Правительство сказало: "Надо", Минпромторг ответил: "Есть". Проблема несоответствия норм естественной убыли осталась

(Красильникова Е. А.) ("Торговое право", 2012, N 8) Текст документа

ПРАВИТЕЛЬСТВО СКАЗАЛО: "НАДО", МИНПРОМТОРГ ОТВЕТИЛ: "ЕСТЬ". ПРОБЛЕМА НЕСООТВЕТСТВИЯ НОРМ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ ОСТАЛАСЬ

Е. А. КРАСИЛЬНИКОВА

Красильникова Е. А., доцент кафедры экономики и управления на предприятиях торговли РГТЭУ, кандидат экономических наук.

Решение проблемы сокращения товарных потерь предприятий розничной торговли требует детального подхода. В статье проанализировано содержание проекта Приказа Минпромторга России "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли общественного питания", размещенного 13.08.2012 на сайте Министерства. Автором проводится сопоставление значений норм естественной убыли 1987, 2007 годов и проектного 2013 года.

Ключевые слова: нормы, приказ, потери, торговля, Минпромторг, естественная убыль, нормируемые потери, сверхнормативные потери.

Проблема включения величины товарных потерь, в том числе потерь от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в расходы торговой организации при расчете налога на прибыль обсуждалась на различных уровнях не один десяток раз. Суть ее состоит в том, что числовые показатели норм естественной убыли (разработанные во времена плановой экономики СССР с характерным для нее дефицитом товаров), в пределах которых потери можно отнести к материальным расходам для целей налогообложения, ниже реальной естественной убыли, порой в несколько десятков раз. Второй аспект учета потерь в торговых организациях - отсутствие установленных норм естественной убыли в отношении товаров, ранее не предлагавшихся на прилавках отечественной торговли, перечень которых возглавляют экзотические фрукты (личи, кумкват, рамбутан и т. п.), которые в силу своего органического происхождения неизбежно "убывают". Однако в разных экономических условиях указанные обстоятельства по-разному влияют на деятельность торговой организации. В планово-административной экономике, основанной на государственной собственности, нормы естественной убыли таких товаров де-юре были предназначены для управления качеством товаров и контроля их количества при движении от производства до прилавка. В рыночной экономике главная цель та же, однако, разница состоит в "цене вопроса" - торговые организации вынуждены не только изыскивать возможности для покрытия сверхнормативных потерь, но и платить с этой величины налог на прибыль.

Регулирование 2000-х

Неизбежность уменьшения массы товаров и ухудшения их качества, безвозвратный характер недостач и потерь были положены в основу решений органов законодательной и исполнительной власти. Так, Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 <1> предусмотрено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи материально-производственных запасов, должны разрабатываться с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежать пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Таким образом, министерствам и ведомствам поручено разработать и регулярно пересматривать нормы естественной убыли по отраслям экономики. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 18.11.2002. N 46. Ст. 4596; 10.09.2012. N 37. Ст. 5002.

В рамках исполнения этого Постановления Приказом Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304 <1> были утверждены нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания, которые в настоящее время применяются предприятиями розничной торговли при расчете налога на прибыль. -------------------------------- <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 24.03.2008. N 12.

Казалось бы, документ, разработанный в условиях рыночной экономики, должен содержать актуальные для своего времени цифры норм естественной убыли, отражающие ситуацию, когда представленный покупателю товар не только не "сметается" с полок, а представлен в широком ассортименте и т. п. Однако, как показывает сравнительный анализ норм естественной убыли до 2007 года и после, цифры остались прежними. Проблема несоответствия применяемых при расчетах норм и реальной убыли осталась, о чем свидетельствуют постоянно поднимающиеся подобные вопросы специалистами в этой области. Все ждут новых цифр. И что же? 13.08.2012 на сайте Минпромторга России был опубликован проект Приказа Министерства "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания". Соответствуют ли новые цифры реальной естественной убыли? Появились ли там новые фрукты, овощи и молочные продукты? Сравним нормы 1987, 2007 и 2012 годов, а результаты анализа представим в таблице.

Товарная группа 1987 <1> 2007 <2> 2012 <3> Темп Темп прироста прироста 2007 г. 2012 г. к 1987 г. к 2007 г. в % в %

1 2 3 4 5 6

Мясные изделия

Колбасы вареные 0,53 0,54 0,54 1,89 0,00 (включая мясные хлебы, зельцы и фаршированные, ливерные, кровяные и др.)

