О понятии транзита энергоресурсов

(Кутафин Д. О.) ("Актуальные проблемы российского права", 2014, N 3) Текст документа

О ПОНЯТИИ ТРАНЗИТА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Д. О. КУТАФИН

Кутафин Дмитрий Олегович, кандидат юридических наук, проректор по международному сотрудничеству, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

В данной статье рассматриваются особенности регулирования общественных отношений в сфере транзита энергоресурсов, также автор дает краткий обзор истории формирования этой системы отношений, начиная с 1960-х годов, заканчивая анализом проектов и соглашений в данной области на современном этапе. Особое внимание автор уделяет необходимости легитимации понятийного аппарата, а именно принятию унифицированного определения транзита энергоресурсов. Отмечается, что употребление такого понятия в действующем российском законодательстве помогло бы в решении возникающих споров в области энергетики. В частности, анализируется ряд нормативно-правовых источников, где законодательно закреплено и широко используется понятие транзита. Автором делается аргументированный вывод о принятии самостоятельного Федерального закона о транзите энергоресурсов, в котором был бы сформирован понятийный аппарат и закреплено легальное определение транзита, которые соответствовали бы потребностям России как участника отношений в сфере транзита.

Ключевые слова: транзит энергоресурсов, строительство газопровода, энергетика, природный газ, свобода транзита, транзитные перевозки, налоговые сборы, директива Европейского союза, регламент Европейского союза, нефть и газ.

On the definition of transit of energy resources D. O. Kutafin

Kutafin Dmitriy Olegovich - PhD in Law, Vice-Rector on International Cooperation of the Kutafin Moscow State Law University.

This article concerns specific features of regulation of social relations in the sphere of transit of energy resources. The author also provides a brief overview of the history of formation of this system of relations starting from 1960s and to the analysis of the drafts and treaties in this sphere at the current stage of development. The author pays special attention to the need for the legitimacy of the definition apparatus, namely, passing an unified definition of energy resources transit. It is noted that use of this term in the current Russian legislation would be of help for resolving the disputes in the energy sphere. In particular, the author analyzes a range of normative legal sources, where the term transit is legislatively provided for and widely used. The author makes a substantiated conclusion on the need to pass an independent Federal Law on the transit of energy resources, which would provide for the definition apparatus and for a legal definition of transit, which would correspond to the needs of Russia as a participant of the transit relations.

Key words: transit of energy resources, building a gas pipe line, energy, natural gas, freedom of transit, transit traffic, tax levy, Directive of the European Union, Regulation of the European Union, oil and gas.

В условиях глобализации общественных отношений в сфере транзита энергоресурсов, в первую очередь таких, как газ и нефть, принципиальное значение вызывает необходимость совершенствования и легитимации понятийного аппарата в данной сфере общественных отношений. Россия располагает одной третью мировых ресурсов природного газа, которые являются основой развития газодобывающей промышленности страны. Экспорт российского газа берет свое начало с середины 1960-х годов <1>. В 1967 г. был введен в эксплуатацию газопровод в бывшую Чехословакию, проведен первый пробный транзит газа в Австрию. В 1970 г. подписано Соглашение между СССР и Чехословакией и после процедуры согласования в 1971 г. началось строительство транзитного газопровода через территорию Чехословакии в Западную и Центральную Европу (Германия, Франция, Австрия и Италия). В 1974 г. подписано Соглашение о строительстве газопроводной инфраструктуры с использованием ресурса газовых месторождений в Оренбурге, чешская компания "Трансгаз" была определена ответственной за реализацию проекта на территории Чехословакии. -------------------------------- <1> Емельяненко С. А. 30 лет на мировых рынках // Дипломатический вестник. 2003.

Необходимость развития транзитной системы транспорта газа привела к заключению в 1985 г. Ямбургского соглашения по развитию Ямбургского месторождения и строительству газопровода до западной границы СССР <2>. -------------------------------- <2> Официальный сайт чешского газового оператора NET4GAS (последнее посещение - 15 октября 2013 г.).

