Секрет франчайзингового договора

(Панюкова В. В.) ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

СЕКРЕТ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО ДОГОВОРА

В. В. ПАНЮКОВА

Панюкова В. В., доцент кафедры организации и технологии коммерции РГТЭУ, преподаватель-консультант Школы профессионального франчайзинга, кандидат экономических наук, шеф-редактор журнала "Торговое право".

В российской бизнес-практике до настоящего времени не сложилось единого мнения, отражает ли договор коммерческой концессии отношения, связанные с продажей франшизы. В этой связи сформировалось два основных подхода к документальному оформлению франчайзинговых отношений: с применением договора коммерческой концессии и путем замены его смешанным договором. В статье проанализированы обе практики и представлена схема, отражающая основные стадии запуска магазина по франшизе.

Ключевые слова: договор, магазин, лицензия, франчайзинг, дистрибьюция, коммерческая концессия.

Залогом успеха отношений по франшизе является документальное закрепление отношений между покупателем и продавцом франшизы. В России сложилось два основных подхода к регулированию франчайзинговых отношений: 1) путем заключения договора коммерческой концессии; 2) путем заключения комплекса договоров, регулирующих отношения между субъектами франчайзинговой системы, без заключения договора коммерческой концессии. Ежегодно наблюдается рост доли франчайзинговых организаций, применяющих первый вариант при передаче франшизы, то есть заключающих договор коммерческой концессии. Анализ статистических данных показывает стабильный рост зарегистрированных Роспатентом договоров коммерческой концессии (коммерческой субконцессии). По данным Роспатента, в 2011 году было зарегистрировано 1403 договора коммерческой концессии (субконцессии), что на 24,4% больше, чем в 2009 году (940 договоров) и на 16% больше, чем в 2010 году (1169 договоров). При этом количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии в 2011 году на 170% больше, чем в 2008 году (519 договоров коммерческой концессии) <1>. -------------------------------- <1> Отчет о деятельности Роспатента за 2011 год. Http://www. rupto. ru.

Положительной тенденцией, усилившейся в 2011 году, является рост доли договоров коммерческой концессии, заключенных российскими правообладателями по сравнению с зарубежными - их соотношение достигло 80% к 20%.

Основные черты договорных отношений

Обобщая информацию об основных чертах договорных отношений при франчайзинге, можно сделать следующие выводы: - договор может быть заключен только между субъектами предпринимательской деятельности - коммерческими организациями и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей; - договор является взаимообязывающим, то есть как у правообладателя, так и у пользователя возникают права и обязанности, перечисленные в статьях 1031 и 1031 Гражданского кодекса РФ <1>; -------------------------------- <1> СЗ РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410; ...; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7041.

- договор является возмездным. В соответствии со статьей 1030 Гражданского кодекса РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором; - договор коммерческой концессии является самостоятельным видом договора, а не относится к смешанному договору, несмотря на то что предмет договора имеет комплексный характер (к нему относится комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Ряд современных авторов, подчеркивая комплексный характер договора коммерческой концессии, указывают, что договор объединяет в себе элементы пользования правами на объекты интеллектуальной собственности, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства) и т. п.

Договор коммерческой концессии или смешанный договор?..

Однако в российской практике существуют многочисленные примеры, когда франчайзеры отказываются от заключения договора коммерческой концессии при продаже франшизы и в этом случае заключаются смешанные договоры <1> и (или) несколько договоров одновременно. -------------------------------- <1> Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 ГК РФ). Наиболее частой причиной отказа правообладателя от договора коммерческой концессии является желание избежать формальностей, связанных с государственной регистрацией договора коммерческой концессии в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (пункт 2 статьи 1028 Гражданского кодекса РФ), а также нежелание правообладателя нести субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии (статья 1034 Гражданского кодекса РФ). Так, при продаже франшизы бизнес-формата в случае отказа от договора коммерческой концессии могут быть заключены следующие договоры: - лицензионный договор; - агентский договор; - договор поставки; - договор совместной деятельности; - договор возмездного оказания услуг; - лизинговый договор; - другие. Для регулирования франчайзинговых отношений указанные в таблице 1 договоры могут использоваться в различных комбинациях в зависимости от того, какие права и обязанности берут на себя субъекты франчайзинговой системы.

Таблица 1

Договоры, заключаемые при передаче франшизы от франчайзера к франчайзи

Наименование Элемент комплекса предпринимательской деятельности, договора передаваемый субъектами франчайзинговых отношений

Договор Франчайзер (правообладатель) обязуется предоставить коммерческой франчайзи (пользователю) за вознаграждение на срок или концессии без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу - хау)

Лицензионный Предоставление лицензиату <1> права использования договор результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия) (пункт 1 статьи 1236 ГК РФ). Франчайзер по лицензионному договору передает франчайзи право использования секретов производства или ноу-хау, фирменного наименования, товарных знаков и знаков обслуживания, коммерческих обозначений и др.

