Июльская жара в законодательстве об обороте алкоголя

(Кондакова А. А.) ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа

ИЮЛЬСКАЯ ЖАРА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОБОРОТЕ АЛКОГОЛЯ

А. А. КОНДАКОВА

Кондакова А. А., референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права.

01.07.2012 - дата вступления в силу нового регулирования деятельности по продаже алкогольной продукции, спроектированного еще год назад в соответствующем законодательном акте, а также введенного в действие посредством новых законодательных актов, принятых накануне. В статье анализируются основные новеллы и разъясняется их нормативное и техническое содержание.

Ключевые слова: вино, пиво, ГОСТ Р, лицензирование, минеральная вода, товаропроизводители, алкогольная продукция, стационарный торговый объект.

В первый день июля начали работать новые механизмы регулирования оборота алкогольной продукции, сконструированные законодателем в принятом год назад Федеральном законе от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4566; ...; 23.07.2012. N 30. Ст. 4170.

Однако накануне законодательная и исполнительная власть, посмотрев на результаты своей деятельности в виде новелл в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <1>, поспешили внести соответствующие изменения в законодательные акты и принять новые подзаконные акты, создающие основу для реализации новых нормативных правовых механизмов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4553; ...; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Определение продукции, не относящейся к алкогольной

28.06.2012 Правительство РФ своим Постановлением N 656 в соответствии с подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон об обороте алкогольной продукции) утвердило Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (таб. 1).

Таблица 1

Код Код Товарной Наименование Общероссийского номенклатуры классификатора внешнеэкономической продукции деятельности (ОК 005-93) Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)

Изделия кондитерские Из 91 2000 1704 90 710 0, сахаристые, шоколад и 1704 90 750 0, шоколадные изделия 1704 90 990 0, 1806 90 110 0, 1806 90 310 0, 1806 90 390 0

Изделия кондитерские мучные Из 91 3000 1905 90 600 0, 1905 90 900 0

Напитки брожения и квасы, 91 8515 2206 00 310 0, сидры, медовые вина и напитки с из 91 7360 2206 00 390 1, содержанием этилового спирта от из 91 7390 2206 00 510 0, 0,5 до 1,2 процента 2206 00 590 1, включительно 2206 00 810 0, 2206 00 890 1

Напитки на пряно-ароматическом 91 8512 2208 90 690 1, растительном сырье с 2208 90 780 1 содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно

Продукты кисломолочные Из 92 2230 0403 90 510 - 0403 90 690 0, 0403 90 910 0 - 0403 90 990 0

Мороженое, десерты взбитые 92 2640 2105 00 замороженные фруктовые, из 92 2800 плодово-ягодные, овощные, из 91 6570 шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед

Изделия колбасные сырокопченые 92 1341 1601 00 910 0

При этом из пояснения к данному перечню следует, что при его применении следует руководствоваться как наименованием товара, указанным в графе "Наименование", так и указанным для этого наименования классификационным кодом ОК 005-93 или ТН ВЭД ТС. Таким образом, опасения любителей кваса, сидра и кефира, что любимые продукты резко подорожают и будут продаваться по особым правилам, не оправдались.

Новые понятия и определения

С 01.07.2012 вступили в силу новые определения понятийного аппарата Закона об обороте алкогольной продукции (таб. 2), введенные Федеральным законом N 218-ФЗ и уточненные за несколько дней до наступления соответствующей даты. Особенно следует обратить внимание на расширение понятия "алкогольная продукция", которой с 1 июля будет признаваться пищевая продукция, которая произведена не только с использованием этилового спирта, но и без такового.

Таблица 2

Понятие Старое Новое определение определение

Этиловый - спирт, - спирт, произведенный из пищевого спирт произведенный из или непищевого сырья, в том числе пищевого или денатурированный этиловый спирт, непищевого сырья, в этиловый спирт по фармакопейным том числе статьям, головная фракция денатурированный этилового спирта (отходы этиловый спирт, спиртового производства), спирт - головная фракция сырец, дистилляты винный, этилового спирта виноградный, плодовый, коньячный, (отходы спиртового кальвадосный, висковый производства) и спирт-сырец

