Когда права охотников нарушены

(Михайлов В.)

("ЭЖ-Юрист", 2014, N 4)

Текст документа

КОГДА ПРАВА ОХОТНИКОВ НАРУШЕНЫ

В. МИХАЙЛОВ

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга.

Время от времени СМИ сообщают о случаях нарушения прав охотников. Чаще всего права нарушаются возведением ограждений, запретом охотиться на землях фермерских хозяйств. И это не частная проблема, это системные нарушения, требующие правового решения. Об одном из нарушений в декабре 2013 года нам рассказал знакомый охотник...

Невыдуманные истории

Поехали мы с друзьями на зайчика в угодья общего пользования Камызякского района. Охотились в обезвоженных рисовых чеках, где зерно уже давно собрано. Здесь когда-то был рисоводческий колхоз, а ныне несколько фермерских хозяйств (далее - КФХ). Эти места любит посещать заяц, там много лис и енотов, держится фазан. На всех названных животных у нас были необходимые разрешения. Ездим в эти места на охоту много лет, и всегда все было нормально. А в тот день, находившись и добыв по зайцу, мы уже собрались уезжать, как к нам подошли три молодых человека. Представились они работниками КФХ, отвечающими за охрану, потребовали покинуть земли КФХ и никогда больше сюда не заезжать. Но мы сказали, что земли КФК входят в состав общедоступных охотничьих угодий области, охотиться на которых мы имеем право, так как у нас есть официальное разрешение на это.

На это один из охранников сказал, что земли даны членам КФХ в аренду в целях ведения сельского хозяйства. Охотхозяйственная деятельность является видом сельскохозяйственной деятельности, поэтому члены хозяйства имеют право предоставлять эти земли для охоты. Но в данном случае члены хозяйства не предоставляли такого права, и получается, что мы занимаемся охотой на землях КФХ в нарушение законодательства. И еще раз попросил нас покинуть земли.

Мы уехали. По дороге на охоту и обратно никаких шлагбаумов или объявлений о запрещении охоты на землях КФХ нам не встретилось.

Сообщения о случаях конфликтов между фермерами и охотниками имеются в электронных СМИ, на охотничьих сайтах и форумах. Вот одно из них:

"На открытии весеннего сезона охоты 2013 года в ОдОУ "Елховское" Самарской области арендаторы сенокосных угодий пытались выгнать меня с выбранного места стоянки. Я вызвал полицию, и она, представьте, приехала! Арендатор был оштрафован на 1000 рублей как физлицо, хотя надо было бы на 5000 рублей как юридическое. Но это издержки местничества... Так что отстаивайте свои права, и все у нас будет хорошо!" (с сайта "Охотники. Ру" обсуждение статьи "Охотники и фермеры: новые проблемы").

Приведенные примеры говорят об имеющемся противостоянии между охотниками и землепользователями (под ними предлагаю в настоящей статье понимать собственников и арендаторов). К сожалению, пока нет судебной практики по этой проблеме, поэтому выскажем свои оценки и рекомендации.

Что говорит закон

Правовое положение охотников, их права и обязанности, кроме общего законодательства, определяет Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статья 1 данного Закона дает определение охоты. Под ней понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Любительская и спортивная охота - это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях.

Охотничьими угодьями считаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Понятие и подразделение охотничьих угодий даны в ст. 7 Закона N 209-ФЗ. Общедоступные охотничьи угодья (далее - ОДУ) определяются как охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты. В границы охотничьих угодий, в том числе и ОДУ, включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов - это документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ любительская и спортивная охота в ОДУ осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 настоящего Закона, то есть охотнику. Охотник - это физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре.

Деятельность КФХ определяется ст. ст. 23 и 86.1 ГК РФ.

КФХ создавались в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

КФХ - это вид предпринимательской деятельности, напрямую связанной с сельским хозяйством. В пункте 1 ст. 19 Закона N 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

При регистрации КФХ его организаторы (учредители) должны определиться с видом экономической деятельности. В ОКВЭД есть раздел 01 "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях". В нем перечислено 64 вида экономической деятельности, которой может заниматься КФХ. Среди них вид деятельности с кодом экономической деятельности N 01.5 и 01.50 "Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях".

Вопросы землепользования регулирует Конституция России, установившая в ч. 2 ст. 9, что земля и другие ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а в ч. 2 ст. 8 - равноправие в защите форм собственности. Конкретизация этих положений содержится в ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ВК РФ и других федеральных законах.

КФХ созданы в подавляющем большинстве на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ таковыми признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Возможность использования земель сельскохозяйственного назначения для охоты и деятельности в сфере охотничьего хозяйства допускается п. 3 ст. 78 ЗК РФ с оговоркой "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".