Агентский Франчайзи (агент) обязуется за вознаграждение договор совершать по поручению принципала (франчайзера) юридические и иные действия от своего имени, в первую очередь продажу товаров, но за счет принципала. Агентский договор применяется при обратном франчайзинге. Специфической чертой обратного франчайзинга является изменение направления финансовых потоков. В отличие от классической схемы франчайзинговых отношений франчайзи получает от франчайзера вознаграждение в виде регулярных платежей, а не наоборот

Договор Франчайзер (поставщик-продавец), осуществляющий поставки предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные сроки производимые и (или) закупаемые им товары франчайзи (покупателю) для использования в предпринимательской деятельности при работе по франшизе. Договор заключается в случае, если франчайзер берет на себя обязанность поставлять товары на предприятие франчайзи; может выступать как эксклюзивный поставщик или поставлять определенную оговоренную долю ассортимента для предприятия франчайзи

Договор Франчайзер и франчайзи обязуются соединить свои вклады совместной и совместно действовать без образования юридического деятельности лица для извлечения прибыли. (простого Долей франчайзера при таком объединении чаще всего товарищества) выступают нематериальные активы (товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение, ноу-хау и т. п.); франчайзи предоставляет финансовые ресурсы, торговый объект и прочие материальные активы

Договор Франчайзер обязуется на платной основе оказать услуги возмездного франчайзи (консультационные, информационные услуги, оказания услуг услуги по обучению, маркетинговые, финансовые, аудиторские и прочие)

Как правило, при передаче франшизы одновременно заключается комплекс договоров между субъектами франчайзинговой системы, что обусловлено тем, что в процессе сотрудничества франчайзер выступает одновременно в нескольких ролях для пользователя франшизы - лицензиар, поставщик товара, лизингодатель, консультант и т. п. Стоит отметить, что во многих странах, в том числе странах СНГ, договор коммерческой концессии рассматривается как вид лицензионного договора. Об этом свидетельствует специфическое название договора коммерческой концессии - в зарубежных правопорядках он нередко называется договором комплексной предпринимательской лицензии.

... Либо дистрибьюторский договор

Ряд российских предпринимателей, предлагая купить франшизу, заключает дистрибьюторский договор, который по своему содержанию значительно уже. Официального толкования термина "дистрибьюторский договор", так же как термина "франчайзинговый договор", в России не существует. Чаще всего в российской бизнес-практике используется следующее толкование: "дистрибьюторский договор - это договор, при котором одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории" <1>. -------------------------------- <1> Борисова А. Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права, 2005. N 3.

По нашему мнению, одним из основных отличий договора франчайзинга от дистрибьюторского договора является то, что для франчайзера и франчайзи свойственна высокая степень интеграции, потребители не видят разницы между собственно предприятиями франчайзера и предприятиями франчайзи, так как они имеют идентичное (схожее) внешнее и внутреннее оформление торговых помещений, работают по единым стандартам, франчайзер проводит обучение персонала франчайзи и контролирует качество производимых франчайзи товаров и оказываемых им услуг. При заключении дистрибьюторского договора степень интеграции между субъектами договора намного ниже. Это обусловлено тем, что основной целью дистрибьютора является только продвижение и продажа товара поставщика на определенной территории, а не исключительные права, которые ставятся "во главу угла" при заключении договора франчайзинга.

Этапы работы в рамках франчайзинговых отношений

На преддоговорной стадии заключения договора о передаче франшизы, после того как потенциальный покупатель заполнил анкету потенциального франчайзи, а затем участники будущей сделки встретились и обсудили основные условия дальнейшего сотрудничества и пришли к выводу, что будущее сотрудничество им интересно (покупатель франшизы отвечает первоначальным требованиям франчайзера, а предложение продавца интересно потенциальному франчайзи), подписывается соглашение о намерениях по открытию нового магазина торговой сети по франшизе. Дальнейшая последовательность этапов работы и, как следствие, выполняемых операций может отличаться в зависимости от того, какие обязательства берет на себя правообладатель при открытии предприятия франчайзи. Рассмотрим пример открытия специализированного магазина по франшизе бизнес-формата.

