Установление уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции: оправдаются ли надежды?

(Артеменко Н. В., Шимбарева Н. Г.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 4) Текст документа

УСТАНОВЛЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОДАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОПРАВДАЮТСЯ ЛИ НАДЕЖДЫ?

Н. В. АРТЕМЕНКО, Н. Г. ШИМБАРЕВА

Артеменко Н. В., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Южного федерального университета, кандидат юридических наук, г. Ростов-на-Дону.

Шимбарева Н. Г., доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Южного федерального университета, кандидат юридических наук, г. Ростов-на-Дону.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Конвенции ООН "О правах ребенка" Российская Федерация обязана обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Одной из целей государственной политики в интересах детей является их защита от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних <1>. В рамках достижения этой цели Уголовный кодекс РФ в 2011 г. был дополнен ст. 151.1, предусматривающей ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции <2>. -------------------------------- <1> Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ. Ст. 4. <2> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции: Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ. Вступил в силу 6 августа 2011 г.

Введение данной нормы вытекает и из положений Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации <3>. Мерами по ее реализации являются в первую очередь снижение доступности алкогольной продукции, включая пиво, путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени; усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе нормативно установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний <4>. -------------------------------- <3> Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации N 2128-р от 30 декабря 2009 г. Такое законодательное решение соответствует и общемировым тенденциям усиления борьбы с детским алкоголизмом, противодействия росту алкоголизации несовершеннолетних, в том числе путем усиления мер ответственности за реализацию алкогольной продукции этой категории населения. Так, в Стратегиях сокращения вредного употребления алкоголя (проект Глобальной стратегии принят на 63 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения А63/13 от 25 марта 2010 г.) обращается особое внимание на важность "правовых основ сокращения физической доступности алкоголя, что включает ограничения как продажи, так и подачи алкогольных напитков клиентам", а также необходимость создания "барьеров против продажи алкогольных напитков подросткам и установления ответственности в целях недопущения продажи алкогольной продукции подросткам". <4> По данным Роспотребнадзора, в РФ из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют спиртные напитки. Причем пьющие дети сегодня - это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки, но и обычные мальчики и девочки из благополучных семей. От одного до шести литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей - такую дозу каждый день алкоголя принимает среднестатистический школьник в России. По данным Минздравсоцразвития России, регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина - в 15 лет, водки - в 16 лет. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет. Согласно последним социологическим опросам, самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет - алкогольные коктейли. См. подр.: пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива".

Значительное число научных исследований подтверждает, что доступность алкоголя прямо пропорционально повышает его потребление. Поэтому очевидно, что повышение возраста, с которого возможно приобретение алкоголя, и установление соответствующих запретов должны существенно ограничить его фактическое потребление <5>. -------------------------------- <5> Вместе с тем потенциал подобных запретов небеспределен. Поэтому следует критично отнестись к предложениям о распространении "сухого закона" на лиц в возрасте до 21 года включительно.

Теперь обратим внимание на содержание комментируемой законодательной новеллы. На первый взгляд у правоприменителей не должно возникнуть проблем с толкованием признаков состава анализируемого преступления. Однако за внешней краткостью и простотой текста новой статьи стоит ряд "коварных", достаточно сложных и требующих дополнительного разъяснения вопросов. Прежде всего, речь идет о сфере применения рассматриваемой уголовно-правовой нормы. Используемый законодателем в диспозиции ст. 151.1 УК РФ термин "розничная продажа" позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сфере розничной торговли. Розничная торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности <6>. -------------------------------- <6> Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ [Электронный ресурс]. П. 3 ст. 2 // ИПП "Гарант": портал. URL: http://base. garant. ru.

Соответственно, под розничной продажей понимается продажа товаров покупателям (частным лицам), включая оказание услуг общественного питания, для личного, семейного, домашнего потребления и иных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. На наш взгляд, необоснованно сужает сферу возможного применения рассматриваемой уголовно-правовой нормы Н. Косевич, который утверждает, что к ней "не относится реализация алкогольных напитков в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания" <7>. -------------------------------- <7> Косевич Н. Усиление мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции как проявление государственной политики по защите несовершеннолетних // Уголовное право. 2012. N 3. С. 102.

