Хорватский Закон о торговле: содержательный и сравнительный анализ

(Иванович Д.) ("Торговое право", 2012, NN 10, 11) Текст документа

ХОРВАТСКИЙ ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

/"Торговое право", 2012, N 10/

Д. ИВАНОВИЧ

Иванович Д., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

В статье рассматриваются положения основного законодательного акта Республики Хорватии, регулирующего торговую деятельность, - Закона о торговле. Анализируются основные понятия, общие положения правового регулирования, требования, установленные в отношении осуществления отдельных видов торговли, порядок принятия решений, дающих право на осуществление торговой деятельности, требования к торговому персоналу.

Ключевые слова: закон, торговля, Хорватия, продавец, торговый объект, условия продажи, оптовая торговля, розничная торговля, требования к персоналу, решении о соответствии.

Хорватия готовится стать следующим 28-м членом Европейского союза <1>. В рамках выполнения процедур, необходимых для присоединения к Европейскому союзу, она привела свое торговое законодательство в соответствие с союзными стандартами и требованиями. С учетом отмеченного особый интерес представляет анализ основного законодательного акта Хорватии - Закона о торговле <2>. Новая редакция Закона была подписана 30.09.2011 и вступила в силу на восьмой день после публикации в "Народной газете", кроме положения статьи 11, которая вступила в силу 01.07.2012. -------------------------------- <1> Организация Объединенных Наций // http://www. un. org/ru/ sg/priorities/ sg_agenda_2012.pdf. <2> База законов Хорватии // http://www. zakon. hr/ z/175/Zakon-o-trgovini.

Хорватский Закон о торговле, как и большинство европейских законодательных актов, регулирует одновременно внутреннюю и внешнюю торговлю. Данным Законом определяются условия осуществления торговой деятельности на внутреннем рынке, на внешнем рынке, меры защиты при экспорте и импорте товаров, меры ограничения торговой деятельности, режим работы торговых организаций, запреты в отношении недобросовестной торговли, а также меры по управлению и надзору в сфере торговли. Понятийный аппарат хорватского Закона (статья 2) весьма схож с российским, закрепленным в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> (далее - российский Закон о торговой деятельности). Основное отличие состоит в том, что хорватский акт содержит определения понятий, используемых для правового регулирования внешней торговли, а также узкоспециальных понятий, что обусловлено детальной регламентацией отдельных элементов торговой деятельности. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643.

Основные понятия и система регулирования

Закон о торговле определяет торговлю как коммерческую деятельность по покупке и продаже товаров и (или) предоставлению услуг торговыми организациями в целях получения прибыли или иной экономической выгоды на внутреннем и (или) внешнем рынках (статья 3). Система источников регулирования торговой деятельности в соответствии со статьей 3 Закона о торговле в части договорных отношений в торговом посредничестве включает собственно данный Закон, а также положения хорватского Закона об обязательственном праве, если данным Законом не предусмотрено иное. Под продавцом для целей предусматриваемого хорватским законом правового регулирования в статье 4 Закона о торговле понимается физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя и имеющее право осуществлять куплю и продажу товаров и (или) предоставлять услуги в торговой сфере. Как следует из дефиниции понятия "продавец", используемого для регулирования соответствующих правоотношений, это лицо, непосредственно занимающееся продажей либо презентацией товаров, а также консультирующее покупателей относительно характеристик и назначения товаров. Продавец осуществляет торговую деятельность свободно, на равных рыночных условиях и таким образом, чтобы не нарушать, не ограничивать и не препятствовать рыночной конкуренции. Продавец может без внесения в реестр осуществлять и иную деятельность, способствующую реализации основной, то есть торговой, деятельности, но в меньшем объеме. Таким образом, продавцом в хорватской системе правового регулирования являются хозяйствующие субъекты, основным осуществляемым видом деятельности которых является торговля; удельный вес других видов деятельности должен быть значительно меньшим.

