История развития законодательства о незаконном обороте немаркированной алкогольной продукции

(Свиридова А. Н.) ("История государства и права", 2012, N 12) Текст документа

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НЕМАРКИРОВАННОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ <*>

А. Н. СВИРИДОВА

Свиридова Анастасия Николаевна, следователь следственного отдела по району Москворечье-Сабурово УВД по ЮАО Главного управления МВД России по г. Москве.

Автор представляемой статьи - следователь СО МВД России по району Москворечье-Сабурово г. Москвы, старший лейтенант юстиции А. Н. Свиридова. Статья посвящена истории развития законодательства о незаконном обороте немаркированной алкогольной продукции. Автор проводит исторический анализ законодательного регулирования оборота алкоголя в России. Делает ряд выводов на основе проведенного анализа.

Ключевые слова: алкогольная продукция, оборот алкогольной продукции, производство алкогольной продукции, незаконный оборот алкогольной продукции, этапы развития законодательства, период правления, наказание, пьянство, преступность, алкогольная политика.

The article is devoted to the history of legislation on trafficking in unmarked alcohol. The author makes a historical analysis of legal regulation of alcohol turnover in Russia. Makes a number of conclusions on the basis of the analysis problem.

Key words: alcohol, trafficking of alcoholic beverages, production of alcohol, illicit alcohol, stages of development of legislation, during the reign of, punishment, drunkenness, crime, alcohol policy.

Примерно сто веков человечество знакомо со вкусом и действием на людей алкоголя. История уголовно-правовых запретов на его незаконные производство и оборот насчитывает более 46 столетий. При рассмотрении исторических аспектов законодательного регулирования оборота алкоголя в России и мер ответственности за различные правонарушения в данной сфере целесообразно выделить четыре временных периода, характеризующих в целом два основных исторических этапа (дореволюционный и послереволюционный) и отличающихся как по объему нормотворческой деятельности государства, так и по правовым последствиям такой деятельности. Условно можно выделить следующие этапы (периоды) развития российского законодательства, регулирующего оборот алкоголя в России и устанавливающего ответственность за деяния в этой сфере: - законодательство и меры ответственности в период становления и укрепления русской государственности (с момента начала производства водки в России и до 1861 г.); - законодательство и меры ответственности в период реформирования царской России (с 1861 г. до Октябрьской революции 1917 г.); - законодательство и меры ответственности в советский период (с 1917 до 1992 г., т. е. до момента отмены государственной монополии на производство и реализацию спиртных напитков в России); - законодательство и меры ответственности в постсоциалистический период (с 1992 г. до настоящего времени). В указанные периоды развитие законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции в России, характеризуется наличием как специфических особенностей, так и однородных подходов, обусловленных занимаемой позицией государства в рассматриваемой сфере. I период. Начало производства водки в России можно датировать примерно 1428 г. Случилось это во время правления московского князя Василия II. Первые попытки монополизировать продажу спиртных напитков сделал царь Иван III (вторая половина XV в.). Период его правления характерен созданием русского винокурения, изобретением гонки хлебного спирта из отечественного сырья. А с 1474 г. производство алкогольных напитков становится прерогативой государства <1>. -------------------------------- <1> Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. Красноярск, 1995. С. 207.

Иван Грозный в 1552 г. запретил в Москве продажу водки (оставил лишь один кабак для опричников) и решительно боролся с тайной торговлей. Так, шинкарей (производителей и торговцев алкогольной продукцией. - А. С.) били кнутом и бросали в реку <2>. -------------------------------- <2> Там же.

Однако последующие правители снова открыли корчмы, в которых реализовывалась водка. В 1652 г., в связи с ростом пьянства и преступности, а также необходимостью пополнения казны, проводится кабацкая реформа и устанавливается монополия (вторая по счету) на продажу спиртного. Правительство в 1681 г. возвращается к восстановлению государственного винокурения продажи питей, введя при этом новый порядок заготовки водки, который предусматривал подрядную поставку ее казне по строго установленным ценам или в качестве твердого эквивалента налога. С приходом к власти Петра I монополия на водку вводится вновь (третья по счету). В 1705 г. молодой царь для обеспечения высоких прибылей от продажи спиртного переходит к откупной системе на всей территории России, сочетая ее с казенной продажей и давая откуп "правдивым и усердным людям". В 1716 г. Петр I вводит свободу винокурения в России и облагает всех винокуров пошлиной, исчисляемой и с оборудования (кубов), и с готовой продукции (винокурной водки). В царском манифесте 1765 г. Екатерина II взамен винной монополии вводит откупную систему, которая с небольшим перерывом (1817 - 1826 гг.) просуществовала до 1863 г. Ее сущность заключалась в передаче монопольного права продажи водки на определенной территории откупщикам, которые платили государству фиксированную сумму <3>. -------------------------------- <3> Указ от 28 января 1716 г. "О свободе винокурения для домашнего расхода и по подрядам, с уплатою пошлины с кубов" // ПЗС РИ. Т. V. N 2990. СПб., 1830.

Реализация алкогольной политики государства сопровождалась установлением адекватных карательных мер, применяемых к нарушителям законодательства. Одним из самых сурово наказуемых преступлений в Древней Руси являлось незаконное производство и торговля спиртными напитками. II период. После отмены крепостного права в 1861 г. и широкого развития свободного предпринимательства начался безудержный рост винокуренных заводов, сети питейных заведений и повального пьянства. Винные откупа в 1862 г. давали казне уже 127 млн. руб., что в общей сумме государственного бюджета составляло 46%. Доминирование фискальных интересов способствовало введению с 1 января 1863 г. новой акцизной системы производства и продажи спиртных напитков, которая устанавливала так называемую вольную продажу спиртных напитков, обложенных акцизом. Розничной торговлей мог заниматься любой уплативший патентный сбор и особый налог на кабатчиков (держателей питейных заведений). Единственными ограничениями для содержателей питейных домов было запрещение торговли ночью, отпуск водки под заклад и запрещение картежной игры в местах питей. Такая свобода продажи спиртного привела к росту числа кабаков и потребления спиртных напитков. Причину повсеместного роста пьянства правительство усматривало в дешевизне водки, поэтому утверждением Государственного совета от 18 сентября 1864 г. был повышен патентный сбор. Однако пьянство продолжало расти, а казна за счет этого обогащаться. Если в 1865 г. доходы казны от питейного сбора равнялись 126,7 млн. руб. в год, то в 1893 г. доходы казны возросли более чем в 2 раза, достигнув 260,8 млн. руб. в год <4>. -------------------------------- <4> Бейсенов Б. С. Проблемы борьбы с преступностью. С. 60 - 61.

В 1894 г. правительство приняло закон, подготовленный министром финансов России С. Ю. Витте, о введении винной монополии (четвертой по счету) для борьбы с пьянством. Главными задачами реформы являлись: полное изъятие производства и торговли водкой в стране из частных рук, ликвидация подпольного самогоноварения; повышение качественного стандарта водки; привитие русскому народу культуры потребления водки и других алкогольных напитков. В связи с введением винной монополии отпуск-продажа спирта, вина и водочных изделий объявлялись исключительным правом государства. В это время получили распространение высокотоксичные суррогаты, а также различные мошеннические деяния в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Усиление подпольной торговли спиртными напитками (шинкарство) привело к тому, что к вину начали примешивать неочищенный спирт, изготовленный из картофеля в Германии, и, наконец, дошли до того, что стали приготавливать портвейн и испанские вина совсем без вина: из спирта, воды и растительных соков, последние часто заменялись химическими препаратами. Общее количество поддельного вина, производимого указанным способом в России, по официальным данным, составило около 10 млн. ведер (200 млн. бутылок), причем фальсификация производилась посредством таких химических продуктов, небольшое количество которых способно лишить жизни человека <5>. -------------------------------- <5> Там же. С. 14.

Только в 1914 г., когда началась Первая мировая война, Самарская городская Дума добилась решения ввести в городе сухой закон, который в дальнейшем был распространен на всей территории России на период войны. Однако, несмотря на то, что пьянство в целом резко сокращалось, были выявлены факты самогоноварения, продаж низкокачественных суррогатов. Это заставило правительство усилить уголовные репрессии за указанные деяния. Например, за каждый выявленный факт незаконного производства и реализации алкогольной продукции как заявителям, так и полиции выдавались премии. В рассматриваемый период времени государством принимались жесткие законодательные меры, направленные на борьбу с тайным производством спиртных напитков ("тайным корчемством"), с сокрытием спирта на спиртоводочных заводах в целях уклонения от акцизного обложения, с контрабандой спирта и иными нарушениями питейных правил, и в систематизированном виде вошли в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Устав об акцизных сборах 1883 г. и Уголовное уложение 1903 г. <6>. -------------------------------- <6> Болдырев Е., Герцензон А., Гришин Б., Кузнецов Э., Михайлов А., Никифоров А., Яковлев А. Алкоголизм - путь к преступлению. М., 1966. С. 109.

III период. Сразу же после Октября 1917 г. началась решительная борьба с пьянством и самогоноварением. 28 ноября 1917 г. Военно-революционный комитет издал приказ, в котором "впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков", а также принял постановление, устанавливающие, что "лица, занимающиеся тайной выделкой или продажей алкоголя, его суррогатов или вообще алкогольных напитков, передаются военно-революционному суду и подвергаются штрафу вплоть до конфискации всего имущества...". Это был первый нормативный акт советского правительства, направленный на борьбу с тайной выделкой и продажей алкоголя и его суррогатов. В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О предоставлении Народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими" <7>. -------------------------------- <7> Собрание узаконений РСФСР. 1918. N 35. Ст. 468.

Девятнадцатого декабря 1919 г. Совнарком принял Постановление "О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ". В октябре 1921 г. Совнарком принял Декрет "Об ответственности за нарушение Декрета о продаже виноградных, плодово-ягодных и изюмных вин" <8>, согласно которому каралась лишением свободы несдача государству вин крепостью более 14%, незаконная торговля вином и т. п. действия. -------------------------------- <8> Собрание узаконений РСФСР. 1921. N 68. Ст. 543.

Принятый в 1922 г. УК РСФСР предусматривал в ст. 140 ответственность за "приготовление с целью сбыта вин, водок и вообще спиртных напитков и спиртосодержащих веществ без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно хранение с целью сбыта таких напитков и веществ...". В качестве наказания Кодекс установил принудительные работы на срок до одного года с конфискацией части имущества. Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1926 г., установил ответственность за самогоноварение и другие смежные с ним преступления в ст. ст. 101 - 104. Постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР от 2 января 1928 г. "О мерах усиления борьбы с самогоноварением" и от 21 января 1928 г. "О дополнении и изменении Постановления ВЦИК и СНК РСФСР "О мерах усиления борьбы с самогоноварением" было воспрещено изготовление и хранение самогона хотя бы и без цели сбыта, сбыт самогона хотя бы и не в виде промысла, изготовление, хранение, ремонт и сбыт хотя бы и не в виде промысла аппаратов, специально служащих для изготовления самогона. За совершение этих действий устанавливалась ответственность в административном порядке в виде принудительных работ на срок до одного месяца или штрафа до 100 руб. С целью установления единства законодательства об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона и усиления борьбы с этими преступлениями Президиум Верховного Совета СССР 7 апреля 1948 г. издал Указ "Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона". Восьмого мая 1961 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "Об усилении ответственности за самогоноварение и изготовление других спиртных напитков домашней выработки" <9>, по которому изготовление или хранение этих напитков, а также хранение аппаратов для их выработки без цели сбыта влекло наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штрафа до 30 руб. -------------------------------- <9> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. N 18. Ст. 274.

Шестнадцатого мая 1985 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством", 7 мая 1985 г. - Постановление Совета Министров СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения" <10>, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г. "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения" <11>, ставшие исторически известными для всех россиян. Эти нормативные документы внесли коренные изменения в сферу производства и потребления алкоголя. Данные меры предусматривали, в первую очередь, сокращение производства спиртного с 11 - 12 литров до 3,0 литра в год на душу населения; усиление борьбы с самогоноварением (в 1983 г. уровень самогоноварения составил 50 - 70% от государственной продажи алкоголя <12>); осуществление социальной профилактики пьянства. В результате принятых мер в 1989 г. в стране реализовано водки на 37 млрд. руб. меньше, чем в 1985 г. <13>. -------------------------------- <10> Собрание постановлений СССР. 1985. N 17. Ст. 82. <11> Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. N 2. Ст. 82. <12> Ребриков В. А. О влиянии законодательства на потребление алкоголя в России // Алкоголь и здоровье населения России, 1900 - 2000 гг.: материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья / Под ред. А. К. Демина. М., 1998. С. 145. <13> Там же. С. 146.

Однако, наряду с положительными результатами, получили развитие различные негативные социальные явления. Так, после 1985 г. в стране резко обострилась ситуация с самогоноварением. По оценочным данным, самогон составлял более двух пятых потребляемого в стране алкоголя <14>. -------------------------------- <14> Миньковский Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. М., 1990. С. 16.

В 1993 г. из Уголовного кодекса были исключены нормы об ответственности за деяния, утратившие общественную опасность в новых экономических условиях. В частности, была исключена уголовная ответственность за изготовление и хранение крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта (ст. 158 УК). Уровень алкоголизации населения не позволил достичь желаемых результатов по всем осуществляемым мероприятиям. К сожалению, после 1989 г. происходит резкое увеличение продажи алкоголя, а в результате отмены в 1992 г. государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции в стране складывается обстановка, представляющая реальную угрозу здоровью населения России и подрывающая национальную безопасность государства. IV период. Осуществление административных мер по стабилизации обстановки позитивных результатов не дало. Это обусловило необходимость использования экономических методов регулирования отношений, складывающихся в сфере производства и оборота алкогольной продукции, которые нашли свое отражение в принимаемых нормативных актах. В этих целях принимается обширная правовая база. В частности, были приняты Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. N 918 "О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции", Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. N 358 "О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции", Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" <15>, Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1213 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции" <16>, Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" <17>, от 16 ноября 1996 г. N 1364 "О некоторых вопросах торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации" <18>, от 30 декабря 1996 г. N 1590 "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки" <19>. -------------------------------- <15> Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4553. <16> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4145. <17> Там же. Ст. 4193. <18> Собрание законодательства РФ. 1996. N 485. Ст. 5468. <19> Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 189.

Таким образом, опыт борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции позволяет сделать вывод о том, что только комплексный подход к решению обозначенных проблем, предусматривающий совокупность мер экономического, правового, социального, воспитательного и организационного характера при их непременной поддержке общественностью может принести положительный результат. Все виды антиалкогольной пропаганды неэффективны, если они не подкреплены законодательными и социальными мерами. При этом усиление только уголовно-правовых репрессий не способствует повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции.

Название документа