Проблемы соотношения законодательства о связи в части перенесения абонентских номеров (MNP) и законодательства о контрактной системе

(Вайпан В. А.) ("Право и экономика", 2014, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СВЯЗИ В ЧАСТИ ПЕРЕНЕСЕНИЯ АБОНЕНТСКИХ НОМЕРОВ (MNP) И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В. А. ВАЙПАН

Вайпан Виктор Алексеевич, управляющий партнер Консалтинговой группы "Юстицинформ", доцент кафедры предпринимательского права и руководитель отдела научных договорных работ юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Член-корреспондент Российской академии естественных наук, кандидат юридических наук, почетный юрист города Москвы, адвокат. Главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник арбитражной практики". Член научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Центрального округа, член Экспертного совета при Минюсте России по мониторингу правоприменения в Российской Федерации, член Общественно-консультативного совета по проблемам функционирования и развития транспортного комплекса города Москвы, член научно-экспертного совета по вопросам законотворческой деятельности и правового мониторинга Центра законотворчества Москвы. Заместитель Председателя - Руководитель аппарата Московского отделения Ассоциации юристов России, член Координационного совета Международного союза юристов, член Попечительского совета Московско-Петербургского философского клуба. Специалист по гражданскому законодательству. Основные направления научных исследований: проблемы правового регулирования отношений в сфере транспорта и связи, вопросы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Родился 19 июня 1964 г. в г. Волхове Ленинградской обл. Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи, транспорта и образования. В качестве эксперта и руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании известных российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных и региональных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах. В 2006 г. как главный редактор издательства "Юстицинформ" получил высшую юридическую премию "Фемида" в номинации "Право и СМИ" за значительный вклад в развитие российских СМИ и повышение информированности общества о деятельности арбитражных судов. Включен в издание "Who is Who в России": "Кто есть Кто. Ведущие юристы России" (2011 г.). Автор (соавтор) более 140 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).

Статья посвящена проблемам соотношения законодательства о связи и о контрактной системе при осуществлении процедур перенесения абонентских номеров государственных заказчиков. Анализируются специальные нормы о перенесении абонентских номеров, в том числе бизнес-процессы перенесения абонентских номеров государственных заказчиков.

Ключевые слова: абонент, абонентский номер, перенесение абонентского номера, государственный заказчик, государственный контракт, законодательство о связи, законодательство о контрактной системе, бизнес-процесс.

The problems of correlation between communications legislation concerning transfers of subscriber numbers (MNP) and law on contract system V. A. Vaypan

The article deals with problems of correlation between communications legislation and the law on contract system in the implementation of procedures of transfer of subscriber numbers of government customers. Analyzed are special rules about the transfer of subscriber numbers, including business processes of transfer of subscriber numbers of the government customers.

Key words: subscriber, subscriber number, transfer of subscriber numbers, government customer, state contract, law on communications, law on contract system, business process.

С 1 декабря 2013 г. в России было отменено "мобильное рабство". Теперь в законодательстве о связи закреплено право абонента на сохранение своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. В результате на практике уже возникли вопросы, связанные с толкованием ряда норм о перенесении абонентских номеров. Особые трудности вызывают процедуры перенесения абонентских номеров государственных заказчиков. Это обусловливает актуальность анализа соотношения законодательства о связи и законодательства о контрактной системе при осуществлении процедур перенесения абонентских номеров государственных заказчиков.

Применение правовых норм об MNP к процедуре переноса абонентских номеров государственных заказчиков в условиях действующих государственных контрактов на оказание услуг связи

Право абонента на сохранение абонентского номера

Право абонента на сохранение своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи впервые было закреплено Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Новыми изменениями в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон о связи) предусмотрено, что в случае, если абонент принимает решение о сохранении своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, согласие федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера указанному оператору связи на срок действия такого договора не требуется (п. 7 ст. 26 Федерального закона о связи). Законом оговорены условия сохранения абонентом своего номера. Так, в соответствии с п. 4 ст. 44 Федерального закона о связи абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной Правительством РФ, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи.

