Арбитражная практика о розничной продаже табачных изделий: "табачная 100-метровка"

(Шевчук Д. А.)

("Вестник арбитражной практики", 2012, N 3)

Текст документа

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА О РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

"ТАБАЧНАЯ 100-МЕТРОВКА"

Д. А. ШЕВЧУК

Шевчук Денис Александрович

Заместитель генерального директора "Кредитный брокер deniskredit. ru". Член Союза юристов Москвы, Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы, "Гражданский контроль", "Союз борьбы за народную трезвость", проекта "Общее Дело", стипендиат Правительства РФ, модератор раздела "Юридическая борьба" на форуме СБИТ. Имеет опыт преподавания различных дисциплин в ведущих вузах Москвы (экономические, юридические, технические, гуманитарные); имеет опыт работы в банках, коммерческих и государственных структурах на руководящих должностях. Специализируется в области кредитного, финансового и юридического консалтинга.

Окончил Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), МГУ им. М. В. Ломоносова, Французский университетский колледж (Право). Сдал экзамены кандидатского минимума (финансы, денежное обращение и кредит).

Имеет более 50 публикаций (статьи и книги).

Во многих регионах России очень распространено такое административное правонарушение, как розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций. Автор считает необходимым исходить из буквального толкования используемого в законе термина "расстояние", т. е. как пространства между территорией границы образовательной организации и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). Мнение автора совпадает с позицией контролирующих органов и арбитражных судов.

Ключевые слова: об ограничении курения табака; табачная 100-метровка; прокуратура; Роспотребнадзор; УВД; доступность табака детям.

Arbitration courts case law on retail of tobacco products (so-called "Tobacco 100 meters")

D. A. Shevchuk

The administrative offense of retailing tobacco products at distance less than 100 meters from borders of territories of educational organizations is very widespread in many regions of Russia. The author considers it necessary to start with literal interpretation of the term "distance" used in the law, that is, as the space between the territory of the border of the educational organization and an outlet on the shortest way (in a straight line). The opinion of the author coincides with a position of supervisory authorities and arbitration courts.

Key words: restriction of tobacco smoking; tobacco stometrovka ("Tobacco 100 meters"); Prosecutor's Office; Russian Agency for Health and Consumer Rights; Department of Internal Affairs; availability of tobacco to children.

Во многих регионах Российской Федерации распространено нарушение: розничная продажа табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций - речь идет именно о "табачной 100-метровке".

Есть нюансы при определении расстояний (они отличаются от антиалкогольных нарушений).

Большинство продавцов, не говоря уже о населении, не в курсе существования данных ограничений.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (далее - Закон об ограничении курения табака) запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее 100 метров от границ территорий образовательных организаций.

За совершение такого правонарушения органы Роспотребнадзора вправе привлечь организацию-правонарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. Для граждан размер штрафа составляет 1500 - 2000 руб., для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб. (ст. 14.2, ч. 1 ст. 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1]). Штраф также может сопровождаться конфискацией предметов правонарушения.

Закон об ограничении курения табака, устанавливая запрет на розничную продажу табачных изделий, в том числе на расстоянии 100 метров от границ территорий образовательных организаций, не закрепляет порядок определения данного расстояния.

В таком случае необходимо исходить из буквального толкования используемого в Законе термина "расстояние", т. е. как пространства между территорией границы образовательной организации и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии).

Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от любой точки границы территории образовательных организаций.

Недопустимо проводить измерения расстояния от границ территорий образовательных организаций до торговых объектов, осуществляющих розничную продажу табачных изделий, с учетом искусственных и естественных преград, так как это противоречит п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения табака. Измерения следует производить по кратчайшему пути (по прямой линии), при этом рекомендуется использовать кадастровый план.

Разъяснения Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по вопросу измерения расстояния можно найти на портале akzakon. ru.

Создание карты по нарушениям в городе.

Описание, как создать и сохранить карту, - yandex. ru/maps.

Чтобы измерить расстояние, используйте линейку.

Карты упрощают процесс контроля торговых объектов и взаимодействия в случае работы с группой.

Пример - maps. yandex. ru.

Публичная кадастровая карта - maps. rosreestr. ru.

Главное условие: у учреждения должна быть лицензия на право осуществления образовательной деятельности, оно должно занимать какую-либо территорию (помещение).

