Правовое регулирование продвижения продукции на ярмарках и выставках

(Кирилловых А. А.) ("Законодательство и экономика", 2012, N 8) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА ЯРМАРКАХ И ВЫСТАВКАХ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

В статье преподавателя кафедры экономики Вятской государственной сельскохозяйственной академии А. А. Кирилловых подняты некоторые проблемные вопросы правового регулирования выставок и ярмарок в контексте обеспечения маркетинговой функции по продвижению продукции, дана характеристика нормативно-правовой основы, мер государственного регулирования и особенностей организации выставочно-ярмарочной деятельности.

Выставка и ярмарка в контексте соотношения категорий

Ярмарки и выставки как способ продвижения продукции товаропроизводителей в настоящий период занимают приоритетное положение в механизме торгово-сбытовой деятельности. Демонстрация товаров на выставках и ярмарках (выставочно-ярмарочная деятельность) осуществляется в целях создания условий для поддержки товаропроизводителей, продвижения товаров и услуг на российский и зарубежный рынки, а также поддержки предпринимательства и организаторов выставок отечественных фирм. В экономической и правовой литературе можно встретить различные представления о выставках и ярмарках. Выставки - регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов. Ярмарки - рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения, где представляются и реализуются характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей. Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров и повышения престижа фирм. В мире ежегодно проводится порядка 4000 крупных международных специализированных выставок. На них реализуется целый комплекс маркетинговых функций. Прежде всего это функция исследования рынка. Здесь происходит общение производителей с потенциальными клиентами, обнаруживаются актуальные для них проблемы, конкретизируются запросы и возможности. Таким образом, выставки и ярмарки представляют собой регулярный крупный рынок товаров широкого потребления и (или) оборудования, действуют в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, экспонентам разрешается представлять на них образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах. В более обобщенном виде выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых хозяйствующие субъекты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. Выставочно-ярмарочным называется мероприятие, где демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, оно проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью. Однако несмотря на очевидную схожесть этих мероприятий в них можно обнаружить существенные отличия, в первую очередь организационного характера. Выставка направлена на публичную демонстрацию тех или иных достижений человечества для специалистов и широкого круга посетителей. Это многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия. Выставки - мультифункциональный инструмент маркетинга, здесь осуществляется целый "пакет" маркетинговых целей. Даже если приоритетом выставочной деятельности является только налаживание нужных для продажи связей, одновременно могут устанавливаться связи с общественностью в интересах предприятия. Возможно также наблюдение за конкурентами в целях изучения рынка. Те, кто представляет новую продукцию, могут, кроме того, использовать выставку для стимулирования сбыта и рекламы. Далеко идущие перспективы открываются через возможность личного контакта большим числом заинтересованных лиц, чего не может дать никакое другое средство коммуникации. Для этого используются дополнительные инструменты, способствующие достижению максимального результата цели выставки. В связи с этим специалисты считают важной частью выставок сопутствующие мероприятия научно-технического характера. Имеются в виду в том числе конгрессы, симпозиумы, семинары, конференции, презентации, конкурсы и проч. <1>. -------------------------------- <1> Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юристъ, 2006.

Определенное значение имеет классификация выставок, дающая расширенное представление о возможностях выставочной деятельности. В частности, выставки подразделяют на торговые и просветительно-познавательные. К выставкам не относятся "вещевые рынки" и розничная торговля на улицах. Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей <2>. Как указывают специалисты, ярмарка - это пункт массового обмена товарами, центр спроса и предложения, регулятор цен, источник коммерческой информации, выставка товарных образцов <3>. Ярмарка предполагает непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции. К конститутивным признакам ярмарки относят постоянность места, срочность торгов и периодичность их проведения <4>. -------------------------------- <2> Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" // Постановление Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст. <3> Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. С. 24. <4> Руденко А. В. Ярмарки в системе форм взаимодействия субъектов товарного рынка // Российский судья. 2005. N 10.

Ярмарка как форма концентрации продавцов и покупателей товаров имеет дело с "живым" товаром, что значительно увеличивает доступность продукции. В биржевой торговле товар недоступен, имеется только общее представление о продукте, описание его общих характеристик. С правовой точки зрения, ярмарки - не просто мероприятия, направленные на продвижение продукции, а прежде всего форма организации, определенный набор элементов, определяющих организационное единство элементов ярмарочной деятельности. Нормотворческая практика, к сожалению, не обращает должного внимания на данный факт, в связи с чем правовой статус ярмарки до сих пор не получил должного представления во внутреннем законодательстве России, что существенно препятствует развитию этого явления экономической жизни <5>. Единственным документом в этой сфере является Соглашение о развитии ярмарочной деятельности в рамках Содружества Независимых Государств <6>, которое, однако, не содержит какие-либо правовые нормы, позволяющие установить юридическую сущность ярмарочной деятельности вообще и конкретной ярмарки - в частности. -------------------------------- <5> Руденко А. В. Указ. соч. <6> Содружество // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1995. N 2. С. 121 - 126.

Представляется полезным обратиться к дореволюционному опыту организации и проведения ярмарок. Его история может обнаружить немало интересных моментов, которые с успехом могли быть заимствованы современной юридической практикой. Дореволюционные ярмарки учреждались с определением места и сроков проведения (ст. 666 Устава торгового) и действовали на основании собственных статутов - положений о ярмарке. Причем такие документы являлись приложениями к Торговому Уставу, что фиксировало и подтверждало их официальный статус. В частности, Нижегородская ярмарка действовала на основании Правил для Нижегородской ярмарки, являвшихся нормативным актом. Важным организационным элементом ярмарки считалось наличие в ней собственного управления. Органы ярмарки имели статус, необходимые полномочия и включали собрание уполномоченных ярмарочного купечества, ярмарочный комитет и ярмарочную контору. Исходя из указанной характеристики, ярмарка представляла собой юридическое лицо, основанное на членстве, его задачей являлось содействие членам ярмарки в организации торговли. Из набора современных организационно-правовых форм юридических лиц наиболее подходящей формой для этого образования было бы некоммерческое партнерство. В самом деле, ярмарка ставит перед собой в качестве основной цели не связанную с извлечением прибыли деятельность по содействию ее членам в осуществлении торговли <7>. -------------------------------- <7> Руденко А. В. Указ. соч.

