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов. Цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. При присоединении сетей конечного потребителя непосредственно к системе магистрального газопроводного транспорта цена на газ для конечного потребителя на границе раздела магистральных газопроводов и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, и платы за снабженческо-сбытовые услуги. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов. Решения регулирующего органа об установлении (изменении) цен (тарифов) принимается на правлении <12> регулирующего органа в течение 40 рабочих дней с даты получения заявления об установлении (изменении) цен (тарифов). -------------------------------- <12> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" при ФСТ России было создано межведомственное правление.

Решение правления регулирующего органа направляется в организацию, осуществляющую регулируемые виды деятельности, в 5-дневный срок с даты его принятия. Для организации, которая в порядке универсального правопреемства приобрела в полном объеме в текущем периоде регулирования права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, определена Основными положениями возможность применения тарифа (цены, платы, надбавки), установленного для реорганизованной организации до утверждения для нее тарифа (цены, платы, надбавки) в установленном порядке.

Оптовые цены на газ

В соответствии с Основными положениями регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям: на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта; на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов); на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями конечного потребителя, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа). Регулирование оптовых цен на газ для систем газоснабжения, в рамках которых осуществляется поставка газа на внешние рынки, осуществляется на основе формулы цены на газ. Регулирование оптовых цен на газ, поставляемый в рамках Единой системы газоснабжения на внутренний рынок всем потребителям (кроме населения и потребителей, указанных в п. 15.1 Основных положений), также осуществляется на основе формулы цены на газ, предусматривающей поэтапное достижение в переходный период равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива. Основными положениями переходный период определен с 2011 по 2014 г. включительно, в течение которого осуществляются мероприятия по созданию условий для практического внедрения рыночных принципов ценообразования на газ, поставляемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, и подготовке к переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам. При этом ФСТ России устанавливает понижающие коэффициенты, а также коэффициенты, определяющие дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации, являющиеся составными частями формулы цены на газ и учитывающие особенности ценообразования на внутреннем рынке, а также минимальный и максимальный уровни цен, рассчитываемых по формуле цены на газ, исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения <13>. -------------------------------- <13> Приказ ФСТ России от 13 ноября 2012 г. N 266-э/2 "Об установлении понижающего коэффициента, а также коэффициентов, определяющих дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации, являющихся составной частью формулы цены на газ и минимальных и максимальных уровней цен, рассчитываемых по формуле цены на газ" // РГ. 2012. 14 дек.

Приказом ФСТ РФ от 14 июля 2011 г. N 165-э/2 "Об утверждении Положения об определении формулы цены газа" утверждена формула определения оптовой цены на газ. Формула цены газа основывается на принципе поэтапного достижения в переходный период равной доходности поставок газа на внутренний и внешний рынки и учитывает стоимость альтернативных видов топлива. В 2013 г. осуществляется переход на ежеквартальные расчеты оптовых цен по формуле в рамках коридора, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1205 (плюс-минус 3%). Можно отметить, что во втором квартале расчет цены по формуле приведет к ее снижению на 3 процента вследствие произошедшего снижения цен на мазут и газойль в Западной Европе. В целом же среднегодовые параметры изменения оптовых цен на газ определяются прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период. Для их соблюдения в четвертом квартале предполагается проводить корректировочный расчет оптовых цен с учетом результатов 1 - 3 кварталов. Дифференциация цен на газ осуществляется по ценовым поясам применительно к административным границам субъектов Российской Федерации в зависимости от среднего расстояния транспортировки газа от мест добычи до районов потребления с учетом стоимости добычи и подготовки газа к транспорту. Цены рассчитываются для следующих стандартных параметров газа: - температура t = ; - давление p = 760 мм рт. ст.; - влажность = 0%; - расчетная объемная теплота сгорания = 7900 (33080 ). Порядок расчета ФСТ России дифференцированных оптовых цен на газ, поставляемый всем покупателям, расположенным на территории Российской Федерации, кроме потребителей, оптовые цены на газ для которых определяются на основе формулы цены газа, определен в Постановлении ФЭК России от 29 мая 1998 г. N 22/1 "Об утверждении Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ" <14>. -------------------------------- <14> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 16.

Оптовые цены на газ определяются по соглашению сторон в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен <15> для следующих потребителей (кроме населения): -------------------------------- <15> Приказ ФСТ России от 4 мая 2012 г. N 89-э/2 "Об утверждении оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 // РГ. 2012. 30 мая.

- конечных потребителей, впервые заключивших договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами); - конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 г. (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам). При определении указанных предельных максимальных и минимальных уровней оптовых цен ФСТ России используются оптовые цены на газ, определяемые по формуле цены на газ с учетом установленных минимального и максимального уровней цен, рассчитываемых по указанной формуле <16>. -------------------------------- <16> См.: пункт 15(2) Основных положений.

