Правовое регулирование организованного рынка: анализ новаций российского законодательства

(Шевченко О. М.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2012, N 2) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА: АНАЛИЗ НОВАЦИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О. М. ШЕВЧЕНКО

Шевченко О. М., старший преподаватель кафедры предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Во исполнение Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2009 г. N 911-р, за последние годы было принято большое количество федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения на рынке финансовых услуг. В их числе - Федеральные законы от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" <1> и N 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах", внесшие существенные новации в регулирование отношений на организованном рынке <2>. -------------------------------- <1> Далее - ФЗ "Об организованных торгах". <2> Помимо названных Федеральных законов, отдельные аспекты отношений на организованном рынке урегулированы принятыми в 2011 г. Федеральными законами от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" и от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии". Данные Федеральные законы в настоящей работе не анализируются, поскольку заслуживают рассмотрения в отдельных статьях.

До принятия данных Федеральных законов правовые основы организованных фондового и товарного рынков были установлены в отдельных законодательных актах: в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <3> (фондовый рынок) и в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (товарный рынок), а также в нормативных правовых актах подзаконного характера. Организованный валютный рынок функционировал на основании отдельных положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст. 4, 54 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и ряда подзаконных актов Банка России. При этом специалистами обращалось внимание на фрагментарность законодательного регулирования организованной торговли, "распыленность" правовых норм по документам различных ведомств, неструктурированность понятийного аппарата, наличие не соответствующих друг другу определений одних и тех же понятий, отсутствие общепринятой терминологии <4>. -------------------------------- <3> Далее - ФЗ "О рынке ценных бумаг". <4> См. пояснительную записку к проекту Федерального закона "О биржах и организованных торгах", Заключение Комитета по собственности ГД РФ пятого созыва от 7 февраля 2008 г. N 3.9-2/3.1 по проекту Федерального закона N 498603-4 "О биржах и организованных торгах" (доступ из СПС "Гарант-Максимум").

