Проектирование, размещение и строительство торговых объектов: планируемые ужесточения и ограничения

(Смирнов Н. Г.) ("Торговое право", 2012, N 10) Текст документа

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ: ПЛАНИРУЕМЫЕ УЖЕСТОЧЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Н. Г. СМИРНОВ

Смирнов Н. Г., эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

Гипермаркеты, мегамаркеты, молы и торговые центры планируются обязать не только устраивать площадки для автотранспорта, но и снабжать их "счетчиками" машино-мест. Для проектирования новых и реконструкции действующих торговых объектов планируется ввести новые дополнительные требования, соблюдение которых, безусловно, будет сопряжено дополнительными издержками для бизнеса. В статье рассматривается соответствующий законопроект, подготовленный Минтрансом России.

Ключевые слова: снос, торговля, парковка, разрешение, дорожный сервис, торговые объекты, незаконное возведение, автомобильные дороги, информационные табло, датчик учета интенсивности, движения транспортных средств.

Через неделю после наделения С. Собянина полномочиями мэра Москвы Президент РФ Д. Медведев провел совещание по проблемам дорожного движения в Москве. По итогам совещания был подготовлен ряд поручений, в числе которых поручение от 05.11.2010 N Пр-3242. Согласно подпункту "д" пункта 1 данного документа Правительству РФ было поручено внести изменения в законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся обязательных требований к собственникам объектов сервиса и торговли в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов, при присоединении этих объектов к улично-дорожной сети. Срок был определен - 10.03.2011. Во исполнение данного поручения Минтранс России подготовил проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и начал процедуру его обсуждения. Текст законопроекта был размещен на сайте Минэкономразвития России <1>. -------------------------------- <1> Сайт Министерства экономического развития РФ // http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/73fla8004c0589de808f9c77bb90350d/pfz. pdf? M0D=AJPERES&CACHEID=73f1a8004c0589de808f9c77bb90350d.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на введение требований к собственникам объектов торговли и сервиса в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов при присоединении указанных объектов к улично-дорожной сети.

Источники правового регулирования

В пояснительной записке отмечается, что нормативные требования, непосредственно определяющие строительство автомобильных дорог, их примыканий и пересечений, обустройство заездов и съездов к объектам капитального строительства, включая объекты торговли и дорожного сервиса, имеются. Они отражены: - в Федеральном законе от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 12.11.2007. N 46. Ст. 5553; 10.12.2012. N 50 (ч. 5). Ст. 6967.

- в Постановлениях Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" <1> и от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода" <2>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 05.10.2009. N 40 (ч. 2). Ст. 4703. <2> СЗ РФ. 02.11.2009. N 44. Ст. 5253.

- в Приказах Минтранса России от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" <1> и от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" <2>; -------------------------------- <1> Российская газета. 07.05.2010. N 98. <2> Российская газета. 30.04.2010. N 93.

- в национальных стандартах - ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" <1>, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" <2>, ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" <3>; -------------------------------- <1> М.: Стандартинформ, 2006. <2> М.: Стандартинформ, 2007. <3> М.: Стандартинформ, 2005.

- в других актах технического регулирования - ВСН 25-86 "Указания по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах" <1>, СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" <2>, СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" <3> и др. -------------------------------- <1> М.: Транспорт, 1988. <2> ГУП ЦПП N 1997, Госстрой России ФГУП ЦПП N 2004. <3> Ценообразование и сметное нормирование в строительстве. 2011. N 6.

Статьей 22 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рядом подзаконных актов урегулированы также общие требования к обеспеченности автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, размещению объектов дорожного сервиса, включающие требования к оборудованию объектов дорожного сервиса местами остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги, порядок и размер взимания платы за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам и др. Однако требования, установленные в указанных нормативных правовых актах, по оценке Минтранса России, не позволяют исключить образование автомобильных заторов при присоединении указанных объектов к улично-дорожной сети. В итоге транспортная ситуация в городах и на подъездах к ним с каждым годом заметно ухудшается. Способствовать решению проблем автомобильных заторов будут дополнительные требования, связанные с регулированием присоединения объектов капитального строительства, предназначенных для торговли и дорожного сервиса, к автомобильным дорогам и улично-дорожной сети, а также усилением административной ответственности за нарушение вышеуказанных требований и контролем за их исполнением. В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменений в вышеуказанный Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в следующие федеральные законы: - от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 16; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643.