Обязанности операторов связи по обеспечению перенесения абонентского номера

С правом абонента на сохранение своего абонентского номера корреспондируют обеспечивающие реализацию этого права обязанности соответствующих операторов связи (именуемых "оператор-реципиент" и "оператор-донор") по передаче и приему сохраненного абонентом номера, которые охватываются правовой категорией "перенесение абонентского номера". В соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328) под перенесением абонентского номера понимается совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер, сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных Правилами. Так, с одной стороны, оператор подвижной радиотелефонной связи (оператор-реципиент), с которым абонент, принявший решение сохранить свой абонентский номер, заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи на срок действия такого договора в порядке и на условиях, которые установлены Правилами оказания услуг подвижной радиотелефонной связи (п. 6 ст. 46 Федерального закона о связи). С другой стороны, оператор подвижной радиотелефонной связи (оператор-донор), оказывавший указанному абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи абонентский номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера (п. 6 ст. 46 Федерального закона о связи).

Порядок перенесения абонентского номера

Установление требований, обязательных для операторов связи, к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области связи (подп. 3 п. 3 ст. 26 Федерального закона о связи). На основе этой законодательной нормы был издан Приказ Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. N 351 "Об утверждении Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера" (зарег. в Минюсте России 25 ноября 2013 г. N 30450). Порядок перенесения абонентского номера с участием абонента детально регулируется разделом IV (1) "Порядок перенесения абонентского номера", который был введен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 599 в Правила оказания услуг подвижной связи.

Право государственного заказчика на сохранение абонентского номера

Законодательство о связи не содержит каких-либо запретов или ограничений на реализацию права на сохранение своего абонентского номера абонентом, который является государственным заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), и не выделяет государственного заказчика в качестве специального субъекта. В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона о контрактной системе к категории "государственный заказчик" отнесены государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение. В связи с этим по общему правилу на государственных заказчиков при реализации права на сохранение своего абонентского номера распространяются нормы, регулирующие порядок перенесения абонентского номера абонентом - юридическим лицом. В то же время в случае, если перенесение абонентского номера осуществляется абонентом - юридическим лицом, которому по договору, заключенному с оператором-донором, выделено не более пяти абонентских номеров, перенесение абонентского номера осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг подвижной связи для перенесения абонентского номера абонента - физического лица (п. 48 (27) Правил оказания услуг подвижной связи).

Обязанности государственного заказчика при перенесении абонентского номера

В целях реализации своего права на сохранение абонентского номера абонент - юридическое лицо, в том числе государственный заказчик, обязан выполнить ряд действий, предусмотренных Правилами оказания услуг подвижной связи. Такой абонент должен обратиться к оператору-реципиенту, с которым он заключает новый договор, либо к третьему лицу, действующему от имени и за счет оператора-реципиента, с письменным заявлением о расторжении договора с оператором-донором и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера), к которому прилагаются документы, предусмотренные разделом II Правил оказания услуг подвижной связи. Пункт 48 (3) Правил оказания услуг подвижной связи предусматривает ряд обязательных сведений, которые должны содержаться в заявлении о перенесении абонентского номера. Указание данных сведений государственным заказчиком, принявшим решение о сохранении абонентского номера при заключении государственного контракта с новым оператором связи, как правило, не влечет возникновения каких-либо существенных правовых либо фактических затруднений.