Сосиски и сардельки 0,75 0,76 0,76 1,33 0,00

Колбасы полукопченые 0,32 0,33 0,33 3,13 0,00

Колбасы варено-копченые 0,36 0,36 0,36 0,00 0,00

Колбасы сырокопченые 0,06 0,06 0,06 0,00 0,00

Мясокопчености в оболочке и без оболочки:

- сырокопченые 0,25 0,26 0,26 4,00 0,00

- копчено-вареные и 0,48 0,49 0,49 2,08 0,00 копчено-запеченные

вареные, запеченные и 0,59 0,6 0,6 1,69 0,00 жареные

Шпик свиной и товары из 0,26 0,27 0,27 3,85 0,00 шпика

Прочие весовые мясные 0,3 0,31 0,31 3,33 0,00 товары

Рыба и рыбные товары

Рыба живая 0,1 0,1 0,1 0,00 0,00

Рыба всех наименований 0,6 0,61 0,61 1,67 0,00 и мидии охлажденные

Рыба и рыбные товары 0,27 0,28 0,28 3,70 0,00 всех наименований мороженые неглазированные

Рыба всех наименований 0,4 0,41 0,41 2,50 0,00 соленая в сухотарных бочках и ящиках

Рыба семейства 0,3 0,31 0,31 3,33 0,00 лососевых соленая, продаваемая внарезку

Рыба холодного 0,28 0,29 0,29 3,57 0,00 копчения, продаваемая без нарезки

Рыба, рыбные товары и 0,2 0,2 0,2 0,00 0,00 нерыбные морепродукты всех наименований мороженые глазированные

Икра осетровых, 0,18 0,19 0,19 5,56 0,00 лососевых и прочих рыб

Кулинария (рыба всех 0,36 0,37 0,37 2,78 0,00 наименований жареная, печеная, заливная, фаршированная и др.)

Прочие весовые товары 0,28 0,29 0,29 3,57 0,00 из рыбы и нерыбных морепродуктов

Молочные и жировые товары

Масло коровье 0,15 0,16 0,16 6,67 0,00 (сливочное, топленое)

Маргарин, жиры топленые 0,15 0,16 0,16 6,67 0,00 (говяжий, свиной и др.) и кулинарные (сало растительное и др.)

Масло растительное (при 0,25 0,25 0,25 0,00 0,00 ручной продаже)

Сметана, творог и 0,46 0,47 0,47 2,17 0,00 творожная масса

Хлебобулочные и кондитерские товары

Хлеб печеный 0,5 0,5 0,5 0,00 0,00

Бараночные изделия 0,35 0,35 0,35 0,00 0,00

Сухари 0,3 0,3 0,3 0,00 0,00

Пироги и кулебяки 0,45 0,45 0,45 0,00 0,00

Прочие весовые 0,3 0,3 0,3 0,00 0,00 хлебобулочные товары

Кондитерские товары

Карамель, ирис и драже 0,1 0,11 0,11 10,00 0,00

Конфеты глазированные 0,15 0,15 0,15 0,00 0,00

Конфеты 0,26 0,26 0,26 0,00 0,00 неглазированные

Мармелад и пат 0,33 0,34 0,34 3,03 0,00

Пастила и зефир 0,46 0,47 0,47 2,17 0,00

Халва 0,55 0,56 0,56 1,82 0,00

Мед и повидло 0,45 0,46 0,46 2,22 0,00

Печенье, галеты и 0,22 0,23 0,23 4,55 0,00 вафли

Пряники и коврижки 0,34 0,35 0,35 2,94 0,00

Прочие весовые 0,15 0,16 0,16 6,67 0,00 кондитерские товары

Бакалейные товары

Крупа, включая 0,14 0,15 0,15 7,14 0,00 зернобобовые и саго

Макаронные изделия 0,21 0,22 0,22 4,76 0,00

Мука и крахмал 0,14 0,15 0,15 7,14 0,00

Сахар-песок 0,08 0,09 0,09 12,50 0,00

Сахар-рафинад 0,13 0,14 0,14 7,69 0,00

Сахарная пудра 0,21 0,21 0,21 0,00 0,00

Кофе в зернах 0,1 0,1 0,1 0,00 0,00

Соль поваренная 0,32 0,33 0,33 3,13 0,00

Дрожжи прессованные 0,39 0,4 0,4 2,56 0,00

Прочие весовые 0,11 0,12 0,12 9,09 0,00 бакалейные товары

Итак, значения норм остались без изменений. Отсюда следует два основных вывода: либо торговые и складские технологии остаются на уровне 2007 года, а с ними "застыл" и товарный ассортимент, либо представленный на обсуждение проект разработан в целях формального исполнения Постановления Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 - то есть просто "освежен" через 5 лет. В последнем случае указания Правительства РФ на то, что нормы "должны разрабатываться с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль", не были приняты во внимание. Самой заметной новеллой правового регулирования в проекте стало упорядочение определенной в 2007 году структуры норм естественной убыли - из 52 приложений осталось 40. Основные "исключенные" - нормы, предназначенные для применения при хранении в производственных холодильниках. Поскольку производственные холодильники больше относятся к сфере собственно производства продовольственных товаров, они не применяются в подавляющем большинстве торговых организаций классического формата. В общем и целом ожидания торговли не оправдались. Возможно, в ходе обсуждения содержание документа изменится. Ведь формально 5-летний срок введения в действие Приказа Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304 истекает только 04.04.2013, поскольку в силу он вступил по истечении 10 дней с момента официального опубликования в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 24.03.2008.

Название документа