Алкогольный рынок в России

(Облачинский А.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 31)

Текст документа

АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК В РОССИИ

А. ОБЛАЧИНСКИЙ

Анатолий Облачинский, юрист, г. Москва.

В эпоху реформирования механизма административно-правового регулирования алкогольной отрасли особый интерес вызывают концепции и методы, применяемые в прошлом. Ведь все новое - это хорошо забытое старое. Так как же боролись с пьянством, нелегальным производством и оборотом алкоголя в прошлом?

Цикличность "водочного вопроса"

Рассмотрение исторического аспекта государственного регулирования алкогольного рынка России следует начинать с рынка водки: в XV - XIX веках этот напиток преобладал в производстве и потреблении, так как для пополнения казны власть ориентировала население на питье крепких напитков. Любое государственное регулирование прежде всего касалось производства и оборота водки, поэтому в народном и практическом понимании водка и алкоголь для России этого периода являлись тождественными понятиями.

Особое значение в истории отечественного "водочного вопроса" занимает введение государственных монополий, отличающихся особой цикличностью. Начиная с 1475 года и до начала XX века рынок развивался по одному и тому же сценарию. Промежуток времени в 30 - 50 лет отличался жесткой монополией или полной либерализацией, которые были губительны либо для казны, либо для народа. В ходе анализа истории регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России четко проглядывается следующий алгоритм:

- I этап. Власть осознает экономическую или политическую выгоду от жесткого регулирования или свободного производства и оборота алкогольной продукции;

- II этап. Через 30 - 50 лет власть приходит к выводу, что избранная система не работает.

Далее следовало реформирование отрасли, но через указанный период все снова повторялось. Кроме того, необходимо учесть, что в течение четырех веков алкоголь был источником власти узкого слоя населения, поэтому реформирование алкогольной отрасли ограничивалось экономическими интересами этих людей. Периодически власть задумывалась о здоровье и благополучии нации, вносились изменения в законодательство, но каждый раз реформы до конца не доводились, так как возникала срочная необходимость пополнения бюджета или дарования благ приближенным к власти. Цикличность реформирования и порождаемая ею нестабильность алкогольной отрасли приводили к коррупции и взяточничеству, преступности и пьянству, ставшими "специфически русскими" составляющими "водочного вопроса".

1819 - 1915 годы

Рассмотрим исторический отрезок времени с 1819 по 1915 год, в котором нашли свое отражение все типичные особенности регулирования отечественного алкогольного рынка. В этот период власть три раза вводила государственную монополию на производство и оборот алкоголя, а затем принимала противоположные решения. Причинами этих колебаний были традиционная нехватка денег в казне либо недолгая забота о здоровье населения. Послабления вводились для привлечения на сторону власти наиболее влиятельных сословий, сначала дворянства, а затем молодой буржуазии. Ужесточение политики было необходимо для экстренного пополнения бюджета путем введения откупной системы.

Что представляла собой эта отрасль промышленности в XIX веке?

Благодаря Уставу о винокурении 1765 года, принятому Екатериной II, в стране функционировала система откупа, которая заключалась в передаче монопольного права на производство и оборот алкогольной продукции частным лицам, уплачивающим государству крупные суммы денег. Эта система была отличным рычагом, обеспечивающим мгновенную и масштабную аккумуляцию денег в казне. Однако именно откуп становился причиной вседозволенности, коррупции и воровства, порождающей социальные катастрофы и бунты.

Параллельно системе откупа вводилась привилегия для дворянского сословия, позволяющая производство и оборот водки. Эта мера стала укрепляющим фундаментом государственной власти в эпоху дворцовых переворотов.

Такая политика создавала почву для экономических противоречий между дворянством и откупщиками, которые старались как можно меньше отдать денег государству, при этом сохранить существующий уровень дохода.

Дефицит бюджета после Отечественной войны 1812 года заставил правительство Александра I прибегнуть к жесткому контролю и ввести строгую государственную монополию. Эти реформы "нагнали" деньги в казну, но вызвали в России социальный перелом, воровство, коррупцию, фальсификацию продукции и недовольство дворян, лишенных привилегий.

Традиционная смена политического курса произошла со вступлением на престол Николая II, возродившего откупную систему и все присущие ей черты. Кроме того, дворянству вернули все утраченные привилегии.

"Алкогольная" реформа С. Витте

В середине XIX века отечественная история снова сделала алкоголь "заложником" политических игр. Крымская война и урбанизация заставили правительство частично ввести акцизы. Суть новой системы заключалась в том, что государство монопольно производило водку и продавало ее откупщикам, а после взимало с них налог.

После отмены крепостного права власть берет курс на развитие капитализма, а следовательно, на равноправие участников рынка. Применение "западного варианта" подразумевало использование полноценной акцизной системы. Однако современные методы в России прижиться не смогли. По истечении 10 лет стало ясно, что без государственного регулирования страдает народ. Молодой отечественный капитализм привел к резкому падению качества продукции, а следовательно, общего благополучия населения.