Проблемы одностороннего отказа от государственного контракта

Проблемы могут возникнуть тогда, когда государственному заказчику необходимо принять решение об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении ранее заключенного государственного контракта с оператором-донором в отношении переносимого абонентского номера. Сведения о таком решении в обязательном порядке должны содержаться в заявлении о перенесении абонентского номера (подп. "д" п. 48 (3) Правил оказания услуг подвижной связи). Право на односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично допускается ст. ст. 310 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Такой отказ возможен в случаях, прямо предусмотренных законом, либо в случаях, предусмотренных договором при осуществлении предпринимательской деятельности, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Один из таких случаев содержится в п. 1 ст. 782 ГК РФ, устанавливающем право заказчика, в том числе государственного заказчика, на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Однако следует учесть, что государственный контракт является особой правовой формой закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, сочетающей административно-правовые и гражданско-правовые элементы <1>. Государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3 Федерального закона о контрактной системе <2>). Его специальный правовой режим закреплен в Федеральном законе о контрактной системе. -------------------------------- <1> На особый статус государственных контрактов неоднократно обращалось внимание в юридической литературе. (См.: [1 - 3].) <2> Аналогичное понимание государственного контракта содержалось в ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта - в соответствии с гражданским законодательством <3>. При этом государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, и при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе). -------------------------------- <3> Положение о возможности одностороннего отказа от государственного контракта отсутствовало в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Включение в текст контракта условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе допускается п. 14 ст. 34 указанного Закона. Вместе с тем специалисты отмечают, что с момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не утихают споры о допустимости одностороннего отказа от государственного (муниципального) контракта, в том числе в случае, если такое право закреплено в самом контракте. Первый раз этот вопрос был поставлен перед членами Президиума ВАС РФ при пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А40-160170/09-102-1126, где Президиум со ссылкой на ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ отметил: "...расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда" [4, с. 15 - 21; 5]. В дальнейшем позиция арбитражных судов по этой проблеме неоднократно менялась <4>. -------------------------------- <4> См.: Определение ВАС РФ от 25 августа 2011 г. N ВАС-9382/11 по делу N А56-43217/2010; Постановления Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. N 9382/11 по делу N А56-43217/2010, от 22 ноября 2011 г. N 6274/11 по делу N А44-3036/2010, от 24 июля 2012 г. N 5761/12 по делу N А40-152307/10-69-1196.

Наконец, правовая возможность одностороннего отказа от государственного контракта была закреплена в Федеральном законе о контрактной системе, что, однако, породило новые проблемы о пределах такого отказа и дискуссии о том, что отказаться можно как в условном, так и в безусловном порядке (по безусловным основаниям, указанным в законе (например, ст. 717 ГК РФ) или же в самом контракте) [6]. Полагаю, что право государственного заказчика на односторонний отказ от контракта в силу публичного характера государственного контракта не является безусловным. У государственного заказчика должны быть веские основания для использования процедуры одностороннего отказа, поскольку в этом случае для исполнителя наступают негативные последствия. В силу ч. 16 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе информация об исполнителе, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, при отсутствии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения заказчик не имеет юридической возможности на реализацию своего права на сохранение абонентского номера. В то же время при наличии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения заказчик вправе сохранить свой абонентский номер только после надлежащего выполнения процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Из общего правила о возможности отказа от договора об оказании услуг связи в законодательстве о связи имеется единственное исключение, связанное с особенностями заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем. Так, оператор связи, на которого решением Правительства РФ возложена обязанность по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, не вправе отказаться от ее исполнения. В силу императивности нормы, соглашением сторон это положение не может быть отменено.

Последствия отсутствия в заявлении абонента сведений об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором

В соответствии с п. 48 (12) Правил оказания услуг подвижной связи оператор-реципиент обязан направить оператору-донору копию заявления абонента о перенесении абонентского номера, включающего сведения, предусмотренные п. 48 (3) Правил. Направление указанных сведений, а также копии заявления о перенесении абонентского номера в силу требований п. 48 (12) Правил признается надлежащим уведомлением оператора-донора о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором. Лишь после получения всех сведений, указанных в п. 48 (12) Правил, оператор-донор обязан не позднее 24 часов 00 минут 4-го дня - для абонента - физического лица и не позднее 24 часов 00 минут 21-го дня - для абонента - юридического лица обязан направить оператору-реципиенту данные: а) о наличии договора, предусматривающего выделение переносимого абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом; б) о принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего переносимый абонентский номер; в) об отсутствии приостановления оказания услуг подвижной связи абоненту в связи с утратой SIM-карты, по решению суда или в связи с непогашением задолженности в соответствии с п. 45 (2) Правил за услуги в отношении переносимого абонентского номера, оказанные по договору с оператором-донором. Данные требования установлены в п. 48 (13) Правил. В связи с этим отсутствие указанных сведений, в том числе их части, в правовом отношении будет означать ненадлежащее уведомление оператора-донора о расторжении с ним договора с абонентом и отсутствие обязанности оператора-донора по направлению оператору-реципиенту установленных сведений для осуществления процедуры передачи номера абонента.