Франшиза в бизнес-формате

Под франшизой бизнес-формата понимается вид франшизы, в соответствии с которой франчайзер предоставляет франчайзи в пользование весь комплекс исключительных прав, то есть передает информацию о методах и способах организации коммерческой деятельности, а также осуществляет всестороннюю поддержку деятельности франчайзи, включающую образовательные и консультационные услуги (стратегическое и текущее планирование деятельности, логистические, маркетинговые, юридические, финансовые услуги). При продаже франшизы бизнес-формата достигается наивысшая степень интеграции франчайзера и франчайзи - субъекты франчайзинговой системы воспринимаются потребителем как единое целое. Достичь единообразия позволяет следование положениям "учебника для франчайзи", который передается правообладателем пользователю после подписания договора. "Учебник для франчайзи" представляет собой сборник методических рекомендаций, включающих описание технологии и организации коммерческой деятельности магазина. В розничной торговле в него, как правило, включаются следующие положения: 1) описание концепции магазина; 2) описание методики открытия розничного магазина (циклограмма), в которой приводятся этапы и ориентировочные сроки; 3) технико-экономическое обоснование; 4) brand-book по технологии визуализации магазина; 5) стандарты по размещению торгового оборудования и товаров на нем; 6) стандарты работы управляющего магазина и основных сотрудников; 7) форматы финансовых отчетов и рекомендации по их заполнению; 8) процедура контроля и мотивации и франчайзи и т. п. Схематически стадии открытия магазина на условиях франшизы представлены на рис. 1.

Заполнение анкеты, разработанной франчайзером, потенциальным франчайзи

\/

Личная встреча будущих партнеров франчайзинговой системы

\/

Подписание франчайзером (правообладателем) и потенциальным франчайзи (пользователем) соглашения о намерениях по открытию нового магазина торговой сети по франшизе

\/

Оценка торгового объекта потенциального франчайзи, анализ и утверждение места расположения будущего магазина франчайзи

\/

Принятие решения о заключении договора коммерческой концессии и прочих договоров

\/

Составление прогноза деятельности потенциального франчайзи (бизнес - планирование), как правило, осуществляется совместно франчайзером и франчайзи

\/

Оплата вступительного (паушального) платежа

\/

Предоставление франчайзером франчайзи "Руководства по ведению торговой деятельности по франшизе", включающего брендбук, фирменные стандарты, руководство по оперативному управлению магазином и т. п.

\/

Разработка дизайн-проекта магазина

\/

Начало работ по переоборудованию и ремонту торгового объекта франчайзи

\/

Утверждение даты аттестации и торжественного открытия магазина

\/

Формирование ассортиментной матрицы. Подписание договора поставки, в случае если франчайзер является поставщиком товаров

\/

Отбор и комплектация ассортимента товара на открытие магазина

\/

Заключение договора на поставку торгового оборудования и (или) договора лизинга торгового оборудования в случае, если франчайзер взял на себя обязательство по поставке оборудования

\/

Организация подбора франчайзи (пользователем франчайзи) персонала

\/

Проведение базового обучения франчайзи и его персонала франчайзером

\/

Организация совместной рекламной кампании франчайзером и франчайзи

\/

Изготовление и монтаж вывески, предоставление POS материалов к открытию магазина

\/

Отгрузка товара

\/

Приемка, аттестация магазина

\/

Координация работ по открытию магазина

\/

Торжественное открытие магазина

Рис. 1. Стадии открытия магазина на условиях франшизы

Обязанности субъектов договора

Наиболее часто при франчайзинге бизнес-формата у субъектов франчайзинговой системы возникают следующие обязательства: 1) у франчайзера: - предоставить в пользование франчайзи торговую марку для ведения коммерческой деятельности, заключив для этого лицензионный договор, являющийся неотъемлемой частью договора франчайзинга; - передать франчайзи техническую и коммерческую документацию; - предоставить информацию, необходимую для ведения деятельности на основании договора франчайзинга; - проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с работой по франшизе; - выдать франчайзи предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке; - постоянно совершенствовать франшизу, проводить соответствующие исследования и, если в результате такой работы возникает необходимость внесения соответствующих изменений, предоставить франчайзи эти изменения; - оказывать франчайзи техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала; - передать франчайзи все товары и услуги, которые предоставляются франчайзером другим франчайзи - членам франчайзинговой системы; - организовывать и проводить ежегодные (ежеквартальные) семинары, в которых участвуют субъекты франчайзинговой системы (при этом расходы по проезду и проживанию берет на себя франчайзи); - контролировать качество товаров и услуг, реализуемых на основании договора франчайзинга; - предоставлять франчайзи скидки, если такие скидки предоставляются всем членам франчайзинговой системы и если франчайзи выполняет требования по продаже определенного количества товара; 2) у франчайзи: - вести предпринимательскую деятельность добросовестно, в соответствии со стандартами, установленными франчайзером; - предпринимать все зависящие от франчайзи усилия, чтобы способ ведения коммерческой деятельности франчайзинговой системы не был дискредитирован и не имел негативных последствий; - позволять франчайзеру или уполномоченному им лицу инспектировать помещения, документацию франчайзи при условии, что такие инспекции происходят в обычные часы работы франчайзи, не мешают нормальному течению его хозяйственной деятельности и франчайзи о них своевременно информирован; - своевременно и в соответствии с условиями договора выплачивать франчайзеру все полагающиеся ему платежи (паушальный платеж, роялти, выплаты в фонды, созданные франчайзером); - приобретать товары или услуги, описанные в "учебнике для франчайзи", исключительно у франчайзера или лиц, предварительно одобренных франчайзером в письменной форме; - в случае возникновения проблем, связанных с ведением коммерческой деятельности, предоставлять франчайзеру информацию в необходимом объеме, чтобы он мог предоставить своевременную консультацию по решению возникших проблем; - периодически в соответствии с отдельными договоренностями с франчайзером проводить рекламные акции (любые проводимые рекламные акции, в том числе акции по стимулированию сбыта, должны быть согласованы с франчайзером; проведение рекламной акции без согласования с франчайзером считается существенным нарушением договора); - не участвовать прямо или непосредственно ни в каком ином предприятии, конкурирующем с франчайзером или франчайзинговой системой в целом; - не предоставлять третьим лицам конфиденциальную информацию, касающуюся способов ведения коммерческой деятельности, которая могла бы каким-либо образом конкурировать с деятельностью франчайзера и франчайзинговой системы в целом. На этом обязанности франчайзи не исчерпываются. В отношении иных объектов правоотношений в связи с заключением и исполнением договора коммерческой концессии у него возникает целый комплекс иных обязанностей.