Мы полагаем, что в качестве возможного места совершения рассматриваемого преступления могут выступать предприятия розничной торговли (магазины, киоски, павильоны, мини-, супер - и гипермаркеты и т. д.), а также предприятия общественного питания (рестораны, кафе, бары и т. п.), места, предназначенные для развлечения и проведения досуга (дискотеки, молодежные клубы, боулинги, бильярдные и т. п.) любой организационно-правовой формы. Это могут быть как организации, в которых разрешена розничная продажа алкогольных напитков, так и такие, в которых продажа алкогольной продукции запрещена. В последнем случае при продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему речь идет об идеальной совокупности сразу нескольких правонарушений. Вне сферы действия рассматриваемой нормы находится так называемая торговля с рук <8>. В нашем случае речь идет о юридической оценке действий отдельных лиц, которые осуществляют индивидуальную торговлю пивом, слабоалкогольными и безалкогольными напитками, в том числе продажу самодельных вин и других самодельных спиртных напитков (самогона, чачи и т. д.), например, на пляжах, в местах массового отдыха людей и т. д. КоАП РФ не предусматривает административную ответственность за торговлю с рук в неустановленных местах, но возможна ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15, 14.16 КоАП РФ) и за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (ст. 14.34 КоАП РФ). Следует учесть, что в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов <9>. -------------------------------- <8> Торговля с рук представляет собой разновидность разносной торговли, под которой понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице (торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек). Данное определение содержится в ст. 346.27 Налогового кодекса РФ. <9> В частности, установление мер административной ответственности за торговлю в местах, не установленных органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, относится именно к компетенции субъектов РФ, которые и определяют ее основания и пределы. См., напр.: О торговой деятельности в городе Москве: Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. N 29 (в ред. от 5 июля 2006 г.); О государственном регулировании торговой деятельности на территории Новосибирской области: Закон Новосибирской области от 5 декабря 2011 г. N 163 и др.

В соответствии со ст. 492 ГК РФ сторонами договора розничной купли-продажи являются предприниматель, осуществляющий розничную торговлю, и покупатель, приобретающий товар. Таким образом, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующей сфере, не может быть признано субъектом рассматриваемого преступления. Получается, что действия этих лиц не подпадают ни под ст. 14.6 КоАП РФ, ни под ст. 151.1 УК РФ. Между тем смысл правового регулирования в этой сфере заключается прежде всего в обеспечении полной физической недоступности алкогольной продукции для несовершеннолетних. Следует обратить внимание и на предмет анализируемого преступления, в качестве которого указана алкогольная продукция. Под алкогольной продукцией в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива <10>. К алкогольной продукции относятся и столь популярные у несовершеннолетних слабоалкогольные коктейли. -------------------------------- <10> Данное понятие алкогольной продукции было введено Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

В действующем Уголовном кодексе РФ есть еще одна норма, направленная на противодействие алкоголизации молодежи. Это ст. 151 "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий". Однако в тексте статьи говорится о вовлечении несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий "алкогольная продукция" и "спиртные напитки". Под термином "спиртные напитки" в соответствии с действующим законодательством понимается алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и не относится к винным напиткам (содержание этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции). Таким образом, понятия "алкогольная продукция" и "спиртные напитки" соотносятся как часть и целое, где более узким является понятие "спиртные напитки". Еще одним сложным квалификационным вопросом, по нашему мнению, является вопрос о субъекте преступления. Сторонами договора розничной купли-продажи являются соответственно продавец и покупатель. Покупателем (потребителем) в нашем случае выступает несовершеннолетний. Под продавцом в соответствии с правилами торговли понимается организация любой допустимой организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи <11>. Для целей ст. 151.1 УК РФ, на наш взгляд, необходимо сделать следующее уточнение. Если речь идет о торговой организации или предприятии общественного питания, то субъектом преступления будет физическое лицо, которое находится в трудовых отношениях с данной организацией и непосредственно реализует алкогольную продукцию несовершеннолетнему (продавец, кассир, бармен, официант и т. д.). Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то он либо сам непосредственно осуществляет торговлю алкогольной продукцией и соответственно выступает возможным субъектом преступления, либо заключает трудовой договор с физическими лицами (реализаторами, продавцами), которые в данном случае и будут выступать субъектом рассматриваемого преступления <12>. -------------------------------- <11> Правила продажи отдельных видов товаров (правила торговли). Ст. 2. <12> На практике часто возникают ситуации, когда между индивидуальным предпринимателем и реализатором продукции (в нашем случае алкогольной) трудовые отношения фактически сложились, но правового оформления не получили. В подобной ситуации "скрытые" трудовые отношения подлежат оценке, как и реальные. Соответственно, субъектом преступления при продаже алкогольной продукции несовершеннолетнему будет считаться лицо, непосредственно осуществившее ее отпуск.