Этиловый - - этиловый спирт, который спирт по произведен путем добавления фармакопейным очищенной воды в закупленный статьям ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в Государственный реестр лекарственных средств; содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды

Спиртосодержа - - пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе щая (в том числе виноматериалы, любые растворы, пищевая виноматериалы, любые эмульсии, суспензии, виноградное продукция растворы, эмульсии, сусло, иное фруктовое сусло, суспензии, дистилляты пивное сусло (за исключением (спиртосодержащее алкогольной продукции) с сырье) виноградный, содержанием этилового спирта, плодовый, коньячный, произведенного из пищевого сырья, кальвадосный, более 1,5 процента объема готовой висковый) (за продукции исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции

Алкогольная - пищевая продукция, - пищевая продукция, которая продукция которая произведена с произведена с использованием или использованием без использования этилового этилового спирта, спирта, произведенного из пищевого произведенного из сырья, и (или) спиртосодержащей пищевого сырья, и пищевой продукции, с содержанием (или) этилового спирта более 0,5 спиртосодержащей процента объема готовой продукции, пищевой продукции, с за исключением пищевой продукции в содержанием этилового соответствии с перечнем, спирта более 1,5 установленным Правительством РФ; процента объема алкогольная продукция готовой продукции; подразделяется на такие виды, как алкогольная продукция спиртные напитки (в том числе подразделяется на водка), вино, фруктовое вино, такие виды, как ликерное питьевой этиловый вино, игристое вино (шампанское), спирт, спиртные винные напитки, пиво и напитки, напитки (в том числе изготавливаемые на основе пива водка), вино (в том числе натуральное вино)

Питьевой - ректификованный - этиловый этиловый спирт спирт с содержанием этилового спирта не более 95 процентов объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой

Спиртные - алкогольная - алкогольная продукция, которая напитки продукция, которая произведена с использованием произведена с этилового спирта, произведенного использованием из пищевого сырья, и (или) спирто - этилового спирта, содержащей пищевой продукции и не произведенного из относится к винным напиткам пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину

Вино - алкогольная - алкогольная продукция с продукция, которая содержанием этилового спирта от произведена из 8,5 (за исключением вина с виноматериалов, защищенным географическим с содержанием указанием или с защищенным этилового спирта, наименованием места происхождения) произведенного из до 16,5 (за исключением столового пищевого сырья, не вина) процента объема готовой более 22 процентов продукции, произведенная в объема результате полного или неполного готовой продукции брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание - на любой стадии технологического процесса до момента розлива

Ликерное вино - - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята

Фруктовое вино - - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта

Винный напиток - - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды

Вино - - спиртосодержащая - спиртосодержащая пищевая материалы пищевая продукция, продукция с содержанием этилового которая используется спирта до 22 процентов в качестве сырья для объема готовой продукции, производства вина и произведенная в результате полного получена в результате или неполного брожения ягод спиртового брожения винограда, иных фруктов, винограда, виноградного или иного фруктового виноградного сусла сусла с добавлением или без либо плодового или добавления концентрированного ягодного сока без виноградного или иного фруктового добавления сусла, ректификованного ароматических и концентрированного виноградного вкусовых добавок, без или иного фруктового сусла, без добавления или с добавления этилового спирта, за добавлением этилового исключением винного дистиллята, спирта, ректификованного винного произведенного из дистиллята, виноградного пищевого сырья, и дистиллята или ректификованного (или) дистиллятов, с виноградного дистиллята, разлитая содержанием этилового в производственную или спирта не более 22,5 транспортную тару, предназначенная процента объема для производства алкогольной готовой продукции продукции и не подлежащая реализации населению

Пиво - - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода

Напитки, - - алкогольная продукция с изготавливае - содержанием этилового спирта, мые на основе образовавшегося в процессе пива (пивные брожения пивного сусла, не более 7 напитки) процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта

Сусло - - спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержание этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5 процента от ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из ягод винограда (виноградное сусло), из иных фруктов (фруктовое сусло), из воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), из воды и меда (медовое сусло). В сусле для производства пива и пивных напитков допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) полученными в результате переработки зерна продуктами (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода

Особую переработку претерпело определение понятия "вино". Его легальная конструкция введена в Закон об обороте алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2012 N 98-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 02.07.2012. N 27. Ст. 3589.