Обязанности в отношении интеллектуальной собственности

Так, в отношении объектов интеллектуальной собственности франчайзера франчайзи обязан: - использовать в помещении франчайзи только объекты интеллектуальной собственности, переданные франчайзером или одобренные последним; - немедленно информировать франчайзера обо всех ставших ему известными случаях нарушения прав собственности франчайзера на объекты его интеллектуальной собственности.

Обязанности в отношении помещений

В отношении помещений франчайзи обязан: - переоборудовать помещения до открытия предприятия под формат франчайзера; - пользоваться услугами назначенных франчайзером архитектора, дизайнера и других специалистов (если франчайзер не дает своего письменного согласия на использование других специалистов) при оборудовании помещения франчайзи; - поддерживать помещения франчайзи в течение действия договора в соответствии со стандартами франчайзера, предъявляемыми к этим помещениям; - производить переоборудование помещений и вносить изменения в интерьер в соответствии с указаниями франчайзера; - обеспечить доступ уполномоченному представителю франчайзера во все помещения франчайзи для проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения стандартов франчайзера, а также контроля за объектами интеллектуальной собственности, используемыми при ведении коммерческой деятельности франчайзи.

Обязанности в отношении персонала

В отношении персонала франчайзи обязан: - следить, чтобы персонал соответствовал квалификационным критериям, установленным франчайзером для каждой категории, которые содержатся в переданных должностных инструкциях; - в случае увольнения кого-либо из подготовленного управленческого персонала его место может занять только лицо, прошедшее курсы у франчайзера; - персонал франчайзи должен быть одет в специальную униформу, отвечающую установленным требованиям.

Обязанности в отношении бухгалтерских стандартов

В отношении бухгалтерских стандартов франчайзи обязан: - вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями российского законодательства; - предоставлять франчайзеру соответствующие отчеты по установленной франчайзером форме.

Обязанности в отношении информации

У франчайзи существуют также обязанности в отношении конфиденциальной информации. Так, франчайзи обязан: - предпринять все зависящие от него действия для сохранения полученной информации таким образом, чтобы она не стала достоянием третьих лиц; - использовать переданный франчайзером учебник и стандарты только для целей деятельности его предприятия, работающего по франшизе. При этом доступ к учебнику должны иметь только должностные лица, указанные продавцом франшизы. Несмотря на тот факт, что франчайзи владеет и пользуется учебником, он не вправе им распоряжаться, так как право собственности на учебник сохраняется за франчайзером; - не снимать копий и не позволять никаким иным лицам снимать копии с учебника и переданных методических указаний. В вопросе предоставления или охраны информации есть также свои особенности. Так, информация не будет считаться конфиденциальной и франчайзи не будет иметь никаких обязательств в отношении такой информации, если она удовлетворяет одному из следующих условий: она: - уже известна франчайзи; - является или становится публично известной в результате неправильного, небрежного или ненамеренного действия франчайзера или других франчайзи, входящих во франчайзинговую систему; - легально получена от третьей стороны без ограничения и без нарушения договора; - предоставлена третьей стороне франчайзером без аналогичного ограничения прав третьей стороны; - независимо разработана франчайзи при условии, что лицо или лица, разработавшие ее, не имели доступа к конфиденциальной или являющейся секретом фирмы информации; - разрешена к выпуску письменным разрешением раскрывающей стороны; - раскрыта по требованию государственного органа либо ее раскрытия требует закон.

