Демонстрационный зал является частью торгового объекта, а не самостоятельным объектом торговли

(Редакционный материал)

("Налоги" (газета), 2014, N 1)

Текст документа

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЗАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА,

А НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ОБЪЕКТОМ ТОРГОВЛИ

По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю ЕНВД. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о том, что демонстрационный зал используется в целях последующей реализации продукции и является самостоятельным объектом торговли. Поскольку его площадь менее 150 кв. м, коммерсант должен был уплачивать ЕНВД. Предприниматель с таким решением не согласился и обратился в суд.

Арбитры выяснили, что в проверяемом периоде предприниматель арендовал два помещения площадью 112 и 430 кв. м. В одном из этих помещений располагается демонстрационный (выставочный) зал с образцами мебели. Предприниматель указанные помещения отнес к единому торговому объекту, и судьи его в этом поддержали.

На основании п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Для исчисления суммы ЕНВД по виду деятельности "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы", используется физический показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".

Согласно ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала представляет собой часть магазина, павильона (открытой площадки), занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадью контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, рабочих мест обслуживающего персонала, а также проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала.

Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом. К таким документам относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п.

В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, площадь торгового зала магазина включает часть площади торгового зала, занятой оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Согласно ч. 2 ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Арбитры установили, что согласно плану-схеме помещение площадью 112 кв. м является частью торгового зала на первом этаже здания, отграниченное от других помещений перегородками с двух сторон.

В указанном помещении никто из работников коммерсанта на постоянной основе не находился, обслуживание выставочного зала и арендованных помещений производилось сотрудниками арендодателя (управляющей организации), договоры купли-продажи не заключались. Образцы мебели из выставочного зала не продавались и ниоткуда не доставлялись, расчеты с покупателями не производились. Продажа товаров, их отгрузка покупателям и расчеты за мебельную продукцию осуществлялись из магазина площадью 430 кв. м.

Исходя из пояснений сотрудников предпринимателя, в демонстрационном зале выставлялись только образцы мебели, для приобретения которой покупатели направлялись в магазин площадью 430 кв. м. Образцы мебели из салона не продавались и не вывозились на доставку, не производились расчеты с покупателями. Предприниматель имел в спорный период только одну единицу контрольно-кассовой техники, установленную в магазине площадью 430 кв. м.

То есть судьи пришли к выводу, что арендованные предпринимателем помещения использовались им в едином и неразрывном процессе розничной продажи мебели. Соответственно, демонстрационный (выставочный) зал не является обособленным объектом торговли.

Довод налоговой инспекции о том, что арендованные объекты имеют различные правоустанавливающие документы, судьи отклонили, поскольку демонстрационный зал используется исключительно для осуществления деятельности по розничной торговле, осуществляемой в другом магазине, и неразрывно связан с ней одним производственным процессом.

Таким образом, судьи в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24.10.2013 N А25-347/2013 пришли к выводу, что решение налоговой инспекции о доначислении предпринимателю единого налога по демонстрационному залу неправомерно.

Источник: Журнал "Вмененка".

Название документа