Новые правила для таксистов
(Керенский И. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ТАКСИСТОВ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 12 апреля 2012 года
И. В. КЕРЕНСКИЙ
В Госдуме рассматривается законопроект, который уточнит правила выдачи разрешений на осуществление перевозок легковым такси. Также авторы законопроекта предлагают уточнить правила осуществления перевозок между разными субъектами РФ. В случае принятия проекта таксистов до 30 июня текущего года не будут штрафовать за отсутствие разрешений.
10 апреля во втором чтении был принят законопроект N 609378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации" (далее - законопроект). Данный законопроект уточняет некоторые положения российского законодательства о регулировании деятельности по осуществлению перевозок легковым такси.
Напомним, что с 1 сентября 2011 г. в Российской Федерации деятельность по перевозке легковым такси могут осуществлять юридические лица или индивидуальные предприниматели при наличии разрешения, которое выдается органами исполнительной власти субъекта РФ (ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон о такси). Разрешение выдается на каждую машину отдельно на срок не менее пяти лет.
Законопроект предлагает уточнить порядок выдачи разрешений. Сейчас в Законе о такси установлены требования, которые должны быть соблюдены для получения разрешения. Однако там отсутствует исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя данным требованиям. Законопроект установит данный перечень - соответственно, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ будут не вправе требовать от заявителей представления дополнительных документов.
У заявителей - индивидуальных предпринимателей появится возможность осуществлять деятельность по перевозке легковым такси не только на машине, принадлежащей им на праве собственности, аренды или лизинга, но также и на машине, предоставленной владельцем-физлицом на основании нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством.
Важным нововведением законопроекта является правило, по которому одно разрешение выдается на одну машину независимо от правовых оснований владения заявителем транспортным средством. Таким образом, исключается возможность выдачи на одно транспортное средство нескольких разрешений разным заявителям, а также в разных субъектах РФ.
Также законопроект уточнит правила осуществления перевозок между территориями различных субъектов РФ. Сейчас Закон о такси указывает, что разрешение на осуществление перевозок действует на территории одного субъекта РФ, если у этого субъекта нет соответствующего соглашения с иными субъектами. Законопроект предлагает более точно сформулировать данную норму - теперь таксисты будут иметь право заключить договор фрахтования легкового такси только на территории субъекта РФ, который выдал разрешение на перевозку. При этом таксисты смогут осуществлять перевозки с территории "своего" субъекта на территории иных субъектов, но не наоборот. Свободно осуществлять перевозки между двумя и более субъектами РФ можно будет только при наличии специального соглашения между соответствующими субъектами РФ.
Уполномоченные органы субъектов РФ будут контролировать территориальное действие разрешений и в случае обнаружения нарушений сообщать об этом по месту выдачи разрешения на перевозку. В случае многократного нарушения возможно аннулирование лицензии в судебном порядке.
Появится возможность не оборудовать такси таксометрами, если плата за пользование легковым такси определяется исходя не из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
Будет отменено правило о прохождении таксистами техосмотра раз в шесть месяцев - они будут проходить техосмотр по общим правилам, установленным Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если законопроект будет принят, то до 30 июня 2012 г. будет приостановлено действие ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа за перевозки легковым такси без соответствующего разрешения. Кроме того, до 1 января 2013 г. не будет применяться правило о единой цветовой гамме кузова автомобиля. Законопроектом предусмотрено, что привлекать таксистов к административной ответственности за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси будут органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В настоящее время идет подготовка законопроекта к третьему чтению, которое, вероятно, состоится 13 апреля.
Документ:
Законопроект N 609378-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации".
Название документа
Интервью: Течет река Волга (интервью с Волжским межрегиональным природоохранным прокурором В. А. Солдатовой)
("Прокурор", 2012, N 2)
Текст документа
ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА
ИНТЕРВЬЮ С ВОЛЖСКИМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДООХРАННЫМ
ПРОКУРОРОМ В. А. СОЛДАТОВОЙ
М. Б. ЕДРЫШЕВА
Едрышева М. Б., старший помощник Волжского межрегионального природоохранного прокурора.
Первая в России специализированная природоохранная прокуратура была создана 27 апреля 1990 г. с дислокацией в г. Калинине (сейчас г. Тверь). Она была призвана осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан в бассейне реки Волги.
В настоящее время Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповецкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская).
С октября 2001 г. ее возглавляет В. А. Солдатова.
- Вера Анатольевна, Вы возглавляете Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру - единственный специализированный орган прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды, организованный по так называемому бассейновому принципу. В чем особенность вашей прокуратуры?
- Создание прокуратуры по бассейновому принципу - диктуемый временем качественно новый подход к организации прокурорского надзора. Это обусловлено важным социально-экономическим и экологическим значением Волжского бассейна, его высокой антропогенной нагрузкой, в связи с чем Поволжье является экологически неблагополучным регионом.
При этом Волжский бассейн - единая, неделимая экосистема. Нельзя добиться улучшения экологической ситуации, например, в средней или нижней части бассейна реки, не обеспечивая такой же политики ее оздоровления на всем протяжении Волги. В этом и заключается уникальность Волжской прокуратуры. Мы обеспечиваем комплексный экосистемный подход, осуществляя прокурорский надзор. При этом вникаем в суть экологических проблем Волги, имеем целостную картину состояния законности по охране природы в регионе. Целенаправленно и последовательно выявляем, пресекаем и предупреждаем экологические правонарушения. Мы постоянно понуждаем органы власти, местного самоуправления, хозяйствующие субъекты Поволжья решать экологические проблемы, многие из которых десятилетиями были вне поля их зрения и стали решаться лишь в результате принимаемых прокуратурой мер.