Срок договора

Постепенно с развитием франчайзинговых отношений в России все чаще начинают возникать проблемы, связанные с истечением срока действия договора коммерческой концессии. Поэтому в договоре должен найти отражение вопрос, касающийся продления договора и возможности изменения его условий. Бизнес-практика демонстрирует, что существует достаточно много как объективных, так и субъективных причин отказа от продления договора как правообладателем, так и пользователем. Именно поэтому в деятельности франчайзера постоянно существует риск, что франчайзи по завершении договора откажется от заключения нового договора, приняв решение работать самостоятельно или уйти к другому франчайзеру. Зарубежные франчайзеры в рамках программ по сокращению такого риска увеличивают срок действия франчайзингового договора. В связи с этим в странах с развитой системой франчайзинговых отношений срок действия договора устанавливается в среднем от 10 лет и больше. На российском рынке франшиз срок действия договора коммерческой концессии составляет 3 - 5 лет. В сфере торговли франчайзеры устанавливают срок действия договора на более короткий период, чем срок имеющегося у пользователя договора аренды помещения, в котором он будет вести свою деятельность по договору.

Кодекс этики

Совершенно обосновано требование по установлению срока договора коммерческой концессии, изложенное в Кодексе этики, разработанном Российской ассоциацией франчайзинга <1>, в соответствии с которым срок действия франчайзингового соглашения должен быть достаточно продолжительным для того, чтобы дать возможность франчайзи окупить свои первоначальные издержки, связанные с покупкой франшизы. Однако далее дается пояснение, что "при этом в ограниченном количестве самых крупных франшиз окупить первоначальные вложения может не являться первостепенной задачей и в таких случаях сторонам рекомендуется установить срок действия соглашения приемлемым для обеих сторон". -------------------------------- <1> Кодекс этики размещен на официальном сайте Российской ассоциации франчайзинга. Http://ru. rusfranch. ru.

Необходимо отметить, что в Кодексе нет пояснения о том, что понимается под "самыми крупными франшизами". Однако вариации толкования могут существенно отличаться в зависимости от признака классификации, например, от количества собственных и франчайзированных предприятий, числа предпринимателей, которые приобрели франшизу, оборота франчайзинговой системы, размера инвестиций, которые надо вложить в открытие предприятия по франшизе и т. п. По нашему мнению, последний вывод является весьма спорным, так как продажа франшизы - это коммерческая сделка, и, как следствие, стороны договора, вступая во франчайзинговые отношения, нацелены на получение прибыли. Инвестируя ресурсы, субъекты сделки нацелены на получение выручки, которая в дальнейшем позволит достичь точки безубыточности, а потом и обеспечит условия для получения прибыли. В этой связи покупатель франшизы будет заинтересован в заключении договора только в случае, если будет видеть реальные сроки и реальную возможность получения прибыли в течение действия договора <1>. -------------------------------- <1> Известны примеры, когда предприниматели заключали с франчайзером договор на год, в течение которого не достигали точки безубыточности, но принимали решение о выходе из договора, что было обусловлено тем, что таким образом предприниматель на законном основании хотел получить информацию, составляющую коммерческую тайну для дальнейшего ее использования в своей собственной деятельности, в том числе и для разработки собственной франшизы, и не был нацелен на долгосрочное сотрудничество с правообладателем.

Пролонгация договора

По истечении срока действия договора коммерческой концессии у правообладателя и пользователя возникает вопрос: продолжать или нет сотрудничество по франшизе? В соответствии со статьей 1035 Гражданского кодекса РФ пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. При заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, то пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии или только возмещения таких убытков.

Резюме

Резюмируя изложенное, обратим внимание хозяйствующих субъектов на то, что еще на преддоговорной стадии стороны должны обсудить все условия и нюансы франчайзингового партнерства, спрогнозировать различные сценарии развития такого партнерства и спроектировать условия договора как баланса интересов франчайзера и франчайзи.

Название документа Вопрос: Согласно п. 3.2 ст. 19 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более. Какие документы подтверждают наличие объектов и помещений на соответствующем праве? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: В соответствии с пунктом 3.2 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более. Какие документы подтверждают наличие объектов и помещений на соответствующем праве?

Ответ: Как пояснило Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru), в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. При этом согласно абзацу первому пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Из совокупности приведенных норм следует, что стационарные торговые объекты отвечают признакам недвижимого имущества, права на которое, их возникновение и прекращение в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса РФ подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Таким образом, согласно выводам Росалкогольрегулирования документами, подтверждающими наличие у заявителей стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, являются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их копии, заверенные органом, осуществившим государственную регистрацию прав, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо в нотариальной форме. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3594; ...; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Согласно части 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на 1 год и более, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Согласно пункту 77 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 <1>, государственная регистрация сделки в отношении недвижимого имущества удостоверяется штампом регистрационной надписи на документах, проставляемом на оригинале документа, выражающего содержание сделки. Таким образом, для подтверждения наличия стационарных торговых объектов и складских помещений в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, заявители представляют договор аренды, удостоверенный штампом регистрационной надписи на документах, или его копию, заверенную органом, осуществившим государственную регистрацию права, или лицензирующим органом при предъявлении оригинала, либо нотариально. Кроме того, согласно части 2 статьи 615 Гражданского кодекса РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. При этом какие-либо специальные положения в отношении договоров субаренды Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не предусмотрены. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 23.02.1998. N 8. Ст. 963; ...; 27.11.2006. N 48. Ст. 5038.