Право на торговую деятельность

В соответствии со статьей 5 Закона о торговле помимо продавца торговую деятельность могут осуществлять: 1) владельцы ферм и члены семейных сельскохозяйственных предприятий, внесенные в реестр сельскохозяйственных организаций в порядке, установленном соответствующими законодательными актами, если они реализуют свою продукцию в розницу, вне торговых объектов (магазинов), как предусмотрено в статье 10 данного Закона, а также на оптовых рынках, как предусмотрено в статье 7 данного Закона; 2) юридические или физические лица, не обязанные регистрироваться в реестре поставщиков сельскохозяйственного посадочного материала согласно соответствующим законодательным актам, если они реализуют свою продукцию в розницу, вне торговых объектов (магазинов), как предусмотрено в статье 10 данного Закона, а также на оптовых рынках, как предусмотрено в статье 7 данного Закона; 3) юридические и физические лица, имеющие лицензию на рыбную ловлю в море и в пресноводных водоемах в коммерческих целях, лицензию на разведение рыбы, морепродуктов и иной аквакультуры в коммерческих целях, если рыба и морепродукты реализуются в розницу, вне торговых объектов (магазинов), как предусмотрено в статье 10 данного Закона, а также на оптовых рынках, как предусмотрено в статье 7 данного Закона; 4) юридические и физические лица, зарегистрированные в реестре владельцев лесов, если лесная продукция реализуется в розницу, вне торговых объектов, как предусмотрено в статье 10 данного Закона, а также на аукционах в соответствии со статьей 6 данного Закона и на оптовых рынках, как предусмотрено в статье 7 данного Закона; 5) представители, осуществляющие прямые продажи для зарегистрированного продавца или производителя; 6) юридические или физические лица, зарегистрированные как производители, если они реализуют свою продукцию в розницу; 7) юридические лица (ассоциации, кооперативы, организации и т. п.), которые, согласно особым правилам, ради осуществления своих целей и в соответствии с положениями устава либо иных общих учредительных актов реализуют свою продукцию в розницу, вне торговых объектов, как предусмотрено в статье 10 данного Закона. Хозяйствующие субъекты, указанные в пунктах 1 - 4, 6, могут осуществлять торговую деятельность, если ими соблюдаются условия, содержащиеся в статье 12 данного Закона. Если реализация товаров и (или) услуг осуществляется посредством единичных продаж (ярмарки, выставки и т. п.), положение о праве на осуществление торговой деятельности не распространяется на указанных лиц.

Виды торговли

Торговая деятельность осуществляется оптом и в розницу. Содержание каждого из видов торговли определено в соответствующих статьях Закона (табл. 1).

Таблица 1

Виды торговой деятельности

Оптовая торговля (статья 7) Розничная торговля (статья 9)

Представляет собой закупку Представляет собой товаров с целью их последующей приобретение товара с целью продажи профессиональным его последующей продажи потре - предпринимателям, то есть иным бителям для личного юридическим или физическим использования либо лицам, осуществляющим использования в хозяйстве, а определенную также для продажи зарегистрированную или уста - профессиональным новленную законом деятельность пользователям, если при этом нет необходимости дополни - тельно соблюдать минимальные технические и иные условия, предусмотренные законо - дательством

Как видно из приведенного сравнения, содержание указанных видов торговой деятельности практически совпадает с содержанием, определенным российским Законом о торговой деятельности. Вместе с тем очевидны и отличия - под розничной торговлей понимается деятельность по приобретению товара, что указывает на посреднический характер деятельности с одновременным учетом изложенных выше правил относительно приравнивания к продавцам отдельных хозяйствующих субъектов, реализующих произведенные товары. Особым видом продажи товаров в соответствии с Законом о торговле является аукцион. В соответствии со статьей 6 Закона аукцион представляет собой организованную продажу товара лучшему покупателю на основании проведения публичных торгов в определенное время и в определенном месте. Аукционы могут быть постоянными и временными. Согласно разделу 3 данной статьи Правительство Республики Хорватии на основании предложений Министерства экономики разрабатывает регулятивные нормы для отдельных видов товаров, а также условия организации аукционов, ведения деятельности и процедур продажи товаров путем аукциона.

Оптовая торговля

Статьей 7 Закона о торговле определен порядок осуществления оптовой торговли. Указанный вид торговой деятельности с учетом норм названной статьи осуществляется на торговых объектах, если для подобного вида продаж соблюдены все условия, предусмотренные данными Законом и иными регулятивными нормами.

