Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции
(Погосян Т. Ю.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 3)
Текст документа
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯ
ОТ КОНТРАФАКТНОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ
Т. Ю. ПОГОСЯН
Погосян Татьяна Юрьевна - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Рассмотрены категории "контрафактный товар", "фальсифицированный товар", "некачественный товар". Вносится предложение о применении единого понятия "контрафактная продукция" для состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 146 и 180 УК РФ, а также об изменении редакции ст. ст. 180 и 238 УК РФ.
Ключевые слова: контрафактный товар, фальсифицированный товар, уголовная ответственность, контрафактная продукция.
Criminal-legal aspects of consumer protection against counterfeit and adulterated products
T. Yu. Pogosyan
The author considers the categories "counterfeit goods", "low-quality goods". Proposals of a unified concept "counterfeit goods" for the composition of offenses under art. 146 and 180 of the Criminal Code of the RF and also about the change in wording of art. 180 and 238 of the Criminal Code are made.
Key words: counterfeit goods, criminal liability, counterfeit products.
Борьба с контрафактной продукцией в целом и защита интеллектуальной собственности от противоправного посягательства в частности становятся на современном этапе развития государства важными составляющими экономической безопасности. Несмотря на пристальное внимание к данной проблеме органов государственной власти РФ, представителей бизнеса, средств массовой информации и самих потребителей, ситуация с контрафактной продукцией на российском рынке не улучшается. Основными причинами выступают несовершенство законодательной и нормативно-технической базы, "размытый" механизм государственного регулирования потребительского рынка, несовершенство правоприменительной системы в части выявления и изъятия контрафакта, безнаказанность должностных лиц, в том числе непосредственно отвечающих за функционирование товарного рынка и допускающих наличие на нем значительного количества контрафактной продукции, коррупция, привлекательность контрафактной продукции для значительного числа потребителей из-за более низкой стоимости.
Распространением контрафактной продукции наносится ущерб экономике страны в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды; ущерб престижу страны; разрушается инвестиционный климат; причиняется ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки, а также ущерб здоровью потребителей контрафактной продукции.
Как же приостановить поток контрафакта? Что такое контрафакт? Какие меры предпринять, чтобы эффективно бороться с данным негативным явлением?
Контрафакция (позднелат. contrafactio, фр. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке фирменных товарных знаков с целью получения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей, в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение "дела" под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров.
Законодательно понятие контрафактной продукции впервые было дано в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров": "Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными". Вместе с тем в настоящее время в средствах массовой информации и в обыденном сознании населения термин "контрафактный" употребляется наравне с понятиями "фальсифицированный", "поддельный", "некачественный" и ассоциируется с чем-то дефектным, не отвечающим надлежащим потребительским свойствам.
Такого рода двойственное определение "размывает" истинную сущность контрафактности товара и вызывает сложности у правоприменителя, тем более что опасность названной продукции для государства, общества и конкретного потребителя различна, а следовательно, правовые последствия при ее обороте не могут быть тождественны.
Смысл слов "контрафактный", "фальсифицированный" и "некачественный" абсолютно разный, но нельзя не отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно будет и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не быть контрафактной.
Контрафактным признается как ненадлежащего качества, так и высококлассный с точки зрения качества продукт, отвечающий всем потребительским свойствам и требованиям, обычно предъявляемым к соответствующему виду продуктов, но изготовленный либо использованный с нарушением исключительных прав правообладателей. Контрафакт представляет собой новый продукт, созданный на базе существующего, в его основе - нарушение интеллектуальных прав, в частности использование чужого логотипа или похожего настолько, что их легко перепутать; подделка внешнего вида товара, дизайнерских решений; незаконное использование мультимедиапродукции, книг и компьютерных программ, запатентованных технических решений.
Фальсифицированным (поддельным) товар называется при выдаче за настоящий, но по качественным показателям таковым не являющийся (разбавленный бензин, лекарственное средство, не соответствующее химическим свойствам, заявленным в аннотации к данному препарату, и т. д.). Это также разновидность недобросовестной конкуренции, но уже в виде введения потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара.
Некачественный товар - товар, утративший потребительские качества в силу истечения сроков годности, несоблюдения условий хранения или транспортировки, товар, который совсем либо без соответствующей переработки не может быть использован по назначению.