Оптовая цена на газ для населения представляет собой цену, по которой газ реализуется на выходе из системы магистрального трубопроводного транспорта организации в целях дальнейшей продажи его населению. Отдельных методических указаний по расчету оптовой цены для населения не утверждено, однако согласно Постановлению ФЭК России от 29 мая 1998 г. N 22/1 "Об утверждении Временного положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ", указанная цена определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий" <17>. Согласно данному нормативному акту, с 1 января 1999 г. оптовые цены на газ для населения должны сравняться с оптовыми ценами для промышленных нужд. Вместе с тем оптовые цены для населения до настоящего времени не достигли указанного уровня. -------------------------------- <17> СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1792.

В целях исключения неоднозначного применения цен на газ для населения п. 2 Основных положений к категории "население" отнесены: - физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; - лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; - иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: - исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); - наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; - садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан. Оптовые цены на газ, в том числе оптовые цены на газ, реализуемый населению, чаще всего устанавливаются ФСТ России на соответствующий календарный год посредством издания приказа, который является нормативным правовым актом (Приказ ФСТ России от 27 ноября 2012 г. N 273-э/1 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению"; Приказ ФСТ России от 9 декабря 2011 г. N 333-э/2 "Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, предназначенный для последующей реализации населению").

Тарифы на услуги по транспортировке газа

Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет, как ранее уже указывалось, ФСТ России. Статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена транспортировка газа по трубопроводам. Государство регулирует тарифы на услуги по транспортировке газа в отношении трубопроводов высокого давления (магистральный газопровод), среднего и низкого давления (газораспределительные сети). Стоимость услуг по транспортировке газа по магистральному газопроводу определяется по тарифам, установленным в соответствии с Методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, утвержденной Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1. Минимальный период регулирования тарифов составляет один год. Вместе с тем в случае существенного уменьшения объема оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности, существенного роста расходов по регулируемому виду деятельности или возникновения иных обоснованных причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования, тарифы могут быть пересмотрены. Тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам устанавливаются в виде фиксированных уровней в зависимости от структуры расходов субъекта регулирования и схемы транспортировки газа: - одноставочные - в случае, если в системе магистральных газопроводов не осуществляется компримирование газа либо доля расходов на электроэнергию и газ, используемый на технологические нужды субъекта регулирования при транспортировке газа, в структуре себестоимости транспортировки газа не превышает 1%. Одноставочные тарифы также могут устанавливаться для региональных систем газоснабжения; - двухставочные - для других случаев. Двухставочный тариф формируется из следующих ставок: - ставка за пользование магистральными газопроводами (далее - ставка за пользование); - ставка (далее - ставка за перемещение) за совершаемую работу по перемещению газа (далее - товаротранспортная работа - ТТР). Ставка за пользование устанавливается на транспортировку 1000 куб. м газа между зонами входа в газопроводную систему и выхода из нее. Одноставочный тариф и ставка за перемещение двухставочного тарифа устанавливаются на транспортировку 1000 куб. м в случае, если транспортировка газа для всех потребителей транспортных услуг осуществляется по одному маршруту. Также допускается такое установление тарифов для региональных систем газоснабжения. В других случаях одноставочный тариф и ставка за перемещение устанавливаются на транспортировку 1000 куб. м на 100 км. Тарифы (ставки тарифов) могут устанавливаться на услуги по транспортировке газа: - на внутренний рынок и на экспорт в страны - участники Таможенного союза; - на экспорт в другие страны. В 2012 г. двухставочные тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Газпром" установлены Приказом ФСТ России от 8 июня 2012 г. N 143-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО "Газпром", входящим в Единую систему газоснабжения, для независимых организаций". Далее необходимо рассмотреть вопрос о том, как формируется стоимость услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям (сети низкого и среднего давления). ФСТ России устанавливает тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7. Органы исполнительной власти субъектов РФ участвуют в регулировании тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" <18>. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5971.