Принятие вышеуказанных Федеральных законов позволило устранить большинство из упомянутых недостатков. Законодателем ликвидирован ряд пробелов в праве: получили свое регулирование порядок проведения торгов на организованном рынке и заключения на них договоров, отношения между организатором торговли и участниками торгов. Предприняты усилия по формированию единой терминологии организованного рынка. Введение единых правил лицензирования организаторов торговли, общих лицензионных требований и условий, независимо от вида организуемых ими рынков, передача полномочий по лицензированию всех организаторов торговли и регулированию их деятельности федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам позволяют упорядочить и централизовать систему государственного регулирования и контроля на организованном рынке. Большинство норм указанных Федеральных законов вступает в силу с 1 января 2013 г., некоторые - с 1 января 2014 г., и лишь отдельные их положения действуют уже с 1 января 2012 г. Таким образом, законодателем установлен переходный период в два года, необходимый для приведения деятельности существующих организаторов торговли в соответствие с новым законодательством. Нормы ст. 1 и 2 ФЗ "Об организованных торгах", определяющие сферу его применения и основной понятийный аппарат, введены в действие уже с 1 января 2012 г. В ст. 2 ФЗ "Об организованных торгах" даются определения таких понятий, как "организованные торги", "биржевые торги", "организатор торговли" и некоторых др. Предусматриваются две разновидности организаторов торговли - биржи и торговые системы. Однако нужно заметить, что действовавшие до принятия данного Федерального закона положения законодательства, определяющие правовой статус организаторов торговли на товарном и фондовом рынке (ФЗ "О товарных биржах и биржевой торговле", ст. 9 и глава 3 "Фондовая биржа" ФЗ "О рынке ценных бумаг"), утрачивают силу лишь с 1 января 2014 г. Таким образом, в течение переходного периода (с 1 января 2012 г. по 1 января 2014 г.) одновременно будут применяться как ранее существовавшие понятия (например, "товарная биржа", "фондовая биржа", "организатор торговли на рынке ценных бумаг", "деятельность по организации торговли" и др.), так и пришедшие им на смену новые ("биржа", "торговая система", "деятельность по организации торгов" или "услуги по проведению организованных торгов" и др.). Это связано с поэтапным реформированием системы лицензирования деятельности по организации торговли. Поскольку ст. 26 ФЗ "Об организованных торгах", вводящая новые правила лицензирования деятельности организаторов торговли, вступает в силу с 1 января 2013 г., лицензии новым организаторам торговли (биржам и торговым системам) можно начать выдавать лишь с 1 января 2013 г. Согласно п. 1 ст. 29 ФЗ "Об организованных торгах" осуществление деятельности по проведению организованных торгов с 1 января 2013 г. допускается только на основании лицензии, выданной в соответствии с новым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В соответствии же с п. 2 указанной статьи организации, имеющие на 1 января 2013 г. лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны получить новые лицензии или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 г. Таким образом, можно выделить два основных этапа реформирования системы лицензирования деятельности организаторов торговли: 1) период с 1 января и до конца 2013 г., с начала которого возможно лицензирование этой деятельности по новым правилам, но организаторы торговли, имеющие старые лицензии, могут продолжать осуществлять свою деятельность; и 2) с 1 января 2014 г., когда деятельность организаторов торговли можно будет осуществлять лишь на основании новых лицензий. Однако при этом законодатель не установил каких-либо специальных правил для тех субъектов, которые захотят получить лицензии организаторов торговли в течение 2012 г. Поскольку в этот период нормы ФЗ "Об организованных торгах", касающиеся требований к организаторам торговли и порядка их лицензирования, еще не вступят в силу, можно сделать вывод о том, что лицензирование организаторов торговли в течение 2012 г. должно происходить по старым правилам. В то же время отсутствие специальных указаний относительно данной ситуации в федеральных законах может вызвать неправомерные ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности со стороны лицензирующего органа, в случае если он не пожелает в преддверии нововведений выдавать лицензии по старым правилам, что, определенно, не соответствует интересам субъектов предпринимательства. Для обозначения способа заключения договоров на организованном рынке законодатель использует термин "организованные торги", что, по нашему мнению, является крайне нелогичным. Выбор данного термина представляется тем более неудачным, если учесть вынесение его в название Федерального закона и введение в качестве ключевого понятия в тексты множества иных нормативных правовых актов. Под организованными торгами в ст. 2 одноименного Федерального закона понимаются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами. При этом в п. 2 ст. 1 ФЗ "Об организованных торгах" оговаривается, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Введение термина "организованные торги", очевидно, преследовало цель отграничить данное понятие от понятия "торги", обозначающего способы заключения договора в форме аукциона и конкурса, а также торгов на рынке электроэнергии. Однако выбранный авторами Закона термин не позволяет достичь этой цели, поскольку организованными являются не только торги на организованном товарном, валютном и фондовом рынке, но и любые другие торги, имеющие организатора. Так, в п. 2 ст. 447 ГК РФ говорится, что в качестве организаторов торгов в форме аукциона и конкурса может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Наличие в обязательном порядке при проведении торгов организатора указывает на их организованный характер <5>. В отличие от организаторов аукционов и конкурсов, имеющих разовый характер и не подпадающих под понятие "торговля", деятельность организатора торговли заключается в упорядочении процесса постоянного, систематического и множественного заключения сделок, предметом которых является однородный массовый товар (т. е. именно торговли). В этой связи используемое в настоящее время в законодательстве о рынке ценных бумаг словосочетание "торги организатора торговли", по нашему мнению, является более логичным, чем "организованные торги". -------------------------------- <5> Это касается и торгов, проводимых на рынке электрической энергии (мощности).