Приведение национальных стандартов в соответствие с новым регулированием

Нельзя не отметить, что в целях приведения базы технического регулирования в соответствие с новым нормативно-правовым регулированием производства и оборота алкогольной продукции Росалкогольрегулирование внесло соответствующие поправки в комплекс национальных стандартов, определяющих общие технические требования к алкогольной продукции: - ГОСТ Р 51159-2009 "Напитки винные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 52195-2003 "Вина ароматизированные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 52335-2005 "Продукция винодельческая. Термины и определения"; - ГОСТ Р 52558-2006 "Вина газированные и вина газированные жемчужные. Общие технические условия"; - ГОСТ Р 52404-2005 "Вина специальные и виноматериалы специальные. Общие технические условия; - ГОСТ Р 53358-2009 "Продукты пивоварения. Термины и определения". При этом некоторые национальные стандарты были отменены с 01.07.2012 совсем. В частности, Приказом Росстандарта от 07.06.2012 N 105 был отменен ГОСТ Р 53459-2009 "Пиво специальное. Общие технические условия". Запроектированная еще в первоначальной редакции Федерального закона N 218-ФЗ дефиниция пива существенно изменила правовое регулирование розничной продажи данного товара с 01.07.2012. Согласно новой редакции статьи 16 Закона об обороте алкогольной продукции розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями, а розничная продажа пива и пивных напитков - организациями и индивидуальными предпринимателями.

Новые правила оборота алкогольной продукции

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: - в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; - в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; - на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; - на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ; указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; - на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; - в нестационарных торговых объектах. В отношении розничной продажи пива указанный запрет будет введен в действие 01.01.2013; - несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; - без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 Закона об обороте алкогольной продукции, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 указанного Закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона. Наиболее значимые новеллы, затронувшие розничную продажу алкогольной продукции, заключаются в установлении требований к объектам и помещениям осуществления такой торговли. 01.07.2012 вступают в силу положения пункта 6 статьи 16 Закона об обороте алкогольной продукции, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Что касается организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в сельских поселениях, то они должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Запреты на рекламу алкоголя

Через 20 дней после вступления в силу ключевого блока новых норм по регулированию оборота алкогольной продукции законодатель решил "докрутить" регулирование в сфере оборота алкогольной продукции и принял Федеральный закон от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" с 01.01.2013 на рекламу алкогольной продукции в периодических печатных изданиях вводится полный запрет вне зависимости от места размещения рекламы (первые или последние полосы/страницы, обложки). Второй запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет введен с момента официального опубликования Федерального закона, то есть с 23.07.2012. Поскольку понятие рекламы в Интернете не отличается определенностью, с момента принятия указанного Федерального закона у торговых операторов сразу возникло большое количество вопросов, связанных с реализацией данного запрета торговыми операторами, которые размещают информацию об алкогольной продукции в составе ассортиментов и прайсов на своих корпоративных сайтах <1>. -------------------------------- <1> Прим. ред. См. также С. А. Нарышкин "Оборот алкогольной продукции с июля 2012 года: ответы федеральных органов на вопросы практики" (с. 80 настоящего номера).

Указанные запреты - не просто уточнение законодательства, это абсолютизация таковых. Если Федеральным законом N 218-ФЗ предусматривалось ограничение распространения рекламы алкогольной продукции в печатных изданиях (вводились условия, при которых такая реклама допускалась - при размещении в соответствующем месте и в соответствующих изданиях), то в соответствии с новой нормой указанная реклама недопустима в принципе. С учетом этого Федеральным законом N 119-ФЗ в Федеральный закон N 218-ФЗ были внесены соответствующие корреспондирующие поправки. Поскольку нормы, разрешающие рекламу алкогольной продукции в печатных изданиях, были исключены, а новые ограничения вводятся только с 01.01.2013, статьей 3 Федерального закона N 119-ФЗ установлено, что со дня его официального опубликования (23.07.2012) и до 31.12.2012 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции разрешается в печатных изданиях с учетом положений пунктов 1 и 2 части 2 статьи 21 Федерального закона N 38-ФЗ, то есть если это не первые и не последние полосы газет, не первые или не последние страницы и обложки журналов, а также если издания не предназначены для несовершеннолетних.