Соотношение норм о переносе абонентских номеров с законодательством о контрактной системе

По общему правилу, установленному в ст. 51 Федерального закона о связи, оказание услуг связи для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, заключенного в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержат специальных норм о закупках, связанных с процедурами переноса абонентских номеров государственных заказчиков. Не имеется в законодательстве о контрактной системе и отсылочных норм к законодательству о связи в случаях, если государственным заказчикам необходимо реализовать свое право на сохранение абонентского номера. В связи с этим действует общее положение о том, что заключение и особенности исполнения государственного контракта регулируются законодательством о контрактной системе (ст. 1 Федерального закона о контрактной системе <5>). Это правило вытекает из принципа единства контрактной системы в сфере закупок (ст. 11 Федерального закона о контрактной системе). -------------------------------- <5> Несколько отличный подход содержался в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ: "...контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона". Тем не менее эта норма также подтверждала, что особенности заключения государственного контракта определяются законодательством о размещении заказов.

В то же время отношения в области связи регулируются Федеральным законом о связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи. Это означает, что специальные нормы о переносе абонентских номеров применяются и в отношении государственных заказчиков. При возникновении противоречий между нормами законодательства о контрактной системе и законодательства о связи необходимо выявлять правовую природу отношений, на которые направлены применяемые нормы, и к сфере какого законодательства они относятся. Если речь идет об отношениях, связанных с планированием закупок товаров, работ, услуг, определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключением и особенностями исполнения государственных контрактов, мониторингом закупок товаров, работ, услуг, аудитом в сфере закупок товаров, работ, услуг, контролем в сфере закупок, приоритет принадлежит законодательству о контрактной системе. Если затрагиваются отношения, связанные с созданием и эксплуатацией сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи, применяются нормы законодательства о связи. При этом в силу прямого указания в ч. 1 ст. 1 Федерального закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать Федеральному закону о контрактной системе. Таким образом, представляются обоснованными следующие обобщающие выводы по изложенным выше вопросам. Государственный заказчик имеет право на сохранение абонентского номера. Специальные правовые нормы о переносе абонентских номеров (MNP) применяются в полном объеме к процедуре переноса абонентских номеров государственных заказчиков с учетом особенностей заключения и исполнения государственных контрактов. При отсутствии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения заказчик не имеет юридической возможности на реализацию своего права на сохранение абонентского номера. При наличии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от его исполнения заказчик вправе сохранить свой абонентский номер только после надлежащего выполнения процедуры одностороннего отказа.

Предусмотрена ли действующими нормативными правовыми актами об MNP специальная процедура переноса номеров для государственных заказчиков?