Федеральным законом "Об организованных торгах" впервые четко определены виды российских организаторов торговли, каждый из которых может действовать на любом из организованных рынков - товарном, валютном и (или) фондовом. Это, во-первых, биржи, имеющие право предоставлять полный спектр услуг по организации торговли, и, во-вторых, торговые системы, имеющие право оказывать ограниченный перечень услуг по организации торговли. Следует заметить, что до принятия данного Федерального закона второй вид организаторов торговли (не являющихся биржами) существовал лишь на фондовом рынке: так, действующим до сих пор Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 28 декабря 2010 г. N 10-78/пз-н, предусматривается осуществление данного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг на основании двух видов лицензий: 1) лицензии на осуществление деятельности по организации торговли и 2) лицензии фондовой биржи. Фондовой бирже предоставлено право осуществлять организацию торговли ценными бумагами (в том числе биржевыми облигациями), осуществлять включение ценных бумаг в котировальные списки, а также оказывать услуги, способствующие заключению срочных договоров (контрактов), или, иначе, - производных финансовых инструментов. Иные организаторы торговли могут осуществлять лишь организацию торговли ценными бумагами (кроме биржевых облигаций) без прохождения ими процедуры включения в котировальные списки, и не имеют право оказывать услуги по организации торговли на рынке производных финансовых инструментов. Соответственно, к фондовой бирже предъявляются и более жесткие, по сравнению с иными организаторами торговли, требования к организационной структуре, достаточности собственных средств, минимально допустимому количеству участников торговли, объему раскрываемой информации, возможности совмещения с иными видами деятельности и др. Серьезным недостатком старого (пока еще действующего) законодательства об организаторах торговли на рынке ценных бумаг является тот факт, что основные отличия между двумя видами организаторов торговли определены на подзаконном уровне, и, более того, не в одном, а в разных нормативных правовых актах. ФЗ "Об организованных торгах" закрепляет положения, формирующие правовой статус как бирж, так и иных организаторов торговли (торговых систем) на уровне Федерального закона и в едином нормативном правовом акте. ФЗ "Об организованных торгах" в целом сохраняет в качестве основного отличия между биржами и иными организаторами торговли то, что оказание услуг по организации торговли на рынке производных финансовых инструментов, по общему правилу, может осуществлять только биржа. Однако в п. 4 ст. 12 данного Закона оговаривается, что нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков могут быть предусмотрены случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой. Новым законодательством сохранено и другое отличие между биржами и торговыми системами: ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в новой редакции) устанавливается исключительное право бирж оказывать услуги по включению ценных бумаг в котировальные списки, представляющих собой проверку и подтверждение биржей соответствия конкретной ценной бумаги повышенным требованиям, направленным на обеспечение большей ее инвестиционной привлекательности, осуществляемое на основании специального договора с лицом, обязанным по данной ценной бумаге (договора о включении и поддержании ценной бумаги в котировальном списке). При этом необходимо обратить внимание на иную трактовку законодателем понятия "листинг", под которым ранее понималось, как раз, включение ценных бумаг в котировальные списки. В соответствии с п. 2 новой редакции ст. 14 ФЗ "О рынке ценных бумаг", вступившей в силу с 1 января 2012 г., ценные бумаги допускаются к организованным торгам путем осуществления их листинга. В новой редакции ст. 2 данного Закона под листингом понимается включение ценных бумаг организатором торговли в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, в том числе включение ценных бумаг биржей в котировальный список. Следовательно, сейчас законодатель расширил определение данного понятия, приравняв листинг к допуску ценных бумаг к организованным торгам. Такое толкование понятия "листинг" в большей степени соответствует его пониманию в практике западных рынков. Итак, согласно новому законодательству осуществлять листинг (допуск ценных бумаг к организованным торгам) могут как биржи, так и торговые системы. Однако биржа может проводить листинг как путем включения ценных бумаг в котировальный список, так и без такого включения, торговая система же может осуществлять листинг только без включения ценных бумаг в котировальные списки. В качестве допустимых для организаторов торговли организационно-правовых форм ФЗ "Об организованных торгах" называет хозяйственные общества, причем биржи могут создаваться только в форме акционерных обществ. Тем самым, законодатель снимет проблему двойственности регулирования организационно-правовых форм фондовых бирж действующей пока еще статьей 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг" <6>, в соответствии с которой фондовые биржи могут быть как коммерческими организациями (акционерными обществами), так и некоммерческими организациями (некоммерческими партнерствами), осуществляя при этом идентичную деятельность. Данная ситуация создавала трудности при определении характера биржевой деятельности (коммерческая или некоммерческая) и формировала почву для злоупотреблений в сфере налогообложения, гражданско-правовой ответственности и проч., ставя различных организаторов торговли в неравные правовые условия <7>. -------------------------------- <6> Статья утрачивает силу с 1 января 2014 г. <7> Подробнее об этом см.: Шевченко О. М. Деятельность по организации торговли: предпринимательская или нет? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 6.