Волжская прокуратура предметно занимается вопросами загрязнения великой русской реки неочищенными сточными водами. Требуют постоянного внимания прокуратуры незаконный забор воды из подземных источников; подача населению некачественной питьевой воды; загрязнение и захламление Волги и ее притоков затопленными плавсредствами; захоронение и утилизация биологических отходов, в том числе содержащих споры опасного инфекционного заболевания - сибирской язвы; медицинские и иные виды промышленных и бытовых отходов; незаконный захват земли и незаконное строительство, загрязнение воздуха и многое другое.
- Какие приоритеты можно здесь выделить?
- Важнейшей и даже стратегической составляющей экологической безопасности региона считаю сохранение и рациональное использование водных ресурсов, что и определит один из главных надзорных приоритетов Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
По данным органов здравоохранения, до 30% заболеваний населения, проживающего в пределах Волжского бассейна, связано с загрязнением питьевой воды, длительное употребление которой вызывает поражение почек, печени, кожи, нервной системы и других органов, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
Как показали прокурорские проверки, основной причиной загрязнения источников питьевого водоснабжения является сброс в водоемы без какой-либо очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Это объясняется тем, что многие предприятия не имеют необходимого комплекса очистных сооружений. Оборудование же имеющихся очистных сооружений морально и физически устарело и не соответствует по своей мощности объему сбрасываемых стоков.
На качество подаваемой воды влияет и состояние подземных источников, нарушение регламентов хозяйственной деятельности на водозаборах и нарушение режима их эксплуатации. Допускается незаконный забор подземной воды из артезианских скважин. Это приводит к истощению подземных вод, ухудшению их качества, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Только за последнее время прокурорскими проверками в этой сфере выявлено более 10 тысяч нарушений, опротестовано 649 незаконных правовых актов. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 817 лиц. К дисциплинарной ответственности привлечено 1030 должностных лиц.
Принятые нами меры дают обнадеживающие результаты. Начато строительство очистных сооружений в городе Вольске Саратовской области, где в Волгу без очистки сбрасывается до 90% городских стоков. Мы используем гражданско-правовые меры, направили информацию губернатору. Данный вопрос с участием прокурора был рассмотрен на заседании Правительства области. В областную экологическую программу внесены существенные изменения. Объем финансирования строительства очистных сооружений в Вольске значительно увеличен. Уже выделено и освоено свыше 311 млн. рублей.
Наша прокуратура сформировала практику пресечения в гражданско-правовом порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод. Следим мы и за законностью водопользования. В суды направлено 1755 исков и заявлений. Абсолютное большинство из них удовлетворено. В 11 субъектах Российской Федерации ко всем предприятиям, сбрасывающим сточные воды без очистки, Волжская прокуратура предъявила иски.
Так, в Астраханской области предъявлено 3 иска к "Астрводоканалу" об обеспечении нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в Волгу и реку Прямая Болда с Южных, Северных и Правобережных очистных сооружений. Уже приняты меры по капитальному ремонту Южных и Северных очистных сооружений. Лабораторные исследования показали, что качество сточных вод, сбрасываемых с этих очистных сооружений, соответствует нормативам.
В Самарской области во исполнение решений судов по искам природоохранного прокурора прекратили сброс неочищенных сточных вод ООО "Самарский резервуарный завод", ЗАО "Самарская кабельная компания", ОАО "Жигулевский радиозавод". "Самараводоканал" реконструировал очистные сооружения с целью доведения качества сбрасываемых вод до нормативов (ежегодный сброс в Волгу загрязненных сточных вод предприятием составляет 265 млн. куб. м в год).
В этой же области во исполнение судебного решения по иску прокуратуры Куйбышевским НПЗ разработана технология биологической и механической очистки стоков, что позволит прекратить сброс в Волгу более 6,5 млн. куб. м стоков, загрязненных нефтепродуктами, фенолом и другими ядовитыми веществами.
В Республике Татарстан во исполнение решений судов по искам природоохранной прокуратуры проведены капитальный ремонт или реконструкция очистных сооружений ОАО "Тетюши-Водоканал", ОАО "Алексеевскводоканал", ООО "Водоканалсервис" г. Агрыз, ОАО "Камско-Устьинские коммунальные сети", ОАО "Шугуровское МПП", филиалом ОАО "Водоканалсервис" - "Зеленодольск-Водоканал", ЗАО "Водозабор "Мирный", ООО "Агрофирма "Ялтау".
- Использовались ли в борьбе с такими нарушениями меры уголовно - правового воздействия?
- Да, такие меры применялись там, где допущено преступное разгильдяйство.
Помнится, после принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса на коллегии Волжской прокуратуры выступала Т. В. Злотникова, тогдашний председатель Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации. Она высказала опасение, что новые статьи закона, предусматривающие ответственность за загрязнение окружающей среды, будут "мертворожденными". Такие опасения не подтвердились. Работники прокуратуры создали стабильную следственную практику, которую в настоящий момент используют следственные органы.
Кроме того, Волжская прокуратура ведет серьезную уголовно-правовую борьбу с теми, кто подает населению некачественную питьевую воду, применяя ст. 238 УК РФ. В суды направлено 30 дел. К уголовной ответственности привлечены директора и руководители иного ранга, главы сельских администраций, руководители сельскохозяйственных и иных предприятий.
