Алкоголь под особым контролем государства

(Апарышев И.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 29)

Текст документа

АЛКОГОЛЬ ПОД ОСОБЫМ КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА

И. АПАРЫШЕВ

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса, г. Москва.

Деятельность по хранению, закупке и поставкам алкогольной продукции подлежит лицензированию. Однако, если организация хранит не собственную продукцию, это требует получения дополнительной лицензии. Подробно рассмотрим различные нюансы, связанные с торговлей и хранением алкоголя.

Правовые основы

Лицензирование и контроль за соблюдением лицензионных условий деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) согласно подп. 5.3.2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка". Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 49 ГК РФ). По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Из норм п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ следует, что деятельность по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции являются самостоятельными видами деятельности, подлежащими лицензированию.

Подлежит лицензированию!

МНС России письмом от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ разъяснила, что хранение этилового спирта и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом N 171-ФЗ должны лицензироваться. Наличие у организации лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не дает права этой организации осуществлять по указанной лицензии хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся ее собственностью.

Таким образом, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью организации, подлежит лицензированию как самостоятельный вид деятельности. Следовательно, организация, имеющая лицензию на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, не вправе хранить на собственном складе алкогольную продукцию, принадлежащую поклажедателю, по договорам хранения. Решение о выдаче лицензий на осуществление деятельности по хранению алкогольной продукции принимается Росалкогольрегулированием (в соответствии с Законом N 171-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 154).

Оборот (в том числе хранение) алкогольной продукции без соответствующей лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, п. 16 ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС СКО от 17.10.2008 N Ф08-6308/2008.

Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции дает право на хранение лишь собственной алкогольной продукции, поскольку хранение в этом случае является необходимым действием, которое лицензиат должен осуществить после закупки такой продукции до момента ее поставки, а в силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 (далее - Положение) оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещено. Данная правовая позиция подтверждается решением ВС РФ от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425.

Форма государственной легализации деятельности

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ).

Лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или не связанных с производством указанной продукции целях и розничной продажи спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ). Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий (п. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ). Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности. Под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (ст. 2 Закона N 171-ФЗ).

Таким образом, оборот без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является нарушением ст. 19, п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ.

Ответственность за данное нарушение квалифицируется по ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Предусмотрена административная ответственность

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ст. 1.5 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). При этом лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Необходимо учитывать п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, где указано, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, в случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам, установлению не подлежат.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ, является формальным. В связи с этим он не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий.

Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

Правонарушения повышенной опасности

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения. Госконтроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества данной продукции. Так как состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.17 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно требований о порядке соблюдения лицензионных условий, отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить основанием для признания указанного нарушения малозначительным. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ (Определения от 09.04.2001 N 74-О, от 24.04.2002 N 99-О), согласно которой правонарушения в сфере оборота алкогольной (спиртосодержащей) продукции обладают повышенной опасностью и понятие "малозначительность" к указанным правонарушениям неприменимо.

Согласно п. 3 Положения лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещается (Определение КС РФ от 24.02.2011 N 199-О-О, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N 09АП-4389/2009-АК).

Арбитражная практика

Организация, имеющая лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, так же как и организация, имеющая лицензию на право осуществления хранения алкогольной продукции, должна хранить данную продукцию только по адресам, указанным в лицензии, и не вправе передавать ее на хранение другим лицам. При этом наличие у организации лицензий на осуществление таких видов деятельности, как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и отдельно хранение алкогольной продукции, не дает ей право осуществлять по указанным лицензиям хранение алкогольной продукции, не являющейся ее собственностью.

ВС РФ в решении от 06.03.2008 N ГКПИ07-1425 указал, что по закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Следовательно, организация имеет право на хранение только той продукции, которая находится у нее в собственности, и только по тем адресам, которые указаны в лицензии. Факт наличия у организации соответствующей лицензии (о хранении алкогольной продукции) не дает ей права на хранение алкогольной продукции, не являющейся ее собственностью, так как другие организации также обязаны хранить продукцию по адресам, указанным в своих лицензиях.

Данная правовая позиция подтверждается решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.04.2010 по делу N А45-7027/2010, оставленному без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Москвы от 27.12.2011 по делу N А40-118002/149-769; решением Арбитражного суда Московской области от 12.07.2010 по делу N А41-21274/2010; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2010 по делу N А40-89087/10-130-500; вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области по делу от 13.10.2011 N А09-6106/2011; решением Арбитражного суда Брянской области от 20.10.2011 по делу N А09-6181/2011; решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.12.2011 по делу N А54-6513/2011.

Вид наказания

КоАП РФ предусматривает конфискацию орудия совершения административного правонарушения в качестве одного из видов административного наказания, назначаемого судьей, и определяет ее как принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. При этом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их собственнику, а также изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению (п. 4 ч. 1 ст. 3.2, ч. ч. 1 и 3 ст. 3.7 КоАП РФ).

Таким образом, в административном законодательстве (в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства) конфискация орудия совершения административного правонарушения как вид наказания не применяется лишь в случае, если соответствующее имущество находилось во владении правонарушителя незаконно. Во всех остальных случаях предполагается, что орудие совершения административного правонарушения может быть конфисковано независимо от того, принадлежит оно правонарушителю на праве собственности или нет. Данный вывод сделан КС РФ в Постановлении от 25.04.2011 N 6-П.

Также КС РФ в Определении от 21.06.2011 N 866-О-О указал, что ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом такое изъятие не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает возможность лишения лица имущества, только если последний владеет им незаконно. Данное законоположение не связывает возможность изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения с фактом привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.

Переработка или уничтожение

Изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий (п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ).

Частью 3 ст. 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в Постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Данное правило должно применяться также при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). При этом изъятые из оборота вещи подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не соответствующие госстандартам и техническим условиям, а также алкогольная продукция из непищевого сырья или имеющая денатурирующие добавки, подлежат переработке на договорных условиях в этиловый спирт для технических нужд либо спиртосодержащую непищевую продукцию (п. 4 ст. 25 Закона N 171-ФЗ). При невозможности осуществить такую переработку конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.

Название документа