Торговый объект

Под торговым объектом в соответствии со статьей 3 Закона о торговле понимаются: 1) магазин. Магазин представляет собой особым образом оборудованное помещение, в котором осуществляется торговая деятельность, и состоящее непосредственно из торговых площадей и подсобных помещений; 2) склад. Склад - это торговый объект (открытый, крытый, закрытый), предназначенный для размещения и хранения товаров, а также для осуществления иных операций по складированию, то есть торговый объект, на котором осуществляется торговая деятельность; 3) оптовый или розничный рынок; 4) иная форма реализации товаров, помимо перечисленных выше. Согласно статье 7 Закона о торговле оптовая торговля может осуществляться и на оптовых рынках, а также как оптовая торговля "в транзите", если купля и продажа товара происходят без задержек на складе оптового продавца. При осуществлении последней наличие торгового объекта не требуется. Регулятивные нормы и условия организации ведения деятельности, процедуры продажи товаров на оптовых рынках устанавливаются Правительством Республики Хорватии на основании предложений Министерства экономики. Исключение из предусмотренных статьей 7 Закона правил установлено в статье 8 - это случаи, когда Правительством Республики Хорватии по предложению Министерства экономики разработало в отношении определенных товаров отдельные регулятивные нормы об условиях осуществления оптовой торговли только на специально оборудованных торговых объектах (складах). Указанным актом Правительства определяются особые условия в отношении складских помещений, условий складирования для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, а также процедуры утверждения указанных условий.

Розничная торговля

Розничная торговля в соответствии со статьей 9 Закона о торговле осуществляется через торговые объекты (магазины) или вне их, если для такого вида продаж соблюдены условия, предусмотренные данным Законом и иными регулятивными нормами. Если на торговом объекте (в магазине) осуществляется и другая, отличная от торговой деятельность, то помещения, где она осуществляется, должны быть визуально отделены от помещений, предназначенных непосредственно для торговых операций. Продавец имеет право обрабатывать на своем торговом объекте (в магазине) продукты питания для их пригодности к употреблению. При этом ему запрещается открывать потребителям доступ к продуктам питания и напиткам при таких операциях. На торговом объекте (в магазине) или перед ним допускается проведение бесплатных дегустаций (презентаций) отдельных видов товаров. Согласно статье 9 Закона о торговле Министр экономики утверждает свод правил о классификации торговых объектов (магазинов) и иных видов розничной торговли. Условия, способы продажи и виды товаров, подлежащих реализации в розницу на военных объектах, определяются в Своде правил, утверждаемом Министром обороны по предварительному согласованию с Министром экономики. Содержание розничной торговли вне торговых объектов раскрыто в статье 10 Закона о торговле. Как следует из ее норм, розничная торговля вне торговых объектов является видом торговли в розницу, когда продажа товаров и услуг осуществляется одним из ниже перечисленных способов: - со стендов и прилавков розничных рынков; - со стендов и прилавков вне розничных рынков; - со стендов и прилавков внутри торговых центров и т. п.; - через киоски; - передвижной торговлей; - дистанционно (продажа через каталоги, ТВ-продажа, продажа через Интернет, телефонная продажа); - прямые продажи через представителей. Под прямыми продажами в соответствии со статьей 2 Закона о торговле понимаются продажи продукции покупателям непосредственно от производителя или через зарегистрированное коммерческое лицо на месте производства или посредством представителей, главным образом через торговые дома или иные объекты розничной продажи; - продажа через автоматы; - единичные продажи (ярмарки, выставки и т. п.); - на производственных объектах семейных сельскохозяйственных организаций; - на производственных объектах юридических или физических лиц, имеющих лицензию на разведение рыбы, морепродуктов или иной аквакультуры; - на базах или в питомниках, продающих сельскохозяйственный посадочный материал; - на территории культурных, религиозных, образовательно-педагогических, научных и иных учреждений, а также на территориях, считающихся охраняемыми природными объектами. Товар не может реализовываться перечисленными способами, если подобная продажа запрещена особыми регулятивными нормами.

Разрешение на торговлю

Торговля товарами в общественных местах со стендов и прилавков вне розничных рынков, в киосках, продажа товаров через автоматы и единичная продажа могут осуществляться только с разрешения представительных органов городского и муниципального управления. Передвижная торговля может осуществляться только на условиях, предусмотренных в решении городских и муниципальных органов, на территории которых осуществляется этот вид торговли. Продажа товаров со стендов и прилавков вне розничных рынков, продажа через киоски и автоматы, а также единичная торговля на территории, доступ к которой возможен через общественные места, могут осуществляться только с разрешения соответствующих городских и муниципальных органов. Пунктом 6 статьи 10 Закона о торговле представительные органы города или муниципалитета наделены правом устанавливать условия внешнего облика торговых объектов, на которых осуществляется торговля в общественных местах и передвижная торговля с учетом местных условий.

