Меры обеспечения соблюдения законодательства о справедливых торговых практиках в Словакии

(Щур Д. Л.) ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СПРАВЕДЛИВЫХ ТОРГОВЫХ ПРАКТИКАХ В СЛОВАКИИ

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат Экономических наук.

В продолжение анализа словацкого опыта законодательного регулирования взаимоотношений торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров в данной статье рассказывается о методах обеспечения государством соблюдения сторонами торговых отношений, установленных законом запретов на применение недобросовестных торговых практик, приводятся размеры штрафов за конкретные нарушения в указанной сфере.

Ключевые слова: штрафы, проверка, словацкий закон, этический кодекс, саморегулирование, несправедливые условия, административный контроль, стороны торговых отношений.

Послужив фундированием необходимости принятия Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1>, словацкий Закон о несправедливых условиях торговых отношений между заказчиками и поставщиками товаров, являющихся пищей (Zakon zo 4. marca 2010 O neprimeranych podmienkach v obchodnych vzt'ahoch medzi odberatel'om a dodavatel'om tovaru, ktorym su potraviny) <2> продолжает оставаться поводом для споров и дискуссий в словацкой бизнес-среде. Нет единства в оценке его целесообразности и эффективности у самих органов государственной власти Словакии <3>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; ...; 28.11.2011. N 48. Ст. 6728. <2> Zbierka zakonov с. 140/2010. <3> История принятия указанного Закона и оценка текущего состояния подробно были рассмотрены в "Торговом праве". 2011. N 6. С. 25.

В дополнение к анализу регулятивных норм словацкого Закона о несправедливых условиях торговых отношений между заказчиками и поставщиками товаров, являющихся пищей (далее - Словацкий закон, Закон), опубликованного в предыдущем номере журнала, в рамках анализа международного опыта регулирования отношений между торговыми операторами и поставщиками представляется целесообразным рассмотреть порядок контроля за торговыми операторами и поставщиками и привлечения их к ответственности за нарушение установленных запретов в торговом обороте. Прежде всего, необходимо отметить, что в Словацком законе предусмотрено два вида контроля - на уровне саморегулирования и административный контроль.

Об Этическом кодексе

Первый вид контроля основывается на том, что Законом предусмотрена разработка Этического кодекса участников торговых отношений. В соответствии с § 5 Закона в целях предотвращения несправедливых торговых практик участники торговых отношений соглашаются с тем, чтобы принять Этический кодекс, который в соответствии с данным Законом и другими общеобязательными правовыми актами будет устанавливать четкие критерии справедливых и транспарентных торговых отношений. Из анализа словацких правовых и экономических интернет-ресурсов следует, что такой Кодекс, как и отечественный Кодекс наилучших торговых практик, все еще находится в состоянии разработки. Принятие или непринятие условий настоящего Кодекса, как следует из пункта 2 § 5 Закона, является делом добровольным. И только если участник торговых отношений согласился с содержащимися в Кодексе правилами, этот Кодекс становится для него обязательным со дня принятия. Контроль за соответствием указанному Кодексу поведения торговых операторов, принявших на себя содержащиеся в Кодексе обязательства, в торговых отношениях должен осуществляться в соответствии с принципами саморегулирования. Согласно пункту 3 § 5 Закона указанный контроль будет осуществлять лицо, уполномоченное теми, кто подписал Кодекс. Область административного контроля за соблюдением сторонами торговых отношений требований Закона более широкая и предметная. Непосредственно в данном Законе (а не в других законодательных и подзаконных актах) определен порядок организации проверок его соблюдения.

Административный контроль

В соответствии с § 6 органом, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением положений Закона, является Министерство сельского хозяйства Словацкой Республики. Для этого Министерство проводит проверки участников торговых отношений (по своей собственной инициативе, по инициативе участников торговых отношений, по инициативе профессиональной организации, уполномоченной в соответствии с уставом, правилами или актом, либо по инициативе государственного института самоуправления) в части, касающейся охраны прав и законных интересов ее членов. В случае, если такие проверки инициируются не Министерством, субъекты инициативы должны предоставить: 1) сведения, позволяющие идентифицировать заявителя; 2) сведения, позволяющие идентифицировать участника торговых отношений, в отношении которого подана жалоба; 3) содержание предмета жалобы. Если заявление не содержит указанные сведения, то Министерство запрашивает у заявителя необходимые соответствующие сведения или документы в течение установленного им времени и уведомляет заявителя о том, что до предоставления таких сведений проверка не может быть начата.