Процедура перенесения абонентского номера абонента, который принял решение о сохранении своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, подробно урегулирована Федеральным законом о связи, Правилами оказания услуг подвижной связи, Положением о функционировании базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставлении доступа к ее ресурсам (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2013 г. N 904), а также Требованиями к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера (утв. Приказом Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. N 351). Общий алгоритм перенесения абонентского номера установлен в п. 6 ст. 46 Федерального закона о связи. Оператор связи, с которым абонент заключает новый договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг подвижной радиотелефонной связи. Оператор связи, который до этого оказывал абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть выбранного абонентом оператора связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. Статья 46 ФЗ о связи устанавливает обязанности оператора-донора и оператора-реципиента по передаче и приему абонентского номера независимо от правового положения или какого-либо особого статуса абонента. Имеющиеся в Федеральном законе о связи положения о базе данных перенесенных абонентских номеров, порядке организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, праве абонента на сохранение своего абонентского номера также не содержат каких-либо особенностей в отношении абонентских номеров государственных заказчиков. Таким образом, в части регулирования процедуры перенесения абонентского номера Федеральный закон о связи не выделяет специальных положений, касающихся государственных заказчиков. В разделе IV (1) "Порядок перенесения абонентского номера" Правил оказания услуг подвижной связи подробно регламентированы обязанности абонента по подаче оператору-реципиенту либо третьему лицу отдельного заявления о перенесении абонентского номера с указанием необходимых сведений, а также действия оператора-реципиента, оператора-донора и оператора базы данных перенесенных абонентских номеров, обеспечивающие перенесение абонентского номера. Правила оказания услуг подвижной связи не содержат каких-либо особенностей в отношении перенесения абонентских номеров государственных заказчиков, на которых распространяется общий режим перенесения номеров абонентов - юридических лиц. Под абонентом в законодательстве о подвижной связи понимается физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (п. 2 Правил оказания услуг подвижной связи, п. 1 ст. 2 Федерального закона о связи). Понятие абонента в законодательстве о связи носит обобщающий характер без выделения специальных субъектов. Таким образом, при осуществлении процедуры перенесения абонентских номеров государственных заказчиков необходимо руководствоваться общими нормами законодательства о связи, регулирующими порядок перенесения абонентского номера и организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении данной процедуры. Вместе с тем при использовании общей процедуры перенесения абонентских номеров государственных заказчиков следует учитывать сложности, которые могут возникнуть в связи с подробной регламентацией конкурсных процедур, и в этой части исходить из приоритета законодательства о контрактной системе. Полагаем, что перенесение абонентских номеров, выделенных по договорам об оказании услуг подвижной связи юридическим лицам, заключающим договоры об оказании услуг связи на основании конкурсных процедур, предусмотренных Федеральными законами от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", должно осуществляться с учетом особенностей заключения и расторжения государственных контрактов. Так, очевидно, что процесс перенесения номера должен инициироваться оператором-реципиентом на основе подписанного с абонентом договора не позднее даты, обеспечивающей завершение процедуры одностороннего отказа от исполнения и о расторжении государственного контракта с оператором-донором. Это, возможно, потребует внесения необходимых изменений в действующее законодательство. В действующем законодательстве о связи не предусмотрена особая процедура в отношении переноса абонентских номеров государственных заказчиков. Поэтому в целях перенесения абонентских номеров государственных заказчиков необходимо руководствоваться базовыми нормами законодательства о связи, регулирующими порядок перенесения абонентского номера и порядок организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, с учетом общих требований законодательства о контрактной системе.

Имеются ли правовые основания использования бизнес-процесса N 3 (для государственных заказчиков), разработанного ФГУП "ЦНИИС", для переноса номеров государственных заказчиков?

Оператор базы данных перенесенных абонентских номеров

На основании п. 9 ст. 26 Федерального закона о связи распоряжением Правительства РФ от 9 октября 2013 г. N 1832-р Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ФГУП "ЦНИИС") определено в качестве оператора базы данных перенесенных абонентских номеров. База данных перенесенных абонентских номеров представляет собой информационную систему, содержащую сведения об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении новых договоров об оказании услуг связи с другими операторами подвижной радиотелефонной связи, и об указанных операторах связи, заключивших такие договоры (подп. 1.1 ст. 2 Федерального закона о связи). Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2013 г. N 904 утверждено Положение о функционировании базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставлении доступа к ее ресурсам. В соответствии с п. 3 Положения на оператора базы данных возложено ведение и обеспечение функционирования базы данных, в том числе сбор, хранение, обработка, передача информации, содержащейся в базе данных, а также предоставление к ней доступа. Функции оператора базы данных перенесенных абонентских номеров детализированы в п. 8 Положения в форме мероприятий, которые обязан осуществлять данный оператор. При этом оператор базы данных перенесенных абонентских номеров не наделен властными полномочиями по изданию нормативных правовых актов и даче обязательных указаний в отношении операторов связи. Нет нормативных правовых оснований и для административного контроля за деятельностью операторов связи со стороны оператора базы данных. Пунктом 10 Положения на оператора базы данных возложены обязанности по обеспечению доступа операторов связи и иных пользователей базы данных к отдельным видам информации, указанным в п. 6 Положения.