Продажа алкоголя, табака, порнографической продукции

Для продажи алкогольной и табачной продукции, порнографической продукции статьей 11 Закона о торговле введено специальное регулирование. Согласно нормам данной статьи при осуществлении розничной торговли запрещается продажа алкогольных напитков и напитков, содержащих алкоголь, лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Во всех местах продаж алкогольных напитков и напитков, содержащих алкоголь, должно присутствовать наглядное предупреждение о запрете продажи алкоголя лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Эти же положения распространяются на продажу табака и табачных изделий с учетом отдельных регулятивных норм. При осуществлении розничной торговли запрещается реклама, показ и продажа товаров порнографического содержания, кроме печатной продукции, лицам, не достигшим 18-летнего возраста. Продавец не должен продавать указанные товары покупателям, не достигшим, по его мнению, 18-летнего возраста, в случае если последние добровольно не представят доказательства обратного (личные документы).

Условия осуществления торговой деятельности

Базовые условия осуществления торговой деятельности определены в статье 12 Закона о торговле. В соответствии с ее нормами в целях осуществления торговой деятельности должны быть соблюдены следующие условия: 1) торговый объект должен соответствовать минимальным техническим нормам в отношении оборудования, вспомогательных средств, необходимых для ведения торговой деятельности, а также иным условиям, предусмотренным регулятивными нормами, с учетом вида и способа осуществления торговой деятельности; 2) торговый объект, оборудование, средства и персонал, непосредственно работающий с товарами, могущими влиять на здоровье людей и окружающую среду, обязаны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и соблюдать условия работы с продуктами питания, согласно законодательным актам. Министры экономики, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства согласованно разрабатывают и принимают Свод правил, относящийся к условиям, указанным в пунктах 2 в соответствии со своей компетенцией. Указанным Сводом правил определяются: - минимальные условия, которым должны соответствовать торговый объект, его оборудование и вспомогательные средства оптовой и розничной торговли; - условия, относящиеся к внешней площади торгового объекта; - условия продажи товара вне торгового объекта; - процедура принятия условий; - виды товаров, которые не могут реализовываться вне торговых объектов. Посредством отдельного Свода правил Министр экономики устанавливает особые условия для осуществления прямых продаж через представителя.

Решение о соответствии

Соблюдение продавцом указанных условий подтверждается решением, выдаваемым в порядке, установленном статьей 13 Закона о торговле. Согласно ее нормам заявление о выдаче решения об исполнении условий для осуществления торговой деятельности, определенных в статье 12 Закона, подается в соответствующий местный орган государственного управления в жупании (zupanija) <1>, на территории г. Загреба - в комитет администрации г. Загреба по вопросам экономики. -------------------------------- <1> Основная административно-территориальная единица Хорватии.

Заявление должно содержать следующие сведения и данные: - о праве на использование торгового объекта; - о том, что торговый объект соответствует условиям, предусмотренным Законом о торговле и актами, принятыми на его основании, а также иным условиям, предусмотренным другими регулятивными нормами. Соответствие указанным условиям устанавливает местный орган государственного управления в г. Загребе - комитет Администрации г. Загреба по вопросам экономики. Если указанным органом будет установлено, что соблюдены все условия, то в срок 30 дней со дня подачи заявления принимается решение о том, что торговый объект, оборудование и вспомогательные средства удовлетворяют минимальным техническим, общим санитарным нормам, нормам безопасности и условиям, предусмотренным законодательными актами в отношении продуктов питания, а также иным условиям, предписанным Законом о торговле. Указанное решение направляется в местное налоговое управление, местное отделение Государственной санитарной инспекции, Государственный институт статистики и в Министерство экономики. Торговая деятельность не может быть начата до тех пор, пока не будет выдано соответствующее решение. На торговом объекте, на который выдано соответствующее решение, не разрешается осуществлять иную торговую деятельность, в отношении которой не было получено решение. Если торговый объект перестает удовлетворять условиям, соответствие которым стало основанием для принятия соответствующего решения, то орган, выдавший такое решение, принимает решение о прекращении действия решения о соответствии торгового объекта, оборудования и вспомогательных средств установленным минимальным техническим, общим санитарным нормам, нормам безопасности и условиям, предусмотренным законодательными актами в отношении продуктов питания, а также иным условиями, предписанным Законом о торговле. В исключение из изложенных правил торговая деятельность может осуществляться без соответствующего решения при осуществлении торговли вне торговых объектов временно (во время проведения массовых мероприятий, ярмарок, выставок и т. п.) в соответствии с надлежащими санитарными нормами. Торговая деятельность может осуществляться на торговом объекте без получения нового решения, если в отношении данного торгового объекта ранее уже было принято и выдано решение соответствующего органа и если речь идет о продолжении его торговой деятельности. Однако при этом за истекший период не должно быть выявлено значительных изменений, касающихся торгового объекта, оборудования или вспомогательных средств, посредством которых осуществляется торговая деятельность.