В этой связи, по мнению Росалкогольрегулирования, для подтверждения наличия у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений допускается предоставление в лицензирующий орган договоров субаренды, соответствующих вышеуказанным требованиям.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: У торговой организации истек срок действия лицензии. Продлевать лицензию она не будет и не сможет. Может ли поставщик, отгрузивший алкогольную продукцию, принять ее обратно (на условиях возврата)? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: У торговой организации истек срок действия лицензии. Продлевать лицензию она не будет и не сможет. Может ли поставщик, отгрузивший алкогольную продукцию, принять ее обратно (на условиях возврата)?

Ответ: Отвечая на вопрос о возможности приемки на условиях возврата алкогольной продукции от розничных торговых операторов, у которых при различных обстоятельствах истекает срок действия лицензии, Росалкогольрегулирование основывается на том, что порядок возврата алкогольной продукции организации, осуществляющей деятельность на основании лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции в случае, если срок действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной данной организации, закончился, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не предусмотрен (http://fsrar. ru).

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Учитывается ли при определении минимальной цены алкогольной продукции премия, предоставляемая при достижении покупателем определенного уровня товарооборота, с учетом того, что такая премия в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Налоговым кодексом РФ, а также условиями договора, заключаемого организацией с поставщиками, не изменяет цену поставленного товара? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Учитывается ли при определении минимальной цены алкогольной продукции премия, предоставляемая при достижении покупателем определенного уровня товарооборота, с учетом того, что такая премия в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Налоговым кодексом РФ, а также условиями договора, заключаемого организацией с поставщиками, не изменяет цену поставленного товара?

Ответ: Росалкогольрегулирование, отвечая на вопросы, связанные с определением минимальной цены на алкогольную продукцию (http://fsrar. ru), исходит из того, что минимальная цена за 0,5 литра готовой продукции для организаций, осуществляющих закупку алкогольной продукции у иной организации, установлена приказами Росалкогольрегулирования без учета премий, выплачиваемых за достижение определенного уровня товарооборота. Устанавливая в договоре отпускную цену алкогольной продукции с учетом премии за достижение покупателем товарооборота, торговым операторам следует учитывать, что после предоставления всех премий, предусмотренных договором, стоимость реализуемой алкогольной продукции должна составлять не менее стоимости, установленной Росалкогольрегулированием за 0,5 литра готовой продукции. Занижение установленной минимальной цены со ссылкой на Федеральный закон от 28.10.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1>, Налоговый кодекс РФ влечет административную ответственность в соответствии со статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; ...; 04.01.2010. N 1. Ст. 2.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Подлежит ли оформление движения пива справками к товарно-транспортным накладным? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Подлежит ли оформление движения пива справками к товарно-транспортным накладным?

Ответ: Росалкогольрегулирование, отвечая на вопросы, связанные с оформлением справки к товарно-транспортной накладной при обороте пива (http://fsrar. ru), основывается на следующем. В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза), удостоверяющих легальность их производства и оборота. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <1> положения статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ не применяются в отношении оборота пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, до 01.01.2012. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4566; ...; 23.07.2012. N 30. Ст. 4170.

Таким образом, по мнению Росалкогольрегулирования, указанное требование распространяется на оборот пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, произведенных начиная с 01.01.2012.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Организация планирует получить лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией на срок 3 года. Подлежит ли пропорциональному уменьшению размер государственной пошлины при получении лицензии? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Организация планирует получить лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией на срок 3 года. Подлежит ли пропорциональному уменьшению размер государственной пошлины при получении лицензии?

Ответ: Подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ установлен размер государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции посредством предоставления лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции в размере 500000 руб. Как пояснило Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru), уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии действующим законодательством не предусмотрено.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Организация получила новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Может ли она принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) нашей лицензии? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Организация получила новую лицензию на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции. Может ли она принять возврат алкогольной продукции от покупателя, которая была отгружена по предыдущей (уже не действующей) нашей лицензии?