В условиях роста процессов глобализации и увеличения объемов экономического взаимодействия в энергетике между различными государствами особое значение приобретает проблема транзита энергоресурсов. В настоящее время существует несколько крупных проектов газопроводов при участии Российской Федерации, например газопровод "Северный поток", в строительстве и эксплуатации которого принимают участие Дания, Германия, Финляндия и Швеция. Предполагается, что российский газ будет поставляться непосредственно западноевропейским получателям, что избавит от периодически возникающих спорных ситуаций с транзитом энергоресурсов через территорию Украины. Также интересен проект газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия, который в ближайшем будущем обеспечит долгосрочные поставки туркменского природного газа в страны Юго-Восточной Азии. Серьезным препятствием функционирования этого газопровода может являться лишь проблема транзита через территорию Афганистана, связанная с нестабильной обстановкой в этом регионе. Развитие южного энергетического коридора с отданным предпочтением строительства Трансадриатического газопровода, по которому азербайджанский газ поступит через территорию Турции, Греции, Албании и Италии в другие страны ЕС, и временный отказ от строительства газопровода Nabucco положительно влияют на перспективу развития "Южного потока", проекта с российским участием. Пропускная способность ТАР не столь велика, как предполагаемая мощность Nabucco, и это не изменит позиции России на европейском рынке. Весьма интересным представляется предполагаемое строительство газопровода Ямал - Европа-2, который пройдет по территории Белоруссии. В 2012 г. в газотранспортную систему Белоруссии Газпромом поставлено более 64,5 млрд. куб. м российского газа, из них 44,3 млрд. куб. м было предназначено потребителям других стран-импортеров <3>. -------------------------------- <3> Официальный сайт ОАО "Газпромтрансгаз Беларусь" (последнее посещение - 9 октября 2013 г.).

По оценкам экспертов газовой отрасли, к 2020 г. Евросоюз увеличит импорт газа на 80 млрд. куб. м в год. В Федеральном законе о повышении энергоэффективности <4> под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). -------------------------------- <4> Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Парламентская газета. N 63. 2009.

Условия транзита энергоресурсов зависят в первую очередь от вида энергетического ресурса и энергии, которая является объектом транзитных отношений. Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с осуществлением экспорта/импорта и транзита энергоресурсов, необходимо отметить, что не существует единой точки зрения на содержание понятия "транзит энергоресурсов". Одной из важнейших проблем формирования адекватного правового механизма регулирования транзита является отсутствие достаточного понятийного аппарата, который сможет обеспечить единообразный подход при формировании национального законодательства в сфере транзита энергоресурсов, а также его гармонизации с нормами международного права. Необходимость принятия унифицированного определения транзита энергоресурсов связана не только с процессами дальнейшего развития и совершенствования законодательства и применения норм международного права, но и адаптации научной лексики в указанной сфере в терминологию нормативно-правового характера. Отсутствие необходимой терминологии и ее противоречивость играют значительную роль в решении возникающих споров в области энергетики. Анализируя действующее российское законодательство, например Федеральный закон об электроэнергетике <5>, Федеральный закон о теплоснабжении <6>, Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации <7>, необходимо констатировать, что понятие "транзит" в указанных Федеральных законах не упоминается. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. <6> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" // Российская газета. N 168. 2010. <7> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.

Так, в ст. 2 Федерального закона о газоснабжении в РФ применяется термин "транспортировка газа", в Федеральном законе об электроэнергетике упоминается термин "передача электрической энергии". Вместе с тем следует отметить, что данные термины в основном применяются при транзите энергоресурсов в пределах одного государства. Необходимо учитывать, что транзит энергоресурсов предполагает их движение по территориям нескольких государств. Наиболее часто под транзитом понимается перемещение через находящуюся под суверенитетом какого-либо государства территорию грузов, принадлежащих другому государству, при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами государства, через чью территорию осуществляется перемещение. Такие соглашения, как Горная хартия, Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, Модельный закон СНГ "О трубопроводном транспорте" и специальные законы о трубопроводном транспорте Молдовы, Белоруссии и Украины, не содержат определения понятия "транзит" <8>. -------------------------------- <8> Салиева Р. Н. Проблемы правового обеспечения сотрудничества государств в области транзита энергоресурсов // Энергетическое право. 2011. N 2.