Так, гендиректор и начальник цеха ООО "Тверьводоканал" за подачу населению опасной для здоровья питьевой воды, сокрытие информации об этом были привлечены к уголовной ответственности. К администрации города Твери и "Водоканалу" был предъявлен иск, удовлетворенный судом. В результате принятых прокуратурой мер "Водоканалом" и администрацией г. Твери построены локальные станции очистки воды, что позволило улучшить ее качество. Проводится работа по капитальному ремонту и модернизации существующих и строительству новых сетей водоснабжения. Вывезено и захоронено на предприятии "Радон" свыше 100 тонн радиоактивных отходов.
- Кроме хозяйственной деятельности, какие еще факторы влияют на состояние водных объектов?
- На протяжении ряда лет Волжской прокуратурой проводится системная работа, направленная на предотвращение загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, которые являются постоянным источником загрязнения воды нефтепродуктами, продуктами коррозии металлов и другими вредными веществами, способствуют сокращению нерестилищ.
Первые прокурорские проверки показали, что практически никакой работы по устранению данного источника загрязнения в регионе не проводилось. Судовладельцы не поднимали и не утилизировали затонувшие объекты. Контролирующие органы не располагали полной и достоверной информацией о количестве, местонахождении и принадлежности судов, проверок не проводили, мер к нарушителям не принимали. Должное внимание к данным вопросам со стороны органов власти и местного самоуправления отсутствовало.
По фактам нарушения закона, бездействия должностных лиц были приняты меры прокурорского реагирования, установлен постоянный контроль, что способствовало укреплению законности в этой сфере.
Во всех субъектах Федерации Волжского бассейна по требованию прокуратуры налажен учет брошенных судов. Ведется работа по их выявлению, подъему, ремонту и утилизации. В настоящее время поднято, утилизировано или отремонтировано 1643 судна.
Хорошие показатели у природоохранной прокуратуры Самарской области: из 76 затопленных судов 69 уже поднято.
В Чувашской Республике по иску природоохранного прокурора поднят затонувший в Чебоксарском водохранилище на глубине 16 метров толкач-буксир "Рейдовый-17", на борту которого находилось 4 тонны дизельного топлива, что создавало угрозу снабжения некачественной питьевой водой населения г. Чебоксары.
В Ярославской области затонул теплоход, принадлежащий ОАО "Мостотрест", в баках которого содержалось 3,5 тонны дизельного топлива. По представлению природоохранного прокурора были незамедлительно организованы водолазные работы по обследованию судна. За четыре дня оно было поднято и отбуксировано в док.
- С какими трудностями сталкиваетесь в своей работе?
- В настоящее время затопленными остаются 530 плавсредств. Проблема заключается в том, что 96% из них являются бесхозными. Это сильно усложняет подъем таких судов. Выход - региональные целевые программы. Их мы сейчас инициируем.
К примеру, в Республике Татарстан 134 брошенных судна. Почти все - бесхозные. Волжская прокуратура совместно с Кабинетом министров Республики Татарстан провела расширенное межведомственное совещание с участием органов власти, местного самоуправления, контролирующих и иных заинтересованных органов, с выработкой соответствующих мер. Исполнение решения было взято природоохранной прокуратурой на контроль. Результатом явились разработка и утверждение республиканской целевой программы "Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших плавсредств". В порядке контроля ход выполнения решения был вновь обсужден на аналогичном межведомственном совещании. В результате в данном субъекте Федерации 33 судна уже поднято.
- Острой проблемой для всей России является сбор и утилизация отходов, в том числе биологических. Как природоохранная прокуратура помогает решать эти вопросы?
- Прокурорские проверки показали, что и здесь, несмотря на крайне неудовлетворительное положение, данным вопросом на протяжении десятков лет ни органы власти субъектов Федерации Поволжья, ни местного самоуправления, ни контроля практически не занимались. Отсутствовала полная и достоверная информация о сибиреязвенных скотомогильниках, проверки не проводились, меры к устранению нарушений и привлечению виновных не принимались.
Нами использовался весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе привлечение виновных к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявление в суды исков.
- И какие результаты этой работы?
- Только последний пример. По информации природоохранного прокурора о состоянии законности в сфере утилизации биологических отходов на территории Республики Марий Эл, Постановлением Правительства Республики утверждена Республиканская целевая программа "О мерах по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников на территории Республики Марий Эл на 2012 - 2016 годы". Аналогичные меры приняты во всех субъектах Российской Федерации.
Всего за последние годы в Волжском бассейне в соответствии с действующим законодательством приведено в порядок 1213 сибиреязвенных и 966 простых скотомогильников.
В г. Дзержинске Нижегородской области рядом с детской игровой площадкой находился сибиреязвенный скотомогильник, асфальтовое покрытие которого было разрушено, ограждение отсутствовало. По настоянию природоохранного прокурора администрацией г. Дзержинска скотомогильник забетонирован, его территория ограждена железобетонным забором.
Особую обеспокоенность вызывает наличие сибиреязвенных скотомогильников в водоохранных зонах. По требованию прокуратуры проведены работы по обустройству 12 из 14 таких захоронений в Нижегородской, Ивановской, Тверской областях, Республике Марий Эл, по двум - разработаны проекты, которые проходят градостроительную экспертизу.