Взаимодействие операторов связи между собой и с оператором базы данных

Общие нормы о взаимодействии операторов связи между собой и с оператором базы данных содержатся в Правилах оказания услуг подвижной связи. Так, на оператора-реципиента возложены обязанности по направлению запроса о переносимом абонентском номере оператору базы данных перенесенных абонентских номеров, по направлению оператору-донору копии заявления абонента о перенесении абонентского номера с соответствующими сведениями, по сообщению оператору-донору и оператору базы данных перенесенных абонентских номеров о прекращении процедуры перенесения абонентского номера. На оператора-донора возложены обязанности по направлению оператору-реципиенту сведений, указанных в п. 48 (12) Правил оказания услуг подвижной связи. На оператора базы данных перенесенных абонентских номеров возложены обязанности о направлении оператору-реципиенту информации о получении запроса и дате последнего перенесения абонентского номера. Обмен сообщениями и документами между оператором-реципиентом и оператором-донором осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров в соответствии с порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. Приказом Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. N 351 установлены обязательные детализированные требования к взаимодействию операторов подвижной связи и оператора базы данных перенесенных абонентских номеров при обмене сообщениями и документами через базу данных перенесенных абонентских номеров при перенесении абонентского номера. Данным актом регламентируются технические требования к сообщениям, высылаемым операторами подвижной связи и оператором базы данных, отдельно определяются случаи, в которых операторы подвижной связи и оператор базы данных должны обмениваться сообщениями и документами. По своему содержанию указанные требования представляют собой описание обязательного алгоритма (бизнес-процесса) взаимодействия операторов подвижной связи и оператора базы данных при перенесении абонентских номеров. В перечисленных нормативных правовых актах отсутствуют нормы, наделяющие оператора базы данных перенесенных абонентских номеров правами (полномочиями) по толкованию, изменению или дополнению установленного законодательством порядка взаимодействия операторов связи. Оператор базы данных не имеет никаких властных полномочий в отношении операторов связи, поскольку он не является органом власти.

Правоотношения между ФГУП "ЦНИИС" и операторами связи

Деятельность ФГУП "ЦНИИС" в качестве оператора базы данных регламентирована локальным актом - положением об операторе базы данных перенесенных абонентских номеров (опубликовано на сайте http://www. zniis. ru/images/bdpn/documents/an_operator_database. pdf), основания принятия которого не раскрываются. В соответствии с положением ФГУП "ЦНИИС" оказывает операторам связи два вида услуг: по внесению изменений в базу данных и по доступу к базе данных. Эти услуги оказываются на договорной основе. Оферта-договор с операторами связи об оказании услуг внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров размещена на сайте ФГУП "ЦНИИС" (http://www. zniis. ru). Акцептом оферты со стороны оператора связи является подача заявления на подключение к БДПН, форма которого также размещена на сайте оператора базы данных. Договорный порядок взаимодействия операторов связи с оператором базы данных подтвержден официальным письмом ФГУП "ЦНИИС" от 26 ноября 2013 г. N 11/1586. Доступ к ресурсам базы данных перенесенных абонентских номеров оказывается оператором базы данных оператору связи на основе договора об оказании услуг внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров. Таким образом, правоотношения между ФГУП "ЦНИИС" и операторами связи основаны на гражданско-правовых обязательствах.