Персонал

В отличие от российского Закона о торговой деятельности хорватский Закон о торговле предъявляет специальные требования к персоналу торговых предприятий. Согласно статье 15 Закона лица, работающие в должности продавца или торгового администратора (лица, руководящие материально-финансовой деятельностью организации) в торговых компаниях или предприятиях, зарегистрированных в реестре торговых фирм, должны иметь законченное среднее образование (общее либо специальное).

Документы на товары

В силу статьи 16 Закона о торговле продавец обязан предоставлять инспекторам и иным уполномоченным лицам сведения о состоянии товаров на торговом объекте. Такие сведения предоставляются на основании справок, свидетельствующих о совершенных действиях, которые должны находиться на торговом объекте. Документы на товары, находящиеся на торговом объекте, должны содержать следующую информацию: - имя или название фирмы-поставщика; - номер и дату документа о заказе поставки товара; - наименование, единицу измерения и количество товара; - цену продажи товара; - изменения в цене продажи товара. Если указанные документы отсутствуют на торговом объекте, то продавец (торговый администратор) обязан предоставить их инспектору или уполномоченным лицам в течение 24 часов.

Продажа технически сложных товаров

Специальные требования установлены статьей 16а Закона о торговле в отношении размещения на рынке технически сложной продукции. Согласно ее нормам продавец, размещающий на рынке техническую продукцию, автомобили и иные моторные транспортные средства и автозапчасти, обязан обеспечить их гарантийными талонами, а также в течение гарантийного срока организовать обслуживание и наличие запасных частей к указанной продукции.

* * *

В следующей части статьи будут проанализированы положения хорватского Закона о торговле, регламентирующие вопросы ограничения торговой деятельности, установления и соблюдения режима работы торговых организаций, противодействия недобросовестной торговле, надзора и контроля за торговой деятельностью, применения штрафных санкций.

/"Торговое право", 2012, N 11/

Продолжая анализ основного законодательного акта Хорватии - Закона о торговле <1>, подписанного в новой редакции 30.09.2011, обратим особое внимание на ограничения торговой деятельности, предусмотренные Законом. -------------------------------- <1> База законов Хорватии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. zakon. hryz/ 175/Zakon-o-trgovini, свободный.

Согласно статье 55 Закона Правительство может посредством особых регулятивных норм ввести ограничения на торговую деятельность в случае: 1) стихийных или иных бедствий на территории Республики Хорватия при угрозе возникновения ощутимых проблем в торговой деятельности, нарушении снабжения гражданского населения либо иного нарушения торгового обеспечения, угрожающего здоровью и безопасности жизни граждан; 2) значительных нарушений на внутреннем рынке, ведущих к снижению объема товаров, необходимых в производстве, переработке, а также товаров первой необходимости; 3) в случае военного положения и непосредственной угрозы независимости и целостности Республики Хорватия; 4) необходимости страхования продукции, сырья и репродуктивного материала, имеющего особое стратегическое значение, в целях обороны Республики Хорватия; 5) проведения обязательных мер, утвержденных в резолюции Совета Безопасности ООН.

Ограничения торговли

Правительство устанавливает указанные ограничения на торговую деятельность, только если нарушения невозможно устранить иными мерами или если потребности невозможно удовлетворить, используя товарные запасы посредством импорта или иных мер экономической политики. В числе способов ограничений торговли, которыми может воспользоваться Правительство, в статье 56 названы: - ограничение торговли отдельными видами товаров либо особые условия торговли определенными товарами; - ограничение импорта (экспорта) отдельных видов товаров либо особые условия импорта (экспорта) отдельного вида товаров; - введение запрета торговли отдельными видами товаров; - возложение на коммерсантов обязательств по приобретению и продаже отдельных видов товаров, а также установление количества таких товаров и реализации товара определенным группам потребителей с соблюдением установленной процедуры; - возложение на отдельных коммерсантов обязательств по хранению определенного количества и вида товаров; - запрет на торговлю с определенными государствами и учреждениями.

