Торговый объект особого назначения

(Панюкова В. В.) ("Торговое право", 2012, N 11) Текст документа

ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В. В. ПАНЮКОВА

Панюкова В. В., шеф-редактор журнала "Торговое право", преподаватель - консультант Школы профессионального франчайзинга, кандидат экономических наук.

Автором систематизированы основные виды краж персонала на розничном торговом предприятии и дана типовая характеристика технических средств безопасности, применяемых на различных типах розничных торговых предприятий. В статье описаны основные типы стандартов безопасности. Особое внимание уделено вопросу паспортизации розничных и оптовых торговых объектов.

Ключевые слова: кражи, стандарт, безопасность, торговый объект, паспорт безопасности, технические средства безопасности.

Прошли те времена, когда под обеспечением безопасности торговой организации понимались обеспечение физической безопасности торгового объекта, защита от краж покупателей. Сегодня проблема обеспечения безопасности торговой организации намного более глобальная, поэтому именно этот вопрос волнует большинство предпринимателей в торговле.

Комплексный подход или ограничения?

Хотя до сих пор ряд представителей бизнеса ограничивают свою деятельность по обеспечению безопасности только организацией физической безопасности торгового объекта, ссылаясь на то, что служба безопасности является структурным подразделением, предназначенным для организации и осуществления мероприятий по обеспечению физической защиты, а также для выполнения других функций, предписанных им должностными регламентами. Однако такой подход является весьма ограниченным и приводит к формированию множества причин потерь на предприятии.

Безопасность услуги торговли

В соответствии с ГОСТ Р 51304-2009 "Услуги торговли. Общие требования" <1> под "безопасностью услуги торговли" понимается комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя. Согласно пункту 6.1 ГОСТа безопасность услуги торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований. -------------------------------- <1> Утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 769-ст // М.: Стандартинформ, 2010.

Торговая безопасность является одним из элементов экономической безопасности, поэтому в современных условиях в процесс обеспечения безопасности торговой организации вовлечены практически все сотрудники организации (табл. 1).

Таблица 1

Подсистемы торговой безопасности

Подсистема торговой Ответственное структурное безопасности подразделение

Физическая безопасность, Служба безопасности включая систему учета и контроля доступа

Кадровая безопасность, включая Отдел кадров разработку системы мотивации и Отдел по защите персонала стимулирования персонала

Информационная безопасность Системные администраторы

Финансовая безопасность Бухгалтерия Аудиторы (внутренние и внешние)

С учетом этого обстоятельства при разработке политики безопасности в торговой организации следует учитывать содержание внутренних документов организации, таких как: - Правила внутреннего трудового распорядка; - Положение о персонале и др.; - коллективный договор; - положения о службе безопасности и других структурных подразделениях; - приказы о разграничении полномочий между руководителями организации и т. п. С увеличением числа компаний, которые выбирают стратегию мультиканальных продаж товаров при развитии коммерческой деятельности, торговые организации все большее внимание должны уделять обеспечению информационной безопасности, в первую очередь - защите информации в интернет-пространстве.

Кражи персонала

Кражи персонала являются одной из наиболее значимых потерь торговой организации. В таблице 2 сгруппированы основные виды краж, на которые следует обратить внимание при формировании программы защиты торгового объекта.

Таблица 2

Некоторые виды краж сотрудников розничного торгового предприятия

Кражи Кражи сотрудников Кражи сотрудников в сотрудников из из других помещений сговоре с торгового зала торгового объекта покупателями

Сотрудник торгового Сотрудник вводит в Кассир зала после заблуждение договаривается с окончания рабочего руководство и покупателем дня тайком выносит службу охраны о (знакомыми или неоплаченный товар, продаваемых това - родственниками) и пряча его под рах. К примеру, пробивает им одеждой или в упаковывает более дорогостоящие сумке. дорогой товар под товары по цене Кражи кассирами наименованием более дешевых или не денежных средств из дешевого товара, с пробивает часть кассы и (или) целью его товаров. присвоение излишков дальнейшего Сотрудник умышленно из кассы. приобретения. при фасовке товаров Сотрудник тайком Сотрудник по пишет наименование выносит товар по предварительному более дешевого ложным документам, сговору с товара или к примеру, представителем указывает меньший переклеив стикер поставщика вес, с целью про - "Товар проверен" принимает товар в дажи этого товара или "Контроль на меньшем количестве, своим знакомым выходе", который он чем указано в получил при покупке накладной. более дешевого Сотрудник, проводя товара, или же экспертизу товара, показав чек, признает качес - который оставил твенный товар покупатель. некачественным, с Сотрудник целью его списания, потребляет/ сам же выносит этот использует товар в товар с торгового процессе рабочего объекта дня, не оплатив его (например, съедает пищевые товары, использует парфюмерные и косметические товары)

В зависимости от типа торгового объекта технические средства защиты могут разниться, но одно следует учитывать, что только при комплексном подходе к обеспечению безопасности может быть достигнуто максимальное сокращение потерь от краж, как персонала, так и покупателей.

