Правовой режим воздушного судна в российском гражданском праве

(Фоминых О. В.) ("Гражданское право", 2012, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЗДУШНОГО СУДНА В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ <*>

О. В. ФОМИНЫХ

Фоминых Оксана Владимировна, соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права.

В статье дается общая характеристика правового режима воздушного судна в российском гражданском праве. Проводится анализ Закона "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", раскрывается понятие государственной регистрации воздушного судна.

Ключевые слова: государственная регистрация воздушных судов, государственная регистрация прав на воздушные суда, свидетельство государственной регистрации права, государственный реестр гражданских воздушных судов.

The article gives an overview of the legal regime of the aircraft in the Russian civil law. Analysis of the law "On state registration of rights to aircraft and transactions with them", explains the idea of the state of registration of the aircraft.

Key words: the state registration of the aircraft, the state registration of rights in aircraft, certificate of state registration of rights, the state register of civil aircraft.

К принятию Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Закон) российское законодательство шло долгих пятнадцать лет. Ранее была предусмотрена лишь государственная регистрация воздушных судов, которая до сих пор осуществляется по Правилам, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 июля 2007 г. N 85. Они, в свою очередь, согласуются с положениями Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго (Чикагская Конвенция) 7 декабря 1944 г. При этом следует учитывать, что данная регистрация и не является регистрацией прав на воздушное судно: об этом прямо говорит п. 5 вышеназванных Правил. В самом свидетельстве о государственной регистрации указывается, что этот документ не удостоверяет право собственности на воздушное судно. О необходимости принятия специального закона, регулирующего регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними, впервые было упомянуто в п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Первая часть ГК РФ, в которой содержится упомянутая норма, вступила в силу 1 января 1995 г., то есть более чем за четырнадцать лет до принятия Закона. Все это время мало кто в отрасли гражданской авиации задумывался о том, зачем нужно принимать данный Закон и какие отношения он должен регулировать. Предметом правового регулирования Закона являются отношения, связанные с признанием и подтверждением государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 1 Закона). Государственная регистрация прав на воздушные суда является единственным доказательством существования зарегистрированного права на воздушное судно (п. 3 ст. 1 Закона). По смыслу данной нормы до тех пор, пока не состоится государственная регистрация права - нет и самого права. Однако данное правило имеет исключение, а именно: обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 3 Закона). Иными словами, действие Закона обратной силы не имеет. Как считают эксперты, этот Закон защищает права собственника воздушного судна, что повышает надежность ипотечных и лизинговых сделок. Он также способствует, помимо прочего, поэтапной реализации положений Кейптаунской конвенции (Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, подписанной в г. Кейптаун 16 ноября 2001 г.). Однако ратификация данного документа может потребовать внесения изменений в положения нового Закона для приведения его в соответствие с нормами Конвенции. Согласно п. 1, 2 ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее - ВК РФ), гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации <1>. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов РФ возлагается на специально уполномоченный орган. В настоящее время таковым является Министерство транспорта РФ, к которому перешли соответствующие функции упраздненной Федеральной службы воздушного транспорта России. Порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110. Но этот документ не во всем согласуется с действующим законодательством и требует существенной переработки. Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны. -------------------------------- <1> Эксплуатантом считается гражданин (или юридическое лицо), имеющий воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующий его для полетов и имеющий сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично-правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений. Но с принятием ч. 1 ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение. Принятие указанного Закона устраняет многие правовые коллизии, касающиеся закрепления прав на воздушные суда и их гражданско-правового оборота, однако оставляет неурегулированным ряд аспектов. В целях четкого определения правового режима воздушных судов, упорядочения их гражданско-правового оборота существует необходимость в теоретическом осмыслении законодательства о воздушных судах. Правоприменительная деятельность постоянно сталкивается с проблемами правовой неопределенности многих вопросов, касающихся прав на воздушные суда и сделок с ними. Во-первых, легальное определение воздушного судна не в полной мере отражает признаки, характеризующие его как объект недвижимости, а также не дает четкого ответа на вопрос, все ли воздушные суда относятся к недвижимому имуществу, что усложняет определение правового режима данных объектов. Во-вторых, существуют пробелы и неопределенности в правовом регулировании ипотеки воздушных судов как объектов недвижимости, что влияет на эффективность реализации правовых норм в данной сфере. В-третьих, отсутствие необходимости государственной регистрации договора купли-продажи воздушного судна как объекта недвижимости предоставляет продавцу возможность совершения повторной продажи воздушного судна после заключения договора купли-продажи, но до государственной регистрации перехода права собственности на него, что негативно сказывается на гражданско-правовом обороте воздушных судов. В-четвертых, в законодательстве отсутствуют четкие перечни прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, а также сделок с воздушными судами и обременений (ограничений) прав на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, что не способствует эффективности гражданско-правового оборота воздушных судов. В-пятых, законодательство не