Разработка бизнес-процессов перенесения абонентских номеров

В пункте 6 Положения указано, что "...оператор базы данных осуществляет разработку документов (регламентов, бизнес-процессов...) в области администрирования БДПН и контроль за их применением". В связи с отсутствием у оператора базы данных перенесенных абонентских номеров властных функций разработанные ФГУП "ЦНИИС" документы могут либо носить характер локальных нормативных актов, обязательных внутри ФГУП "ЦНИИС", либо использоваться в качестве рекомендательных документов при его взаимодействии с операторами связи при осуществлении процедуры перенесения абонентских номеров. В данном документе понятие контроля не носит обязательного нормативного правового характера в отношении не подчиненных ФГУП "ЦНИИС" операторов связи. В целях детализации порядка взаимодействия операторов связи при Минкомсвязи России была создана рабочая группа, в задачи которой входили разработка и описание бизнес-процессов переноса абонентских номеров, подлежащих последующей реализации в программном обеспечении базы данных перенесенных номеров (БДПН). Рабочая группа в октябре - ноябре 2013 г. на основе действующих на тот момент нормативных актов и планируемого к принятию Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 599", проект которого 11 октября 2013 г. был размещен на официальном сайте Правительства Российской Федерации (http://regulation. gov. ru/project/7331.php? point=view_project&stage=2&stage_id=4649), разработала десять основных и вспомогательных бизнес-процессов переноса абонентского номера. Указанные бизнес-процессы реализованы в программном обеспечении БДПН. Бизнес-процесс N 2 (перенос номера) касается процедуры перенесения абонентского номера, принадлежащего юридическому лицу. Бизнес-процесс N 3 (перенос номера/гос. контракт) специально был детализирован для процедуры перенесения абонентского номера, принадлежащего государственному заказчику, и учитывал, помимо прочего, особенности, установленные указанным проектом Постановления Правительства РФ (в том числе о неприменении к данному процессу п. п. 45 (2), 48 (5), 48 (6), 48 (14), 48 (15), 48 (16), 48 (26), подп. "б" п. 48 (17), подп. "г" п. 48 (24)). Разработка бизнес-процессов перенесения абонентских номеров не предусматривается какими-либо нормативными правовыми актами. В утвержденном Плане деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013 - 2018 годов также не содержится указания на необходимость разработки специальных бизнес-процессов при перенесении абонентских номеров. Поэтому данные бизнес-процессы носят вспомогательный технический характер, могут применяться операторами связи на добровольной основе при заключении договоров с оператором базы данных, если они не противоречат действующим нормативным правовым актам, в том числе в сфере связи.

Заключение договора об оказании услуг внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров

В то же время организационно-техническое взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи между собой и с оператором базы данных в процессе перенесения абонентского номера является обязательным в силу прямых требований Федерального закона о связи, Правил оказания услуг подвижной связи и Приказа Минкомсвязи России от 19 ноября 2013 г. N 351. Поэтому операторы связи в случае необходимости обеспечения перенесения абонентского номера не могут избежать обязательных процедур. В том числе они вынуждены заключать с оператором базы данных договор об оказании услуг внесения изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров. В силу обязательных требований законодательства указанный договор по своему правовому содержанию носит публичный характер и представляет собой договор присоединения. На основании договора осуществляется подключение оператора связи к БДПН. Данное подключение должно соответствовать техническим условиям, приведенным в приложении N 1 к договору. Оператор базы данных начинает оказывать услуги оператору связи после подписания акта о подключении к БДПН. Техническое взаимодействие с базой данных перенесенных номеров основано на использовании транзакций (одна пара "запрос-ответ"). Процедура успешного переноса одного телефонного номера использует алгоритмы из разработанных бизнес-процессов и включает 20 транзакций (20 пар "запрос-ответ"). В связи с этим оператор связи, "добровольно-принудительно" заключивший договор с оператором базы данных, не имеет правовой возможности избежать исполнения разработанных бизнес-процессов перенесения абонентских номеров, на которых основано функционирование БДПН. По результатам анализа бизнес-процесса N 3 можно сделать следующие обобщающие выводы. Организационно-техническое взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи между собой и с оператором базы данных в процессе перенесения абонентского номера является обязательным и основывается на нормативных правовых требованиях Федерального закона о связи, Правил оказания услуг подвижной связи и Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера. В целях детализации обязательного порядка взаимодействия операторов связи рабочей группой при Минкомсвязи России в октябре - ноябре 2013 г. на основе действующих на тот момент нормативных актов и планируемого к принятию Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 599" разработаны десять основных и вспомогательных бизнес-процессов перенесения абонентского номера, которые реализованы в программном обеспечении базы данных перенесенных номеров (БДПН) и носят рекомендательный характер. Взаимодействие операторов подвижной связи и оператора базы данных в части использования бизнес-процессов осуществляется на договорной основе, за исключением тех положений в бизнес-процессах, которые носят обязательный характер в силу их заимствования из нормативных правовых актов. Таким образом, имеются правовые основания для использования бизнес-процесса N 3 (для государственных заказчиков) в целях перенесения номеров государственных заказчиков. Однако, поскольку разработанный бизнес-процесс носит рекомендательный характер, он может не исполняться оператором связи в случае противоречия с процедурами, предусмотренными нормативными правовыми актами, а также по мотивам неприменимости к специфике отношений в сфере контрактной системы.