К образовательным учреждениям относится большее число учреждений, чем может показаться, - это не только школы и детские сады. Согласно ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) "...образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников".

Тем самым, согласно ст. 12 Закона об образовании, к образовательным относятся учреждения следующих типов.

1. Дошкольные:

детский сад;

детский сад с приоритетным осуществлением какого-либо направления развития воспитанников;

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции отклонений воспитанников;

детский сад с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида;

центр развития ребенка.

2. Общеобразовательные:

начальная общеобразовательная школа;

основная общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа;

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;

гимназия;

лицей.

3. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования:

профессиональное училище;

профессиональный лицей;

учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечерняя форма и подобные;

техникум (училище);

колледж;

университет;

академия;

институт.

4. Учреждения дополнительного образования взрослых:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);

институты повышения квалификации;

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости;

учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих;

межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

5. Специальные - для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

детский дом для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный;

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

7. Учреждения дополнительного образования детей:

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, эстетического воспитания детей, детско-юношеский центр, детский центр, детский экологический центр, детский морской центр, детский оздоровительно-образовательный центр;

дворцы детского творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества детей, детской культуры;

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества детей, детской культуры;

станции юных натуралистов, детского технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, детская экологическая станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы;

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

8. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс:

специальная общеобразовательная школа;

специальное профессиональное училище;

специальная общеобразовательная школа и специальное профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния.

Куда можно обратиться по факту нарушений: прокуратура, Роспотребнадзор, УВД. Это можно сделать через интернет-приемные. Можно также проинформировать администрацию об особо злостных нарушителях, особенно если они арендуют помещения у местной власти и можно досрочно расторгнуть договоры аренды по факту нарушения действующего законодательства.

Получили ответ - проверьте, были ли устранены нарушения.

Если не пришел ответ, а с момента регистрации обращения прошло более 30 дней (+ доставка почтой), - позвоните в орган, через сайт которого было отправлено обращение.

В обращении необходимо указать:

вид торгового объекта: магазин, киоск и др.;

владелец: организация "***" или ИП ***;

адрес, где происходит нарушение: город, улица, дом; ближайшие дома, ближайшая остановка транспорта, если это киоск; какой-либо дополнительный ориентир, при необходимости;

если есть: ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), ОГРН (основной государственный регистрационный номер - ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Пример: магазин ЗАО "Гражданский контроль", расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Владимира Жданова, д. 3.

Если информация об объекте не представлена (например, отсутствует вывеска):

купить любой товар и попросить чек, информация может быть также на ценниках, в книге жалоб и предложений, доске с документацией (потребительский уголок);

обратиться в местную администрацию (контактные данные можно найти на официальном сайте) с просьбой предоставить информацию об интересующем вас объекте.

Подробные инструкции по обращениям граждане могут изучить на портале www. akzakon. ru.

По результатам проверки было установлено, что общество с ограниченной ответственностью осуществляет розничную продажу табачных изделий в торговой точке (супермаркете). С учетом данных о месте розничной продажи табачных изделий (кассовые зоны, расположенные на расстоянии пяти метров от основного входа в супермаркет), расстояние от границ территории муниципального образовательного учреждения до места реализации указанного товара фактически составляло 60 метров. Указанное обстоятельство является нарушением п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения табака. Территориальный орган Роспотребнадзора вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа. Полагая, что постановление не соответствует закону, нарушает его права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта Роспотребнадзора незаконным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.

Общество обосновало свою позицию тем, что суд неправомерно использовал вместо понятия "расстояние", предусмотренного в п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курении табака, понятие "зона", указанное в письме Роспотребнадзора от 3 июня 2005 г. N 0100/4244-05-32, поскольку Роспотребнадзор не является законодательным органом. Методика измерения расстояния от места торговли до территории образовательного учреждения законодательно не закреплена, в связи с чем общество посчитало недопустимым измерение данного расстояния способом по прямой, без учета искусственных и естественных преград.

В последующем суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего. Торговая точка магазина находится в радиусе менее 100 метров от границ территории образовательного учреждения, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что реализация табачных изделий в данной торговой точке осуществляется в нарушение требований п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения табака. Арбитражные суды указали, что необходимо исходить из буквального толкования используемого в Законе термина "расстояние", т. е. как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от любой точки границы территории образовательных учреждений.

