Отношения в сфере международных перевозок

(Губарева А. В.) ("Юрист", 2014, N 2) Текст документа

ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

А. В. ГУБАРЕВА

Губарева Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА, кандидат юридических наук.

Для права внешнеэкономическая деятельность - это не только отношения по обмену объектами гражданских прав между национальными экономиками (частноправовые отношения), но и отношения по контролю над международной миграцией объектов гражданских прав (публично-правовые отношения). В статье автором проведен анализ отношений в сфере международных перевозок.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, международные перевозки.

International transportation relations A. V. Gubareva

Gubareva Anna Viktorovna, associate professor of business law department Ural state law academy, candidate of legal sciences.

The legal aspect of foreign trade includes not only exchange in civil rights objects between the national economics (private legal relations) but the control over their migration as well (public legal relations). The author deals with the complex relations in the sphere of international transportation.

Key words: foreign trade activity, foreign trade relations, international transportation.

Объединение общественных отношений для целей определения предмета внешнеэкономического права происходит по экономическому признаку. Поэтому классификация отношений, входящих в предмет внешнеэкономической деятельности, должна производиться по их экономическому содержанию. Согласно предложенным классификациям <1> в предмет внешнеэкономического права входят отношения по внешней торговле товарами и услугами, инвестиционные отношения. -------------------------------- <1> Бублик В. А. Публично - и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 110 - 111.

Считаем, что в предмет внешнеэкономического права входят следующие группы отношений: 1. Частноправовые отношения: 1) внешнеторговые отношения; 2) международные инвестиционные отношения; 3) отношения в сфере международных перевозок. 2. Публично-правовые отношения: 1) валютные отношения; 2) таможенные отношения; 3) отношения в сфере введения и применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности; 4) отношения в сфере правового регулирования территорий с особым экономическим статусом. Внимания заслуживают отношения в сфере международных перевозок, так как российская экономика не только эксплуатирует мощнейшую ресурсную базу, но и обладает перспективами роста за счет уникального транзитного положения. Сфера транспортных услуг характеризуется высокой степенью государственного регулирования и многочисленными исключениями из принципа равенства и недискриминации участников внешней торговли услугами <2>. -------------------------------- <2> Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // СПС "КонсультантПлюс".

Это обстоятельство обусловило выделение отношений в сфере международных перевозок из внешнеторговых отношений. Полагаем, что легальное общее определение перевозки не может быть признано удовлетворительным. Нельзя не согласиться с В. С. Белых, который предлагает использовать для комплексной характеристики отношений, возникающих при перевозке, понятие "транспортная деятельность", охватывающее не только гражданско-правовые отношения между сторонами договора перевозки, но и их взаимоотношения с органами публичной администрации, а также внутрифирменные (корпоративные) отношения. Транспортная деятельность - это вид производственной деятельности, в рамках которой происходит пространственно-временное перемещение товара (груза, багажа) и пассажиров <3>. -------------------------------- <3> Белых В. С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Монография / Отв. ред. В. А. Бублик. М.: Проспект, 2014. С. 8 - 9.

Предлагаем следующее определение международной транспортной деятельности: это отношения, возникающие в процессе пространственно-временного перемещения товара (груза, багажа) и пассажиров между двумя и более странами. Правовое регулирование международной транспортной деятельности осуществляется применительно к каждому ее отдельному виду, определяемому в зависимости от вида используемого транспорта (морской, воздушный, автомобильный, железнодорожный, посредством нескольких видов транспорта). Такая дифференциация продиктована невозможностью объединить в единое целое нормы права, регламентирующие перевозки разными видами транспорта <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 9.

Ограничимся указанием на легальные определения видов международной перевозки. Учитывая тот факт, что консолидация норм в правовой институт "внешнеэкономическое право России" основывается на методе правового регулирования, доктринальные определения видов перевозки могут являться препятствием для анализа способов регулирования данных отношений. Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории РФ на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию РФ транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию РФ, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию РФ и обратно либо транзитом через территорию РФ. Этот Закон подлежит применению независимо от того, какое право регулирует договор международной автомобильной перевозки в случае осуществления перевозки через территорию РФ, поскольку нормы, содержащиеся в нем, носят публично-правовой характер. При таких обстоятельствах при определении предмета регулирования внешнеэкономического права России недопустимо использовать какое-либо иное определение понятия "международная автомобильная перевозка". Отношения, возникающие в сфере международной автомобильной перевозки, регламентируются помимо Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" Женевской конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. <5>, а в случае если договор перевозки подчинен российскому праву - ГК РФ и Основными условиями осуществления международных перевозок грузов советским автомобильным транспортом 1969 г., а также Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г. -------------------------------- <5> Международные перевозки грузов. СПб., 1993.

В соответствии с п. 2 ст. 101 Воздушного кодекса РФ (введен Федеральным законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ) международная воздушная перевозка - это воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: - соответственно на территориях двух государств; - на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства <6>. -------------------------------- <6> Выгодянский А. В. Правовое регулирование международных воздушных перевозок пассажиров и грузов // Юрист. 2013. N 2.

Статья 2 Устава железнодорожного транспорта РФ (введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ) определяет перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта как перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Легальное определение международной морской и (или) речной перевозки <7> в законодательстве России отсутствует. Руководствуясь легальными определениями видов перевозки, предлагаем следующее определение международной морской и (или) речной перевозки: это перевозка морским или речным транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ. -------------------------------- <7> Подробнее о правовом регулировании международных речных перевозок грузов см.: Ерпылева Н. Ю. Правовое регулирование международных речных перевозок грузов // Транспортное право. 2007. N 2.

Смешанные международные перевозки - перевозки, осуществляемые с использованием различных видов транспорта, в настоящее время не получили комплексного закрепленного в законодательстве регулирования. Однако положения о смешанных перевозках содержатся в отдельных нормативных актах России <8> и международных договорах <9>. -------------------------------- <8> Так, о смешанных международных перевозках упоминается в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <9> Правила перевозок грузов, вагонов и контейнеров в смешанном международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (РФ) и Самсун (Турецкая Республика) (приняты в г. Санкт-Петербурге 31.07.2010) // Транспорт России. 2010. 4 - 10 октября.

Отношения, возникающие при осуществлении международных перевозок, характеризуются высокой степенью государственного регулирования и многочисленными исключениями из принципа равенства и недискриминации участников внешней торговли услугами. Основными ограничениями являются: запрет на осуществление внутренних перевозок иностранными юридическими лицами и ограничение доли иностранного инвестора в уставном капитале российского перевозчика. Законодательством РФ выработано только одно ограничение для всех видов перевозок - запрет на осуществление внутренних перевозок по территории России иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за рядом исключений <10>. Иные ограничения устанавливаются применительно к отдельным видам перевозки. Данный запрет подтвержден и правоприменительной практикой арбитражных судов <11>. Изъятия из общего правила могут быть предусмотрены как международными договорами России, так и постановлениями Правительства РФ <12>. -------------------------------- <10> Часть 5 ст. 63 Воздушного кодекса РФ // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383. <11> В частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 2002 г. N 9079/01 особо подчеркнуто, что "это ограничение следует рассматривать как изъятие из общепринятого для иностранных перевозчиков режима, установленного ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"... Иностранное юридическое лицо... не может осуществлять внутренние перевозки в РФ автомобильным транспортом, принадлежащим этому юридическому лицу. В сфере осуществления автомобильных перевозок в России действует иной порядок допуска иностранных инвестиций - через создание на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493. <12> Изъятия из общего правила запрета участия иностранных судов в каботажных перевозках, установленные ПП РФ от 24 мая 2012 г. N 504 "О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства", незначительны и носят вынужденный характер.

Фактический запрет иностранным перевозчикам осуществлять внутреннюю перевозку по России является единственной причиной, по которой в предмет внешнеэкономического права России входят только отношения международной перевозки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых В. С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Монография / Отв. ред. В. А. Бублик. М.: Проспект, 2014. 152 с. 2. Бублик В. А. Публично - и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.

Название документа Вопрос: В начале августа этого года приобрел сотовый телефон, через месяц он сломался - начал сильно хрипеть динамик (непонятно, по какой причине, потому что с телефоном обращался очень аккуратно). Сдал его на гарантийный ремонт. Через три недели получил из ремонта с указанием в акте об устранении неполадки и замене зарядной части. При проверке оказалось, что поломка не устранена: динамик как хрипел, так и хрипит. Продавец сказал, что нужно отправлять снова. Меня это не устраивает. Могу ли я потребовать назад деньги либо заменить телефон на новый? ("Юрист спешит на помощь", 2014, N 1) Текст документа

Вопрос: В начале августа этого года приобрел сотовый телефон, через месяц он сломался - начал сильно хрипеть динамик (непонятно, по какой причине, потому что с телефоном обращался очень аккуратно). Сдал его на гарантийный ремонт. Через три недели получил из ремонта с указанием в акте об устранении неполадки и замене зарядной части. При проверке оказалось, что поломка не устранена: динамик как хрипел, так и хрипит. Продавец сказал, что нужно отправлять снова. Меня это не устраивает. Могу ли я потребовать назад деньги либо заменить телефон на новый? Н. П.Гринько, г. Ставрополь

Ответ: В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в отношении технически сложного товара (к таким товарам относится сотовый телефон) потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: - обнаружение существенного недостатка товара; - нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (п. п. 13 - 14) исходя из преамбулы и п. 1 ст. 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" под существенным недостатком товара (работы, услуги) следует понимать: а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств; в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45-ю днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом; г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению. В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока. Таким образом, вы можете отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о замене товара в связи с существенным недостатком товара.

Н. В.Дьячкова Юрист

Название документа Вопрос: Моим дядей мне был подарен земельный участок в деревне. Однако разрешение на строительство дома было оформлено на прежнего владельца (моего дядю). Проект на строительство дома не менялся. Нужно ли в этом случае переделывать документы на меня? ("Юрист спешит на помощь", 2014, N 1) Текст документа

Вопрос: Моим дядей мне был подарен земельный участок в деревне. Однако разрешение на строительство дома было оформлено на прежнего владельца (моего дядю). Проект на строительство дома не менялся. Нужно ли в этом случае переделывать документы на меня? М. Г.Борисов, г. Иркутск

Ответ: Нет, переделывать документы в данном случае не нужно. Согласно п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

Ю. В.Киселев Юрист

Название документа