Начала равенства участников ярмарки и равноправие в решении организационных задач предполагают свободный доступ к управлению ее делами. Коллективные начала в организации в отличие от индивидуального управления позволяют учесть интересы всех участников ярмарки. Равные права в реализации совместных мероприятий должны, на наш взгляд, предусматривать свободный доступ в члены ярмарки и выход из них. Изложенные доводы обеспечивают равные возможности по продвижению продукции в рамках ярмарочных мероприятий. Партнерство в рамках ярмарки позволяет консолидировать участников товарного рынка, тем самым оптимизировать торговую деятельность каждого участника (партнера), действующего в рамках партнерства. Дореволюционные цивилисты также имели представление о ярмарке как непосредственной форме осуществления торговли. Основываясь на практике того времени, Г. Ф. Шершеневич высказывался о ярмарке как месте, где договоры не только заключаются, но и исполняются <8>. В отличие от биржевой торговли реализация продукции на ярмарке является примером прямых продаж, когда покупатель может получить продукцию непосредственно в месте ее продажи. -------------------------------- <8> Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 235.

При характеристике ярмарочной деятельности можно провести некоторые сопоставления с биржевой торговлей. Биржевая деятельность сводится к представлению клиентам информации о способах заключения сделок и формах документов, что позволяет вести речь об информационно-консультационной функции биржи как основной. Между тем консультационная деятельность не всегда является определяющей, и практика функционирования бирж в российских условиях сталкивается с вовлечением их в посреднические услуги, крайней формой которых становится самостоятельное выступление биржи в качестве стороны по сделке. Впрочем, на бирже нередко организуются своеобразные выставки-продажи, чьим результатом становится реализация продукции "с прилавка" или "по образцам" <9>. -------------------------------- <9> Саркисян М. Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8.

В России многие из заведений, называющих себя биржами, таковыми не являются. Они, по сути, представляют собой переходный тип между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей <10>. Как показывают исследования, биржи занимались не только практической деятельностью, но и изучали спрос и предложения по регионам России, анализировали ресурсную, инвестиционную, кредитную и валютную ситуации <11>. На этом фоне целесообразно выделить и общие элементы выставок и ярмарок, касающиеся информационного обеспечения в торговле. Так, ГОСТ Р 51304-2009 <12> проведение выставок и ярмарок по продвижению и реализации товаров отдельных видов относит к информационно-консультационным (консалтинговым) услугам. Можно сделать вывод о необходимости определения правовой природы, разработки юридической конструкции выставок и ярмарок. Понятно, что следует размежевать данные категории. -------------------------------- <10> Платонов В. С., Стаханов В. Н. Формирование регионального рынка средств производства / Отв. ред. В. С. Золотарев. Ростов н/Д, 1993. С. 51. <11> Саркисян М. Р. Указ. соч. <12> Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 769-ст). М.: Стандартинформ, 2010.

Основная проблема статуса ярмарок в продвижении продукции заключается в полном отсутствии концепции ярмарочной деятельности <13>. Не случайно в литературе обращается внимание на неурегулированность правового статуса особых субъектов, по праву считающихся организаторами оптового оборота, - оптовых ярмарок, промышленно-торговых выставок, оптовых продовольственных рынков и проч. Такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как каналы товародвижения и рыночные связи по поставкам товаров (продукции), тоже остался практически вне поля зрения Гражданского кодекса РФ <14>. -------------------------------- <13> Руденко А. В. Указ. соч. <14> Фролова Н. К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

При этом на различных уровнях обсуждался проект закона "О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации" в качестве специальной нормативной основы данного инструмента в комплексе маркетинга с учетом опыта ряда европейских государств. Между тем специализация нормативных актов, регулирующих продвижение товаров как составную часть торговли, связывается с принятием актов более комплексного характера, позволяющего учесть особенности различных видов и форм торгового процесса <15>. В связи с этим Т. Э. Сидорова пишет: в настоящее время подготовлены примерная концепция и структура Торгового кодекса РФ, который должен стать правовой основой формирования российского товарного рынка (ведь ярмарки и выставки являются специальными субъектами торгового оборота) <16>. -------------------------------- <15> Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008. С. 77. <16> Сидорова Т. Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б. И. Пугинского. М., 2002. С. 166.

По мнению других специалистов, нецелесообразно совмещать в одном кодифицированном акте, каковым является ГК РФ, стабильность гражданского законодательства и динамизм торгового. Отрицательный взгляд ученых на кодификацию торговой (в широком смысле) деятельности в гражданском законодательстве сегодня не подкрепляется идеей о создании Торгового кодекса, которая "витала" в юридической науке <17> десятилетие назад. Современный подход основан на более упрощенных инструментах правового регулирования, не подрывающих сложившуюся систему правоприменения, связанных с увеличением числа кодифицированных актов. Более последовательный вариант развития торгового права, в том числе правового обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности, видится в постепенном правовом оформлении сферы торговли. На этом пути очередным шагом в нужном направлении можно считать предложение Н. К. Фроловой <18> о принятии специального акта - Федерального закона "О внутренней торговле". Такое предложение не выглядит безупречным на фоне сложившейся совокупности правовых актов соответствующей тематики, однако с учетом дополнительного анализа практики регулирования может стать основой для последующих действий законодателя. -------------------------------- <17> Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2001. С. 32 - 34. <18> Фролова Н. К. Указ. соч.

Государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности

Выставки в России переориентировались по целевой функции: от политизированной демонстрации "достижений народного хозяйства" к информационно-рекламным функциям, исследованию рынков, налаживанию коммерческих контактов, т. е. к маркетингу. Но пока выставочная активность в России существенно отстает от мировой практики. Имея 1% в мировом ВНП, Россия по выставочной площади и другим общепринятым критериям в этой сфере едва достигает 0,5%. Рассмотрим правовые аспекты регулирования отношений, связанных с деятельностью ярмарок и выставок. Первое, на что следует обратить внимание: в практике хозяйственной деятельности, а также судебно-арбитражной практике часто приходится сталкиваться с различным толкованием коммерческими организациями и государственными органами понятий "рынок" и "ярмарка". В таких случаях следует руководствоваться Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст, которым утвержден и с 1 января 2000 г. введен в действие ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения". В указанном документе содержатся основные стандартизованные понятия и термины, в том числе относящиеся к оптовой и розничной торговле (рынки, ярмарки, киоски и т. д.). Классификация выставочно-ярмарочной деятельности проводится по следующим признакам: территориальному, тематическому, характеристикам участников, уровню значимости, месту, способам, частоте проведения, целям организации выставки (ярмарки ознакомительные и т. д.), характеристике посетителей <19>. -------------------------------- <19> Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 1999 г. N 870 "О Концепции выставочной деятельности и схеме размещения и развития выставочно-ярмарочных комплексов в г. Москве" // Приложение к "Вестнику мэрии Москвы". 2000. Август.

Важным документом в сфере организации и проведения выставок и ярмарок является Национальный стандарт выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации <20>, разработанный ЗАО "Институт региональных экономических исследований", Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом выставок и ярмарок, ЗАО "Экспоцентр" при участии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный технический университет - УПИ". -------------------------------- <20> Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 512-ст). М.: Стандартинформ, 2009.

Согласно пункту 2.1.1 Стандарта выставочно-ярмарочной признается предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности - это воздействие на нее и всех ее участников принятием нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц. Регулирование подразумевает согласованные действия федеральных и (или) региональных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления, Торгово-промышленных палат и профессиональных объединений предпринимателей (п. 2.1.4 Стандарта). Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации вправе уточнять и детализировать содержание отдельных понятий и терминов. В Москве подробные уточненные определения рынков, ярмарок выходного дня, торговых комплексов и других терминов, используемых в торговле, а также порядок организации и осуществления торговли и предоставления услуг на их территории даны в Постановлении Правительства Москвы от 3 июля 2001 г. N 580-ПП "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве и утверждении Правил работы рынков". Организация деятельности ярмарок и выставок подлежит государственному регулированию. Например, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК России создана постоянно действующая Комиссия, входящая в состав Минсельхоза России. Права, обязанности, задачи Комиссии определены Положением о Комиссии по развитию и координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России, утв. Приказом Минсельхоза России от 5 февраля 2001 г. N 94 (с изм. от 26 марта 2001 г.). Это постоянно действующая структура, создаваемая для координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК. В этих целях Комиссия взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами управления АПК субъектов Федерации, организациями и предприятиями, акционерными обществами, общественными организациями, отраслевыми ассоциациями. Минсельхозом России рекомендовано органам управления агропромышленным комплексом субъектов Федерации согласовывать с комиссией вопросы выставочно-ярмарочной деятельности в части координации проведения агропромышленных выставок и ярмарок, определения направленности, тематики и сроков их проведения. Основными задачами Комиссии являются: - выработка и реализация современной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России; - определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в АПК России; - содействие продвижению на международный рынок отечественных передовых научно-технических разработок и товарной продукции, представленных на выставках и ярмарках; - анализ проектов нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России. Для решения указанных задач Комиссия осуществляет связь с выставочно-ярмарочными организациями, проводящими агропромышленные выставки-ярмарки на территории России, а также международными выставочными организациями; координирует проведение агропромышленных выставок и ярмарок в Российской Федерации; определяет приоритетные направления и организует независимую экспертизу проектных предложений по организации и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий; оказывает необходимое содействие выставочным структурам в организации выставок-ярмарок по агропромышленной тематике; содействует проведению маркетинговых исследований; рассматривает и дает заключения по проектам законодательных и нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России. Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют Торгово-промышленные палаты (ТПП). Систему ТПП составляют Торгово-промышленная палата РФ и территориальные ТПП. Данные объединения создаются в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах" <21>. В настоящее время в России существуют более 179 торгово-промышленных палат, членами которых состоят около 25 тыс. предприятий, свыше 170 союзов и объединений предпринимателей. В структуре ТПП России есть Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности, который координирует выставочный процесс. -------------------------------- <21> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

С 2003 г. Торгово-промышленная палата РФ осуществляет патронирование выставочных мероприятий с целью оказания им организационной и информационной поддержки. Другой координирующей структурой является Международный Союз выставок и ярмарок - добровольное объединение выставочных операторов СНГ и Балтии, существующий с 1992 г. Штаб-квартира Союза находится в Нижнем Новгороде. На сегодня в его состав входят 79 членов, представляющих широкий спектр регионов России, а также Беларуси, Украины, Молдовы, Кыргызстана, стран Балтии. На международном уровне координацией выставочной деятельности занимается Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI/УФИ). УФИ создана в 1925 г. в целях содействия международной торговле, координации проведения выставок во избежание их совпадения, унификации методов сбора статистических данных и др. Штаб-квартира Ассоциации находится в Париже <22>. -------------------------------- <22> Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. С. 111.