Режим работы

В хорватском законодательном акте о торговле урегулирован вопрос установления режима работы торговых предприятий. В соответствии со статьей 57 Закона коммерсант устанавливает режим работы магазина или иного вида розничной торговли (торгового объекта) с учетом потребностей покупателей, количества сотрудников, работающих на торговом объекте, и с соблюдением их прав, предписанных данным Законом, Законом о трудовой деятельности, иными законодательными актами, коллективным договором, соглашением между работодателем и советом трудового коллектива и трудовым договором, особенно в отношении заработных плат и денежных компенсаций, надбавок, графиков рабочего времени, сверхурочных работ и работ в ночное время, а также выходных и отпусков. Подача апелляций или жалоб, то есть участие в процессе против работодателя по причине нарушения законодательства, коллективного договора либо Свода правил о трудовой деятельности или обращение работников в соответствующие органы государственной власти с иными обращениями не может служить основанием для расторжения трудового договора.

Трудовые отношения

Обращения работников по причине обоснованных подозрений в хищениях, коррупции либо поданные заявления, содержащие обвинения в хищениях, коррупции не могут служить причиной увольнения сотрудника. Работнику по обоснованным подозрениям в хищениях, коррупции, подавшему заявление в соответствующий орган государственного управления, гарантируются анонимность, а в случае, если будет установлено, что речь идет о хищениях, коррупции в особо крупных размерах, ему гарантируется защита от ограничения в правах, установленных трудовым законодательством, и защита от любой формы притеснения. Если работник в случае спора представит факты, подтверждающие подозрения в том, что работодатель нарушал положения данной статьи Закона о торговле, то работодатель должен будет предоставить обоснованные доказательства причины расторжения трудового договора. В соответствии со статьей 61 Закона о торговле коммерсант обязан четко и ясно обозначить информацию о режиме работы торгового объекта при входе на торговый объект. Продавцы и покупатели обязаны придерживаться установленного режима. За 15 минут до окончания рабочего времени продавец обязан оповестить однократно либо многократно клиентов, находящихся в торговом зале, для окончания производства расчетов.

Недобросовестная торговля

Методы борьбы государства с недобросовестной торговлей определены в статьях 63 - 65 Закона о торговле. Прежде всего под недобросовестной торговлей понимаются действия продавца, которыми в условиях рыночной конкуренции нарушаются установленные правила рынка. Такая торговая деятельность запрещена (статья 63). Более конкретные признаки недобросовестной торговли определены в статье 64 Закона. Недобросовестной торговлей в отношении настоящего Закона считаются: - продажа товаров ниже их закупочной цены с НДС; - реклама и презентация товаров или услуг с приведением данных или употреблением выражений, вредящих репутации других коммерсантов, их услуг или продукции; - предоставление сведений о другом коммерсанте, если это может нанести ущерб или представляет угрозу для репутации и деятельности другого коммерсанта; - продажа товаров с маркировкой, данные или внешний вид которых может ввести в заблуждение в отношении места производства и производителя, способа производства, количества, качества и иных характеристик товара; - действия коммерсанта, направленные на разрыв деловых отношений между другими коммерсантами, либо действия, препятствующие или ограничивающие деловые отношения; - неоправданное неисполнение или расторжение договора с одним партнером ради заключения более выгодного договора с другим партнером; - договоренность относительно экспорта товаров и (или) услуг по цене ниже, чем у контрагентов, если этим им наносится ущерб; - взятки и иные виды поощрения имущественного и другого плана, другому коммерсанту, его сотрудникам или лицам, работающим на него, с целью получения выгоды, что может нанести ущерб другой стороне, продавцу либо потребителю; - неофициальное использование услуг торговых агентов или представителей другого коммерсанта (конкурирующей фирмы); - противоправное осведомление о коммерческой тайне конкурирующего лица либо противоправное использование доверенной коммерческой тайны. Недобросовестной торговлей не считается продажа товаров ниже их закупочной цены с НДС, если речь идет о ближайшем истечении срока годности, снятии товара с ассортиментной линейки, полной распродаже в связи с ликвидацией торгового объекта или по иным причинам, не нарушающим рыночную конкуренцию.

