Инновационный этап развития коммерческого права России

(Андреева Л. В.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2012, N 2) Текст документа

ИННОВАЦИОННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

Л. В. АНДРЕЕВА

Андреева Л. В., профессор кафедры предпринимательского права МГЮА имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Современное коммерческое право России прошло длительный путь развития, начиная с дореволюционного периода и до настоящего времени, прерванный в советский период. Крупнейшими русскими дореволюционными учеными Г. Ф. Шершеневичем, П. П. Цитовичем, А. И. Каминкой, В. А. Удинцевым и другими были разработаны основные понятия и институты торгового права, которые в настоящее время использованы в качестве основы для разработки современных понятий коммерческого и предпринимательского права. Так, в дореволюционном торговом праве было разработано понятие промысла как постоянного вида деятельности, направленной на получение дохода; торговец (купец) рассматривался как лицо, самостоятельно осуществляющее торговые действия в своем интересе. От торговца отграничивались лица, действующие в интересе торговца: приказчики, агенты, маклеры и другие. Наукой торгового права было определено понятие торгового оборота, торгового предприятия, торгового товарищества, торговой сделки, торгового обычая и др. Успешному развитию торгового права в дореволюционный период способствовало принятие Устава торгового, создание специальных судов, рассматривавших торговые споры - коммерческих судов, проведение кодификации торгового процессуального законодательства, создание отдельных кафедр торгового права в университетах России. Немалое значение имело и изучение зарубежного опыта создания и развития торгового права, особенно в европейских странах, в которых были приняты торговые кодексы и гражданское право и торговое право развивались параллельно. В условиях административно-командной системы экономики советского периода торговое право рассматривалось в основном как прикладная учебная дисциплина. И только с переходом России к рыночному пути развития торговое право было возрождено, чему в немалой мере способствовало осуществление приватизации государственных предприятий оптовой и розничной торговли в первоочередном порядке, быстрое накопление капитала и создание слоя частных собственников. Данный процесс обусловил необходимость создания нормативно-правовой основы торговой деятельности. В конце 80-х и начале 90-х годов был принят ряд президентских указов с целью создания условий для становления рыночной экономики <1>. Вместе с тем данных нормативных правовых актов было явно недостаточно для регулирования торговых отношений. Принятые же в дальнейшем законодательные и иные нормативные правовые акты носят разрозненный характер и регулируют лишь отдельные отношения в сфере коммерческой деятельности. Так, приняты Федеральные законы от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и некоторые иные, установившие правила по обращению отдельных социально значимых товаров <2>. -------------------------------- <1> Указы Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N 232 "О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР" // Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1694; от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" // Ведомости СНД И ВС РСФСР. 1991 г. N 52. Ст. 1878; от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1830; Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" // Ведомости СНД И ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290. <2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815; СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