В процессе осуществления выставочной деятельности особую значимость приобретает вопрос о государственной поддержке. Существуют два направления потребностей выставочного сообщества в государственной поддержке: государственная помощь в финансировании материально-технической базы выставочного комплекса (в частности, в строительстве новых выставочных площадей) и предоставление бюджетных средств экспонентам для участия их в тех или иных выставочных мероприятиях. Целью государственной поддержки должно стать стимулирование предприятий (крупных и малых) и территорий для участия в выставках. Это может иметь особый смысл, например в отношении товаропроизводителей, в отраслях, объявленных стратегическими с точки зрения развития России <23>. -------------------------------- <23> Шарков Ф. И. Указ. соч. С. 80.

Совместным Приказом Минпромторга России N 374, Минобрнауки России N 369 от 2 декабря 2008 г. <24> образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности - координационный орган, обеспечивающий согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, а также содействие международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок. -------------------------------- <24> Бюллетень Минобрнауки России. 2009. N 8.

Основными задачами Комиссии являются: - координация действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности; - содействие продвижению отечественных товаров, наукоемких технологий и образовательных услуг на внешние и внутренние рынки товаров и услуг; - совершенствование нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации; - контроль над рациональным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование подготовки и проведение экспозиций Российской Федерации на общеотраслевых и специализированных всемирных, международных, национальных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом; - содействие соблюдению принципов международной выставочно-ярмарочной деятельности, провозглашенных Парижской конвенцией 1928 г. о международных выставках, а также других международных обязательств, вытекающих из соглашений Российской Федерации с зарубежными странами по этим вопросам. Бюджетную поддержку осуществляет Минэкономразвития России, ежегодно готовящее с учетом предложений заинтересованных сторон проект решения зарубежных выставок и ярмарок, на которых предполагается организация единых российских экспозиций с частным финансированием из средств бюджета. С 2006 г. такой перечень формирует Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности, образованная в соответствии с Приказом Минэкономразвития России, Минобрнауки России и Минпромэнерго России от 30 марта 2005 г. N 65/101/64 "О Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности". Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. N 2346-р <25> утвержден Перечень проводимых за рубежом выставок и ярмарок, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых в 2011 г. за счет средств федерального бюджета. Аналогичные документы о государственной финансовой поддержке выставочно-ярмарочной деятельности принимаются ежегодно. -------------------------------- <25> СЗ РФ. 2010. N 52 (Ч. I). Ст. 7207.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти в ходе проведения выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют сопутствующие мероприятия, в частности конгрессную деятельность, представляющую собой комплекс мероприятий в рамках деловой программы выставки, включающий конгрессы, конференции, "круглые столы", совещания, заседания, семинары, симпозиумы по теме выставки. В настоящее время действует Порядок организации работ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Минобрнауки России и подведомственных ему служб и агентств (Приказ Минобрнауки России от 10 июня 2009 г. N 203 "О Порядке организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных службах и федеральных агентствах работ по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности" <26>). Порядком установлено распределение функции между соответствующими компетентными органами. -------------------------------- <26> Бюллетень Минобрнауки России. 2009. N 8.

Минобрнауки России выполняет функции координатора выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также государственного заказчика по организации выполнения комплекса работ по выставочно-ярмарочным мероприятиям за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета. Федеральное агентство по науке и инновациям является ответственным за проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, выполняет функцию государственного заказчика по организации выполнения комплекса работ по их аналитическому, методическому, информационному и организационно-техническому обеспечению. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки имеют право совместно с Агентствами инициировать проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий и оказывать организационно-методическую поддержку. Основными направлениями выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Минобрнауки России, служб и агентств являются: - содействие развитию сектора высоких технологий и инноваций как источника долговременного устойчивого роста экономики Российской Федерации, обеспечению ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технической сфере; - формирование концепции выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности как составной части государственной политики в данных областях; - координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в сфере образования, научно-технической и инновационной деятельности; - формирование благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации в части продвижения конкурентоспособных разработок научных организаций и образовательных учреждений на отечественные и зарубежные технологические рынки и рынки образовательных услуг; - координация, подготовка и проведение комплексных мероприятий по развитию системы венчурного инвестирования в Российской Федерации, в том числе венчурных ярмарок, как коммуникативных площадок компаний и инвесторов для разработки подходов и принципов развития венчурной индустрии; - формирование информационных потоков для налаживания и укрепления межрегиональных и международных связей и государственно-частного партнерства в образовательной и научно-технической сферах. На уровне федеральных органов исполнительной власти принимаются отдельные документы, направленные на обеспечение порядка проведения ярмарочно-выставочной деятельности. Так, Приказом Минпромторга России от 7 октября 2009 г. N 900 утвержден Порядок участия Минпромторга России в организации выставок, ярмарок, конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий в установленной сфере деятельности Минпромторга России на территории Российской Федерации и за рубежом. Для создания эффективной системы координации и поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Минобрнауки России, служб и агентств в соответствии с Концепцией принята следующая классификация выставочно-ярмарочных мероприятий: - по географическому составу экспонентов - всемирные, международные, с международным участием, национальные, межрегиональные, местные (региональные); - по тематическому признаку - универсальные и специализированные; - по значимости мероприятия - выставки (ярмарки) федерального, межрегионального, регионального и местного значения; - по территориальному признаку - выставки (ярмарки), проводимые внутри страны на территории других стран. Координация выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности осуществляется Координационной комиссией Минобрнауки России по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утв. Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2008 г. N 388. В целях обеспечения согласованных действий при планировании и осуществлении выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий Комиссия: - определяет направления развития и осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, проводимой Минобрнауки России, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в его ведении; - готовит предложения по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий в соответствии с распоряжениями и поручениями Правительства РФ, в том числе проводимых в рамках федеральных целевых программ в сфере образования и науки, и определяет приоритеты при формировании планов выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий Минобрнауки России, а также критерии оценки эффективности их проведения; - рассматривает проекты ежегодных планов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, подготовленные структурными подразделениями Минобрнауки России, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении; - подготавливает предложения по ресурсному обеспечению выполнения утвержденных ежегодных планов выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Министерства; - рассматривает отчеты о проведенных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, оценивает качество их проведения, проводит анализ полученных результатов при осуществлении данных мероприятий и представляет рекомендации по повышению их эффективности. Для проведения государственной поддержки экспорта и выставочно-ярмарочной деятельности в структуре Минэкономразвития России создан и действует Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела, действующий на основании Положения (утв. Приказом Минэкономразвития России от 14 февраля 2005 г. N 36), в котором предусмотрены его основные полномочия. Так, в части государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности Департамент готовит предложения по мерам государственной поддержки этой деятельности, разрабатывает предложения по формированию нормативной правовой базы, регулирующей ее, обеспечивает выполнение координационных функций Министерства при реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, осуществляет мониторинг и координацию выполнения Плана реализации основных положений Концепции и др. Особого внимания в вопросах продвижения продукции заслуживает методическая поддержка органов исполнительной власти субъекта Федерации, выраженная в программах развития предпринимательства на территории региона. Рекомендации относительно конкретных мероприятий можно встретить на уровне профильных федеральных структур. В частности, в Приказе Минпромторга России от 28 июля 2010 г. N 637 предложены Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли. В региональной программе рекомендуется предусматривать реализацию нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивать выполнение комплекса взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в программе. В числе основных направлений реализации мероприятий региональной программы рекомендуется определять: - стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, путем организации и проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера; - содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого предпринимательства.