Ответ: Росалкогольрегулирование, отвечая на аналогичный вопрос (http://fsrar. ru), указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, получение возврата алкогольной продукции при наличии новой лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Может ли организация, занимающаяся только оптовой торговлей алкогольной продукцией, выставлять экземпляры (образцы) продукции не на территории склада, а в выставочном зале офиса? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Может ли организация, занимающаяся только оптовой торговлей алкогольной продукцией, выставлять экземпляры (образцы) продукции не на территории склада, а в выставочном зале офиса?

Ответ: Росалкогольрегулирования, отвечая на аналогичный вопрос (http://fsrar. ru), указало, что в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организация может осуществлять лицензируемые виды деятельности только в обособленных подразделениях, указанных в лицензии. Перемещение алкогольной продукции в выставочный зал по адресу, не указанному в лицензии, будет квалифицироваться Росалкогольрегулированием нарушением указанного Федерального закона. Следует напомнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона действие лицензии на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа, на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Федерального закона и по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Может ли организация реализовывать алкогольную продукцию на автозаправочной станции после вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" до окончания срока действия лицензии, выданной до вступления в силу указанного Федерального закона? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Может ли организация реализовывать алкогольную продукцию на автозаправочной станции после вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" до окончания срока действия лицензии, выданной до вступления в силу указанного Федерального закона?

Ответ: Отвечая на аналогичный вопрос о возможности осуществления розничной продажи алкогольной продукции на объектах, на которых после вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", такая продажа запрещена, по ранее выданной лицензии, Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru) пояснило следующее. Пунктом 11 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до вступления в силу данного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия. Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях. Таким образом, по мнению Росалкогольрегулирования, по лицензиям, выданным до вступления в силу Федерального закона N 218-ФЗ, организация вправе реализовывать алкогольную продукцию на принадлежащих ей объектах, не являющихся автозаправочными станциями.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Может ли организация розничной торговли, не получая лицензию на поставки, вернуть оптовику (поставщику) алкогольную продукцию? Если оформлять возврат как обратную реализацию, не будет ли он квалифицирован как поставка? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Может ли организация розничной торговли, не получая лицензию на поставки, вернуть оптовику (поставщику) алкогольную продукцию? Если оформлять возврат как обратную реализацию, не будет ли он квалифицирован как поставка?

Ответ: Отвечая на вопросы о порядке возврата розничными торговыми операторами алкогольной продукции поставщикам по различным договорным и законным основаниям, Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru) основывает свою позицию на следующем. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. При этом согласно статье 2 Федерального закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Федерального закона. Частью 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом норма части 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за поставки алкогольной продукции без соответствующей лицензии, может применяться только в том случае, когда действия субъекта квалифицируются как поставка в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Таким образом, возврат товара, полученного по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в рамках гражданских правоотношений не может квалифицироваться как новый договор, в котором организация, которая приобрела товар для последующей розничной продажи, является поставщиком по отношению к организации, от которой она получила этот товар. Из этого следует, что возврат алкогольной продукции, полученной по договору поставки, осуществленный по основаниям, предусмотренным законом или договором, в соответствии с взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона и части 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может квалифицироваться как поставка алкогольной продукции без соответствующей лицензии и не влечет применения соответствующего административного наказания. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, вправе вернуть товар поставщику в соответствии с законом или договором без получения иной лицензии. Кроме того, согласно части 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Возврат некачественной алкогольной продукции, помимо документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона, должен сопровождаться документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 <1>, то есть актом об установленном расхождении по количеству и (или) качеству продукции, являющимся юридическим основанием для предъявления претензии поставщику или грузоотправителю (форма ТОРГ-2 - в отношении продукции отечественного производства или форма ТОРГ-3 - в отношении продукции импортного производства), товарной накладной на возврат (форма ТОРГ-12). -------------------------------- <1> Финансовая газета. 1999. N 5.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Какими документами подтверждается наличие у организации, подающей заявление о предоставлении лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией, уставного капитала в размере более 10 млн. рублей? Будет ли достаточно выписки из ЕГРЮЛ и копии платежных документов? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Какими документами подтверждается наличие у организации, подающей заявление о предоставлении лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией, уставного капитала в размере более 10 млн. рублей? Будет ли достаточно выписки из ЕГРЮЛ и копии платежных документов?

Ответ: Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru), отвечая на вопросы о способах подтверждения наличия уставного капитала, с которым связано условие о выдаче лицензии на торговлю алкогольной продукцией, указало следующее. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 10 миллионов рублей. Порядок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов определен в Административном регламенте исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном Приказом Минфина России от 10.10.2008 N 111н <1>, в котором также прописан перечень документов, необходимых для получения лицензии. -------------------------------- <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 48. 01.12.2008.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Какая юридическая сила у договоров купли-продажи, заключенных с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, объектом которой являлась алкогольная продукция, заключенных до принятия Федерального закона N 218-ФЗ, которым был установлен запрет на заключение таких договоров? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Какая юридическая сила у договоров купли-продажи, заключенных с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, объектом которой являлась алкогольная продукция, заключенных до принятия Федерального закона N 218-ФЗ, которым был установлен запрет на заключение таких договоров?