Принятие Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" имеет большое значение. Прежде всего, впервые в Законе определена государственная торговая политика. В отличие от гражданского законодательства, находящегося согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, правовое регулирование отношений торговых отношений осуществляется не только федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня, но и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о госрегулировании торговли, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности Закон об основах государственного регулирования торговли возлагает на Правительство РФ. Одно из важнейших полномочий, которыми наделил Закон субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - это принятие региональных и муниципальных программ развития торговли на соответствующей территории. При этом основные требования к разработке и содержанию программ установлены Законом. Необходимо отметить, что впервые на законодательном уровне определен ряд основных понятий в области торговой деятельности: торговля, оптовая и розничная торговля, торговая сеть, торговый объект и др. Закон ограничивает государственное вмешательство в торговую деятельность установлением требований к ее организации и осуществлению; антимонопольным регулированием; информационным обеспечением в этой области и государственным контролем. В Законе данные требования обозначены как методы государственного регулирования, при этом в ч. 2 ст. 4 Закона подчеркнуто, что не допускается применение иных методов государственного регулирования торговли помимо указанных методов. В целях расширения участия добровольных объединений производителей и торговцев в формировании и реализации государственной политики в области торговли в Законе закреплены формы участия некоммерческих объединений торговцев и товаропроизводителей в реализации государственной торговой политики и установлены формы содействия торговле. Рассматриваемый Закон устанавливает преимущественно публично-правовые требования к организации и осуществлению оптовой торговой деятельности. Вместе с тем Закон регулирует довольно узкий круг торговых отношений, хотя из его названия можно сделать вывод, что он регулирует весь круг отношений и в сфере оптовой и розничной торговли. Однако Закон не распространяет свое действие на торговлю на товарных биржах, торговлю товарами, ограниченными в обороте, на куплю-продажу продукции производственного назначения, хотя в качестве одной из целей Закона провозглашена цель - удовлетворение потребностей отраслей экономики в произведенной продукции. По существу, помимо определения основных торговых терминов, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предмет Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности ограничивается установлением специальных правил к организации и осуществлению оптовой торговли продовольственными товарами в торговые сети. Вместе с тем наукой коммерческого права до сих пор однозначно не решена проблема предмета регулирования. Данная проблема проистекает из отсутствия четкого понимания оптовой торговой деятельности. В Законе об основах государственного регулирования торговли торговая деятельность определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2). В Законе не раскрывается содержание оптовой торговой деятельности и видов товаров - объектов оптовой торговли, хотя из содержания ст. 1 Закона можно сделать вывод, что в качестве объектов оптовой торговли выступают не только товары потребительского назначения, но и товары производственного назначения. В литературе по коммерческому праву в основном сложилась точка зрения, что оптовая торговля осуществляется товарами потребительского назначения. Конечно, государство, проводя социальную политику, прежде всего, защищает интересы населения, вследствие чего приняты законы, содержащие требования к обращению социально значимых товаров. Задачей Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности не может являться раскрытие содержания оптовой и розничной торговой деятельности. Вместе с тем определение осуществляемых действий и функций, входящих в содержание торговой деятельности, обусловливает требования, предъявляемые к субъектам торговой деятельности и видам заключаемых ими договоров. Содержание оптовой торговли в определенной степени можно выявить из таких документов, как Национальный стандарт Российской Федерации "Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-2009", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 769-ст и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1). До принятия Национального стандарта действовал ГОСТ Р 51303-99, в котором торговля определялась как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. В данное определение торговли включено оказание услуг покупателям, независимо от того, является ли покупатель коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем либо гражданином потребителем, и это было обосновано, поскольку торговля не может осуществлять функции простого перепродавца, не осуществляя присущие ей функции по доведению товара до состояния, удовлетворяющего покупателей. В противном случае торговля является излишним звеном в цепочке товародвижения от производителя к конечному потребителю. Недостатком такого определения было то, что торговля не отграничивалась от производственной и иной деятельности, недостаточно четко определялся данный вид деятельности как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Оптовая торговля определялась как торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием, то есть оптовая торговля определялась через, по существу, нераскрытое понятие. Кроме того, в отличие от розничной торговли в определение оптовой торговли не было включено оказание услуг, хотя в определении предприятия оптовой торговли было указано на оказание данными предприятиями услуг по организации оптового оборота товаров. С 1 января 2011 г., как указывалось, действует Национальный стандарт, который призван определить, какие операции и виды действий включаются в оптовую и розничную торговую деятельность. Вместе с тем данный документ не приведен в соответствие с Гражданским кодексом РФ, Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности и иными нормативными правовыми актами. Услуга оптовой торговли определяется в нем как результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования. В п. 4.4 Национального стандарта перечислены виды торгово-технологических операций, обозначенных как услуги: складские операции; реализация товаров; оказание помощи оптовым покупателям в приобретении (покупке) товаров; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; дополнительные услуги. Содержание складских операций в Национальном стандарте не раскрывается. В п. 3.4 продажа, реализация товаров определяется как передача покупателю товаров на определенных условиях, что противоречит Гражданскому кодексу РФ, в котором купля-продажа товаров понимается как передача товара на праве собственности (п. 1 ст. 454). Перечисленные в п. 4.7 услуги по оказанию помощи покупателям в приобретении (покупке) товаров рассчитаны в основном на розничных покупателей. То же самое можно сказать и о дополнительных услугах, перечисленных в п. 4.9. Таким образом, Национальный стандарт не раскрывает содержание оптовой торговли, определенной в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Характеристика оптовой торговли как одного из видов экономической деятельности содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1), который предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД относится к общероссийским классификаторам технико-экономической информации, которые, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", являются нормативными документами, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющимися обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией (п. 3 ст. 15). Кроме того, и это важно подчеркнуть, в соответствии с Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677, общероссийские классификаторы используются в правовых актах для однозначной идентификации объектов правоотношений (п. 6). Из содержания раздела G, посвященного оптовой и розничной торговле, однозначно можно сделать вывод, что оптовая торговля в качестве объектов включает не только товары потребительского назначения, но и производственного назначения. Вместе с тем нельзя не отметить и большой недостаток данного документа, в котором с правовой точки зрения не разграничены торговая деятельность организаций оптовой торговли и посредническая деятельность по оптовой торговле, осуществляемая торговыми агентами. И тот, и иной вид деятельности определяется как оптовая торговля. Следует сказать, что в таком программном документе, как Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 г. и на период до 2020 г., утвержденном Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 422, отмечается, что данный документ распространяется на оптовую и розничную торговлю товарами массового потребления и не затрагивает оптовую торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами, ломом, машинами и оборудованием. Таким образом, можно констатировать, что отсутствие в нормативных правовых актах единообразного определения оптовой торговой деятельности и смешение ее с посреднической деятельностью препятствует четкому определению предмета коммерческого права. Оптовая торговля охватывает всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Оптовую торговлю можно рассматривать и как сферу товарного обращения, и как вид предпринимательской деятельности. По сравнению с другими видами предпринимательской деятельности торговая деятельность обладает целым рядом особенностей, среди которых гибкость, динамизм, необходимость внедрения новых способов и форм организации продаж товаров, диверсификация видов деятельности, применение научных методов управления материальными потоками на основе современных логистических методов, широкое использование информационных технологий и др. Данные особенности торгового предпринимательства обусловливают необходимость учета их наукой коммерческого права при разработке соответствующих правовых форм осуществления оптовой торговли. В отличие от правовой науки в экономической науке сложилось однозначное понимание коммерческой деятельности, включающей помимо торговой деятельности (реализация и закупка товаров) оказание разнообразных услуг, направленных на продвижение товаров на рынке и эффективное удовлетворение покупательского спроса <3>. -------------------------------- <3> См.: Синяева И. М., Земляк С. В., Синяев В. В. Маркетинг торговли. М., 2012. С. 56.