Выходом из тупиковой ситуации стала питейная монополия конца XIX века, представляющая большой научный интерес. Благодаря взглядам прогрессивного министра финансов С. Витте (1849 - 1915) государство смогло переломить неблагоприятную ситуацию на алкогольном рынке, обусловленную ростом пьянства, отравлений и высоким уровнем коррупции.

Важное отличие данной реформы - максимальная забота о здоровье населения: проведение акций, социальных программ и пропаганда здорового образа жизни, направленные на уменьшение потребления алкоголя населением.

Установлены наиболее опасные особенности русского пития. Это запойное употребление алкоголя, распространение стереотипов "после первой не закусывают" и т. п., неосведомленность о вреде алкоголя.

Реформы С. Витте преследовали следующие цели:

1) производство качественного алкоголя;

2) повышение культуры питья.

Для решения первой цели уполномоченным экспертным советом во главе с Д. Менделеевым была проведена экспертиза всех популярных водок и определены критерии качества водки. В основу стандартов легли научные изыскания Д. Менделеева "Рассуждения о соединении спирта с водою", в котором он обосновал и закрепил рецепт русской водки. Утверждение стандартов требовало их контроля, в связи с этим правительство приняло меры по модернизации технологии производства водки.

Весь реализуемый алкоголь должен быть приготовлен только с использованием спирта ректификованного, крепостью не ниже 40 градусов. Главным нововведением было то, что очистку спирта, а равно выделку алкогольной продукции производили на казенных или частных (арендованных) заводах по государственному заказу. Для контроля качества продукции в губерниях были созданы химические лаборатории, которые подчинялись центральной лаборатории, расположенной в Санкт-Петербурге.

Розничная продажа алкоголя на розлив была строго запрещена, алкоголь отпускался только в запечатанных сургучом бутылках. Торговля водкой велась с 7 до 22 часов, а в сельской местности она прекращалась в 18 часов. Во время общественных мероприятий продажа крепкого напитка была строго запрещена. Употреблять его можно было только в заведениях трактирного типа.

Особая роль была отведена общественному контролю. Для лиц, обнаруживших подпольные заводы и нарушения по производству и обороту алкоголя, полагалось крупное вознаграждение.

С низким уровнем культуры питья боролись масштабно. В ход шли все методы - законы, мораль, деньги, просвещение и даже доносительство. В период работы С. Витте были приняты ключевые законы о морали употребления алкогольных напитков:

- "Попечительства о народной трезвости";

- "Взыскания за нарушения положения о казенной продаже питей";

- "О карательных постановлениях о пьянстве".

Эти законы закрепили создание по всем уголкам страны комитетов попечительства о народной трезвости. Главная цель их работы заключалась в борьбе с незаконной продажей крепких напитков. В обязанности губернских комитетов входило:

- проводить мероприятия по борьбе с пьянством;

- осуществлять надзор самостоятельно и совместно с правоохранительными органами.

Кроме того, в борьбу с пьянством активно включилась церковь. Патриархия увеличила количество проповедей о вреде пьянства.

Новая фискальная политика достаточно быстро окупила все усилия и затраты за счет:

1) дохода от казенной продажи спирта и вина;

2) акцизных сборов с портера, пива и меда;

3) акциза с вина и спирта, вывозимых за пределы губернии;

4) комиссионной платы за продажу алкоголя.

Несомненно, при проведении реформы были учтены все мелочи с учетом максимальной выгоды для государства и без вреда для народа. Оценивая все положительные достижения С. Витте, стоит заметить, что эти новшества не удалось внедрить на всей территории империи, поэтому реформа так и не вступила в свою завершающую фазу.

Кроме того, положительная тенденция длилась недолго. Политический кризис в 1905 году, Русско-японская война, а затем революция заставили правителей по-новому взглянуть на "водочный вопрос". Забота о здоровье нации ушла на второй план.

От истории к настоящему

Анализ истории государственного регулирования алкогольного рынка дает возможность сделать выводы применительно к современному положению дел в России. Доходы бюджета от реализации алкоголя уже долгое время колеблются на уровне 8 - 10%. Порой складывается впечатление, что современной России уже не по силам провести планомерную, долгосрочную и последовательную реформу данной отрасли. Причиной тому стало огромное количество организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции, а также разнообразное и широкое применение спирта в областях пищевой и непищевой промышленности.

Кроме последовательной "алкогольной" политики государству необходимо разрешить еще две важные проблемы, такие как алкоголизация населения, в том числе молодого поколения, и отравления от употребления спиртосодержащей непищевой продукции.

По нашему мнению, решение этих проблем заключается в введении акцизов на пищевой и непищевой спирт, а также все группы спиртосодержащих товаров, а именно медицинскую, парфюмерно-косметическую и бытовую продукцию, а также в ужесточении действующего законодательства об административных правонарушениях и введении уголовного преследования лиц, осуществляющих незаконное производство и оборот некачественной алкогольной продукции.

Название документа