Нормативно-правовая основа выставочно-ярмарочной деятельности

Ряд иностранных государств, таких как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют на основе базового закона, где прописаны основные правовые аспекты в данной сфере отношений <27>. -------------------------------- <27> Шарков Ф. И. Указ. соч. С. 77.

В России, как известно, не существует единого нормативного акта в рассматриваемой сфере. Различные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. В их числе Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 1484, 1519) <28>, Налоговый кодекс РФ (ст. 264) <29>, Таможенный кодекс РФ <30>, а также Федеральные законы от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <31>, от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <32>, от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах" <33>, от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <34>, от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" <35> и др. -------------------------------- <28> СЗ РФ. 2006. N 52 (Ч. 1). Ст. 5496. <29> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. <30> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066 <31> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774. <32> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. <33> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309. <34> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859. <35> СЗ РФ. 2006. N 49. Ст. 5491.

К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Россия, относятся Парижская конвенция о международных выставках 1928 г., Соглашение с государствами - участниками СНГ от 26 мая 1995 г. "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ" <36>, Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1990 г.) <37>, Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.), а также двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности. -------------------------------- <36> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств. 1995. N 2. С. 121 - 126. <37> Таможенные ведомости. 1996. N 1.

Ряд федеральных органов исполнительной власти формирует ведомственную нормативно-правовую основу проведения выставок соответствующих отраслей. Самым первым международным нормативным актом, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, была Парижская конвенция 1928 г., регулирующая проведение всемирных выставок. Конвенция рассматривает лишь принципиальные вопросы, касающиеся всемирных выставок: права и обязанности страны-организатора и стран-участниц, классификация, периодичность и продолжительность выставок. Рассмотрение же вопросов практического порядка возложено Конвенцией на Международное бюро выставок (МБВ), куда входят правительства стран, подписавших Конвенцию. МБВ выработало типовые общие правила всемирных выставок. По признанию некоторых юристов-международников, они приобрели даже большее значение, чем сама Конвенция. Конвенция разделяет всемирные выставки на общие и специальные. Выставка считается общей, когда посвящена изделиям человеческого труда нескольких отраслей промышленности. Общие выставки могут быть I категории, на которых страны-участницы обязаны строить национальные павильоны, и II категории, когда странам-участницам не разрешается строить национальные павильоны. Выставка является специальной, если посвящена одной какой-либо области прикладной науки (электричеству, оптике, химии), одной отрасли промышленности (текстильной, металлургической) или одному из основных видов потребностей человека (питанию, отоплению, транспорту). На специальных выставках национальные павильоны не строятся и участникам предоставляются помещения на условиях аренды. Правительством РФ 29 марта 2001 г. была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации <38>, предусматривающая три блока вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию. Первый блок связан с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности (определение органа государственного регулирования и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы). Второй - с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия (требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедура и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т. д.). Третий - с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачей разрешений на проведение таких выставок. -------------------------------- <38> Таможенные ведомости. 1996. N 2.