Немаловажным является вопрос о возрасте субъекта рассматриваемого преступления. На первый взгляд здесь нет специфики и речь идет об общих требованиях, то есть о достижении 16-летнего возраста. Тем более что и административная ответственность возможна с этого же возраста. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что поскольку продавцы - это материально ответственные лица, то реально возраст субъектов уголовной ответственности за данное преступление будет являться более высоким (18 лет и старше). Что же касается индивидуальных предпринимателей, то они могут осуществлять только продажу пива и пивных напитков <13>. При этом лицо может быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя по достижении им 16-летнего возраста <14>. Лицензия для этого не нужна, поэтому данный вид деятельности доступен и для несовершеннолетнего. Однако есть ли логика в том, что субъектами преступлений, предусмотренных ст. 150, 151 УК РФ, указываются совершеннолетние лица, достигшие 18-летнего возраста? -------------------------------- <13> О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (в ред. от 21.07.2011). Ч. 1 ст. 16. <14> Ст. 27 ГК РФ "Эмансипация".

Обратим внимание на то, что к уголовной ответственности может быть привлечен и "хозяин или руководитель бизнеса". И хотя он непосредственно продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему не осуществляет, в случае прямых указаний (разрешения, распоряжения) с его стороны на соответствующее нарушение продавцом правил торговли его действия подлежат юридической оценке в рамках института соучастия. Требует уточнения и характеристика субъективной стороны рассматриваемого преступления, а именно: возраст покупателя продавцу должен быть известен достоверно или лишь допускается с большей или меньшей степенью вероятности. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе (выделено нами. - Н. А., Н. Г.) потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя <15>. Однако как будет решаться вопрос об ответственности продавца, если он не потребовал соответствующий документ, или в случае, когда внешний вид покупателя давал основания полагать, что он достиг совершеннолетия (акселерация), и поэтому вопрос о том, чтобы потребовать соответствующий документ, даже не возникал? -------------------------------- <15> Перечень документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия, был утвержден Приказом Минпромторга России от 15 апреля 2011 г. N 524, принятым во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 243 "О перечне документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия" (См.: Рос. газ. 2011. 10 июня). Исходя из названного Перечня, к таким документам относится прежде всего паспорт.

На практике знание виновного о возможном возрасте приобретателя алкогольной продукции может простираться в достаточно широком диапазоне: от точного достоверного знания до предположения или возможного допущения факта достижения (недостижения) совершеннолетия. Изучение административных производств и имеющейся пока еще небольшой судебной практики по ст. 151.1 УК РФ показывает, что виновные чаще всего ссылаются на "взрослый" вид покупателей, на то, что они не предполагали, что покупатель является несовершеннолетним. По нашему мнению, необходимо устранить неоднозначность существующего правового регулирования (продавец вправе, но не обязан попросить документ, позволяющий установить возраст покупателя алкогольной продукции) и предусмотреть обязанность продавца в соответствующих случаях потребовать документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. К характеристике субъективной стороны анализируемого преступления относится также выявление мотивов совершаемого преступления, которые непосредственно в тексте статьи не называются. Мотивы могут быть разными - корыстными, связанными с иной личной заинтересованностью и т. п. Хотелось бы специально отметить такие мотивы, на которые чаще всего ссылаются виновные, а именно на желание увеличить количество продаж. Такие мотивы можно обозначить термином "ложно понимаемые интересы организации" <16>. Не влияя на юридическую оценку действий виновного, они тем не менее могут быть учтены судом при индивидуализации ответственности, прежде всего при определении вида и размера наказания. -------------------------------- <16> Ложно понимаемые интересы службы (организации) "проистекают не из стремления получить личное удовлетворение, а из других оснований, из так называемого чувства ложного патриотизма" (Волков Б. С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968. С. 130). Поэтому как мотив противоправного деяния они требуют правовой оценки в каждой конкретной ситуации, поскольку само по себе побуждение действительно может быть детерминировано интересами организации, сотрудником которой является виновный, но если оно соотносится с антисоциальными целями и способами их удовлетворения, то только деяние приобретает качество общественно опасного. Вместе с тем само по себе "благое намерение" лица свидетельствует о меньшей глубине антисоциальной мотивации его поведения. Однако возможны и ситуации, когда за мотивировками (объяснениями, а не мотивами) интересов организации скрываются иные мотивы, например, корыстные побуждения или иная личная заинтересованность (в том числе карьеристские мотивы, семейственность), возможно и их параллельное существование. В таких случаях каждый из мотивов должен получать свою собственную уголовно-правовую оценку при назначении наказания за совершенное преступление: нейтрального, смягчающего или отягчающего обстоятельства.