- от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643.

Об изменениях Градостроительного кодекса РФ

Согласно статье 1 законопроекта статью 48 Градостроительного кодекса РФ планируется дополнить новой нормой следующего содержания: "10.1. Условия присоединения объектов капитального строительства, предназначенных для торговли и дорожного сервиса к улично-дорожной сети и автомобильным дорогам, устанавливаются в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как следует из пояснительной записки, вносимые изменения связаны с тем, что в настоящее время Кодексом регулируется деятельность по развитию территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, а также проектирование и строительство зданий, сооружений и иных объектов капитального строительства. Вместе с тем необоснованная или выполненная с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ организация подъездов и съездов к объектам капитального строительства, в том числе предназначенным для целей торговли и дорожного сервиса, снижает пропускную способность улично-дорожной сети и зачастую является причиной образования автомобильных заторов.

Об изменениях Закона об автомобильных дорогах

Вносимые в Градостроительный кодекс РФ изменения, в свою очередь, обусловили внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно дополненной части 7 статьи 20 Федерального закона в состав расходов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий включены в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований. Указанные расходы несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий. В силу уточняемой части 8 статьи 20 Федерального закона лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного согласия владельцев автомобильных дорог, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог, а также органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в отношении автомобильных дорог федерального значения), и органов государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. Таким образом, предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля и надзора в сфере транспорта, полномочиями требовать прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта подъездов, съездов и примыканий, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, осуществить снос незаконно возведенных сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. Аналогичные полномочия уточнены для органов государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с изменением части 12 статьи 22 Федерального закона.

Планируемые требования к размещению

Согласно планируемому изменению части 3 статьи 22 Федерального закона требование о размещении объектов дорожного транспорта планируется изложить по-новому: "Размещение объектов дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, создавать условия, затрудняющие движение транспортных средств, а также ухудшать условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов". В соответствии с уточняемой редакцией части 6 названной статьи объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги; при примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пропускной способности автомобильных дорог. Наиболее существенной новеллой является планируемое дополнение Федерального закона новой статьей 22.1, определяющей правила присоединения объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, к улично-дорожной сети и автомобильным дорогам. Новой юридической конструкцией предусматривается, что присоединение объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, к улично-дорожной сети и автомобильным дорогам должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, создавать условия, затрудняющие движение транспортных средств, а также ухудшать условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Разрешение на строительство торговых объектов

Разрешение на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, планируется выдавать в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, осуществляются владельцами таких объектов или за их счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев улично-дорожной сети и автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, предназначенных для торговли. В случае присоединения объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, к автомобильным дорогам путем присоединения к ранее присоединенным объектам капитального строительства (дополнительное присоединение) владелец такого объекта обязан получить повторные технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.

Технические требования

Технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, должны: 1) предоставляться владельцами улично-дорожной сети и автомобильных дорог, либо уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков на основании предоставляемого ими проекта транспортного обслуживания территорий, разрабатываемого при размещении объекта капитального строительства, предназначенного для торговли, и утвержденного в установленном порядке; 2) учитывать мероприятия, направленные на обеспечение пропускной способности автомобильных дорог и обоснованные в проекте транспортного обслуживания территорий, разрабатываемом при размещении объекта капитального строительства, предназначенного для торговли, и утвержденного в установленном порядке; 3) включать информацию о сроке действия технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению. Срок действия предоставленных технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается владельцами автомобильных дорог, либо уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления не менее чем на 2 года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае нарушения сроков выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, присоединение объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, осуществляется на основании норм Российской Федерации в области градостроительства. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, без разрешения на строительство, без указанного выше согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог, а также органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в отношении автомобильных дорог федерального значения), и органов государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос и других объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для функционирования объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных сооружений и иных объектов с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Появление новой статьи 22.1 предопределяет дополнение части 8 статьи 26 Федерального закона новым абзацем, согласно которому технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, предназначенных для торговли, в границах придорожных полос автомобильной дороги должны учитывать требования, установленные в статье 22.1 данного Федерального закона.

