Добровольная сертификация в условиях функционирования саморегулируемых организаций строителей
(Еременко М. А.) ("Право и экономика", 2012, N 9) Текст документаДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРОИТЕЛЕЙ
М. А. ЕРЕМЕНКО
Еременко Максим Александрович, генеральный директор ООО "Центр экспертизы, сертификации и консалтинга". Специалист в области гражданского, предпринимательского, семейного, международного частного права. Родился 2 декабря 1984 г. в ГПЗ "Первомайское" Наро-Фоминского района Московской области. В 2009 г. окончил Московскую государственную юридическую академию. В 2011 г. прикреплен соискателем ученой степени кандидата юридических наук к кафедре предпринимательского права Российского государственного гуманитарного университета. Автор статей "Что делать с землями сельскохозяйственного назначения" // ЭЖ-Юрист. 2007; "ИСО 9000, или Качество в России" // Юридический журнал "Коллегия". 2007; "Правовые недостатки института саморегулирования предпринимательской деятельности в области строительства" // Право и экономика. 2010. N 7.
Статья посвящена анализу отдельных положений законодательства, касающихся сертификации систем менеджмента качества строительных организаций, членов саморегулируемых организаций в сфере строительства. Раскрыты особенности подобной сертификации. Сделан вывод о том, что установление обязательных требований к наличию сертификатов соответствия систем менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008 со стороны государства и СРО является незаконным и необоснованным. Приведены рекомендации по совершенствованию законодательства в указанной области.
Ключевые слова: система менеджмента качества; саморегулируемая организация; обязательная сертификация; сертификат, подтверждение соответствия.
Voluntary certification and self-regulated organizations in the sphere of construction M. A. Eremenko
This article analyzes some of the provisions of law relating to the certification of quality management systems of construction companies that are members of self-regulatory organizations in the construction industry. The features of this certification are considered. It is concluded that the establishment of mandatory requirements of conformity laid down in GOST R ISO 9001-2008 is illegal and unjustified. This article gives recommendations for the improvement of legislation in this area.
Key words: quality management system, self-regulatory organization, mandatory certification, certificate, confirmation of compliance.
Субъекты предпринимательской деятельности в области строительства в настоящее время существуют в условиях функционирования саморегулируемых организаций. Данный правовой институт имеет свои достоинства и недостатки. Последние обусловлены, как правило, ошибками или недоработками в его нормативной регламентации. Одним из камней преткновения является добровольная по своей правовой природе, но обязательная в ряде случаев по закону <1> сертификация систем менеджмента (управления) качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008). -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" // СПС "КонсультантПлюс".
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено право саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков, инженеров-изыскателей устанавливать обязательные требования к своим членам по наличию сертификатов соответствия ИСО 9001, выданных российскими или зарубежными органами по сертификации. В восьмидесятых годах прошлого столетия Международная организация по стандартизации (International Standartization Organization, ISO) разработала стандарт ISO 9001, который содержит требования к системе управления качеством. Соответствие этому стандарту подтверждается посредством прохождения процедуры сертификации и получения сертификата соответствия. Российская Федерация является членом ISO. Она представлена в ней Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Российский ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - это аутентичная версия международного стандарта. Содержание положений ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (Системы менеджмента качества. Требования), а также ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь) позволяет сделать вывод, что система менеджмента качества (СМК), являясь системой менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, представляет собой совокупность взаимосвязанных и документированных процессов организации, управляемых с целью постоянного соблюдения выявленных критериев качества выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, сокращения брака и иных несоответствий на всех этапах деятельности субъекта, вплоть до получения потребителем конечного результата (продукта) <2>. -------------------------------- <2> См.: "ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 471-ст // СПС "КонсультантПлюс".
Процесс построения СМК, заложенный в стандартах ISO, представляет собой, по сути, подход к усовершенствованию системы управления через ориентацию ее на потребности потребителей и оптимизацию бизнес-процессов. Разработанная, внедренная и поддерживаемая СМК помогает организации обеспечить прослеживаемость жизненного цикла продукции, постоянно производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей, повысить результативность ее деятельности, улучшить эффективность производства. Получив право требовать сертификаты соответствия стандарту ИСО 9001 у своих членов и вновь вступающих субъектов предпринимательской деятельности в сфере строительства, немалая часть ныне зарегистрированных саморегулируемых организаций (СРО) им воспользовалась, что привело к протестам профессионального сообщества. Процедура разработки и внедрения СМК и последующая сертификация требует от организации воли руководства, ощутимых временных и финансовых затрат, что вкупе с обязательными взносами в компенсационный фонд, а также членскими и страховыми платежами ставит предпринимателя (особенно представителей малого бизнеса) в неблагоприятное положение. Напомним, что членство в СРО за некоторыми исключениями является для строительного бизнеса, в том числе малого и среднего, безальтернативным способом допуска на рынок и легитимизации своей деятельности. При этом необходимо понимать, что российская система саморегулирования строительной отрасли обладает рядом особенностей, по сравнению, например, с большинством зарубежных. Она не была результатом процесса самоорганизации субъектов предпринимательской деятельности. Данный институт был введен государством посредством делегирования части своих полномочий СРО. Профессиональные предпринимательские объединения наделяются полномочиями по осуществлению отдельных функций государственных органов посредством включения в специализированный государственный реестр. Статус "саморегулируемая организация" показывает общественности, что указанная некоммерческая организация удовлетворяет требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим государственные функции, а ее члены обеспечивают повышенный уровень защиты прав и законных интересов потребителей своих работ и услуг. Правовая природа управления СРО раскрывается во взаимосвязи, взаимозависимости частноправовых и публично-правовых элементов в регулировании предпринимательской или профессиональной деятельности. Управление в СРО невозможно без отношений экономической субординации и властных распорядительных полномочий и, таким образом, без публично-правовых методов регулирования. Органы государственной власти делегировали СРО функции по координации и контролю деятельности своих членов <3>. На основе этого проявляется принцип учреждения в управлении СРО своими членами. "Можно сказать, что саморегулирование - это передача через аутсорсинг от государства профессиональному сообществу функции регулирования. Государство контролирует уже работу СРО, а не каждую организацию по отдельности" [1]. -------------------------------- <3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина А. Г. Меженцева" // Российская газета. 2005. 19 декабря.