Представляется, что понятие "контрафактная продукция" должно быть единым и для состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав), и для состава преступления, закрепленного ст. 180 УК РФ (незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, а равно незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара).
Объединяющим для составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 146 и 180 УК РФ, является факт незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности хозяйствующим субъектом. Существенная разница состоит в том, что первый состав направлен на защиту личных неимущественных прав, не связанных с имущественными отношениями, а второй - личных неимущественных прав, связанных с имущественными отношениями. Кроме того, потребитель обычно сознательно идет на приобретение контрафактной продукции либо из-за ее относительной дешевизны, либо из-за отсутствия в легальной продаже "нормальной" продукции.
Между тем в обоих составах преступлений следует ужесточить ответственность за незаконный оборот контрафактной продукции, если он повлек крупный ущерб либо причинил вред жизни или здоровью потерпевшего. Целесообразно было бы закрепить уголовно-правовую ответственность потребителей контрафактной продукции. Когда лицо покупает тот или иной товар (видеокассету, компьютерную программу или свитер) за цену, в разы ниже, чем она должна была бы стоить по своим потребительским качествам, он осознает, что приобретает контрафактную продукцию. Почему же, устанавливая ответственность за приобретение имущества, добытого заведомо преступным путем, в ст. 175 УК РФ, мы забываем, что в данном случае происходит то же самое, но только с интеллектуальной собственностью, хотя, как давно известно, нет собственности более принадлежащей человеку, чем та, которая составляет результат его умственного труда.
Для борьбы с оборотом контрафактной продукции нужно кардинально изменить ст. 180 УК РФ. Представляется более разумным и эффективным предусмотреть в данной статье ответственность за производство, продажу, обмен или иное введение в оборот контрафактной продукции. Эти действия напрямую затрагивают проблему защиты интеллектуальной собственности и связаны с нарушением авторских и смежных прав. Современная редакция диспозиции ст. 180 УК РФ включает, к сожалению, лишь частные случаи уголовной ответственности за оборот контрафактной продукции.
Назначение уголовного наказания за производство и оборот фальсифицированной либо недоброкачественной продукции (не являющейся контрафактной) в настоящее время вообще невозможно, так как УК РФ не устанавливает ответственность за данное деяние. Единственная статья, которая могла быть применена в данной ситуации (ст. 200 "Обман потребителей"), утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Между тем оборот фальсифицированной и недоброкачественной продукции вырос сегодня до масштабов, ставящих под угрозу экономическую безопасность государства, здоровье нации, жизнь потребителей. Вряд ли правильно квалифицировать по ст. 159 УК РФ (как мошенничество) действия виновного, разбавляющего молоко сырой водопроводной водой, реализующего суррогатные товары, пищевые продукты, материалы и изделия как пищевые продукты, иные материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства, информация о которых заведомо неполная или недостоверная.
Обман потребителя представлял собой специфический симбиоз преступления против собственности, против жизни и здоровья населения и преступления против нормального развития торговых отношений. Однозначно выделить какое-либо из этих преступлений в качестве превалирующего и тогда, и в настоящее время весьма затруднительно. Однако можно констатировать, что ущерб такими действиями причиняется интересам потребителей по поводу реализации потребностей в сфере торговли. Представляется, что все деяния, направленные на причинение вреда данным интересам и в целом надлежащему функционированию торговой деятельности, должны быть объединены в одну большую подгруппу экономических преступлений, что позволило бы более эффективно защищать потребителей, реализующих свои интересы в сфере торговли, обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность товарного рынка, а также надлежащее развитие торговой деятельности.
Итак, необходимо переосмыслить возможности уголовного законодательства в сфере борьбы с оборотом контрафактной, фальсифицированной и недоброкачественной продукции в России. Сейчас в законодательстве предусмотрены механизмы защиты прав в указанной сфере, в том числе уголовная ответственность за мошенничество (ст. 159 УК РФ), производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконное использование чужого товарного знака (ст. 180 УК РФ), производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Однако данные общие нормы не позволяют эффективно бороться с оборотом в России контрафактной и фальсифицированной продукции производителям, потребителям и правообладателям.