предоставляет лизингодателю как стороне договора лизинга воздушного судна действенных способов защиты прав при неисполнении обязательств со стороны лизингополучателя. Вышесказанное, несомненно, подтверждает актуальность исследования, направленного на обоснование новых положений современной доктрины гражданского права, связанных с правовым режимом воздушных судов как объектов недвижимости. При определении понятия, предусмотренного ст. 1 Закона, необходимо разграничивать понятия государственной регистрации воздушных судов и государственной регистрации прав на воздушные суда. Хотя суть их близка и оба понятия заключаются в государственном признании наличия юридического факта и подтверждении его существования, юридическим фактом при регистрации воздушного судна выступает существование объекта, а при регистрации права - наличие предусмотренного законом вещного права. Таким образом, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы: одно вытекает из другого. Государственная регистрация права на воздушное судно предполагает наличие и реальное существование самого судна, что подтверждается государственной регистрацией воздушного судна. В связи с вышеизложенным данные понятия необходимо рассматривать в комплексе. Государственная регистрация свидетельствует о признании юридического факта, т. е. свидетельство о государственной регистрации является документом, подтверждающим признание факта со стороны государства. Государственная регистрация воздушного судна регулируется ст. 33 ВК РФ и осуществляется только в отношении воздушных судов, включенных в государственный реестр, что свидетельствует о государственной регистрации самого судна. Государственная регистрация прав на воздушные суда носит уведомительный характер, т. е. субъект, обладающий правом на конкретное судно, уведомляет государственные органы о передаче принадлежащего ему права в полном объеме или частично другому субъекту, об установлении каких-либо обременений либо о прекращении права на объект по обстоятельствам, предусмотренным в действующем законодательстве РФ. Выдача свидетельства о государственной регистрации права является документальным подтверждением соблюдения порядка уведомления государства о передаче прав. На основании вышеизложенного можно выделить три основания государственной регистрации прав на каждое отдельно взятое судно: - возникновение права; - переход права от одного субъекта к другому; - прекращение права. По общему правилу положения нормативного акта подлежат применению с момента приобретения им юридической силы, т. е. с момента вступления комментируемого Закона в силу все права на данные объекты подлежат обязательному государственному признанию. В первую очередь это относится к тем воздушным судам, правоустанавливающие документы на которые оформлены после введения в действие принятого Закона. Государственная регистрация определяется нормами Закона как доказательство существования права на воздушное судно. Любые притязания на воздушное судно рассматриваются судом, и только по его решению на основании комплексной и всесторонней оценки представленных сторонами доказательств устанавливается субъект, притязания которого правомерны. Наиболее важным и значимым доказательством в данном случае выступает свидетельство государственной регистрации права. Данное свидетельство содержит указание на конкретного субъекта, права которого признаны государством, и подтверждает факт признания прав. В данном случае важное значение приобретает регистрация перехода прав, поскольку на практике распространены так называемые частные договоры, когда стороны передают права на какой-либо объект в присутствии свидетелей. Такой переход прав в суде не имеет юридической силы, поскольку лишен обязательного условия - государственного признания. В соответствии с нормами действующего законодательства только права, в отношении которых внесена запись в Единый государственный реестр прав на воздушные суда, являются признанными и действующими. Государственная регистрация имеет большое значение, поскольку сам факт государственного признания, с одной стороны, выступает условием действительности договора, с другой - необходимым условием признания договора заключенным. При ее отсутствии в первом случае сделка признается недействительной, во втором - незаключенной. Закон устанавливает исключительную компетенцию органов судебной власти разрешать вопрос о принадлежности права, т. е. никакой иной государственный орган, кроме судов Российской Федерации, не вправе выносить решение, указывающее субъекта прав на конкретное воздушное судно. Государственная регистрация приобретает силу с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на воздушные суда. Эта дата признается моментом юридического возникновения права на воздушное судно. Дата внесения записи в реестр отражается в свидетельстве о государственной регистрации права и выступает моментом возникновения правомочий субъекта, которому данное право принадлежит. В данном случае существенное значение имеет вопрос разграничения момента совершения сделки и момента регистрации права на полученный по сделке объект. Совершение сделки выступает в качестве основания перехода права от одного субъекта к другому, о чем и вносится запись в реестр, однако сама сделка правовые последствия возникновения права не влечет. В этой ситуации необходимым условием для возникновения последствий выступает факт регистрации - государственного признания выраженного в сделке волеизъявления сторон. В случае, если стороны заключили сделку в отношении воздушного судна без государственной регистрации перехода прав, такая сделка признается недействительной по причине несоблюдения установленного законом порядка ее совершения и не влечет наступления последствий, на которые она была направлена. Момент возникновения права имеет важное значение в случае возникновения спора по поводу объекта сделки, поскольку определяет порядок перехода права, а также круг правомочных субъектов, лиц, ответственных за последствия использования воздушного судна. Обязательность государственной регистрации прав и сделок с воздушными судами является императивной нормой, которую невозможно "обойти" <2>. Сделки с воздушными судами подлежат регистрации только в случае, если такая регистрация предусмотрена для данного вида сделок ГК РФ. -------------------------------- <2> Бевзюк Е. А. Комментарий к ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" // СПС "КонсультантПлюс": поиск по автору.