Один из специалистов поясняет, что существенные отличия СРО от иных видов некоммерческих организаций заключаются не в наличии каких-то особых имущественных или организационных признаков (например, они так же, как и большинство некоммерческих организаций, обладают имуществом на праве собственности; система органов управления в СРО в целом схожа с аналогичной системой в иных организациях), а в тех функциях и задачах, которые призваны выполнять СРО в соответствии с действующим законодательством (регулирование и контроль над предпринимательской деятельностью) [2]. Таким образом, СРО наделены рядом властных полномочий, позволяющих им осуществлять допуск на рынок предпринимателей и контроль над их деятельностью. Государственный регулятор также прямо обязывает субъектов предпринимательской деятельности в строительстве проходить добровольную сертификацию по стандарту ИСО 9001. Такие требования были установлены в Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов". Между тем добровольное подтверждение соответствия проводится только в добровольном порядке при обеспечении свободного выбора системы добровольной сертификации. По мнению Президента СРО НП "Альянс предприятий строительного комплекса" (СРО НП "АПСК"), "...если компания существует и успешно действует на рынке своей сферы деятельности - значит, у нее существует такая система управления, которая и обеспечивает ей успех. И получение сертификата, чтобы лишний раз подтвердить качество управления организацией, нам представляется не всегда оправданной тратой времени и денег компании, необходимость этой меры должна определять сама компания. Мы не собираемся создавать дополнительных препон деятельности наших членов, наоборот, мы видим своей задачей всестороннюю поддержку и обеспечение функционирования наших партнеров" <4>. -------------------------------- <4> Интервью Самохина А. Н. информационному порталу "Все о саморегулировании" // URL: http:// www. all-sro. ru/ interview/ samohin-an-o-samoregulirovanii-v-stroitelnoi-sfere.
Пожалуй, оспаривать актуальность внедрения СМК в современной российской строительной отрасли никто не будет - это стабильность и успех, основанные на эффективном управлении. Успешно пройденная сертификация СМК - это демонстрация строгого соответствия требованиям стандарта, который имеет своей целью обеспечение качества на всех этапах производства продукции, осуществления работ или оказания услуг. Имея сертификат ИСО 9001, строительная компания демонстрирует наличие высокого уровня производства и гарантирует качество выполняемых работ, выходя на новый, более высокий уровень конкурентоспособности. В то же время напомним, что Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" содержит принципы добровольного подтверждения соответствия, которые вступают в противоречие с вышеуказанными требованиями, в частности, принцип "недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации". Обязательная сертификация в Российской Федерации установлена лишь для строго определенного перечня продукции. "Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" (см.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ). Таким образом, обязательное подтверждение соответствия по российскому законодательству предусмотрено только для продукции, но не для систем управления. Налицо коллизия в законодательстве, решение которой представляется возможным посредством исключения указанных положений из Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207. Заметим, что некоторые представители научного сообщества считают предоставление СРО права требования наличия сертификатов ИСО 9001 не только законным, но и недостаточным, предлагая установление обязательного требования сертификатов ИСО для всех членов СРО [3]. При этом, по сути, пренебрежение к существующему законодательству и рыночным принципам экономики приводит к заключению об отсутствии понимания поднятой проблематики не только среди законотворцев, но и в научном (экспертном) сообществе. Считаем данную точку зрения ошибочной, не основанной на тщательном юридическом анализе и не подкрепленной экономической целесообразностью. Западные страны, например Германия, используют указанный стандарт в добровольном порядке, имея, как и большинство стран, законодательные требования к различного рода товарам, но не к системам управления предприятием. Основополагающий стандарт DIN 820 (DIN признается национальным органом по стандартизации в Германии и представителем Германии в наднациональных организациях по стандартизации) определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации. Одним из главных принципов является добровольность, которая обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер <5>. -------------------------------- <5> Немецкая стратегия стандартизации. DIN Deutsches Institut for Normung Burggrafenstrasse 6 DE-10787 Berlin // URL:http:// www. all-sro. ru/ interview/ samohin-an-o-samoregulirovanii-v-stroitelnoi-sfere.
Еще раз отметим, что внедрение и сертификация СМК по стандарту ИСО 9001 является правом строительной организации и не должно вменяться как обязанность со стороны СРО или государства. В связи с этим предлагаем исключить п. 5 ч. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, предполагающий право СРО устанавливать обязательные требования к наличию сертификатов ИСО 9001, а также п. 9 приложения N 1 и подп. 6 приложений N 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов", не просто предоставляющие СРО право, а устанавливающие по умолчанию обязательные требования к наличию сертифицированных СМК.
Список литературы
1. Плескачевский В. Саморегулирование в строительстве привело к появлению новых видов коррупции // Российская бизнес-газета. 2010. N 744(11). 2. Басова А. А. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 3. Романов Ю. А. Правовое положение саморегулируемых организаций в строительной сфере по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
Название документа