Функция органа регулирования субъекта Российской Федерации состоит в представлении в ФСТ России заключения об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов). Таким образом, указанный тариф устанавливается ФСТ России с учетом мнения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Тариф на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей. Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на группы конечных потребителей в зависимости от объемов потребления газа. Выделяется 8 групп потребителей: - потребители с объемом потребления газа свыше 500 млн. куб. м в год; - потребители с объемом потребления газа от 100 до 500 млн. куб. м в год включительно; - потребители с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. куб. м в год включительно; - потребители с объемом потребления газа от 1 до 10 млн. куб. м в год включительно; - потребители с объемом потребления газа от 0,1 до 1 млн. куб. м в год включительно; - потребители с объемом потребления газа от 0,01 до 0,1 млн. куб. м в год включительно; - потребители с объемом потребления газа до 0,01 млн. куб. м в год включительно; - население. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями. Дополнительно к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с газораспределительными организациями утверждаются специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации. Размер специальных надбавок определяется органами по методике, утвержденной ФСТ России. Вместе с тем средний размер специальной надбавки не может превышать 25 процентов (включая налог на прибыль организаций, возникающий от применения специальной надбавки) среднего размера тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для конечных потребителей. Важное в сфере государственного регулирования изменение внесено Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ <19> в Закон о газоснабжении. В соответствии с указанными изменениями ФСТ России должна утверждать с 1 апреля 2013 г. тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7616.

Плата за снабженческо-сбытовые услуги. Согласно определению, данному в Основных положениях, регулируемая плата за снабженческо-сбытовые услуги - это утвержденная в установленном порядке плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), взимаемая сверх регулируемой оптовой цены на газ. Поставщик газа является, как правило, коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли, в связи с чем ему должны быть возмещены иные расходы (не связанные с добычей или покупкой газа), без которых поставка газа невозможна. Расчет платы за снабженческо-сбытовые услуги осуществляется в соответствии с Методикой определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 412-э/8. Основанием для установления (пересмотра) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, является заявление об установлении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, поданное в ФСТ России, или запрос у регулируемой организации документов для пересмотра размера платы за снабженческо-сбытовые услуги со стороны ФСТ России <20>. -------------------------------- <20> Приказ ФСТ России от 3 февраля 2011 г. N 38-э "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа".

Согласно Методике, расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги должен обеспечить: а) возмещение экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг по регулируемому виду деятельности; б) получение обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых при поставках газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности); в) учет в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень расходов, являющихся необходимым условием поставки, установлен в приложении N 2 Методики определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги. Размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается, исходя из суммы следующих показателей: - средств, необходимых для погашения привлеченного на долгосрочной основе заемного капитала (основной суммы долга) в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с ФСТ России; - средств, направляемых на капитальные вложения за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности; - средств на создание резервного фонда в части, относимой на регулируемый вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством; - средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги устанавливается дифференцированно по группам потребителей аналогично дифференциации тарифа на транспортировку. Дифференциация цен по группам основана на коэффициенте сложности оказания снабженческо-сбытовых услуг, определенном Методикой.

Розничные цены на газ

В соответствии с Основными положениями, розничная цена на газ - это цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности. Государственное регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 октября 2011 г. N 252-э/2 на основании заявления организации. Розничные цены на газ устанавливаются в виде их фиксированного уровня со следующей дифференциацией по направлениям (наборам направлений) использования газа: - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах. Методическими указаниями предусмотрена особенность дифференциации розничных цен на газ, используемый на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах. Средняя розничная цена на газ на территории субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из оптовой цены на газ, определяемой на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, средней региональной составляющей розничной цены на газ (состоящей из установленного ФСТ России тарифа на услуги по транспортировке газа по группе "население" и в транзитном потоке, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги по группе "население", установленного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации размера специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе "население") и ставки начисления налога на добавленную стоимость. Согласно Методическим указаниям, розничные цены на газ утверждаются на календарный год и могут быть пересмотрены.

Цены на сжиженный газ

Оптовая цена на сжиженный газ утверждается ФСТ России в соответствии с Методическими указаниями по регулированию оптовых цен на сжиженный газ для бытовых нужд, утвержденными Приказом ФСТ России от 28 ноября 2006 г. N 312-э/8, и может быть дифференцирована с учетом разной стоимости транспортировки сжиженного газа для бытовых нужд до потребителей Российской Федерации. При этом, если в результате краткосрочных или сезонных колебаний рыночных оптовых цен на сжиженный газ установленные регулируемые оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд начинают превышать уровень рыночных цен, тогда регулируемые оптовые цены являются предельными максимальными ценами. Розничные цены устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Методическими указаниями по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденными Приказом ФСТ России от 15 июня 2007 г. N 129-э/2, дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям: а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; б) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя; в) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок; г) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада). Розничная цена может быть установлена как в виде фиксированной цены, так и в виде ее предельного уровня в рублях за 1 кг сжиженного газа с учетом в цене налога на добавленную стоимость (для сжиженного газа из газовых резервуарных установок дополнительно может рассчитываться цена за 1 куб. м). Таким образом, на основании проведенного анализа необходимо отметить, что основу государственного регулирования ценообразования в газовой отрасли в настоящее время составляют ценовые методы регулирования, которые в достаточной степени регламентированы нормативными правовыми актами различного уровня.

Название документа