В Концепции подчеркивается: основной проблемой является выбор формы нормативно-правового регулирования. Предлагается либо разработать единый основополагающий нормативный правовой акт в данной сфере и на его основе несколько специальных актов, развивающих положение общего акта (в том числе на региональном уровне), либо создать комплекс специальных нормативных правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности. Ранее под эгидой Всемирной таможенной организации при участии Международной торговой палаты был разработан блок международных таможенных конвенций, в том числе Конвенция о карнете АТА для временного ввоза от 6 декабря 1961 г. и Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., к которым в 1996 г. присоединилась Россия. Принятие этих международных соглашений упростило процедуры временного ввоза, сделало их организованными, отвечающими современным требованиям. Суть такого упрощения состоит в том, что временный ввоз основных видов товаров, торговля которыми ведется на мировом рынке, осуществляется беспошлинно в течение одного года, если они оформлены по единому международному таможенному документу - карнету АТА. Аббревиатура "АТА" представляет собой комбинацию французских ("admission temporaire") и английских ("temporary admission") слов, что в переводе на русский язык означает "временный ввоз". Карнет АТА - международный таможенный документ, заменяющий таможенную декларацию и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. При использовании карнетов АТА нет необходимости в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять какой-либо залог, депозит, банковскую гарантию и т. п., поскольку сам карнет является такой международной гарантией. Зарубежные страны активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях с начала 1960-х гг., причем число выданных карнетов неуклонно возрастало, что свидетельствует об их большой эффективности. В настоящее время в систему АТА входят 60 стран. В России функции выдающей карнеты АТА и гарантирующей ассоциации выполняет ТПП России. Это связано со сложившейся международной практикой, согласно которой ассоциациями - гарантами функционирования системы АТА в странах - участницах таможенных конвенций выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Всемирной Федерации Палат (ВФП). Система АТА дает экспонентам следующие преимущества: - ускоренное и более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни делает специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета, отрывая одну часть и оставляя себе другую часть этого листа. Другие таможенные документы, предусмотренные в этом случае национальным законодательством соответствующей страны, не оформляются; - отсутствие необходимости при временном ввозе товаров в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять какой-либо залог, депозит, банковскую гарантию и т. п., поскольку сам карнет является такой международной гарантией; - осуществление деловых поездок по нескольким странам с многократным выездом из своей страны и возвращением в нее в течение срока действия документа (одного года). Основным международным соглашением, защищающим права добросовестных предпринимателей в области промышленной собственности, является Парижская конвенция 1883 г. Среди ее 40 участников есть и Россия. Статья 11 этой Конвенции требует от стран-участниц предоставления "временной охраны патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран", стимулируя тем самым демонстрацию новинок. То есть Конвенция устанавливает такое понятие, как "выставочный приоритет". Право выставочного приоритета заключается в том, что в случае подачи экспонентом заявки на патент в стране, где демонстрировались на выставке его изобретения, модели или образцы, за ними сохраняется приоритет в установленные Конвенцией сроки. Выставочный приоритет предусмотрен Конвенцией для изобретений и полезных моделей сроком на 12 месяцев, а для товарных знаков - на шесть месяцев. Основанием для установления выставочного приоритета служит справка выставочного комитета официальной или официально признанной международной выставки. Примером правового обеспечения деятельности ярмарок и выставок на уровне субъекта Федерации может служить Положение о московских международных ювелирных ярмарках и выставках, утв. Российской государственной пробирной палатой и ЗАО "Ювелирэкспо" 20 августа 1997 г. В нем определены порядок проведения московских международных ярмарок и выставок, требования к их участникам, порядок обеспечения сохранности экспонируемых изделий на выставках и ярмарках, а также ответственность организаторов и участников выставки или ярмарки в период ее работы. В целях избежания недобросовестной конкуренции при проведении выставок и ярмарок в рамках региональных торгово-промышленных палат разрабатываются и принимаются отдельные регулятивные документы - самообязательства. В частности, московская ТПП разработала и приняла Кодекс профессиональной этики; аналогичный документ был принят и МСВЯ. В ситуации обострения конкурентной борьбы на рынке выставочных услуг очень важно заложить нравственные основы и ввести систему "понуждающих" мер. Так, Московская выставочная гильдия решила не принимать в свои ряды новых членов, если те не подпишут Кодекс профессиональной этики.

Участники выставочно-ярмарочных мероприятий

Регулирование отношений по организации и проведению выставочно-ярмарочной деятельности предполагает наличие конкретных субъектов, являющихся ее участниками. Статус участников определяется ГОСТом Р 53103-2008, дающим в числе терминов и определений выставочно-ярмарочной деятельности понятия ее основных субъектов. Можно выделить несколько категорий субъектов. Субъекты, обеспечивающие проведение мероприятий. Организация выставки возлагается на выставочную организацию - юридическое лицо, в Уставе которого выставочно-ярмарочная деятельность определена как основной или один из основных видов деятельности. Тем самым определяется (закрепляется) специальная (целевая) правоспособность такой организации. Наряду с категорией "выставочная организация" может быть использовано понятие "организатор выставок (ярмарок)". Оно несколько шире за счет включения в его разряд индивидуального предпринимателя. В их функции входит организация и (или) руководство выставочно-ярмарочным мероприятием. Выставочные мероприятия организатор вправе проводить как на собственных, так и на арендуемых площадях, что само по себе не предполагает категоричные требования к обладанию выставочными площадями на праве собственности. Важная роль в проведении выставок (ярмарок) отведена соорганизатору выставок (ярмарок), который по статусу также может быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Соорганизатор формирует партнерство с организатором на проведение и (или) руководство мероприятием. В зависимости от статуса и количества демонстрируемой продукции выставка может обеспечивать коллективную экспозицию. В этом случае организатор получает статус организатора коллективной экспозиции - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, арендующий выставочные площади для размещения на выставке (ярмарке) коллективной экспозиции, формируемой из ряда экспонентов. Непосредственное общение с экспонентами проводит выставочный оператор (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), по договору с организатором выставки оказывающий им весь комплекс или отдельные виды услуг по их участию в выставке. Основными выставочными площадками России являются Всероссийский выставочный центр - ВВЦ (Москва) (площадь 108500 кв. м, "Экспоцентр" (Москва) (81000 кв. м), "КрокусЭкспо" (43900 кв. м), "Ленэкспо" (Санкт-Петербург) (25000 кв. м), "Нижегородская ярмарка" (Н. Новгород) (7500 кв. м), "Казанская ярмарка" (Казань) (6700 кв. м), "Пермская ярмарка" (Пермь) (5000 кв. м), "Сибэкспоцентр" (Иркутск) (4500 кв. м) и некоторые другие <39>. -------------------------------- <39> Метелева Ю. А. Указ. соч. С. 108, 109.