С учетом высокой динамики развития процессов экономического взаимодействия между странами особое значение имеет доктрина суверенитета, возникает сложность в нахождении баланса между суверенитетом и свободой торговли. Понятие свободы транзита возникло в 17 веке, когда голландский юрист Г. Гроций в работе "О праве войны и мира" продекларировал право транзита через территорию суверенного государства в интересах всего общества: "Земли, реки и любые части моря, которые стали собственностью людей, должны быть открыты для тех, кто по объективным причинам хочет осуществить их пересечение, как, например, если человек имеет желание вести торговлю с другими людьми, находящимися на дальнем расстоянии... Вполне возможно, что право собственности должно быть введено с оговоркой такого использования" <9>. -------------------------------- <9> De Jure Belli ac Pacis, Classics of International Law, 1925, London, Clarendon press, S. 196 - 197.

Следуя рекомендациям мирного договора, заключенного в Версале в 1919 г. в завершение первой мировой войны (ст. 379), были приняты Конвенции о свободе транзита, о режиме судоходных путей международного значения и о железнодорожном сообщении <10>. -------------------------------- <10> Версальский мирный договор (последнее посещение - 14 октября 2013 г.).

В Барселонской конвенции 1921 г. <11> о свободе транзита, первом многостороннем соглашении, рассматривающем и регламентирующем проблемы, связанные с трансграничным перемещением товаров, отмечается, что лица, товары и иные транспортируемые ценности считаются следующими транзитом через территорию одной из Договаривающихся Сторон в том случае, когда такой транзит является частью пути, начинающегося и заканчивающегося за границами Договаривающейся Стороны, через территорию которого осуществляется перевозка (ст. 1 Статута о свободе транзита). -------------------------------- <11> Барселонская конвенция 1923 г. (последнее посещение - 2 октября 2013 г.).

В Женевской конвенции 1923 г. по передаче и транзите электроэнергии <12> под транзитом понимается перемещение электроэнергии без производства в части или в полном объеме, использования или трансформации электроэнергии на территории государства, осуществляющего транзит; положение же Статута Барселонской конвенции о свободе транзита (ст. 1) закрепляет возможность производить перегрузку, складирование, дробление партий, изменение вида транспорта при перевозке товара. -------------------------------- <12> Records and Texts. Convention Relating to the Transmission in Transit of Electric Power: Convention Relating to the Development of Hydraulic Power Affecting More Than One State // League of Nations. 1924.

Закрепленное в Барселонской конвенции положение получило развитие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) 1947 г. <13>. Вопросам транзита посвящена статья V "Свобода транзита". В п. 1 статьи установлено, что товары (включая багаж), а также суда и другие транспортные средства должны считаться проходящими через территорию Договаривающейся Стороны, когда проход через такую территорию с перегрузкой товара, со складированием его, с дроблением партий товара, с переменой вида транспорта или без таковых операций является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы Договаривающейся Стороны, через территорию которой совершается движение груза, и движение такого характера называется "транзитными перевозками". Необходимо обратить внимание, что в Конвенции четко закреплен принцип пересечения двух границ для признания перевозки транзитом. -------------------------------- <13> Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Заключено 30 октября 1947 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2916 - 2991.

Длительное время дискуссионным оставался вопрос о возможности применения положений ГАТТ к транзиту энергоресурсов. В положениях ГАТТ нет дефиниции "goods in transit" и нет четкого определения понятия "товар". Известно, что при подготовке положений ГАТТ предполагалось исключить из предмета регулирования нефть и газ <14>. В то же время вопрос о применении положений ГАТТ к транзиту энергоресурсов был разрешен в 1982 г. в ходе рассмотрения дела Siot (иск компании Siot к Министерству финансов Итальянской Республики). К нефти, доставленной из страны, не присоединившейся к ГАТТ, разгружаемой в порту г. Триест и транспортируемой посредством трубопровода итальянской компании "Societa Italiana per l'Oleodotto Transalpino" в ФРГ и Австрию, были применены принципы оплаты за разгрузку, загрузку, транзит и налоговые сборы, не соответствующие положениям ГАТТ <15>. -------------------------------- <14> Stevens P., Transit troubles: pipelines as a source of conflict. London, Chatham House, 2008. <15> Case 266/81. Judgment of the Court of 16 March 1983.