Таким образом, коммерческое право регулирует общественные отношения, складывающиеся при организации и осуществлении коммерческой деятельности на оптовых товарных рынках. Согласно принятой классификации периодов появления и развития коммерческого (торгового) права выделяются исторический период коммерческого права, который подразделяется на итальянский, французский и немецкий этапы (по важнейшим событиям, связанным с отграничением торгового права от гражданского права, принятием торговых кодексов) и современный период. Современный период характеризуется в научной литературе как период построения информационного общества, и в нем выделен такой этап, как этап "торговой революции", происшедшей в 60-е годы XX в. Примерно в этот период резкий рост производства товаров привел к обострению конкуренции, кризисам перепроизводства, что вызвало ориентацию производства на запросы потребителей. Диктат производителей сменился диктатом потребителей. Появляется необходимость в посредниках, новых специализированных видах деятельности на товарных рынках, целью которых является выявление спроса потребителей, применение современных научных методов организации продаж товаров. Вместе с тем в настоящее время имеются обстоятельства, позволяющие утверждать, что современное коммерческое право находится на пути становления своего нового этапа - инновационного этапа развития. Данное положение можно рассматривать в нескольких аспектах. Провозглашенный государством курс на создание инновационной экономики ставит перед коммерческим правом важные задачи. Инновационная деятельность направлена на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности - изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау в товары и их последующую реализацию. В процессе инновационной деятельности ее необходимыми этапами являются в том числе формирование концепции нового товара, позиционирование образца нового товара на выставках, реклама, вывод нового товара на рынок. В соответствии с внесенными Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ изменениями в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" <4> в Закон введено понятие коммерциализации научных и научно-технических результатов, которая определена как деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов. Не случайно в соответствии с указанными внесенными изменениями в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" среди иных видов инноваций впервые предусмотрен новый метод продаж. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4602.

Коммерциализация инновационного продукта и последующая продажа его в виде товара осуществляется в соответствующих правовых формах, разработка и изучение которых является важнейшей задачей коммерческого права. Разработка инновационных продуктов и производство новых товаров означает, что на современном этапе развития экономики торговля стала формировать и стимулировать спрос на инновационные товары. Таким образом, в развитии современного коммерческого права наступил новый этап.

Название документа