В Тверской области в результате принятых прокуратурой мер обустроен сибиреязвенный скотомогильник, находящийся в 20 метрах от уреза воды Иваньковского водохранилища. Данное захоронение забетонировано и огорожено бетонными плитами. Возведение железобетонного саркофага исключило возможность попадания спор опасной болезни в водный объект, являющийся источником питьевого водоснабжения г. Москвы.
В настоящее время для уничтожения трупов павших животных органами власти в большинстве регионов Поволжья приобретаются специализированные печи, что позволяет и сэкономить бюджетные средства, выделяемые на обустройство скотомогильников, и предотвратить правонарушения.
Не менее острой в Волжском бассейне является проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления. Нарушение порядка обращения с отходами, как правило, влечет комплексное загрязнение окружающей среды - почвы, атмосферного воздуха, а также водных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения, создает угрозу безопасности окружающей среды и здоровью населения.
К нарушителям применяются меры прокурорского реагирования, предъявляются иски, возбуждаются уголовные дела.
Получила широкое распространение наработанная Волжской прокуратурой и поддержанная Верховным Судом Российской Федерации практика предъявления в суды общей юрисдикции исков к органам местного самоуправления в целях ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Например, в Самарской области судами удовлетворено 50 исков природоохранной прокуратуры к администрациям сельских поселений. В одном только сельском поселении Старый Маклауш Клявлинского района на площадках было накоплено более 5 тысяч кубометров отходов.
Острейшей проблемой является также эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) областных центров Поволжья. Многие из них исчерпали свои ресурсы, на них систематически происходит самовозгорание отходов, в результате чего наносится вред окружающей среде и здоровью граждан.
Вместе с тем быстро решить данную проблему и сразу прекратить эксплуатацию полигона ТБО не представляется возможным, так как складировать образующиеся отходы в областных центрах больше некуда, а рекультивация старых свалок и строительство новых полигонов потребуют много времени, сил, а также больших капиталовложений, из-за чего решать эти вопросы самостоятельно порой никто не спешит. Мы предъявляем иски и привлекаем виновных к уголовной ответственности.
В Нижегородской области создан прецедент привлечения виновного к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ за нарушение правил захоронения опасных отходов на полигоне ТБО. К уголовной ответственности был привлечен начальник полигона ТБО "Игумново" г. Дзержинска. Также прокуратура предъявила иск о прекращении эксплуатации данного региона и восстановлении нарушенных земель, который суд удовлетворил. В настоящее время приняты меры по соблюдению технологии захоронения отходов на полигоне. Разработана проектно-сметная документация и начато строительство нового модернизированного полигона "Новоигумново", предназначенного для размещения отходов, вывозимых из городов Н. Новгорода, Дзержинска, Володарского и Балахнинского районов. Ведутся монтажно-строительные работы первой карты полигона площадью 5 га, на что уже затрачено 130 млн. рублей.
- Выявлялись ли в ходе проверок преступные факты в сфере обращения отходов?
- В случае выявления уголовно наказуемых фактов нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов материалы по ним направляются в следственные органы.
Так, природоохранной прокуратурой совместно с органами ФСБ проведена проверка по факту несанкционированного размещения опасных токсичных отходов на территории грузового порта ООО "Спецсплав-НН" в г. Дзержинске Нижегородской области. По ее результатам было установлено, что заместитель директора порта Волков незаконно захоронил на территории предприятия в водоохраной зоне р. Оки десятки тонн просроченных и запрещенных к применению пестицидов, относящихся к химическим отходам 1 и 2 класса опасности. Часть экологически опасных отходов Волков закопал в специальном котловане глубиной около 2,5 м, часть - замаскировал, присыпав шлакообразным материалом. В результате загрязнению подверглись земли, грунтовые воды с превышением допустимых концентраций высокотоксичных и ядовитых веществ до 189 раз. Создалась угроза здоровью граждан. По требованию прокуратуры из мест несанкционированного захоронения было изъято 682 тонны грунта с опасными отходами, которые размещены в специально оборудованных складах. Материалы данной проверки послужили основанием для возбуждения следственными органами уголовного дела, которое расследовано и направлено прокурором в суд. В июне 2011 г. приговором суда Волков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, и осужден к штрафу в размере 270 тыс. рублей.
В Саратовской области по направленному природоохранным прокурором уголовному делу осужден по ч. 2 ст. 247 УК РФ гражданин Селиванов. По его вине произошел разлив на землю азотной кислоты, концентрация которой в почве была превышена в 1510 раз.
В Самарской области признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, и осуждены Коротаев, Петренко, Шаповалов и Салимжанов, допустившие нарушение правил обращения с люминесцентными лампами и ртутьсодержащими приборами, относящимися к 1 классу опасности. В результате окружающей среде причинен ущерб в размере 44 млн. рублей.
Нарушения в данной сфере нередко сопряжены с коррупцией. К примеру, в Ульяновской области по направленному природоохранным прокурором в суд уголовному делу осужден по ч. 1 ст. 292 УК РФ за совершение 41 эпизода служебного подлога главный врач Ульяновского отделения Куйбышевского филиала Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту Романов, который вносил ложные сведения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам лома черных металлов, транспортируемого железнодорожным транспортом.
- Какие еще трудности возникают в Вашей работе?