Европейским судом было принято решение о том, что ст. V ГАТТ не может быть применена к транзиту в рамках Европейского союза, но тем не менее был сделан вывод о возможности применения положений ГАТТ к транзиту нефти, природного газа и электричества. Более того, в решении Европейского суда по делу C-393/92 (27 апреля 1994 г.) отмечается, что электроэнергия подпадает под понятие "товар", и приводится ссылка на аналогичное определение электроэнергии и в тарифной номенклатуре ЕС <16>. -------------------------------- <16> Case 393/92. Judgment of the Court of 27 April 1994.

В 1988 г. Еврокомиссией при подготовке Директив по транспорту газа и электричества были определены два условия осуществления транзита: передача газа и электричества осуществляется путем использования сети высокого давления или высокого напряжения на территории государства-члена; или транзит осуществляется газовой или электрической компанией, осуществляющей свою деятельность на территории государства-члена. В соответствии с положениями и Директивы 2003/55/ЕС о правилах на внутреннем рынке природного газа <17> государства-члены самостоятельно определяли порядок доступа производителей электроэнергии на рынок. В Регламенте ЕС 1228/2003 об условиях доступа к сетям в целях трансграничного обмена электроэнергией устанавливалась единая тарификация при доступе на внутренний рынок ЕС <18>. -------------------------------- <17> Directive 2003/55/EC of the European Parliament and of the council. Official journal of the European. 2003. L 176. <18> Acts whose publication is obligatory. Regulation (ES) N 1228/2003 of the European Parliament and of the council. Official journal of the European. 2003. I 176.

В Регламенте ЕС 714/2009, входящем в Третий энергопакет ЕС и отменяющем Регламент ЕС 1228/2003, устанавливается следующее определение транзита: процедура транзита происходит при обстоятельствах, когда заявленный путь экспорта электроэнергии включает в себя страны, в которых не будет происходить использование передаваемой электроэнергии <19>. -------------------------------- <19> European Commission; EU Regulation 714/2009 (последнее посещение - 31 октября 2013 г.).

В указанном Регламенте определены понятие "трансграничный поток" - физический поток электроэнергии в передающих сетях страны-члена, являющийся результатом воздействия деятельности производителей и/или потребителей из-за пределов данной страны-члена на ее передающие сети и понятие "транзит электроэнергии" - обстоятельства, при которых диспетчеризация электроэнергии производится в одной стране-члене на основании контрактных договоренностей о том, что соответствующий отбор электроэнергии произойдет в другой стране-члене или третьей стране, и обозначенный маршрут сделки включает страну, в которой не будет иметь места ни диспетчеризация, ни отбор электроэнергии. В налоговой инструкции ЕС TAXUD/801/2004 <20> по осуществлению транзита формулируются следующие положения: -------------------------------- <20> European Commission; EU tax regulations TAXUD/801/2004 (последнее посещение - 31 октября 2013 г.).