Требуется вернуть уголовную ответственность за обман потребителей, включить в Уголовный кодекс РФ самостоятельную статью, предусматривающую ответственность за закупку за рубежом, поставку, ввоз на территорию РФ или вывоз с территории РФ контрафактных и (или) фальсифицированных товаров, в том числе лекарственных средств и биологически активных добавок. Изменение редакции ст. ст. 180 или 238 УК РФ путем включения в них ответственности за названные действия представляется нелогичным в юридико-техническом отношении. Статья 238 УК РФ закрепляет ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, тогда как спецификой поддельных товаров может быть их общественная опасность при отсутствии опасности для здоровья или жизни людей. Прежде всего подразумеваются продукты питания, не отвечающие заявленным потребительским качествам по составу ингредиентов, пищевой ценности, калорийности; лекарственные средства и биологически активные добавки, которые по фармакологическим и иным свойствам хотя и не принесут вреда здоровью, но и не вылечат.
В ст. 238 УК РФ необходимо предусмотреть ответственность за производство, хранение либо сбыт контрафактных и (или) фальсифицированных лекарственных средств или биологически активных добавок вне зависимости от того, отвечают они требованиям безопасности или нет. Известно, что такие средства и добавки представляют опасность для жизни и здоровья человека не только потому, что содержат опасные вещества, но и потому, что в нужный момент оказываются неспособными помочь человеку, зачастую смертельно больному.
В целом следует отметить, что удовлетворение потребности населения в безопасных и качественных товарах - одна из актуальных социально-экономических задач, имеющая объективный и всеобщий характер, ибо некачественная продукция не только наносит ущерб национальной экономике, но и делает невозможным само существование государства в условиях мировой конкуренции. В экономической литературе справедливо отмечается, что основные битвы за лидерство в мире происходят сейчас не на полях сражений, а на мировом рынке, главное оружие в них - высокий технический уровень, качество товаров и услуг, определяющие их конкурентоспособность.
Название документа
Вопрос: Организации необходимо для целей продажи произвести оценку стоимости нежилого здания в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Было предложено два проекта договора: договор на оказание услуг по оценке рыночной стоимости нежилого здания, по результатам которого выдается отчет об оценке рыночной стоимости, и договор на оказание консультационных услуг по анализу цен продажи аналогичных зданий за месяц, по результатам которого выдается информационная справка. Какой из договоров выбрать организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Организации необходимо для целей продажи произвести оценку стоимости нежилого здания в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Было предложено два проекта договора: договор на оказание услуг по оценке рыночной стоимости нежилого здания, по результатам которого выдается отчет об оценке рыночной стоимости, и договор на оказание консультационных услуг по анализу цен продажи аналогичных зданий за месяц, по результатам которого выдается информационная справка. Какой из договоров выбрать организации?
Ответ: Законодательству об оценочной деятельности соответствует договор на оказание услуг по оценке рыночной стоимости нежилого здания, по результатам которого выдается отчет об оценке рыночной стоимости.
Обоснование: Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом N 135-ФЗ, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Основанием для проведения оценки является соответствующий договор, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 135-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ, договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме. Он должен содержать:
- описание объекта (объектов) оценки, позволяющее провести его (их) идентификацию;
- вид стоимости имущества (способ оценки);
- размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
- сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ;
- наименование саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, и место ее нахождения;
- указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки;
- указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и статьей 24.6 Федерального закона N 135-ФЗ, оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор (ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ).
Договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с юридическим лицом, должен содержать сведения об оценщике (оценщиках), в том числе его (их) фамилию, имя, отчество (ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ).
В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В нем обязательно указываются дата проведения оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.
Следовательно, законодательством об оценочной деятельности предусмотрено заключение договора на проведение оценки, в котором приводится:
- описание объекта (объектов) оценки, позволяющее провести его (их) идентификацию - нежилое здание;
- вид стоимости имущества (способ оценки) - рыночная стоимость.
Результатом оказания услуг является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Договор на оказание консультационных услуг по анализу цен продажи аналогичных зданий за один месяц, по результатам которого выдается информационная справка, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, однако его заключение не запрещено гражданским законодательством.
Н. Б.Тихонова
Эксперт КонсультантПлюс
Подписано в печать
25.05.2012
Название документа