Об изменениях КоАП РФ

Предлагая новое правовое регулирование, предусматривающее выдвижение новых требований к хозяйствующим КоАП РФ в сфере торговли субъектам, деволоперам, одновременно законодатель предусматривает ответственность за несоблюдение указанных требований и вводимых ограничений. В частности, статью 9.4 КоАП РФ предлагается дополнить частью 4, предусматривающей, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий при строительстве, реконструкции являющихся сооружениями пересечений и примыканий автомобильных дорог, а также подъездов, съездов и примыканий к объектам капитального строительства, предназначенных для торговли или дорожного сервиса, влечет наложение административного штрафа: - на граждан в размере - от 2000 до 5000 рублей; - на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей; - на юридических лиц - от 500000 до 1000000 рублей. Статьей 3 законопроекта также предусматривается внесение изменений, касающихся возложения полномочий по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях, на должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в отношении пересечений и примыканий, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения. Это объясняется тем, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере автомобильного транспорта, а также по обеспечению транспортной безопасности в этой сфере.

Статистика нарушений

Согласно пояснительной записке необходимость внесения таких изменений связана с массовостью нарушений в данной сфере. Так, по результатам проведенных контрольных действий рабочей группы по выработке комплекса мероприятий, направленных на улучшение пропускной способности автомобильно-дорожной сети г. Москвы и Московской области: - выявлены нарушения эксплуатационного состояния съездов в г. Москве; - управлением госавтодорнадзора по Московской области выявлено 35 несанкционированных съездов; - управлениями дорог (ФУАД "Центральная Россия", ФГУ "УПРДОР Москва - Санкт-Петербург", ФГУ "УПРДОР Москва - Нижний Новгород") выявлены 42 нарушения, связанные с отсутствием у собственников объектов дорожного сервиса и придорожной инфраструктуры необходимых согласований на присоединение к автомобильной дороге; - УГИБДД по Московской области выдано 178 предписаний, составлено 70 административных протоколов и 44 представления, 4 информации направлено в органы прокуратуры по нарушениям, связанным с отсутствием переходно-скоростных полос или несоответствием их геометрических параметров требованиям нормативных документов; - выявлены факты принятия администрациями районов Московской области в эксплуатацию объектов придорожной инфраструктуры с невыполненными техническими условиями, выданными владельцами автомобильной дороги (47 объектов, из которых на 34 отсутствовали переходно-скоростные полосы, на 11 объектах не выдержаны размеры переходно-скоростных полос). Также, как указывается в пояснительной записке, "экономика страны терпит значительные убытки, связанные с масштабностью автомобильных "заторов", "пробок", которые в большинстве случаев образуются в местах пересечений и примыканий автомобильных дорог, часть из которых размещены и обустроены не по нормам".