- Из-за отсутствия методических рекомендаций и надзорной практики приходилось постоянно идти непроторенным путем, шаг за шагом создавать новую правоприменительную общенадзорную, исковую, судебно-следственную практику, на основе которой разрабатывать методики проведения проверок, расследования уголовных дел.
Следует особо подчеркнуть, что нанести вред окружающей среде нетрудно. А вот решить экологические проблемы, устранить нарушения закона одним махом не получится. Для этого порой требуются и годы, и большие усилия, и огромные финансовые затраты.
Именно поэтому прокуратурой проводится целенаправленная, последовательная и кропотливая работа по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства.
Практика работы Волжской прокуратуры показывает, что лишь консолидация усилий всех заинтересованных ведомств способна решать серьезнейшие экологические проблемы, изменить ситуацию к лучшему. Мы инициируем и проводим в субъектах Российской Федерации Волжского бассейна расширенные межведомственные совещания с участием территориальных прокуратур, органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, на которых вырабатываем конкретные меры по усилению борьбы с экологическими правонарушениями и преступлениями, активизации деятельности по обеспечению экологической безопасности. Реализацию таких мероприятий держим на контроле.
Результатом таких совещаний являются разработка и принятие органами власти и местного самоуправления соответствующих правовых актов, региональных и муниципальных программ, в рамках которых осуществляются строительство, ремонт и модернизация очистных сооружений, объектов водоснабжения, строительство полигонов ТБО и т. д.
Так, по нашим предложениям приняты региональные программы, на реализацию которых из бюджета Самарской области запланировано выделить 2 млрд. рублей, в Ярославской области - 6,5 млрд. рублей, в Саратовской области - более 6,5 млрд. рублей, в Республике Татарстан - свыше 52 млрд. рублей и др.
Мы тесно и плодотворно сотрудничаем и с видными экологами, научными деятелями, экологической общественностью. Принимаем активное участие в работе всероссийских экологических форумов, научно-практических конференций, семинаров, взаимодействуем с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
И еще об одной стороне нашей деятельности. Прокуратурой накоплен такой опыт работы, что, по существу, она стала межрегиональным методическим центром. Материалы прокуратуры распространяются Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации среди ее слушателей. Работники прокуратуры систематически выступают перед ними с лекциями, докладами, методиками проведения проверок, участвуют в проведении семинарских занятий и круглых столов.
В связи с обращениями прокуроров областей и республик методические рекомендации, копии протестов, представлений, исковых заявлений, обвинительных заключений были направлены более чем в 50 прокуратур субъектов Федерации. В Волжской прокуратуре прошли стажировку свыше 20 прокуроров из регионов России. Из обобщений, обзоров, информационных писем Генеральной прокуратуры РФ мы видим, что наработанная Волжской прокуратурой практика успешно используется нашими коллегами.
В октябре 2011 г. после ознакомления сотрудников Генеральной прокуратуры Украины с организацией работы и материалами деятельности Волжской прокуратуры по такому же бассейновому принципу в Украине создана Днепровская экологическая прокуратура.
Таким образом, опыт работы Волжской прокуратуры подтвердил неоднократно высказываемое Академией Генеральной прокуратуры РФ мнение о необходимости создания аналогичных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением природоохранного законодательства на территории бассейнов других крупных водных артерий и водоемов страны. По нашему глубокому убеждению, будущее - за ними.
Название документа
Интервью: "Стабильность работы транспорта - наша основная задача" (интервью с начальником управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е. А. Глебовой)
("Прокурор", 2012, N 2)
Текст документа
"СТАБИЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА - НАША ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА"
ИНТЕРВЬЮ С НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ НА ТРАНСПОРТЕ И В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ
ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Е. А. ГЛЕБОВОЙ
Внимание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и транспортных прокуроров сконцентрировано на проведении надзорных мероприятий в сфере обеспечения безопасности полетов и эксплуатации водного транспорта.
О проблемах, которые волнуют сегодня общество, и о мерах, принимаемых транспортными прокурорами для защиты прав граждан, в интервью журналу "Прокурор" рассказала начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации Е. А. Глебова.
- Елена Алексеевна, к сожалению, недавно произошла очередная авиакатастрофа с большим числом погибших. Каждый раз после таких трагедий проводятся проверки, делаются выводы, но чрезвычайных ситуаций в небе меньше не становится. Генеральная прокуратура России анализировала, в чем их основные причины?
- Безусловно, мы проводим анализ и пытаемся с помощью мер прокурорского реагирования исправить ситуацию.
Вынуждена констатировать, что в прошлом году количество нарушений в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте значительно превысило показатели 2010 г. Об этом свидетельствует рост числа авиационных происшествий (с 24 в 2010 г. до 34 в 2011 г.). Все помнят, как в январе 2011 г. произошло возгорание воздушного судна Ту-154Б ООО "Авиакомпания "Когалым Авиа" в аэропорту Сургут, из-за которого погибли 3 человека. В июне 2011 г. в Петрозаводске произошла авиакатастрофа самолета Ту-134а-3 ЗАО "Авиационная компания "РусЭйр", в результате которой погибли 40 человек. В сентябре 2011 г. в аэропорту "Туношна" (г. Ярославль) произошла катастрофа самолета Як-42, погибла целая хоккейная команда. Сейчас разбился ATR-72, в связи с чем транспортные прокуроры проверяют исполнение законодательства о безопасности полетов ОАО "Авиакомпания ЮТэйр" и службами аэропорта "Рощино" (г. Тюмень).