Не вызывает оптимизма и механизм обнаружения данного преступления. Не является секретом, что для этого проводятся оперативно-розыскные мероприятия в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. В этих случаях, скорее всего, в качестве привлеченных агентов будут выступать сами несовершеннолетние. Помимо проблемности моральной стороны данного сотрудничества достаточно велика опасность того, что при сохранении "палочного подхода" к оценке деятельности органов внутренних дел ст. 151.1 УК РФ будет использоваться для создания иллюзии активности правоохранительных органов в соответствующей сфере. Уместно отметить, что опыт установления уголовной ответственности за нарушение правил торговли алкогольными напитками уже был (ст. 156.1 УК РСФСР). Антиалкогольная политика России, так же как и бывшего СССР), почти исключительно основывалась на контрольно-репрессивном подходе и в первую очередь предлагала ограничительные и запретительные меры. В течение советского периода новейшей отечественной истории политическим руководством страны постоянно принимались решения, направленные на усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом <17>. Нельзя не учитывать этот накопленный десятилетиями опыт. В настоящее время многие считают принятые в 2011 г. меры "прорывом" в борьбе за трезвость молодого поколения. Введение рассматриваемой нормы находит абсолютную поддержку. Однако это связано, на наш взгляд, скорее с благородством поставленных целей, нежели с оценкой ее возможной эффективности. -------------------------------- <17> См., напр.: О мерах ограничения продажи спиртных напитков: Постановление СНК РСФСР от 4 марта 1927 г.; О мерах ограничения торговли спиртными напитками: Постановление СНК РСФСР от 29 января 1929 г.; Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1958 г.; О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. Подобные решения принимались и за рубежом. Идея ограничения доступности алкогольной продукции для несовершеннолетних, в том числе и путем введения за нарушение установленных запретов на ее продажу уголовной ответственности, находит поддержку как на постсоветском пространстве, например в Эстонии, Республике Молдова, Украине, так и в других странах, например в Израиле, Швеции, США.

В заключение подчеркнем, что введение уголовной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним сопряжено со многими рисками, часть из которых мы обозначили в настоящей статье. С другой стороны, за ее пределами остались, например, такие очевидные риски, как конфликт с бизнес-сообществом, коррупциогенность, особенно с учетом отмеченных особенностей механизма раскрытия преступления. Установление уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним - лишь звено в системе мер, направленных на решение проблемы приобщения несовершеннолетних к алкоголю, причем не самое главное. Введение разного рода запретов и ограничений, в том числе и из благих побуждений, вряд ли решит проблему. Ведь их наличие (особенно если вспомнить, что запретный плод всегда сладок) при отсутствии поведенческих альтернатив, низком уровне культурного развития, деформированной иерархии ценностей (стандарты успешной жизни внешне связываются с употреблением алкоголя), скорее вызовут обратный эффект и будут способствовать так называемой дефектной социализации несовершеннолетних. Таким образом, эффект контрольных и запретительных мер будет минимальным или даже нулевым, если они не будут подкреплены комплексом соответствующих организационных, культурно-идеологических и экономических мероприятий. В частности, по нашему мнению, необходимо детальное изучение личности несовершеннолетних потребителей алкогольной продукции, главным образом их мотивации. Зачастую таким мотивом является следование моде. Поэтому такой "коктейльно-пивной моде" должны быть противопоставлены реальные альтернативы, действительно интересные для молодежи (спорт в шаговой доступности, формы проведения подросткового и молодежного досуга, адекватные XXI веку, и т. д.). Естественно, что подобные мероприятия потребуют серьезного экономического участия государства и социально ответственного бизнеса. В противном случае появится еще одно основание, чтобы вспомнить знаменитое "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Название документа