О процедуре проверки

Предметом рассмотрения в рамках проверки являются сведения, информация и документы, с помощью которых может быть определено соглашение сторон, а также применение несправедливых торговых практик между сторонами договора. Для проверки Министерство уполномочено на основании соответствующего решения согласно административному законодательству вызвать юридическое или физическое лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что им допущено нарушение норм данного Закона и получать объяснения. Штрафы за нарушение установленных Законом запретов установлены непосредственно Законом. Согласно пункту 1 § 7 Закона если в результате проверки будет установлено, что между сторонами торговых отношений не было согласовано спорное условие, то Министерство устанавливает для сторон сроки для устранения разногласий и выработки соответствующего условия. При этом на сторону, которая в результате включения в договор спорного условия, не согласованного с другой стороной, получила доход, возлагается обязанность вернуть стоимость товаров или услуг, приобретенных в результате такого поведения. Кроме того, на эту сторону налагается штраф в размерах, указанных в таблице 1.

Таблица 1

О размерах штрафов

N Условие Размер штрафа, евро п/п

Пункт 1 § 4 Словацкого закона

1 Плата поставщика за включение поставщика в 150000 евро реестр заказчика

2 Плата поставщика за классификацию товаров в 150000 евро документах, предоставляемых покупателю, и плата за использование электронного оборудования

3 Плата поставщика за использование 150000 евро дистрибьютерской сети заказчика

4 Плата поставщика за временное хранение товара 150000 евро поставщика в помещениях заказчика

5 Плата поставщика за торговую деятельность 150000 евро заказчика, направленную на продвижение товара

6 Плата поставщика за торговую деятельность 150000 евро заказчика, за товар, который поставляется и продается под торговой маркой заказчика, в особенности скидки, подарки, бонусы, рибейты и сконто

7 Плата поставщика за размещение товара в 150000 евро определенном месте в помещении заказчика

8 Плата поставщика за содействие торговле 150000 евро заказчика, закупке или инвестициям, в частности для ремонта помещений заказчика или расширения торговой сети заказчика, а также на строительство и эксплуатацию расчетных, торговых и логистических центров заказчика

9 Плата поставщика за услуги, предоставляемые 150000 евро заказчику третьими лицами для содействия в дальнейшей продаже

10 Плата поставщика за визиты агентов по снабжению 150000 евро заказчиков (байеров) к новым или перспективным поставщикам

11 Плата поставщика за дизайн внешней рекламы и 150000 евро упаковки

12 Плата поставщика за потребительские и 150000 евро маркетинговые исследования, проводимые заказчиком

13 Дополнительные компенсации "задним числом" в 150000 евро связи со снижением предполагаемых заказчиком доходов (неполученных доходов в связи с продажами)

14 Дополнительные компенсации "задним числом" за 150000 евро увеличение предполагаемых заказчиком продаж

Пункт 3 § 4 Словацкого закона

1 Оплата в денежной форме услуг, которые не были 300000 евро предоставлены

2 Осуществление за счет производителя или 300000 евро поставщика проверок помещений производителя или поставщика заказчиком или его уполномоченным физическим или юридическим лицом, в том числе необходимые тесты производительности и анализ образцов продуктов питания

3 Возврат заказчиком товара поставщику за счет 300000 евро поставщика без законных оснований

4 Неоправданный обмен товара за счет поставщика 300000 евро

5 Отсрочка выполнения финансовых обязательств на 300000 евро 30 дней после получения счета-фактуры на поставленный товар

6 Уменьшение договорной цены товара для оплаты 300000 евро финансового обязательства до срока погашения

7 Требование дополнительных неденежных средств от 300000 евро участника торговых отношений после передачи и получения товара

8 Перевод санкций, наложенных на одного участника 300000 евро торговых отношений, на другого участника торговых отношений без законных оснований

9 Перевод санкций, примененных по результатам 300000 евро рассмотрения жалоб конечных потребителей в отношении заказчика, возврат стоимости товара, которая приравнивается к розничной цене, или обмен товара, если заказчик уведомляет поставщика в письменном виде о данной жалобе, возникшей по вине поставщика

10 Немедленное прекращение действия договора о 300000 евро повторном выполнении работ без предварительного уведомления и без оснований

11 Обеспечение назначения задолженности без 300000 евро письменного обоснования для должника

12 Исключение (запрет) претензий на проценты за 300000 евро просрочку исполнения финансовых обязательств

О более высоких размерах штрафов

13 Дополнительное снижение заказчиком 300000 евро согласованной цены за счет поставщика без заключения письменного соглашения между заказчиком и поставщиком по причине и величине снижения согласованной цены