Защита от недобросовестной торговли

В соответствии со статьей 65 Закона о торговле возмещение ущерба, причиненного недобросовестной торговлей, осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление в суд может подать коммерсант, понесший убытки, а также коммерческие объединения при Торговой палате. При этом иск может быть подан в течение 1 года со дня представления прокуратуре сведений о деле и до 3 лет со дня закрытия дела.

Название документа Интервью: Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками - новый этап взаимодействия ("Торговое право", 2012, N 11) Текст документа

КОДЕКС ДОБРОСОВЕСТНЫХ ПРАКТИК ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ - НОВЫЙ ЭТАП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В. В. ПАНЮКОВА

Панюкова В. В., шеф-редактор журнала "Торговое право".

14.12.2012 на площадке Правительства РФ состоялось подписание Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Интервью с одним из инициаторов и разработчиков Кодекса - председателем Правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Максимом Протасовым - будет интересным для читателей журнала "Торговое право".

ТП: Максим Александрович, какое, по Вашему мнению, влияние на рынок окажет данное соглашение? - Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров представляет собой базовый свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Основной целью Кодекса является формирование правил игры между двумя сторонами рынка. Наша основная совместная задача - довести до конечного потребителями качественный товар по доступной цене. Для ее реализации нужно не заниматься "перетягиванием одеяла", а максимально снижать издержки и потери на каждом этапе движения товара. Рабочая группа по подготовке Кодекса была создана более года назад на базе Межотраслевого Экспертного Совета, в котором широко представлены наиболее активные объединения поставщиков и ритейлеров. Рабочую группу возглавил М. Бурмистров - руководитель консультационной компании "Инфо-Лайн" и член Правления Руспродсоюза. Им и его коллегами была проведена действительно глобальная работа по изучению мирового опыта саморегулирования, анализу практик, вызывающих особенно ожесточенные споры между участниками рынка, предложению редакции положений Кодекса, которые бы сняли те или иные спорные моменты. Проект кодекса изменялся много раз - и с учетом предложений участников рынка, и после глубокого анализа документа лучшими юридическими службами. Последние правки в него вносились уже по требованию ФАС России в процессе его анализа в преддверии подписания. Кодекс разделен на главы, которые расположены в соответствии с реальным порядком работы поставщика и розничной сети: от момента начала переговоров о заключении договора до момента поставки товара, оплаты и проведения промомероприятий. Пока все детали не описаны. Задачей было сформировать "скелет" документа, начать работать по нему, нарабатывать практику рассмотрения споров по Кодексу и постепенно накапливать изменения, которые могут быть подписаны позже. Правила, содержащиеся в Кодексе, могут применяться поставщиками и торговыми сетями на территории России в качестве практики делового оборота в преддоговорных и договорных отношениях в рамках поставки и оказания услуг. Положения Кодекса не являются обязательными для торговой сети и поставщика за исключением случаев выражения соответствующим хозяйствующим субъектом письменного согласия с положениями Кодекса. Для введения норм Кодекса в действие требуется их оперативное включение в договор между поставщиками и предприятиями розничной торговли или включение пункта о принятии положений Кодекса в договоре. Мы ожидаем активного использования положений Кодекса в торговом обороте. Для упрощения споров хозяйствующих субъектов "Руспродсоюз" формирует механизм Комиссии по соблюдению положений Кодекса или как мы его называем отраслевого третейского суда и создает возможность экспертного заключения в судах Российской Федерации по торговым делам.

ТП: Зачем нужен третейский суд, когда есть готовая иерархия государственной судебной системы? - Суды загружены работой, а рассмотрение ими дел обычно проходит годами. При этом стороны спора несут издержки на адвокатов, юристов, теряют время и деньги. Наша задача не подменить судебную систему, а создать механизм оперативного, ускоренного разрешения спорных ситуаций через разъяснение сторонам их заблуждений. Зачастую споры возникают на уровне исполнителей предприятий и при неведении руководителей. Третейский суд предоставляет возможность "состыковать" на досудебном этапе руководителей и помочь им понять в деталях обоснованность или необоснованность претензий, а также вынести оценку профессионального сообщества, исключая при этом "выплеск" информации в СМИ. Наша задача - дать возможность операторам рынка еще до суда прийти к взаимопониманию друг друга и выработать взаимовыгодный путь разрешения претензий на основе признанных в Кодексе обычаев делового оборота. Согласитесь, опрометчиво идти в суд, когда есть документ, в котором большинство предприятий пищевой промышленности, поставщиков и представителей розницы коллективно пришли к консенсусу по общепринятым условиям делового оборота. Если одна из сторон не согласна, то мы в суде готовы предоставить Кодекс как некоторый утвержденный эталон взаимоотношений на рынке.