Допускает охоту и ст. 36 ЛК РФ, п. 4 которой уточняет, что использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии с п. 4 ст. 11 настоящего Кодекса.

Пункт 1 ст. 11 ЛК РФ устанавливает право граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах, на заготовку и сбор для собственных нужд дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Может быть запрещено или ограничено пребывание граждан в лесах, которые расположены на землях ведомств обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 11 ЛК РФ).

Пункт 5 ст. 11 ЛК РФ содержит закрытый перечень оснований, когда пребывание граждан в лесах может быть ограничено и в каких именно целях. В пункте 6 этой статьи указано, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.

Статья 22 Закона N 209-ФЗ, установившая возможность ограничения охоты, указывает, в частности, на запрет на охоту в определенных охотничьих угодьях.

Это надо знать

Из приведенных выше норм напрашивается вывод, что законодательство не связывает напрямую предоставление земель КФХ с запретом для охотников охотиться на этих землях. Поэтому нет ничего незаконного в том, что уполномоченный орган в соответствии с Законом N 209-ФЗ земли КФХ включил в ОДУ. Тем более что землевладелец - глава этого хозяйства не заявлял в установленном порядке о намерении вести охотничье хозяйство.

Не принадлежат КФХ и охотничьи ресурсы - птицы и звери, здесь обитающие. Добыча охотничьих ресурсов осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" и п. 4 ст. 8 Закона N 209-ФЗ.

Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 Закона N 209-ФЗ, то есть охотнику (п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

В случаях противостояния между охотниками и фермерами, о которых мы говорили выше, на землях КФХ, входящих в ОДУ, не было установлено каких-либо ограничений (ст. 22 Закона N 209-ФЗ) в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования.

Право собственности физических, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются Законом N 209-ФЗ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 26 Закона N 209-ФЗ).

Для охоты в ОДУ на землях КФХ, на которых не действуют запреты на осуществление охоты, достаточно иметь разрешение на охоту в ОДУ, в котором указаны сроки охоты и место охоты (п. 5 ст. 30 Закона N 209-ФЗ). Его выдает орган исполнительной власти субъекта РФ (подп. "б" п. 1 ст. 31 Закона N 209-ФЗ).

Утверждение Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1 ст. 34 Закона N 209-ФЗ).

В связи с принятием Закона N 209-ФЗ были внесены изменения в ст. 78 ЗК РФ. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 57 Закона N 209-ФЗ), а споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке (ст. 56 Закона N 209-ФЗ).

Никто не разрешал, но и не запрещал

Но не все так просто. Нормы законодательства предоставляют гражданам возможность охотиться в установленные сроки, в определенных законом местах при наличии необходимых документов и соблюдении правил охоты, на тех земельных участках, где для этого не установлен запрет. Этот запрет должен быть прописан в законе в установленном им же порядке.

А что делать в случае, когда члены КФХ запрещают в нарушение вышеназванных норм охотиться на своих землях? При этом они ссылаются на обязанность обеспечить безопасность жизни и здоровья работников КФХ.

Действительно, когда в КФХ идут сельхозработы, уполномоченный орган, обеспечивая безопасность и охрану труда своих работников (ст. ст. 22, 219 ТК РФ), обязан принять все меры для предотвращения возможных несчастных случаев. При этом никто не запрещает вывешивать информационные знаки (щиты) с объявлениями (обращениями) к населению, в том числе и охотникам, не заходить на территорию, где ведутся работы.

Но что делать, если сельхозработы закончены, а КФХ не убрал эти информационные щиты и его охрана продолжает препятствовать охотникам в посещении ОДУ? Конечно, не нужно доводить дело до конфликта, следует обратиться в органы власти или в суд.

Не было бы никакого противостояния между охотниками и фермерами, если бы при заключении договора о предоставлении земельных участков КФХ в него было внесено обременение в виде обязанности не препятствовать праву охоты на землях, включенных в ОДУ. Ведь подп. 2 п. 2 ст. 58 ЗК РФ предусматривает возможность устанавливать как особые условия охраны животного мира и путей миграции диких животных, так и иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.

Другая возможность, которую, наверное, надо использовать, это публичный сервитут, который, на наш взгляд, возможен в соответствии с нормами ГК РФ и других ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся его собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом. Вероятно, в каких-то случаях возможно применить право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), установленное в порядке ст. ст. 274, 275 и 276 ГК РФ.

О возможности заключения сервитута сказано и в п. 3.1 ст. 38 ЛК РФ:

"Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации".

Готовя этот материал, мы не нашли примеров заключения соглашений о публичном сервитуте между КФХ и охотничьими организациями. Но никто и не запрещал охотникам в таком случае воспользоваться правом, предоставленным гражданским законодательством. Правом на публичный сервитут.

Название документа