Общий транзит - осуществление таможенных процедур очистки товаров, перемещаемых между странами - участниками ЕС и странами - членами Европейской ассоциации свободной торговли или между странами - членами Европейской ассоциации свободной торговли. Транзит в рамках сообщества - осуществление таможенных процедур очистки товаров, перемещаемых между странами - участниками ЕС. Дается определение процедуры транзита - таможенная процедура, применяемая к перевозчикам, которые перемещают товары через границы (или территорию) без уплаты причитающихся платежей в том случае, когда товары ввозятся на территорию (или вывозятся из нее), таким образом, что требуется только одна (финальная) таможенная процедура. Транзит имеет особенное положение в ЕС, где единая таможенная территория сочетается с различными системами налогообложения: товары перемещаются транзитом из точки пересечения границы ЕС и проходят таможенное и иное оформление в конечной точке следования. Необходимо отметить, что трактование транзита в ЕС, отличное от классического понятия, может привести к коллизии международного права и региональных договоров. В Нью-Йоркской конвенции 1965 г. о транзитной торговле внутриконтинентальных государств <21> под транзитом понимается следование товаров через территорию какого-либо Договаривающегося государства между внутриконтинентальным государством и морем в тех случаях, когда это следование является частью полного пути, начинающегося или кончающегося в пределах территории этого внутриконтинентального государства и включающего перевозку морем, непосредственно предшествующую такому следованию или следующую за ним. Перегрузка, складирование, разделение грузовых партий на более мелкие партии и изменение в способе перевозки таких товаров, а также сборка, разборка или повторная сборка машин и громоздких предметов не ведут к исключению следования товаров из понятия "транзитное движение" при условии, что любые такие операции производятся исключительно в целях удобства перевозки. Ничто в настоящем пункте не должно рассматриваться как положение, обязывающее любое Договаривающееся государство создавать на его территории постоянные установки для такой сборки, разборки или повторной сборки либо разрешать создание этих установок. -------------------------------- <21> Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (заключена в г. Нью-Йорке 8 июля 1965 г.). Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 21 - 28.

В отношении транзита было принято значительное количество региональных документов, таких, как Соглашение между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем об общем рынке 1991 г. <22>. -------------------------------- <22> Mercosur (последнее посещение - 10 октября 2013 г.).

В этом Соглашении приводится такое определение транзита: транзитом считается перевозка товаров через одно или несколько государств, которые не являются участниками данного Соглашения, с возможностью осуществления перегрузки или временного хранения. При этом необходимыми условиями осуществления транзита являются: географическая необходимость пересечения территории иного государства, исключение возможности торговли или использования в стране транзита, с товарами во время перевозки или складирования не производится иных действий, кроме разгрузки или хранения их в надлежащих условиях. В Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г. <23> в ст. 4 определено, что прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право принимать разумные меры для разведки шельфа и разработки его естественных богатств. -------------------------------- <23> Конвенция о континентальном шельфе (Заключена в г. Женева 29 апреля 1958 г.) // Ведомости ВС СССР. 1964. N 28. Ст. 329.

В ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. <24> определено, что открытое море открыто для всех государств и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря включает, в частности, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы. -------------------------------- <24> Конвенция об открытом море (заключена в г. Женеве 29 апреля 1958 г.) // Ведомости ВС СССР. 1967. N 46. Ст. 457.

Положения ст. 7 Договора к Энергетической хартии <25> раскрывают транзит как перемещение через территорию одного государства-участника материалов, продуктов, происходящих из территории второго государства-участника и предназначенных для третьего государства-участника либо в некоторых случаях для этого второго государства. Каждая Договаривающаяся Сторона предусматривает для транзитных энергетических материалов и продуктов не менее благоприятный режим, чем национальный. -------------------------------- <25> Договор к Энергетической хартии (подписан в г. Лиссабоне 17 декабря 1994 г.).

В соответствии с указанной статьей положения Договора к Энергетической хартии могут применяться также и в случае участия двух сторон - например, при начале газопровода в России, транзите через территорию Украины и конечной точке в России. В ДЭХ закреплена возможность отвода части транспортируемого товара, что запрещают Барселонская конвенция и Соглашения ГАТТ. Соглашение между Республикой Чад и Республикой Камерун "О строительстве и эксплуатации трубопроводной системы", касающееся транзита нефтепродуктов из Республики Чад через территорию Камеруна в морской терминал, расположенный на расстоянии 11 километров от береговой линии Камеруна, основывается на положениях ГАТТ, Нью-Йоркской конвенции 1965 г. о транзитной торговле внутриконтинентальных государств и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В ст. 3 Соглашения закреплена свобода транзита и приведена ссылка на понятие транзита: "Республика Камерун признает и предоставляет Республике Чад право на доступ к морю и на свободу транзита для экспорта по трубопроводу нефтепродуктов в соответствии с соответствующими положениями Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года". В Соглашении о транзитной торговле между Исламской Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан 2010 г. определение транзита повторяет соответствующее положение ГАТТ. На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте". В сентябре 1999 г. этот законопроект был принят в первом чтении, сейчас продолжается его доработка для вынесения на второе чтение. Законопроектом предусматривается закрепление положений, регулирующих право собственности на магистральные трубопроводы, устанавливается классификация трубопроводов, определяются принципы доступа к магистральным трубопроводам <26>. -------------------------------- <26> Гудков И. В. Транспортировка газа в России: текущее состояние и перспективы нормативно-правового регулирования // Нефть, газ и право. 2009. N 4. Ст. 47 - 52.