Таблица 3

Типовая характеристика основных средств обеспечения безопасности, применяемых в различных типах торговых предприятий (в % к общим затратам на технические средства обеспечения безопасности)

Статьи затрат Магазин Супермаркет Гипермаркет "У дома"

Инсталляция и 25% 20% 15% последующее использование EAS (противокражных) систем

Организация 15% 25% 30% видеонаблюдения на торговом объекте

Физическая охрана, 30% 40% 40% в том числе: - в торговом зале 20% 25% 25% - из других помещений магазина 10% 15% 15%

Прочее 30% 15% 15%

Следует отметить, что при осуществлении физической охраны торгового зала важное значение имеет внедрение так называемых скрытых агентов, которые под видом обычных покупателей следят за покупателями.

Документирование

В соответствии с ГОСТ Р 51898-2002 "Аспекты безопасности. Правила включения и стандарты" <1> могут быть разработаны определенные типы стандартов на безопасность (табл. 4). -------------------------------- <1> Утверждено Постановлением Госстандарта России от 05.06.2002 N 228-ст // М.: Издательство стандартов, 2002.

Таблица 4

Содержание основных типов стандартов на безопасность

Тип стандарта Содержание Объект

Основополагающие Фундаментальные Различные виды стандарты на концепции, принципы и продукции, безопасность требования, относящиеся процессов и услуг к основным аспектам безопасности

Групповые Аспекты безопасности, Семейство близких стандарты на применимые к нескольким видов продукции, безопасность видам или к семейству процессов или близких видов продукции, услуг процессов или услуг. В них, насколько возможно, делают ссылки на основополагающие ста - ндарты на безопасность

Стандарты на Аспекты безопасности Определенные виды безопасность определенного вида или или семейства продукции семейства продукции, продукции, про - процессов или услуг. цессов или услуг В этих стандартах, насколько возможно, делают ссылки на основополагающие стандарты на безопасность и групповые стандарты на безопас - ность

Стандарты на Содержат аспекты Продукция продукцию безопасности, но касаются не только аспектов безопасности. В них должны быть сделаны ссылки на основополагающие стандарты на безопасность и групповые стандарты на безопасность

Паспортизация

Отдельное внимание уделим оформлению такого документа, как паспорт безопасности. Обязательная паспортизация безопасности предусмотрена только для определенных типов торговых объектов. В частности, обязательность оформления паспортов безопасности предусмотрена для розничных рынков. В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" <1> паспорт безопасности - документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (1 ч.). Ст. 34; ...; 12.12.2011. N 50. Ст. 7338.

Паспорт безопасности составляется с учетом типа, номенклатуры и объема реализуемых на предприятии товаров и оказываемых услуг (выполняемых работ). Условно можно выделить три основных этапа по разработке паспорта безопасности торгового объекта: 1) подготовительный этап, связанный со сбором необходимой информации и документации для разработки паспорта безопасности; 2) составление паспорта безопасности, его техническая разработка; 3) согласовательный этап, предусматривающий согласование и утверждение паспорта безопасности уполномоченными органами. Так, в соответствии со статьей 2 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 N 255 "Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений" <1> паспорт для розничного рынка составляется и по согласованию с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка утверждается управляющей рынком компанией. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 30.04.2007. N 18. Ст. 2240.

Региональные особенности

На территории Москвы предусмотрена паспортизация крупных объектов потребительского рынка. Так, в соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций по разработке типового паспорта безопасности крупных объектов розничной торговли, общественного питания и рынков, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 03.11.2004 N 2196-РП "Об усилении мер безопасности на крупных объектах потребительского рынка и услуг в Москве" <1> к крупным объектам потребительского рынка и услуг в городе Москве с массовым пребыванием населения для проведения паспортизации относятся: -------------------------------- <1> Правовые акты (Нормативная база) Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosopen. ru/ document/ 2196_rp_2006-10-26, свободный.