Кроме выставочных операторов, непосредственно занимающихся организацией и проведением выставок, существуют и другие субъекты, содействующие выставочному процессу. Центральное место, как указывалось выше, занимают торгово-промышленные палаты. Субъекты, проводящие мероприятие по продвижению продукции. Непосредственно демонстрацию товаров и (или) услуг по теме выставки (ярмарки) осуществляет экспонент, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для реализации выставочно-ярмарочного мероприятия экспонент вправе привлекать собственный или нанятый им персонал. В рамках экспонирования продукции помимо экспонентов выделяются со-экспоненты. Они равноправны, поскольку, являясь изначально экспонентами, получают статус со-экспонентов, объединив свои товары в рамках единого торгового стенда. В целях определения лица, ответственного перед организатором выставочно-ярмарочного мероприятия, определяются основные экспоненты, заключившие договор непосредственно с организатором выставок. Со-экспонент получает разрешение организатора выставок на демонстрацию своих товаров и (или) услуг на стенде основного экспонента, привлекая для этого собственный или нанятый им персонал. Иногда вместо термина "со-экспонент" применяют термин "долевой экспонент". Нередко вместо термина "экспонент" применяют термин "прямой экспонент". Обычно правовой статус экспонента определяется в совокупности двумя документами: договором на участие в выставке и общими условиями участия в выставке. Причем общие условия, как правило, являются неотъемлемой частью договора.

Правовые формы организации выставок и ярмарок

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <40> хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении определяют форму торговли. Торговля может осуществляться в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках. -------------------------------- <40> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Ярмарочно-выставочные мероприятия проводятся, как правило, в выставочных комплексах (выставочных центрах) - на специальной территории с расположенными на ней зданиями и (или) сооружениями, используемыми для проведения выставок (ярмарок). Выставочные комплексы можно подразделить в зависимости от организации работы на два вида. В первом случае комплексы функционируют независимо от организаторов выставок. Выставочные площади сдаются организаторам в аренду для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий. Под арендой выставочной недвижимости понимается сделка с ней, оформленная в виде договора или контракта, совершаемая между собственником выставочной недвижимости и организатором выставок на определенный период времени для проведения выставочно-ярмарочного мероприятия. Вторая ситуация предусматривает право собственности организаторов на выставочные комплексы. Площади комплекса могут использоваться организатором для проведения собственных выставочно-ярмарочных мероприятий и сдачи в аренду под выставки другим организаторам. Для реализации целей, сопутствующих выставочной деятельности, и оказания некоторых услуг вставочные комплексы могут предусматривать помещения или площади для проведения разного рода заседаний или собраний. Еще одним важным вопросом, требующим решения, является форма участия компании в выставочных мероприятиях. Существуют три формы участия в выставках: индивидуальное участие, участие через коллективных организаторов и участие на стенде фирмы-партнера. Индивидуальное участие в выставке со своим собственным стендом дает самые большие шансы для успешной презентации. Участие в качестве субэкспонента (второго участника на стенде дружественного предприятия) тоже может быть для начала полезно, так как дает возможность ознакомиться с выставочной практикой. При этом представляемые субэкспонентом товары тоже должны соответствовать выставочной номенклатуре. Процесс подготовки к выставке можно разбить на несколько этапов: - составляется план деятельности до выставки и на период ее проведения; - назначаются ответственные лица; - учитываются все возможные расходы, связанные с проведением выставки; - после окончания выставки делаются выводы для дальнейшего использования в будущем <41>. -------------------------------- <41> Акилова Е. В. Выставочная деятельность // Налоги (газета). 2006. N 47.

За определенный фиксированный срок (не позднее чем за месяц до начала выставки) заполняется и посылается в адрес оргкомитета заявка на участие в ней. Если общие условия одинаковы для всех экспонентов и после утверждения их руководителем выставочного мероприятия изменению не подлежат, договоры на участие заключаются в индивидуальном порядке с каждым экспонентом. Несмотря на то, что они составлены на определенной форме, их можно в случае необходимости изменять. По своей правовой природе договор на участие в выставке является смешанным, сочетающим элементы договора аренды и договора оказания услуг. Это обусловлено тем, что экспоненту на выставке предоставляется в аренду (субаренду) стенд для размещения своей экспозиции и, кроме того, предлагаются различные сопутствующие услуги. Под арендой в рамках такого договора понимается прежде всего аренда выставочной площади - выставочного стенда, а также выставочного оборудования для демонстрации экспонентом товаров и (или) услуг, презентаций. Сопутствующие услуги подразумевают под собой определенные виды и направления выставочного предпринимательства, предназначенные для решения конкретных задач, возникающих у экспонентов и (или) посетителей в период подготовки, проведения и завершения выставочно-ярмарочного мероприятия. Выделяют две категории выставочных услуг: услуги, предоставляемые экспонентам, и услуги, предоставляемые посетителям выставочно-ярмарочных мероприятий. К сопутствующим услугам, в частности, могут быть отнесены монтажно-демонтажные, транспортно-экспедиторские, маркетинговые, информационные складские, электротехнические, сантехнические, охранные, по вывозу мусора, рекламные, питания, услуги переводчика, дизайнерские и т. п. Наиболее распространенные дополнительные услуги информационного характера - аккредитация, публикация в каталогах, услуги переводчиков, изготовление вывески и фирменной рекламы. Организации-участники в большинстве случаев изготавливают свои эксклюзивные материалы для выставки в специализированных фирмах. При этом организация-экспонент может не обращаться в специализированную фирму для изготовления выставочного стенда, а заключить специальное соглашение в приложении к договору на аренду площади согласно требованиям организации - участника выставки. В соглашении конкретно оговариваются все необходимые моменты экспозиции, сроки, цена. У каждого выставочного организатора есть свой стандартный набор услуг, стоимость которого входит в состав арендной платы. Этот перечень устанавливается в общих условиях участия в выставке. Кроме того, экспонентам могут предоставляться и дополнительные услуги по заявкам, оплачиваемые отдельно. В случае отказа от участия в выставке выплачивается неустойка в размере, зависящем от сроков, оставшихся до начала выставки. Чем ближе отказ к дате открытия выставки, тем больше размер неустойки, а в некоторых случаях и при определенных обстоятельствах выплате подлежит полная сумма арендной платы за стенд. Поскольку участие в выставке во многих отношениях связано с риском, несколько десятилетий назад была разработана система страхования. Экспонент должен застраховать все риски, которые могут у него возникнуть в процессе участия в выставке, поскольку организатор выставки несет только общую имущественную ответственность за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу. В условиях участия некоторых выставок организатор оставляет за собой право по организационным или техническим причинам изменить месторасположение и размеры предоставляемой экспоненту площади, что считается существенным изменением условий договора. Для участников такое положение совершенно неприемлемо, так как они в значительной степени лишаются того, на что вправе были рассчитывать при заключении договора. Такое обстоятельство в соответствии с пунктом 1 ст. 451 ГК РФ может служить основанием для расторжения договора. Чтобы избежать возможных споров, планировка павильона с указанием местоположения заказанного участником стенда, заверенная подписью и печатью организатора выставки, должна являться неотъемлемой частью договора на участие в выставке. Особого внимания заслуживают вопросы организации международных выставок и попутного оформления отношений по их проведению. Продвижение товара на новые рынки непосредственно зависит от рекламных мероприятий и проведения ярмарок и выставок. Как правило, одним из средств продвижения товаров экспортера на рынок является представление его товаров на торговых ярмарках и выставках, проводимых на договорной территории. Поэтому в соглашении целесообразно определить условия представления товаров экспортера (производителя) - совместно сторонами соглашения или только дистрибьютором, а также способ распределения расходов по такому участию. При этом важно помнить о защите патентных прав при представлении новых изделий, а также о конвенционном приоритете в шесть месяцев, предоставляемом Парижской конвенцией 1883 г. для охраны прав изобретателей и иных патентообладателей для их защиты как в стране выставки, так и в других странах <42>. -------------------------------- <42> Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004.