Регулирование цен

С 01.07.2012 также вступили в силу новые цены на алкогольную продукцию, утвержденные Приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 "Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (таб. 3).

Таблица 3

N Процентное содержание спирта Цена, не ниже которой п/п в готовой продукции, % осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции, руб.

1 Свыше 28 до 29 91

2 Свыше 29 до 30 94

3 Свыше 30 до 31 97

4 Свыше 31 до 32 100

5 Свыше 32 до 33 103

6 Свыше 33 до 34 106

7 Свыше 34 до 35 109

8 Свыше 35 до 36 113

9 Свыше 36 до 37 116

10 Свыше 37 до 38 119

11 Свыше 38 до 39 122

12 Свыше 39 до 40 125

13 Свыше 40 до 41 128

14 Свыше 41 до 42 131

15 Свыше 42 до 43 134

16 Свыше 43 до 44 138

17 Свыше 44 до 45 141

18 Свыше 45 до 46 144

19 Свыше 46 до 47 147

20 Свыше 47 до 48 150

21 Свыше 48 до 49 153

22 Свыше 49 до 50 156

23 Свыше 50 до 51 159

24 Свыше 51 до 52 163

25 Свыше 52 до 53 166

26 Свыше 53 до 54 169

27 Свыше 54 до 55 172

28 Свыше 55 до 56 175

29 Свыше 56 до 57 178

30 Свыше 57 до 58 181

31 Свыше 58 до 59 184

32 Свыше 59 до 60 188

33 Свыше 60 до 61 191

34 Свыше 61 194

Лицензирование

Росалкогольрегулирование в своем информационном сообщении <1> обратило внимание на то, что с 01.07.2012 изменяются основные понятия видов деятельности и видов продукции, используемые для целей Закона об обороте алкогольной продукции, в связи с чем появляется необходимость переоформления лицензий на: -------------------------------- <1> Http://fsrar. ru

1) производство, хранение и поставки произведенных вин (столовых, столовых плодовых, специальных, плодовых специальных, ароматизированных, газированных, шипучих, сидров); 2) производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (винных напитков, винных коктейлей); 3) производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (винных, виноградных, плодовых, коньячных, кальвадосных, висковых спиртов или дистиллятов). Росалкогольрегулирование также пояснило, что переоформление лицензии осуществляется в течение 1 дня путем выдачи новых лицензий с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган. Допустив коллизию между законодательством о санитарно-эпидемиологической безопасности населения и о техническом регулировании при изменении регулирования оборота алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом N 218-ФЗ, законодатель решил признать ошибку только в последние дни июня. Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1> лицензионное требование о наличии заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям как условие выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции было исключено из статьи 19 Закона об обороте алкогольной продукции. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 25.06.2012. N 26. Ст. 3446.

"Одно окно"

Еще один законодательный акт, изменяющий отдельные нормы Закона об обороте алкогольной продукции, был принят в развитие реформы оказания государственных услуг и формирования базы для предоставления таких услуг по принципу "одного окна". Речь идет о Федеральном законе от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" <1>, которым внесены изменения в ту же статью 19 Закона об обороте алкогольной продукции, определяющую порядок лицензирования деятельности по обороту алкогольной продукции. По целому набору документов, ранее подаваемых в бумажном виде, теперь предусмотрена возможность получения информации непосредственно лицензирующим органом из межведомственных ресурсов, в которых присутствует информация о соответствующих юридических фактах (уплате государственной пошлины, наличии соответствующих объектов и прав на них, отсутствии задолженности по налогам и сборам). Часть указанных дополнений вступила в силу 30.07.2012, часть вступит в силу 01.02.2013. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.

Новый сводный реестр лицензий

Для реализации вышерассмотренных положений Закона об обороте алкогольной продукции Правительство РФ своим Постановлением от 17.07.2012 N 723 "О Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> утвердило Правила ведения Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 23.07.2012. N 30. Ст. 4286.

Согласно Правилам Государственный сводный реестр лицензий является федеральной государственной информационной системой. Участниками информационного взаимодействия в рамках ведения сводного реестра лицензий являются: а) обладатели информации - Росалкогольрегулирование (оператор), органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, представляющие в Росалкогольрегулирование сведения, необходимые для создания и ведения Государственного сводного реестра лицензий; б) пользователи информации - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.