Ответ: Как поясняет Росалкогольрегулирование (http://fsrar. ru), в силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещено заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. При этом согласно пункту 2 статьи 170 Кодекса притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. Согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, при этом если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила - иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Если принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, как реализуется продукция, оставшаяся непроданной в течение срока действия лицензии? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Если принято решение об отказе в продлении срока действия лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, как реализуется продукция, оставшаяся непроданной в течение срока действия лицензии?

Ответ: Росалкогольрегулирование свою позицию относительно порядка реализации продукции в случае отказа в продлении срока действия лицензии обосновывает следующим (http://fsrar. ru). В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации. На основании пункта 5 статьи 20 Федерального закона в течение 2 месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, когда такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Должна ли розничная торговая организация направлять декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции в адрес субъекта Российской Федерации или такие декларации направляются только в Росалкогольрегулирование? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Должна ли розничная торговая организация направлять декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции в адрес субъекта Российской Федерации или такие декларации направляются только в Росалкогольрегулирование?

Ответ: Разграничивая компетенцию органов государственной власти в сфере учета розничного оборота алкогольной продукции, Росалкогольрегулирование исходит из следующего (http://fsrar. ru). В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции" прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 01.01.2012 организации розничной торговли направляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти - в Росалкогольрегулирование. Согласно статье 14 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют в электронной форме сведения, содержащиеся в декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти, который передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа Вопрос: Будет ли считаться рекламой информация об ассортименте реализуемой алкогольной продукции, размещенная торговой организацией на своем сайте в Интернете или опубликованная в корпоративном печатном журнале, раздаваемом бесплатно покупателям и контрагентам? Распространяется ли запрет на рекламу алкогольной продукции в Интернете на случай, когда сайт в Интернете зарегистрирован за рубежом и владельцем сайта является зарубежная компания? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

Вопрос: Будет ли считаться рекламой информация об ассортименте реализуемой алкогольной продукции, размещенная торговой организацией на своем сайте в Интернете или опубликованная в корпоративном печатном журнале, раздаваемом бесплатно покупателям и контрагентам? Распространяется ли запрет на рекламу алкогольной продукции в Интернете на случай, когда сайт в Интернете зарегистрирован за рубежом и владельцем сайта является зарубежная компания?

Ответ: На аналогичные вопросы по рекламе алкогольной продукции в сети Интернет и с помощью печатных средств массовой информации в связи со вступлением в силу 23.07.2012 Федерального закона от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <1> ответила Федеральная антимонопольная служба (письмо от 03.08.2012 N АК/24981 <2>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 23.07.2012. N 30. Ст. 4170. <2> СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с нормами названного Федерального закона с 23.07.2012 запрещается реклама алкогольной продукции (к которой в условиях нового правового регулирования относится и пиво) в периодических печатных изданиях и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Если запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях (как для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5 процентов объема готовой продукции, так и для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции) вступает в силу с 01.01.2013, то запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет вступил в силу 23.07.2012. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <1> данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 20.03.2006. N 12. Ст. 1232; ...; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации понятия "Интернет" ФАС России, основываясь на литературе, определяет его как всемирную систему объединенных компьютерных сетей, построенную на базе протокола 1P и маршрутизации 1Р-пакетов, посредством которой распространяется информация различных форматов и на различных языках. Русскоязычной частью всемирной сети Интернет является Рунет. Новый легальный понятийный аппарат определен в новой редакции статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>, вступающей в силу 01.11.2012. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; ...; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4600.

Согласно нормам названной статьи: - сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащихся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет; - страница сайта в сети Интернет - часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет; - доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет; - сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; - владелец сайта в сети Интернет - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; - провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет. Как поясняется ФАС России, поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира. Учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории Российской Федерации", ФАС России полагает, что для целей применения статьи 21 Федерального закона "О рекламе" под рекламой, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах. SU,.RU и. РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Установить лицо, являющееся владельцем (администратором) сайта, можно, обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено новой статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступающей в силу с 01.11.2012, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно пояснениям ФАС России установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www. cctld. ru или www. кц. рф. В зонах. NET,.ORG,.COM - через справочный сервис www. whois. net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица - владельца (администратора) сайта в сети Интернет. Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте, соответственно, он должен нести ответственность в случае выявления нарушения части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" на данном сайте. Одновременно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на то, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" его положения не распространяются на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т. п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются. Соответственно, не будет подпадать под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции, на котором в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых товаров. Кроме того, ФАС России указала, что согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона "О рекламе". Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права

Название документа