- предприятия розничной торговли, в том числе торговые центры и комплексы торговой площадью от 1000 кв. м и более; - предприятия общественного питания - на 100 посадочных мест и более; - розничные рынки. В Московской области предусмотрена обязательная разработка паспорта антитеррористической защищенности торговых объектов, объектов общественного питания и бытовых услуг, расположенных на территории области. Так, в соответствии с пунктом 3 Положения о паспорте антитеррористической защищенности торговых объектов, объектов общественного питания и бытовых услуг, расположенных на территории Московской области, утвержденного Постановлением правительства Московской области от 27.08.2010 N 703/37 <1>, паспортизации подлежат: -------------------------------- <1> Сайт Московской области [Электронный ресурс], режим доступа: http://www. mosreg. ru/ norm_antiterr_com, свободный.

- торговые объекты, в которых осуществляется оптовая или розничная торговля, общей площадью 1000 и более кв. м; - объекты общественного питания вместимостью 100 и более посадочных мест; - объекты бытовых услуг общей площадью 400 и более кв. м. Сроки и последовательность действий при исполнении государственной функции по ведению реестра паспортов антитеррористической защищенности торговых объектов, объектов общественного питания и бытовых услуг, расположенных на территории Московской области, определены в Административном регламенте Министерства потребительского рынка и услуг Московской области по исполнению государственной функции по ведению Реестра паспортов антитеррористической защищенности торговых объектов, объектов общественного питания и бытовых услуг, расположенных на территории Московской области, утвержденном распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 03.05.2012 N 10-Р <1>. -------------------------------- <1> Ежедневные новости. Подмосковье. 01.06.2012. N 93.

Структура паспорта

В паспорте безопасности должны быть установлены требования, подтверждающие готовность руководства и сотрудников торгового объекта, а также его средств обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите потребителей, и материально-технической базы при предупреждении и ликвидации возможных кризисных явлений. Структура паспорта может быть следующей: - раздел 1 "Общие сведения"; - раздел 2 "Сведения о персонале"; - раздел 3 "Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций"; - раздел 4 "Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта"; - раздел 5 "Силы и средства охраны"; - раздел 6 "Ситуационные планы и схемы"; - раздел 7 "Системы жизнеобеспечения"; - раздел 8 "Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами".

Показатели оценки

Как и при оценке других аспектов деятельности организации, для оценки безопасности торговой организации необходимо осуществлять оценку и анализ эффективности мероприятий, осуществляемых на предприятии. К основным правилам определения показателей, характеризующих уровень безопасности на предприятии, можно отнести следующие: - показатели должны быть четко определены, должна быть понятна методика их расчета; - показатели оценки безопасности торгового объекта должны быть взаимоувязаны с показателями работы организации в целом; - показатели должны быть представлены в динамике, то есть следует рассмотреть их значения за прошлый период, их текущие значения и прогнозные значения на будущий период; - показатели должны быть подразделены в зависимости от уровня нахождения структурного подразделения в организационной структуре; - интегральный показатель безопасности торговой организации должен быть рассчитан на основе частных показателей, рассчитанных в различных структурных подразделениях организации. Для анализа эффективности деятельности розничного предприятия в сфере обеспечения безопасности чаще всего берутся следующие показатели: 1) количество выявленных нарушений на 1 торговый объект (на 1 сотрудника) с разбивкой по видам нарушений; 2) количество нарушений, выявленных государственными органами (проверяющими) на 1 торговый объект (1 структурное подразделение); 3) текучесть кадров, в том числе с разбивкой по структурным подразделениям и должностям; 4) размер хищений финансовых средств, в том числе из касс, и т. п. За рубежом значительное внимание также уделяется экологической безопасности. К числу показателей, характеризующих уровень экобезопасности торговой организации, можно отнести: - число нарушений и размер штрафов за нарушения природоохранного законодательства; - наличие наград и полученных премий от органов власти и общественных организаций за деятельность в сфере защиты окружающей среды и развития экоиндустрии.

Вывод

Делая вывод относительно обеспечения безопасности на торговом объекте, следует отметить, что продуманные вложения средств в обеспечение безопасности могут дать значительный социально-экономический эффект. Ведь помимо снижения прибыли организации непродуманный подход к защите торгового объекта может создать и нездоровый климат в коллективе, что в конечном итоге может также привести к снижению оборота организации.

Название документа