Конечно, после таких трагедий транспортные прокуроры, что называется, с особым пристрастием проводят масштабные проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации воздушного и водного транспорта, соблюдения прав пассажиров. В 2011 г. нами было выявлено более 144 тысяч нарушений закона, что на 20 тысяч нарушений больше, чем в 2010 г. На основании актов прокурорского реагирования к предусмотренной законом ответственности привлечено почти 22 тысячи физических и юридических лиц (в 2010 г. - 17,6 тысячи человек).
Хочу особо отметить повышение активности наших граждан, пассажиров, которые с каждым годом все чаще обращаются в транспортные прокуратуры за защитой своих прав. Ведь каждое обращение гражданина, юридического лица - это сигнал для прокурора к принятию необходимых мер к исправлению ситуации.
- Все-таки что подводит чаще - техника или люди?
- Среди причин авиакатастроф на первом месте сегодня (около 80%) - ошибочные действия авиационного персонала при организации и выполнении полетов.
В этой связи транспортные прокуроры провели проверки образовательных учреждений гражданской авиации и учебных центров. Ее результаты показали, что существовавшая система присвоения квалификации авиационному персоналу и допуска его к деятельности не отвечала требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и международных стандартов. К полетам допускались лица, не имеющие необходимой летной практики. Авиационные учебные заведения, осуществляющие подготовку пилотов, до сих пор не обладают необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом. Повсеместно в учебных заведениях не хватает преподавателей, не имеется достаточного количества самолетов и тренажеров. Значительная часть учебного авиапарка находится в неисправном состоянии.
Например, в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации штат специалистов по практической летной подготовке во время проверки был укомплектован лишь на 62%. Это обусловлено как нехваткой квалифицированных кадров, так и низким уровнем заработных плат преподавательского состава.
В Бугурусланском летном училище гражданской авиации на момент проверки из 94 учебно-тренировочных самолетов исправны были только 4. В Московском государственном техническом университете гражданской авиации 5 из 9 учебно-тренировочных самолетов находились в неисправном состоянии и подлежали списанию. Такое же положение дел сложилось и с летными тренажерами, находящимися на балансе учебных заведений.
По результатам проверки и рассмотрения актов реагирования виновные лица привлечены к ответственности, разработаны и выполняются планы мероприятий по устранению нарушений закона.
- Может, в законодательном плане тоже что-то следует менять, если складывается такая невеселая картина?
- Безусловно, ведь большая часть действующих федеральных авиационных правил не отвечает современным условиям и создает предпосылки для коррупционных проявлений. В то же время авиационными властями не обеспечивается реализация функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, что негативным образом сказывается на безопасности полетов.
Не исполняются требования норм международного права - Конвенции о международной гражданской авиации и стандартов Международной организации гражданской авиации. Нормы ряда федеральных авиационных правил в сфере сертификации до сих пор предоставляют должностным лицам Росавиации и ее территориальных управлений возможность привлекать по своему усмотрению различные организации (так называемые центры по сертификации) для проведения оценки соответствия объектов гражданской авиации установленным требованиям.
В результате органы власти фактически делегируют таким центрам государственные функции по проведению сертификационных проверок. При этом центры по сертификации зачастую не имеют необходимых ресурсов для проведения испытаний. Требования к названным привлекаемым организациям до настоящего времени не приняты.
Например, одним из таких центров по сертификации на протяжении ряда лет выдавались заключения о соответствии установленным требованиям воздушных судов, списанных на металлолом, без наличия необходимого оборудования, с эксплуатационными документами, содержащими серьезные ошибки и отклонения от документации изготовителя. Это привело к авиакатастрофам со значительными человеческими жертвами.
Только после вмешательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации указанный центр по сертификации перестал осуществлять свою деятельность.
Следует также отметить, что нормы международного права, в частности Конвенции о международной гражданской авиации, возлагают ответственность за обеспечение поддержания надлежащего состояния летной годности воздушных судов именно на авиационные власти государства.
В связи с непростой ситуацией, сложившейся в гражданской авиации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации была запланирована и в настоящее время завершается проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, по результатам которой будут приняты необходимые меры реагирования.
- Вы упомянули про сложности в сфере обеспечения безопасности полетов. Например, в результате прокурорской проверки, проведенной в связи с катастрофой вертолета Ми-8 на Урале в 2011 г., было установлено, что авиакомпания эксплуатировала воздушное судно с контрафактными навигационными приборами. Использование контрафакта типично для российских перевозчиков?
- Проблемы, связанные с установкой неаутентичных агрегатов на воздушные суда, в последние годы стали не редкостью. Факторы, которые привели к авиапроисшествиям (в 20% случаев это отказы авиационной техники), в том числе обусловлены контрафактностью деталей. Причины этих проблем многогранны. Это нежелание компаний расходовать серьезные средства на качественное обслуживание авиационной техники, нехватка необходимых деталей на воздушные суда, их большой срок службы, а также недостатки нормативного правового регулирования и ненадлежащий государственный контроль.
Как я уже отметила, большая часть действующих федеральных авиационных правил не отвечает современным условиям. В настоящее время в них отсутствует обязательная оценка аутентичности комплектующих изделий. Вместе с тем это один из основных механизмов определения степени соответствия экземпляра воздушного судна требованиям летной годности.
Поэтому прокуроры на этом направлении ведут комплексную работу. Прежде всего это проверки самих эксплуатантов и организаций, осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов, проверки контролирующих органов.