Сведения в сводном реестре лицензий

Государственный сводный реестр лицензий включает в себя сведения, полученные в том числе из документов, представленных организациями, осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для получения, переоформления, продления лицензии, а также по межведомственному запросу лицензирующего органа, в частности: а) полное и сокращенное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; б) идентификационный номер налогоплательщика организации; в) код причины постановки на учет организации; г) адрес (место нахождения) организации; д) адрес электронной почты организации; е) место нахождения (адрес) обособленного подразделения организации, осуществляющего лицензируемый вид деятельности; ж) код причины постановки на учет обособленного подразделения организации, осуществляющего лицензируемый вид деятельности; з) код субъекта Российской Федерации, в котором находится организация, определяемый Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка; и) код субъекта Российской Федерации, в котором находится обособленное подразделение организации, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, определяемый Росалкогольрегулированием; к) вид деятельности организации в соответствии со статьей 18 Закона об обороте алкогольной продукции; л) вид продукции в соответствии со статьей 2 Закона об обороте алкогольной продукции; м) номер ранее выданной лицензии; н) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; о) дату выдачи лицензии; п) дату окончания действия лицензии; р) номер лицензии, соответствующий номеру записи в Государственном сводном реестре лицензий; с) сведения о действии лицензии (приостановление, возобновление, аннулирование, переоформление, продление срока действия, прекращение срока действия); т) дату изменения сведений о лицензии, определяемую датой принятия соответствующего решения лицензирующим органом, датой вступивших в законную силу решения суда или решения Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии, датой возобновления действия лицензии, датой истечения срока действия лицензии и датой ликвидации организации; у) основание изменения сведений о лицензии.

Условия ведения сводного реестра

Принципиальным условием ведения сводного реестра является то, что содержащиеся в нем сведения не исключаются - каждое изменение подлежит отражению. При этом основаниями для внесения изменений являются: 1) решение о выдаче лицензий на осуществление видов деятельности, определенных статьей 18 Закона об обороте алкогольной продукции; 2) решение о переоформлении лицензии; 3) решение о продлении срока действия лицензии; 4) решение о приостановлении действия лицензии; 5) возобновление действия лицензии; 6) решение о досрочном прекращении действия лицензии на основании заявления организации; 7) вступившие в законную силу решение суда или решение Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии; 8) прекращение действия лицензии по истечении срока действия лицензии; 9) прекращение действия лицензии в случае ликвидации организации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 рабочего дня с даты изменения сведений о лицензии на розничную продажу алкогольной продукции представляют в Росалкогольрегулирование сведения, предусмотренные пунктами "а" - "п" и "у". Указанные сведения представляются в электронном виде по информационно-телекоммуникационным каналам связи, включая единую систему межведомственного электронного взаимодействия и региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Правила предусматривают весьма высокую оперативность внесения в Государственный сводный реестр лицензий информации - не позднее 1 рабочего дня со дня: - поступления от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующих сведений; - возникновения обстоятельств, определяющих статус лицензий - их прекращение, продление, аннулирование и т. д.; - установления Росалкогольрегулированием факта прекращения действия лицензии в случае ликвидации организации. Главное условие формирования Государственного сводного реестра лицензий - открытость и бесплатность для ознакомления юридическими и физическими лицами со сведениями, содержащимися в нем. Вниманию органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 17.07.2012 N 723 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 3-месячный срок надлежит представить в Росалкогольрегулирование сведения о ранее выданных и действующих по состоянию на 02.08.2012 (дату вступления в силу указанного Постановления) лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции для внесения их в Государственный сводный реестр лицензий.

Резюме

Таким образом, новым правовым регулированием озадачены не только торговые операторы, но и органы региональной и муниципальной власти. При этом, несмотря на почти ежемесячное дополнение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, вопросов и у одних, и у других все еще достаточно. На сегодняшний день сложно сказать, какие именно будут последствия от применения вышерассмотренных изменений и нововведений, принесут они пользу или, наоборот, поставят в тупик не только хозяйствующих в сфере торговли субъектов и товаропроизводителей, но и потребителей.

Название документа