Развеивая дым

(Апарышев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 47)

Текст документа

РАЗВЕИВАЯ ДЫМ

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, юрист, аспирант МАОК, г. Москва.

Действующее российское законодательство об ограничении потребления табачных изделий имеет недоработки. Несомненно, для борьбы с курением нужны комплексные политические, экономические, административные и регулирующие меры, которые будут направлены на защиту населения от негативного воздействия табачных изделий. Одним из эффективных методов модернизации законодательной базы является преемственность успешного западного опыта.

Европейский опыт

Важнейшим документом, регулирующим сферу производства и оборота табачных изделий в Евросоюзе (ЕС), является Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза от 05.06.2001 N 2001/37/EC о сближении законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов в сфере изготовления, демонстрации и продажи табачной продукции (далее - Директива).

Статья 3 Директивы устанавливает запрет на производство и оборот в странах-участницах сигарет, в которых содержание смол, никотина и монооксида углерода в дыме, образуемом при сгорании одной сигареты, превышает соответственно 10, 1 и 10 мг.

Принятие данного документа изменило и облик пачки табачных изделий. Так, ст. 5 Директивы утверждено обязательное наличие на доступных для зрения поверхностях пачки сведений о содержании смол, никотина, монооксида углерода, а также общей и дополнительной предупредительных надписей. Одной из прогрессивных мер является запрет на использование маркетингового шага, вводящего потребителя в заблуждение, а именно на названия отдельных табачных изделий - "ультралегкие", "легкие", "мягкие" и т. п.

Согласно ст. 8 Директивы в ЕС запрещена розничная продажа так называемого снюса - табака для орального потребления. Как показали многочисленные экспертизы, снюс и аналогичные табачные изделия оказывают отрицательное влияние на всю полость рта и способствуют развитию раковых заболеваний.

Директива сближает законы, регламенты и административные положения государств-членов, касающиеся рекламы и спонсорства табачной продукции. Этот документ запрещает спонсорство табака. Под данным термином принято понимать любые формы публичного или частного вложения в любое событие, деятельность или физическое лицо в целях прямого или косвенного стимулирования распространения табачных изделий. Также введен запрет на любую форму рекламы табака. Исключение составляют специальные журналы для профессионалов или журналы, издаваемые в третьих странах и не предназначенные для реализации в государствах ЕС.

В завершение рассмотрения европейского опыта стоит пару слов сказать о налоговых рычагах. Вопрос определения налоговой ставки остается в ведении отдельных государств, поэтому мобилизация от акцизов на табачные изделия в странах ЕС разная. Однако в общем понимании налоговое администрирование направлено на последовательное повышение стоимости табачных изделий. В результате сверхвысокая налоговая нагрузка в течение последующих 5 - 10 лет снизит употребление табака на 10 - 15%.

Отечественная судебная практика

В России, как известно, многое определяет правоприменительная практика. Суды РФ применяют положения действующего законодательства при:

1) поштучной продаже. В Постановлении ФАС СКО от 30.03.2010 N А53-18986/2009 была рассмотрена ситуация, когда организация поштучно осуществляла розничную торговлю сигарет. При этом доводы торговой организации сводились к тому, что пачка сигарет принадлежит продавцу. Суд этот довод посчитал несостоятельным и отклонил. В результате судебного разбирательства факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, признан доказанным;

2) продаже в запрещенных местах. Применение данной нормы вызывает наибольшее количество судебных споров. Согласно разъяснениям Роспотребнадзора в первую очередь она призвана оградить детей и подростков от доступности ларьков и палаток, свободно продающих табачные изделия лицам, не достигшим совершеннолетия. Особые споры вызывает способ определения 100-метровой зоны от границ заведений для молодежи до торговой точки. Позиция суда наиболее четко сформулирована в Постановлении ФАС ВВО от 10.11.2009 N А31-5599/2009. Суд исходил из буквального толкования используемого в Федеральном законе от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" термина "расстояние": это пространство между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). Доводы индивидуального предпринимателя о расчете расстояния с учетом Правил дорожного движения суд не принял и отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, признал его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ;

3) продаже несовершеннолетним. С точки зрения социальной значимости эта норма является наиболее важной для всего общества в целом. Однако, как показывает практика, недобросовестных предпринимателей, готовых пойти на все ради наживы, предостаточно. В связи с этим примеров, когда суды привлекают торговые организации к ответственности по данному факту, - великое множество: Постановления ФАС УО от 21.09.2010 N Ф09-6639/10-С1, ФАС СКО от 16.09.2008 N Ф08-5440/08-1967А, Московского областного суда от 22.10.2010 N 4а-1537/10 и др.

Название документа