- А как прокурор может проверить, контрафактная деталь или нет? Ведь для этого он должен быть сам специалистом в авиации?
- Проводятся анализ и оценка достоверности сведений в документах на комплектующие изделия, запрашиваются заводы-изготовители, ремонтные предприятия. Полученные данные сопоставляются. По результатам выявляются факты фальсификации технических паспортов, необоснованного продления ресурсов и другие нарушения закона. Транспортные прокуроры также на постоянной основе взаимодействуют с институтами, которые занимаются исследованиями узлов и агрегатов воздушных судов на предмет их аутентичности.
- В ноябре прошлого года в Уголовный кодекс добавили статью 271.1 - нарушение правил использования воздушного пространства. Чем это вызвано?
- Генпрокуратура России всегда держала на особом контроле ситуацию, связанную с использованием воздушного пространства, поскольку любое нарушение здесь может повлечь человеческие жертвы. В связи с этим мы всегда выступали за ужесточение ответственности за данные виды нарушений законодательства.
Предыдущие редакции Уголовного кодекса и КоАП не способствовали уменьшению числа авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства, а бесконтрольное использование легких и сверхлегких воздушных судов приобрело угрожающие масштабы.
Особая необходимость в этой статье возникла и в связи с введением уведомительного порядка полетов малой авиации и необходимостью ее развития в рамках правового поля и неотвратимости наказания за допускаемые нарушения.
- Часто ли к ответственности привлекаются транспортные компании в связи с нарушениями прав пассажиров?
- Безусловно, при наличии оснований для привлечения к ответственности юридического лица - транспортной компании прокурорами выносятся соответствующие постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Эта мера достаточно эффективна, ведь перевозчик вынужден платить внушительные штрафы.
Например, по инициативе транспортных прокуроров многократно привлекались к ответственности недобросовестные авиакомпании ("Авианова", "Скай Экспресс" и др.) в связи с задержками вылетов рейсов и отсутствием резервных воздушных судов. Например, в отношении авиакомпании "Авианова" только в 2011 г. по требованию прокуратуры Арбитражным судом Москвы принято шесть решений о привлечении к ответственности за несколько десятков задержек рейсов на срок свыше двух часов.
В целом я хочу отметить, что факты необоснованных задержек рейсов и отсутствия резервных воздушных судов у авиакомпаний приобрели массовый характер. Этому в немалой степени способствуют выявленные нами многочисленные факты принятия авиационными властями решений о продлении действия сертификатов авиаперевозчиков в условиях их нестабильного финансово-экономического состояния и неплатежеспособности.
Кроме того, нарушения законодательства выявлены в деятельности аэропортов, авиакомпаний, а также государственных контролирующих органов.
Так, в периоды летних и зимних отпусков стоимость авиабилетов существенно увеличивается. Мы также сталкиваемся со случаями использования чрезвычайных ситуаций в целях обогащения. Например, в периоды задымления в г. Москве в летние месяцы 2010 г. и во время землетрясения в Японии в марте 2011 г. цены на авиабилеты значительно выросли. Кроме того, авиаперевозчики зачастую реализуют авиабилеты через туристические фирмы, в результате чего они продаются фактически через посредников по искусственно завышенной стоимости.
Пристальное внимание мы уделяем также исполнению требований законодательства на объектах торговли и общественного питания, расположенных в аэропортах, соблюдению условий хранения продуктов, прав пассажиров с детьми и инвалидов. В московских аэропортах, аэропортах городов Ростова-на-Дону, Абакана, Якутска и других выявлялись факты реализации продуктов с истекшим сроком годности. Повсеместно в пунктах общественного питания аэропортов у работников отсутствовали надлежащим образом оформленные медицинские книжки.
Подобные нарушения создают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку при пользовании услугами общепита на транспорте и зачастую влекут отравления, а также распространение различных инфекций.
- Могут ли пассажиры требовать компенсации за задержки или отмены вылетов?
- Конечно, могут. Воздушный кодекс предусматривает ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% от стоимости перевозки. Возмещение убытков в данном случае также регламентировано гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.
Реализация гражданами предоставленных им прав будет только стимулировать авиакомпании к улучшению качества предоставляемых услуг.
- В прошлом году непросто складывалась ситуация с речным и морским транспортом. Что это - системная проблема, износ оборудования, недостаточный контроль за техническим состоянием или стечение обстоятельств?
- Конечно же, причины катастроф на водном транспорте многогранны, и нельзя выделить какую-то одну из них. В связи с крушением теплохода "Булгария" органами прокуратуры была проведена масштабная проверка исполнения законодательства о безопасности на водном транспорте. В результате были вскрыты многочисленные проблемы.
Во-первых, состояние речных судов оставляет желать лучшего. Более половины судов имеют возраст свыше 30 лет. Степень износа объектов транспортной инфраструктуры также весьма высока.
Во-вторых, это пренебрежение требованиями безопасности со стороны собственников судов и катеров, которые во главу угла ставят получение максимальной прибыли. Часто суда выходят в рейс с неукомплектованными экипажами, без разрешительной документации, без учета предельной пассажировместимости и без положенных спасательных средств.
Приведу пример. В июле 2011 г. на Дальнем Востоке в плавание по маршруту Николаевск-на-Амуре - Хабаровск отправились 94 ребенка из детского дома. При этом на судне имелось 13 детских спасательных жилетов. И подобные факты выявлены повсеместно. Ситуацию усугубляет также то, что действующими нормативами было предусмотрено наличие лишь 10% детских спасательных жилетов от общей пассажировместимости судна.