14 Продажа товаров заказчику по более высокой цене, 300000 евро чем цена, согласованная в определенное время проведения рекламной акции

15 Отказ от приема предварительно согласованного 300000 евро количества товара, поставленного и проданного под торговой маркой заказчика

16 Продажа товаров конечным потребителям по более 300000 евро низкой цене за единицу товара, чем цена, которая была заплачена за этот товар поставщику, за исключением следующих случаев: - продажа товаров в связи с ликвидацией торгового объекта, изменением осуществляемой торговой деятельности или ее прекращением; - продажа товаров, срок годности которых заканчивается через 3/4 суток; - продажа сезонных товаров; - продажа поврежденного товара

17 Финансирование поставщиком рекламных акций 300000 евро заказчика

18 Установление более короткого срока реализации 300000 евро товара, если это не противоречит закону

19 Выплата взаимной компенсации дебиторской 300000 евро задолженности в результате торговых отношений без предварительного письменного согласия поставщика

20 Договоренность о продаже товара поставщика под 300000 евро частной маркой заказчика

21 Отказ заказчика обозначить на упаковке товара, 300000 евро продаваемого под частной маркой заказчика, название и адрес поставщика, до тех пор пока последний не изъявит желание об этом

22 Перечисление денежных средств в связи с 300000 евро рекламной деятельностью заказчика, которая уже завершена и не являлась предметом договорных отношений

23 Соглашение об ином сроке передачи товара в 300000 евро собственность заказчику, чем дата получения товара заказчиком

Министерство имеет право во время проверки наложить штраф в размере до 5000 евро на сторону торговых отношений, которая не исполняет свои обязанности: 1) предоставить в условленный срок необходимые документы или информацию; 2) предоставить достоверные и действительные документы или информацию для облегчения ознакомления с ними; 3) предоставить доступ к объектам контролируемого субъекта. Если сторона, в отношении которой был установлен срок на устранение спорного условия (его изменения, исключения, согласования), не исполнила указанные обязанности, то Министерство может наложить повторный штраф. При применении штрафов Министерство принимает во внимание тяжесть преступления, его последствия и продолжительность или повторения такого поведения. Размер повторного штрафа может быть установлен в двукратном размере. Предусмотренные Законом размеры штрафов достаточно высоки по меркам законодательств государств - членов Европейского союза. Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что эти размеры могут быть увеличены двукратно, в Законе особым образом урегулирован вопрос уплаты штрафов: выплата наложенного штрафа может быть начата в период до 1 года с даты, когда Министерство было оповещено о нарушении обязательств и длится до 3 лет. Штраф уплачивается в государственный бюджет Словакии. В соответствии с § 9 Закона Министерство ежегодно, не позднее 31 января, на своем сайте публикует информацию о количестве начатых и проведенных проверок в предыдущем календарном году. Как уже отмечалось, Словацкий закон вступил в силу 01.05.2010. С учетом данного обстоятельства в него были включены переходные положения. Прежде всего участникам торговых отношений вменялось до 30.09.2010 внести изменения в заключенные до 01.05.2010 договоры с целью приведения их в соответствие Закону. Проверки, начатые до 01.05.2010, должны были быть завершены в соответствии с данным Законом, а не его "предшественником" - Законом о несправедливых условиях торговых отношений и дополнении Закона Словацкого национального совета N 30/1992 Zb. о Словацкой сельскохозяйственной и продовольственной палате (Zakon z 11. aprila 2008 o neprimeranych podmienkach v obchodnych vztahoch a o doplneni zakona Slovenskej narodnej rady c. 30/1992 Zb. o Slovenskej pol'nohospodarskej a potravinarskej komore v zneni neskorsich predpisov) <1>. -------------------------------- <1> Zbierka zakonov c. 172/2008.

Сравнительный анализ норм Словацкого закона и российского Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" свидетельствует о схожем регулировании порядка контроля за соблюдением торговыми операторами норм, запрещающих недобросовестные, несправедливые торговые практики. Однако в отличие от отечественного законодательного акта словацкий акт корректно определяет сферу целевого регулирования - отношения в сфере торговли продовольственными товарами. При этом регулирование собственно торговли как предпринимательской деятельности осуществляется автономно. За последнее десятилетие в Словакии принято целых 3 законодательных акта для решения проблем взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками. Однако их эффективность все еще невысока, равно как и крайне условна эффективность российского законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования отношений в ритейле.

Название документа