Важные нововведения имеют место в сфере регулирования совмещения деятельности по организации торговли с иными видами деятельности. Законодательство о биржах традиционно исходило из принципа исключительной хозяйственной компетенции осуществляющих ее субъектов, формулируя ее путем установления перечня разрешенных для биржи видов деятельности. Так, согласно п. 4 ст. 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг" фондовая биржа не вправе совмещать свою деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В ст. 3 ФЗ "О товарных биржах и биржевой торговле" устанавливается, что биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Новации связаны с расширением возможных для бирж видов деятельности и отказом от принципа исключительной правоспособности биржи. Согласно вступающим в силу с 1 января 2013 г. пунктам 3 и 4 ст. 5 ФЗ "Об организованных торгах" организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, профессиональной деятельностью на рынке коллективного инвестирования, а также не вправе являться центральным контрагентом. Биржа, кроме того, не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (п. 5 ст. 9 ФЗ "Об организованных торгах"). Таким образом, законодатель переходит от установления перечня разрешенных для бирж видов деятельности к установлению исчерпывающего перечня видов деятельности, запрещенных для них. Пунктами 5 - 6 ст. 5 ФЗ "Об организованных торгах" прямо допускается совмещение деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, за исключением названных выше, однако в этом случае организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Что же касается организаторов торговли, не являющихся биржами, то, ранее, с одной стороны, для них было установлено ограничение на совмещение деятельности по организации торговли с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (кроме клиринговой деятельности), но, с другой стороны, отсутствовали какие-либо специальные ограничения по совмещению ее с иными видами деятельности вне сферы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. ФЗ "Об организованных торгах" для торговых систем вводятся те же ограничения по совмещению видов деятельности, что и для бирж, с одним существенным отличием: торговые системы, в отличие от бирж, могут совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами при условии, что они не совмещают свою деятельность с клиринговой деятельностью (п. 5 ст. 12). Тем самым законодатель отходит от традиционного для российского организованного рынка принципа недопустимости совмещения функций организатора торговли и лица, участвующего в торгах (на рынке ценных бумаг участниками торгов являются брокеры, дилеры и управляющие). Одной из причин такой либерализации является то, что нынешнее законодательство, устанавливая ограничения на совмещение деятельности по организации торговли с деятельностью профессиональных посредников (прежде всего, - брокеров), препятствует тем самым созданию на российском рынке некоторых видов электронных торговых систем, аналоги которых уже успешно укрепились на зарубежных рынках. Таковыми являются, например, американские ECN. Electronic Communication Networks (ECN), или электронные коммуникационные сети, представляют собой торговые системы, особенность которых состоит в том, что они выполняют не только функцию организатора торговли, но и функцию брокера (предоставляют доступ на иные торговые площадки). При поступлении в ECN заявки на покупку или продажу ценной бумаги, в первую очередь, ей ищется встречная парная заявка (если она найдена, то обе парные заявки исполняются). На данном этапе, с функциональной точки зрения, ECN выступает в качестве организатора торговли. Если же парной заявки в системе не найдено, то клиентская заявка выводится на открытый рынок как котировка от ECN, и здесь ECN выступает уже как брокер. В результате работы ECN, по словам Н. Н. Прониной, "альтернативные торговые системы, электронно-коммуникационные сети, а также современные биржи в США действуют как единая система: вводимая в эту систему заявка может быть подхвачена в любой торговой системе, поскольку подавляющее их количество соединено через ECN в своеобразное кольцо" <8>. -------------------------------- <8> Пронина Н. Н. Торговые системы на рынке ценных бумаг: Дис. ... к. э.н. М., 2003. С. 44.

ECN обладают многими преимуществами: они существенно сокращают время исполнения заявок участников торговли, позволяют консолидировать разрозненные фондовые рынки в один, что значительно расширяет спрос и предложение, а следовательно, позволяет максимально оптимизировать рыночные цены, предоставляют возможность вести круглосуточную торговлю, увеличивая, тем самым, круг своих клиентов без дополнительных расходов. В этой связи снятие ограничений на совмещение посреднических функций и функций организатора торговли будет способствовать развитию российского организованного рынка. Вместе с тем неосторожное копирование американской системы для российского рынка недопустимо, хотя бы потому, что в российском и американском законодательстве имеют место разные подходы к пониманию брокерской деятельности. В соответствии с законодательством США, в отличие от России, не допускается заключение брокером сделок в качестве представителя своего клиента, брокер лишь является лицом, которое добивается заключения договора непосредственно между заинтересованными лицами <9>. Таким образом, законодательство США четко не отграничивает деятельность брокера от деятельности организатора торговли, функция которого тоже заключается в сведении вместе заинтересованных лиц для заключения сделки. -------------------------------- <9> Васильев Е. А., Комаров А. С. Гражданское и торговое право зарубежных государств. 4-е изд., перераб. и доп.: В 2 т. Т. 1. М.: Международные отношения, 2004. С. 150.

Очевидно, что в дополнение к положениям ФЗ "Об организованных торгах" необходима разработка жесткой системы предотвращения конфликта интересов в случае совмещения деятельности по организации торговли с брокерской, дилерской, депозитарной деятельностью и управлением ценными бумагами и закрепление такой системы, как минимум, на уровне подзаконного акта. Представляется, что совмещение функций брокера, дилера управляющего и организатора торговли допустимо лишь частично. Отсутствие каких-либо ограничений для такого совмещения порождает острый конфликт интересов: участие организатора торговли в организуемых им же самим торгах в качестве брокера, дилера или управляющего создает возможность создавать для себя более льготные условия, чем для других участников торговли, в ущерб интересам последних. Однако участие организатора торговли в качестве брокера, дилера или управляющего на другой торговой площадке, если функция организатора торговли заключается лишь в передаче поданного его клиентом приказа для исполнения на другой торговой площадке, не порождает такого конфликта интересов. Это подтверждается успешной практикой функционирования американских ECN. До принятия ФЗ "Об организованных торгах" отсутствовал специальный термин для обозначения организатора торговли, не являющегося биржей. Теперь он появился, но выбор термина "торговая система" <10> для обозначения организатора торговли, не являющегося биржей, представляется неудачным по следующим причинам. -------------------------------- <10> Следует заметить, что еще до принятия ФЗ "Об организованных торгах", термин "торговая система" (в значении "организатор торговли") применялся в нормативных правовых актах Банка России: см., напр., п. 2.13 Положения Банка России от 25 марта 2003 г. N 219-П "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг".