В рамках организации выставок и ярмарок могут быть использованы отдельные правила, установленные статьей 15 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках..." <43> для определения порядка размещения и порядка предоставления торговых мест предпринимателям. Причем законодатель предлагает регулировать соответствующие отношения договором о предоставлении торгового места, требования к содержанию и порядку заключения которого устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации (п. 6 ст. 15 Закона). -------------------------------- <43> СЗ РФ. 2007. N 1 (Ч. 1). Ст. 34.

В качестве примера регионального нормотворчества в этой сфере можно привести Постановление Правительства Кировской области от 15 мая 2007 г. N 94/214 <44>, определяющее организацию деятельности, в том числе порядок заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных рынках Кировской области. Кроме того, Постановлением определена и форма соответствующего договора. -------------------------------- <44> См.: Вести. Киров. 21 - 22.05.2007. N 57 (1053) (извлечение).

Некоторые элементы прямого маркетинга можно обнаружить в порядке и условиях реализации некоторых видов услуг. Правда, законодатель в этих вопросах продвинулся незначительно, поскольку как пример некоторого развития можно упомянуть только Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 <45>), где отражены принципиальные аспекты продвижения туристических услуг, в частности основные условия и порядок заключения соответствующего договора. -------------------------------- <45> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3942.

Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Федерации осуществляется в соответствии с концепциями развития данного направления деятельности на территории субъекта Федерации и законами соответствующих субъектов.

Библиография

Акилова Е. В. Выставочная деятельность // Налоги (газета). 2006. N 47. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: комментарий. М.: Прогресс, 1997. Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М.: Статут, 2004. Галаган А. А. История предпринимательства российского. От купца до банкира. М., 1997. Метелева Ю. А. Маркетинговые коммуникации: правовое регулирование. М.: Статут, 2006. Платонов В. С., Стаханов В. Н. Формирование регионального рынка средств производства / Отв. ред. В. С. Золотарев. Ростов на/Д, 1993. Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2001. Руденко А. В. Ярмарки в системе форм взаимодействия субъектов товарного рынка // Российский судья. 2005. N 10. Саркисян М. Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8. Сидорова Т. Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б. И. Пугинского. М., 2002. Трунцевский Ю. В., Козлов А. А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юристъ, 2006. Фролова Н. К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39. Шарков Ф. И. Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2008. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994.

Название документа Вопрос: Организация намерена заключить договор подряда на замену деревянных окон пластиковыми. Должен ли подрядчик иметь свидетельство о допуске к выполнению таких работ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Организация намерена заключить договор подряда на замену деревянных окон пластиковыми. Должен ли подрядчик иметь свидетельство о допуске к выполнению таких работ?

Ответ: Подрядчик, осуществляющий замену деревянных окон на пластиковые, обязан иметь свидетельство о допуске к выполнению таких работ.

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. В соответствии с ч. 9 ст. 55.8 ГрК РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Согласно п. 10.1 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624), к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относятся монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений. В соответствии с п. 5.1 "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312) (далее - ВСН 58-88) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт ставится, как правило, здание (объект) в целом или его часть. При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2 ВСН 58-88). Согласно п. 3.4 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279) (далее - Положение) к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. Перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений по зданиям (Приложение 3 к Положению) не содержит работы по замене оконных блоков. Следовательно, подрядчик, осуществляющий замену деревянных окон на пластиковые, обязан иметь свидетельство о допуске к выполнению таких работ. Указанный вывод находит подтверждение в материалах судебной практики (Постановления ФАС Центрального округа от 29.02.2012 по делу N А14-6040/2011, от 21.02.2012 по делу N А14-5060/2011).

Н. Б.Тихонова Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 21.08.2012

Название документа