О новых требованиях к торговым объектам

Отдельной статьей законопроекта (статья 4) предусматривается введение самостоятельных норм, определяющих требования к объектам капитального строительства, предназначенным для торговли и дорожного сервиса. Согласно проектируемым нормам подъезды и съезды к объектам капитального строительства, предназначенным для торговли или дорожного сервиса, общей площадью свыше 10000 кв. м, должны быть оборудованы датчиками (контрольно-измерительными устройствами) учета интенсивности движения транспортных средств, информационными табло о наличии свободных парковочных мест и направлении движения на свободную парковку. Требования к датчикам (контрольно-измерительным устройствам) учета интенсивности движения транспортных средств и информационным табло о наличии свободных парковочных мест и направлении движения на свободную парковку, а также порядок их установки предполагается утвердить федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. В соответствии с планируемыми нововведениями владельцы объектов капитального строительства, предназначенных для торговли или дорожного сервиса, общей площадью свыше 10000 кв. м, должны будут: 1) иметь схему организации движения транспортных средств и пешеходов на территории таких объектов, включающую направление въезда, выезда и движения маршрутного, грузового и легкового транспорта, размещение и направления путей движения пешеходов, размещение парковочных мест для легковых автомобилей, мест стоянки грузового и маршрутного транспорта, организацию остановочных пунктов маршрутного транспорта и мест погрузки-разгрузки грузового транспорта, дислокацию технических средств организации дорожного движения; 2) обеспечить работу по предупреждению возможности возникновения автомобильных заторов на подъезде к объектам капитального строительства, предназначенным для торговли или дорожного сервиса, регулированию движения транспортных средств и пешеходов на территории объекта, оперативному вмешательству в организацию движения транспортных средств и пешеходов при возникновении аварийной или экстренной ситуации, контролю загрузки движением подъездов и съездов, в том числе с подсчетом интенсивности движения прибывающих и убывающих транспортных средств, взаимодействию с владельцами автомобильных дорог, а также органами исполнительной власти местного самоуправления поселения, муниципального района и городского округа, ответственными за организацию дорожного движения.

Обоснование новых требований

Обоснованность вводимых требований к объектам капитального строительства, предназначенным для торговли или дорожного сервиса, общей площадью свыше 10000 кв. м, поясняется следующим образом. Среднее количество парковочных мест, требуемых для обслуживания таких объектов, составляет 200 - 250 (из расчета средней нормы 40 - 50 кв. м общей площади торговых объектов на одно машино-место). При таком количестве парковочных мест водителю становится сложно определить, все ли места заняты или еще имеются машино-места, где можно разместить автомобиль, и как к ним подъехать. Исходя из экспертной оценки обязывать владельцев торговых объектов устанавливать датчики и табло при количестве парковочных мест менее 200 - 250 нецелесообразно (200 - 250 машино-мест - это 5 - 6 рядов автомобилей на 100 метровой площадке или 2500 - 3000 кв. м площадного пространства под парковку без учета дополнительной площади для проездов), поскольку в этих условиях водитель может самостоятельно сориентироваться и увидеть со стороны автомобильной дороги свободные машино-места. В случае же, если объект торговли имеет достаточно большую площадь (свыше 10000 кв. м), то введение дополнительных требований, предусмотренных законопроектом, позволяет водителю выбрать наиболее рациональный маршрут движения, а также исключить "блуждание" в поисках свободного машино-места или желание оставить автомобиль непосредственно на улично-дорожной сети, подъездах к объектам торговли и дорожного сервиса.

О перспективах

Статьей 5 законопроекта предусмотрено, что он вступает в силу 01.09.2013. С учетом отрицательной реакции бизнеса на представленный законопроект, соответствующего заключения Минэкономразвития России маловероятно, что указанный проект вступит в силу в 2013 году. Вместе с тем с учетом "расширения" Москвы и "сокращения Московской области" вряд ли власть может позволить себе отказаться от решения вопроса дорожных заторов и других проблем дорожного движения за счет владельцев торговых объектов.

О реальностях

В конце 2012 года в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1> были внесены первые изменения в рамках гармонизации и унификации положений, содержащихся в законодательстве в связи с подключением объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2> определения понятий "стационарный торговый объект" и "нестационарный торговый объект" изменены - теперь родовые признаки соответствующих торговых объектов связываются не с присоединением или неприсоединением к сетям инженерно-технического обеспечения, а с подключением к соответствующим сетям: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643. <2> СЗ РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7643.

- стационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения; - нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Название документа