Из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации города следует, что в соответствии с топографической съемкой М 1:1000 расстояние от границы территории школы до места ближайшего входа в здание магазина составляет 32 метра, доказательств того, что данный выход не используется, в материалы дела заявителем не представлено.

Расстояние от границы территории образовательного учреждения до основного входа в супермаркет по прямой линии согласно топографической съемке также менее 100 метров (а именно - 55 метров).

При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения.

Для признания в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ, необходимо установить факт реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории образовательного учреждения.

В большинстве споров суды встают на сторону органов Роспотребнадзора и признают административные штрафы правомерными.

Арбитражная практика по спорам о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности владельцев торговых точек, нарушающих положения п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения табака, складывается не в их пользу. Основным доводом заявителей по таким спорам, как правило, является именно неправильный расчет расстояния от образовательного учреждения до торговой точки. Это объясняется пробелом в законодательстве, которым метод такого расчета, действительно, не установлен.

Территориальный отдел Роспотребнадзора провел внеплановую выездную проверку предпринимателя при осуществлении им торговой деятельности в магазине. В присутствии предпринимателя был составлен акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения. В акте указано, что предприниматель осуществил розничную продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границы образовательной организации.

При этом в акте отражено, что, согласно выкопировке с топографического плана города, представленной отделом геодезии и геоинформационных систем администрации, здание магазина находится на расстоянии 60,9 метра от границы муниципального образовательного учреждения. Выявленные в ходе проверки обстоятельства, как указано в акте, свидетельствуют о нарушении предпринимателем п. 5 ст. 3 Закона об ограничении курения табака.

Предприниматель с названным актом проверки был ознакомлен и копию акта получил, о чем расписался в акте проверки. На основании акта был составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Не согласившись с этим постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать это постановление незаконным и отменить его.

Предприниматель полагал, что Законом об ограничении курения табака, иными нормативными правовыми актами не утверждена методика определения стометровой зоны для целей применения п. 5 ст. 3 названного Закона, отсутствуют правила об исходных точках измерения соответствующего расстояния.

Как указывал заявитель, расстояние от выхода из образовательного учреждения до торгового центра необходимо измерять по кратчайшему пути, разрешенному Правилами дорожного движения (а не по кратчайшему пути, как предусмотрено законодательством), так как между торговым центром и образовательным учреждением расположена проезжая часть улицы.

Однако арбитражный суд не принял данный довод заявителя, указав, что в данном случае расстояние 60,9 метра от границы территории образовательного учреждения до главного входа в здание спорного магазина не имеет ни географических, ни иного рода преград для прохода пешеходов.

Наличие между образовательным учреждением и торговой точкой препятствия в виде проезжей части улицы не подлежит принятию во внимание как по изложенным выше основаниям, так и в силу того, что данное препятствие не является непреодолимым для пешеходов, в том числе для учащихся образовательного учреждения, на ограничение курения табака которыми направлены требования Закона об ограничении курения табака.

Несмотря на то что, действительно, переход проезжей части в непосредственной близости от торговой точки вне пешеходного перехода запрещен Правилами дорожного движения Российской Федерации, переход через проезжую часть в данном месте возможен.

По мнению заявителя, все спорные вопросы при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует толковать в пользу предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих реализацию табачных изделий (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу, что административный орган обоснованно счел нарушенным предпринимателем запрет на реализацию табачных изделий на расстоянии 100 метров от границы территории образовательных учреждений. В удовлетворении заявленных предпринимателем требований было отказано.

Приведенные примеры говорят о том, что суды не удовлетворяют заявления предпринимателей о неправомерном привлечении их к административной ответственности и наложении штрафа. Учитывая неблагоприятно складывающуюся судебную практику, при реализации табачных изделий через розничную торговлю компаниям и предпринимателям следует внимательно отнестись к выбору места расположения такой торговой точки.

При расчете расстояния от образовательного учреждения до предполагаемого места торговли следует все же руководствоваться судебной практикой, т. е. рассчитывать пространство между территорией границы образовательной организации и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). При этом на помощь могут прийти такие ресурсы, как yandex. ru/maps, где можно создать и сохранить карту. Существует также публичная кадастровая карта - maps. rosreestr. ru, где по кадастровому номеру или же по кадастровому округу (району, кварталу) можно найти земельный участок и при помощи линейки измерить необходимое расстояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа