Особенности правового регулирования деятельности организаций национальных меньшинств
(Здоровец Я. И.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 6) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ <1>
Я. И. ЗДОРОВЕЦ
-------------------------------- <1> Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2008. N 2(347). С. 26 - 32.
Здоровец Я. И., консультант ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Российской Федерации.
Тенденции развития межэтнических контактов
Рост российской экономики требует постоянного увеличения трудовых ресурсов. Население страны стабильно сокращается на протяжении уже многих лет, и в краткосрочной перспективе эта тенденция едва ли будет сломлена. Старение населения увеличивает нагрузку на молодое поколение россиян, которое должно обеспечивать приемлемый уровень жизни для возрастающего количества пенсионеров. По официальным данным, в 2006 г. в Россию прибыло более 186 тыс. мигрантов, из них почти 180 тыс. - граждане стран СНГ и Балтии. Более 82 тыс. из них русские по национальности <2>, более 13 тыс. - украинцы, более 11 тыс. - армяне, более 5 тыс. - азербайджанцы. Китайцев согласно официальным данным приехало в 2006 г. всего 234 человека. Миграционный прирост распределился в 2006 г. следующим образом: более 56 тыс. человек составили русские, более 10 тыс. - армяне, около 10 тыс. - украинцы, более 4 тыс. - азербайджанцы, около 4 тыс. - узбеки. Важно отметить, что более 36 тыс. мигрантов национальности не указали. Кроме того, существует нелегальная миграция, объемы которой значительно превосходят официальные цифры. -------------------------------- <2> Численность и миграция населения Российской Федерации в 2006 году // Статистический бюллетень. М., 2007.
По данным, озвученным в сентябре 2007 г. заместителем Федеральной миграционной службы В. А. Поставиным, в России находится 10 - 12 млн. нелегальных мигрантов, 80% которых составляют граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Приток иностранных граждан меняет этноконфессиональный состав населения российских регионов. Например, в Москве из-за притока мигрантов из Средней Азии и с Кавказа отмечается рост исламского населения, что особенно заметно по увеличению количества мусульман, посещающих мечети. На Дальнем Востоке появились китайские кварталы, рестораны, постоянно увеличивается число россиян, изучающих китайский язык. Попытки китайских граждан получить российское гражданство остаются редким явлением, невысоки показатели количества русско-китайских браков. В связи с этим стоит отметить, что китайская диаспора является одной из самых мощных в мире, закрытых и сложно поддающихся ассимиляции. Для интеграции инокультурного населения в российское общество, предотвращения конфликтов необходимо совершенствовать систему взаимодействия с национальными и религиозными объединениями, которые представляют интересы не только давно проживающих, но и недавно прибывших в страну граждан иных государств. В законодательном регулировании деятельности таких организаций важно учитывать возможности их влияния на мигрантов для разъяснения политики государства, помощи в обустройстве на новом месте. При Совете Федерации вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений занимается Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Комиссия создана 3 марта 2006 г. в целях совершенствования законодательного обеспечения национальной политики и политики государства в отношении религиозных объединений в Российской Федерации. Возглавляет Комиссию Председатель Совета Федерации С. М. Миронов. Нередко отмечается необходимость разработки концепции государственной национальной политики, но пока работа в этом направлении ведется слабо. С. М. Миронов предлагал в декабре 2007 г. <3> частично включить элементы национальной политики в разрабатываемую концепцию закона о региональной политике. -------------------------------- <3> Сенат // ТК "Россия". 2007. 22 дек.
Организации, представляющие интересы этнических групп
Среди российских национальных организаций существует ряд объединений, интегрированных в международные структуры и использующих свои возможности для защиты интересов диаспоры в целом, ее членов, их бизнеса. Для развития потенциала немецкой диаспоры в августе 2007 г. распоряжением Правительства N 1143-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Развитие социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев на 2008 - 2012 годы". Программа основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав национальных меньшинств, на положениях Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Федеральных законов "О национально-культурной автономии" и "О государственном языке Российской Федерации", на решениях Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев. Программа направлена на социально-экономическое обустройство мест компактного проживания российских немцев в Поволжье, Западной Сибири и других регионах России, в которые из стран ближнего зарубежья возвращаются для постоянного проживания российские немцы. Предполагается улучшение жилищных условий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры, обеспечение мест компактного проживания государственными учреждениями национальной культуры и образования. Среди крупных диаспор в России можно назвать еврейскую, армянскую, азербайджанскую, китайскую. Организации этих диаспор активно взаимодействуют с государственными структурами стран, где проживают и работают представители перечисленных наций, оказывают влияние на их политику. Значимость законодательного регулирования деятельности некоммерческих организаций, представляющих интересы определенных этносов и религиозных групп, становится более очевидной, если посмотреть на то, какими организациями представлена в России одна из самых влиятельных в мире диаспор - еврейская. Среди крупных организаций, занимающихся защитой интересов еврейской диаспоры в России, можно назвать: Российский еврейский конгресс, Федерацию еврейских общин России, Евроазиатский еврейский конгресс, Всемирный конгресс русскоязычного еврейства, Торгово-промышленная палата "Израиль - Россия и СНГ", Еврейский бизнес-клуб "Ошер", Американский еврейский объединенный распределительный комитет (США). Религиозные организации: "Федерация еврейских общин России", "Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России", Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России. Все эти организации являются частью гражданского общества, их деятельность регулируется законами о деятельности некоммерческих организаций. Некоммерческая организация "Американский еврейский объединенный распределительный комитет" (США) внесена Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 697 в Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. 15 декабря 2006 г. распоряжением Президента РФ был утвержден список некоммерческих организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, с распределением предусмотренных в федеральном бюджете на 2006 г. средств на их государственную поддержку. В список вошло несколько организаций, представляющих интересы еврейской диаспоры. В списке также представлены белорусские, грузинские, украинские, корейские, азербайджанские, узбекские, немецкие НКО. Вошли в него также организации, помогающие соотечественникам за рубежом, мигрантам, переселенцам.
Особенности правового регулирования национальных НКО
Конституция относит к федеральному ведению регулирование и защиту прав национальных меньшинств. Российская Федерация гарантирует им права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами. В ст. 26 Конституции Российской Федерации установлено, что "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". В той же статье закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Одной из форм некоммерческих организаций, занимающихся обеспечением прав национальных меньшинств, являются национально-культурные автономии (НКА). Правовые основы национально-культурной автономии определены в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии". Принятие этого Закона было обусловлено многонациональным составом населения страны. Это один из первых законов, создавших правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан, стабилизации отношений между народами. Право на национально-культурную автономию принадлежит представителям различных народностей, не только малочисленным или не имеющим свои государственные и административные образования. Правовое регулирование НКА осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О национально-культурной автономии", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации. Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Для обеспечения права на получение основного образования на родном языке и на выбор языка воспитания НКА могут образовывать негосударственные дошкольные учреждения или группы, негосударственные образовательные учреждения с обучением на национальном языке. Они могут участвовать в разработке образовательных программ, федеральных государственных образовательных стандартов, выпускать учебную литературу для получающих образование на национальном языке. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. В этом качестве НКА подпадает под Закон "О некоммерческих организациях". Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" внесены поправки, которые определяют понятие "общины коренных малочисленных народов Российской Федерации". Общинами коренных малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России и объединяемых по кровнородственному или территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Общины вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Члены общины малочисленных народов имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины малочисленных народов либо при ее ликвидации.
------------------------------------------------------------------
Название документа