В существующем виде в указанном законопроекте не содержится определений ключевых понятий транзита энергоресурсов. В контексте существующей ситуации представляется логичным руководствоваться Конституцией Российской Федерации, в которой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, и имплементировать в существующее законодательство нормы международного права, в частности легальные определения Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г., которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (1 января 1995 г. функции ГАТТ были переданы ВТО, к которой Россия присоединилась 22 августа 2012 г.). В связи с развитием общественных отношений в сфере транзита энергоресурсов, необходимостью унификации международно-правовых понятий транзита, а также имплементирования данного понятия в российское законодательство представляется необходимым принятие самостоятельного Федерального закона о транзите энергоресурсов, в котором был бы сформирован адекватный потребностям России как участника отношений в сфере транзита понятийный аппарат и закреплено легальное определение транзита, а также выявлены особенности и специфика транзита отдельных типов энергоресурсов, таких, как электроэнергия, газ, нефть, тепловая энергия, атомная энергия, электромагнитная и иные виды энергии.

Библиография

1. Ануфриева Л. П., Бекяшев К. А., Дмитриева Г. К. Международное частное право. Проспект, 2003. 2. Бринчук М. М., Дубовик О. А., Жаворонкова Н. Г. Экологическое право: от идей к практике. Институт государства и права РАН, 1997. 3. Гудков И. В. Транспортировка газа в России: текущее состояние и перспективы нормативно-правового регулирования // Нефть, газ и право. 2009. 4. Емельяненко С. А. 30 лет на мировых рынках // Дипломатический вестник. 2003. 5. Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Юриспруденция, 2007. 6. Романова В. В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. Москва, 2012. 7. Салиева Р. Н. Проблемы правового обеспечения сотрудничества государств в области транзита энергоресурсов // Энергетическое право. 2011. N 2. 8. De Jure Belli ac Pacis, Classics of International Law, 1925, London, Clarendon press, S. 196 - 197. 9. Stevens P., Transit troubles: pipelines as a source of conflict. London, Chatham House, 2008.

References

1. Anufrieva L. P., Bekyashev K. A., Dmitrieva G. K. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. Prospekt, 2003. 2. Brinchuk M. M., Dubovik O. A., Zhavoronkova N. G. Ekologicheskoe pravo: ot idei k praktike. Institut gosudarstva i prava RAN, 1997. 3. Gudkov I. V. Transportirovka gaza v Rossii: tekushchee sostoyanie i perspektivy normativno-pravovogo regulirovaniya // Neft', gaz i pravo, 2009. 4. Emel'yanenko S. A. 30 let na mirovykh rynkakh // Diplomaticheskii vestnik. 2003. 5. Zhavoronkova N. G. Ekologo-pravovye problemy obespecheniya bezopasnosti pri chrezvychainykh situatsiyakh prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera. Yurisprudentsiya, 2007. 6. Romanova V. V. Pravovoe rugulirovanie stroitel'stva i modernizatsii energeticheskikh ob''ektov. Moskva, 2012. 7. Salieva R. N. Problemy pravovogo obespecheniya sotrudnichestva gosudarstv v oblasti tranzita energoresursov // Energeticheskoe pravo. 2011. N 2. 8. De Jure Belli ac Pacis, Classics of International Law, 1925, London, Clarendon press, S. 196 - 197. 9. Stevens P., Transit troubles: pipelines as a source of conflict. London, Chatham House, 2008.

Название документа