Кроме того, из-за отсутствия необходимых специалистов и технических средств профессиональный уровень практической подготовки экипажей судов зачастую остается на низком уровне.
Третья причина - непринятие со стороны должностных лиц при осуществлении госконтроля действенных мер по устранению нарушений. К сожалению, не всегда при выявлении нарушений закона инспекторы привлекают виновных лиц к ответственности. Это порождает безнаказанность судовладельцев и капитанов судов, которые продолжают совершать правонарушения.
Прокурорскими проверками установлено, что ФГУ "Российский речной регистр" выдавало свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. В ходе проверки на судах, прошедших освидетельствование Речного регистра, транспортные прокуроры выявили факты использования несертифицированного спасательного оборудования, не соответствующих судовым документам двигателей, навигационных приборов с контрафактным программным обеспечением и др. Установлены случаи незаконного продления Речным регистром сроков действия классификационных свидетельств пассажирских судов и необоснованного переноса ежегодного переосвидетельствования на более длительный срок.
Ну и в-четвертых, неблагополучное положение связано и с недостатками нормативной правовой базы, которая нуждается в постоянном совершенствовании. До сих пор не определен перечень речных портов с установлением их границ, не введен институт капитана речного порта, который должен осуществлять надзор за безопасностью судоходства. Отсутствуют отвечающие современным требованиям правовые акты, регламентирующие правила перевозки пассажиров и багажа на речном транспорте.
Все эти вопросы требуют максимального разрешения, и мы активно участвуем в исправлении ситуации.
- А каково положение дел в таможнях? Ведь за их работой также надзирает транспортная прокуратура?
- Хочу отметить, что в минувшем году повышенное внимание прокуроров уделялось работе служб собственной безопасности таможенных органов, проведению служебных проверок, привлечению к ответственности лиц, допустивших те или иные нарушения закона.
Оказалось, что из-за низкого качества проверок, их неполноты и допускаемых самими проверяющими правонарушений в 2010 - 2011 гг. только один из десяти материалов передан в следственные органы. Службой собственной безопасности таможенных органов не организованы проверки по фактам хищения вещдоков при передаче их для проведения экспертиз, незаконного удержания транспорта, несвоевременного учета и регистрации преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров. Не дана должная оценка фактам халатного отношения к своим обязанностям работников таможни, не проверивших достоверность стоимости товаров, что повлекло причинение государству ущерба в размере, превышающем 200 тысяч рублей. Как итог - виновные лица не установлены и к ответственности не привлечены.
При выявлении административных правонарушений мер, направленных на привлечение работников к ответственности, также не принималось. Так, членами конкурсной комиссии одной из таможен на протяжении трех лет не соблюдались требования закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. В связи с этим результаты всех проведенных ими конкурсов были признаны недействительными. Несмотря на это, материалы проверки, необходимые для привлечения виновных лиц к ответственности, в ФАС России не направлялись.
Доходило до курьезов. Однажды проверяющие пришли к выводу, что получение взятки таможенным инспектором, в отношении которого возбуждено уголовное дело, не является нарушением служебной дисциплины. В связи с этим причины и условия ее получения даже не исследовались.
Сложившаяся ситуация в таможенной сфере явилась основанием для внесения руководителю ФТС России представления.
- Это дало результаты?
- Разумеется. Руководство Федеральной таможенной службы приняло кардинальные меры. В целях совершенствования деятельности таможенных органов решено ликвидировать службы собственной безопасности и создать управления по противодействию коррупции. Кроме того, проведены организационно-штатные мероприятия, определены задачи и полномочия новых подразделений, которые в настоящее время уже приступили к работе.
- Пять лет назад были вновь воссозданы транспортные прокуратуры. Позволило ли это изменить ситуацию в сфере обеспечения безопасности на транспорте?
- Да, действительно, с учетом специфики транспортной отрасли, ее роли в общественной жизни, объемов финансирования модернизации транспортной инфраструктуры, а также повышенной опасности ее объектов Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка принял решение воссоздать единую централизованную систему транспортных прокуратур. Сейчас работает 8 транспортных прокуратур на правах субъектов Российской Федерации, каждая из которых объединяет от 7 до 14 регионов. Все они замыкаются на созданное в Генпрокуратуре России самостоятельное структурное подразделение - управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.
В течение последних лет созданная система полностью оправдала себя, подтвердила свою работоспособность и значимость. Наша основная задача - стабильность работы транспорта.
- Как женщина ощущает себя в роли руководителя такого ответственного направления?
- Наша профессия накладывает определенный отпечаток на любого человека независимо от пола. Да и в современных условиях женщины в прокуратуре - это не редкость, они составляют почти 44% личного состава. Женщины успешно и ничуть не хуже, чем мужчины, справляются с возложенными на них должностными обязанностями. Так что сейчас уже нельзя сказать, что прокурор не женская профессия.
В заключение я хотела бы отметить, что ни одну из указанных проблем на транспорте и в таможенной сфере мы не оставляем без внимания. По результатам всех проверок Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает исчерпывающие меры реагирования на федеральном уровне. Но основная наша задача - это стремиться работать на опережение и обеспечивать своевременное устранение нарушений закона, предотвращая возникновение негативных последствий, в том числе чрезвычайных ситуаций.
Название документа