ТП: Максим Александрович, а какова история разработки Кодекса? Кто был инициатором и автором практик? - Большинство членов Руспродсоюза всегда признавали необходимость выстраивания цивилизованных отношений с розничной торговлей и предупреждения принятия законодательных актов, влекущих негативные последствия для рынка. Лучше вовремя внести поправки в законопроекты, чем после их принятия "пожинать плоды" действующих норм закона, не учитывающих интересы операторов рынка. Ассоциация "Руспродсоюз" для реализации механизмов влияния на законодательную и исполнительную власть вошла в Открытое правительство при Президенте РФ, в Аграрный комитет при Евразийской экономической комиссии, в Общественный совет при Министерстве сельского хозяйства РФ и другие совещательные и согласительные образования. Аналогично с сетями: разумнее определить правила игры, устраивающие обе стороны, чем "кидать друг в друга копья". Для реализации этого списка задач были выстроены конструктивные механизмы сотрудничества с отраслевыми союзами и ассоциациями, включая Союз независимых сетей России, Ассоциацию компаний розничной торговли "АКОРТ" и др., а также с крупнейшими сетевыми ритейлерами. Параллельно обсуждались деловые практики и свод правил игры для налаживания конструктивного взаимодействия с предприятиями розничной торговли. Результатом продуктивной работы стало подписание Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Разрабатывались практики одним из основателей Ассоциации "Руспродсоюз", агентством "Инфо-Лайн" во главе с М. Бурмистровым на основе анализа списка претензий поставщиков к сетям и предприятий розничной торговли к производителям продовольственных товаров, а также других операторов этого рынка. Затем шел процесс согласований, доработок и внесения изменений в Кодекс до уровня устраивающего все стороны, подписавшие документ. Доработанный документ прошел согласование в ФАС РФ и только после этого был подписан на площадке Правительства РФ.

ТП: Каковы планы "Руспродсоюза" на 2013 год? - Ассоциация "Руспродсоюз" активно развивается и участвует в формировании цивилизованного рынка. Планы на 2013 год касаются определения приоритетов развития аграрной, перерабатывающей и пищевой промышленности для увеличения внутреннего потребления с поднятием рентабельности производства, участия в разработке законопроектов и программ развития рынка, с учетом новых реалий - Единого экономического пространства и ВТО, предоставления участникам аналитической информации для планирования своей деятельности, проведения встреч с российскими и иностранными участниками рынка для взаимовыгодного партнерства. Кроме этого, нами будет продолжена работа по повышению качества продуктов питания, реализуемых в нашей стране. Это и борьба с фальсификатом, которая активно проводилась нашим Руспродсоюзом в 2012 году, и проект создания новой отраслевой системы контроля качества. В 2012 году Руспродсоюзом была учреждена Система сертификации и контроля качества продуктов питания, разработаны и внедрены на предприятиях страны несколько десятков стандартов на продукцию, качество которой существенно выше базовых требований к выпускаемой продукции, установленных техническими регламентами. Мы заинтересованы в участии и партнерстве в рамках нашей некоммерческой организации широкого круга участников: аграриев, переработчиков, предприятий пищевой промышленности, поставщиков продовольственных товаров. Чем больше предприятий будут в Ассоциации, тем полнее мы сможем представлять интересы рынка от "поля до прилавка". Для отстаивания интересов предприятий и создаются ассоциации и союзы во всем мире. Правительство РФ неоднократно заявляло о своем желании видеть консолидированную позицию различных игроков рынка для общения и выработки согласованных решений. Мы открыты для общения и приглашаем предприятия заинтересованные в развитии отечественного производства, рынка высококачественных и инновационных продуктов, взаимовыгодных отношений присоединиться к ассоциации "Руспродсоюз".

Название документа