В ст. 131 ГК РФ предусмотрена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество, а также ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения. Регистрации подлежат права: - собственности; - хозяйственного ведения; - оперативного управления; - пожизненного наследуемого владения; - постоянного пользования; - ипотеки; - сервитутов; - иные права в случаях указания о них в ГК РФ или иных законах. Что же касается типов обременений, которые подлежат регистрации в реестре прав, то этот вопрос остается открытым. Один из подходов к толкованию ГК РФ и нового Закона приводит к выводу о том, что регистрации в реестре прав подлежит только ипотека. Это соответствовало бы практике ведения подобных реестров в некоторых других странах, таких как Англия, Голландия, Бермудские острова и Германия. В указанных странах действительно имеются отдельные реестры ипотек на воздушные суда. Регистрация других типов обременений на воздушные суда не имеет ни юридического, ни практического смысла. В отношении некоторых типов обременений она просто вредна. В большинстве развитых стран реестры прав (или обременений) на воздушные суда вообще отсутствуют. Это компенсируется полнотой, стабильностью и понятностью их правовых систем и эффективной работой судов. Однако вывод о том, что государственной регистрации должна подлежать только ипотека, может вступить в коллизию с некоторыми положениями самого же Закона, в которых вскользь упоминается о некоторых видах ограничений. Так в ч. 7 ст. 9 Закона, в которой описывается, как должны заполняться разделы и подразделы Реестра прав, в качестве примера упоминается, что в подраздел III должны вноситься записи об "ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте воздушного судна, заявлении о праве требования в отношении воздушного судна и другие". Из следующего предложения этого положения Закона косвенно следует, что под "другими" обременениями в том числе подразумеваются "рента" и "сделки с отложенным исполнением". Законодатель, не забыв упомянуть договор ренты, при этом не учел, что ГК РФ прямо говорит о том, что договоры аренды транспортных средств не подлежат государственной регистрации. Использование в Законе терминов "заявление о праве требования" и "сделки с отложенным исполнением" просто вызывает недоумение. Из этого пестрого списка примеров напрашивается нежелательный вывод, что в Реестре прав можно и должно регистрировать все, что в какой-либо степени ограничивает вещные права на воздушные суда.

Название документа