В практике фондового рынка, отраженной в научной литературе, термин "торговая система" имеет весьма широкую сферу применения и употребляется в совершенно различных значениях - например, для обозначения определенной тактики и стратегии совершения торговых операций на фондовом рынке, избранных конкретным трейдером или группами трейдеров <11>, или, например, для обозначения составной части общего механизма функционирования традиционной биржи наряду с ее клиринговой и расчетной системами <12>. Ряд авторов употребляют термин "торговая система" как синоним организатора торговли - т. е. применительно ко всем организаторам торговли, в том числе и к биржам <13>. Ю. С. Пивоваров справедливо называет отсутствие двойного (или даже тройного) смысла терминов важнейшим требованием нормотворчества, от соблюдения которого "в значительной мере зависит разработка теоретических проблем права, и - самое главное - применение закона" <14>. Кроме того, понятие "торговая система", по своему смыслу, в равной степени применимо к любым организаторам торговли (включая биржи), поэтому обозначение им лишь одной группы таких субъектов нелогично. -------------------------------- <11> См., напр.: Твардовский В. В. Технический анализ и простейшие торговые системы. Теория и практика торговли на фондовом рынке: Учебный курс лекций / Под общ. ред. В. В. Твардовского. М.: Интернет-трейдинг, 2004. С. 103 - 107. <12> Пронина Н. Н. Указ. соч. С. 19 - 21. <13> См., напр.: Базовый курс по рынку ценных бумаг / Под ред. А. Д. Радыгина, проф. Л. П. Хабарова, Л. Б. Шапиро. М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 2000. С. 41. <14> Пивоваров Ю. С. Предприятие как объект гражданских прав. Самара, 2002. С. 6.

По изложенным выше причинам представляется необходимым уточнить термин "торговая система". В связи с тем, что процессы глобализации в финансовой сфере неизбежно вынуждают российских экономистов и правоведов ориентироваться на сближение терминологии с западными рынками, для разрешения данного вопроса целесообразно было бы обратиться к иностранной практике. В американском праве аналогом российских торговых систем являются так называемые "альтернативные торговые системы" - Alternative Trading Systems (ATS), разновидностью которых являются рассмотренные выше ECN <15>. Их европейским аналогом (по законодательству Евросоюза) являются Multilateral Trading Facilities (MTF) <16>, которые можно перевести как "технические системы многосторонней торговли". Для указанных систем также характерны ограниченные возможности по оказанию услуг по организации торговли, менее жесткие, по сравнению с биржами, требования и, в ряде случаев, возможность совмещения функций организатора торговли и брокера. Характерно, что при выборе названия данного рода организаторов торговли ни в первом, ни во втором случае законодатель не использует в чистом виде термин "торговая система", а уточняет его, используя дополнительные характеристики. Более удачным для российского права представляется американский вариант - "альтернативная торговая система", который позволил бы снять проблему распространения термина "торговая система" на биржи (торговая система, альтернативная биржевой), а также устранил бы путем дополнения уточняющим словом смысловую множественность понятия "торговая система". -------------------------------- <15> Определение ATS дается в Правилах 300 (a) SEC's Regulation ATS. <16> Определение MTF дается в п. 15 ст. 4 Markets in Financial Instruments Directive (MiFID).

Нововведения российского законодательства об организованном рынке не ограничиваются рассмотренными в настоящей статье. Проанализированные здесь новации, по мнению автора, являются наиболее знаковыми. Принятие ФЗ "Об организованных торгах" и других федеральных законов, регулирующих отношения на организованном рынке, является первым этапом правотворческой деятельности в этой области. Упомянутые Федеральные законы предполагают принятие значительного количества подзаконных нормативных правовых актов регулятором организованного рынка - ФСФР России, от качества которых во многом будет зависеть эффективность правоприменительной практики, а следовательно, и престиж российского организованного рынка.

Название документа