Проблемы соотношения норм законодательства о связи и норм законодательства о государственных закупках в части регулирования процедуры заключения и расторжения договоров на оказание услуг связи

Процедура заключения и расторжения договора об оказании услуг связи

В статье 44 Федерального закона о связи предусмотрено, что оказание услуг связи осуществляется операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и Правилами оказания услуг связи. Поскольку в Федеральном законе о связи не предусмотрено особых условий заключения и расторжения договоров об оказании услуг связи, то к ним применяются общие нормы ГК РФ в отношении заключения и расторжения договоров. В отличие от Федерального закона о связи в Правилах оказания услуг связи подробно регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора. Так, в Правилах оказания услуг подвижной связи порядку и условиям заключения договора об оказании услуг связи посвящен специальный разд. 2, порядку и условиям исполнения договора - разд. 3, а порядку и условиям приостановления, изменения и расторжения договора - разд. 4. На договор об оказании услуг связи распространяются положения гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг" (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поскольку услуги связи являются разновидностью возмездных услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В договоре об оказании услуг связи исполнителем является оператор связи, а заказчиком - абонент. Договор об оказании услуг связи является консенсуальным, взаимным, возмездным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. В силу ст. 426 ГК РФ договор об оказании услуг связи является публичным. Это означает, что оператор связи обязан заключить договор об оказании услуг связи с каждым, кто к нему обратится, а также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В Правилах оказания услуг подвижной связи подчеркивается, что оператор связи обязан заключить договор, кроме случаев, если отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг подвижной связи (п. 23). Следует также отметить, что договор об оказании услуг подвижной связи заключается на неопределенный срок (по желанию абонента может быть заключен и срочный договор). Процедура заключения договора об оказании услуг связи не опосредована какими-либо административно-правовыми условиями и носит характер гражданско-правового соглашения между частными субъектами. Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг подвижной связи при условии оплаты оказанных услуг связи. Право абонента на односторонний отказ от договора основано на п. 1 ст. 782 ГК РФ о праве заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Порядок одностороннего отказа от исполнения договора определяется в договоре. В связи с публичным характером договора об оказании услуг связи действия оператора связи (исполнителя) по приостановлению, изменению или расторжению договора ограничены. Так, в случае нарушения со стороны абонента требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных законодательством о связи и договором, оператор связи имеет право сначала приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения таких нарушений. И только при неустранении нарушения в течение 6 месяцев со дня получения абонентом от оператора связи соответствующего уведомления оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. В действующем законодательстве о связи особо оговариваются особенности оказания услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Так, при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика (п. 4 ст. 51.1 Федерального закона о связи).

Процедура заключения и расторжения государственного контракта об оказании услуг связи

В случаях, если абонентом выступает государственный заказчик, договор об оказании услуг связи приобретает форму государственного контракта. В силу публичного характера отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нормы Федерального закона о контрактной системе имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами, регулирующими такие закупки. Поэтому общие положения ГК РФ и законодательства о связи в части заключения, исполнения и расторжения государственного контракта должны применяться с учетом положений Федерального закона о контрактной системе. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона о контрактной системе не могут применяться нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Федерального закона о контрактной системе, если они не соответствуют Федеральному закону о контрактной системе. Основные особенности заключения государственного контракта отражены в ст. 34 Федерального закона о контрактной системе. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 34 и 95 Федерального закона о контрактной системе. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе (ч. 14 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе). Основания расторжения государственного контракта соответствуют нормам ст. 450 ГК РФ. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе). Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом. Вместе с тем в силу публичного характера государственного контракта и с учетом анализа норм ст. 95 Федерального закона о контрактной системе можно сделать вывод о том, что законодательство о контрактной системе не допускает произвольного одностороннего отказа государственного заказчика от государственного контракта до истечения срока его действия. Должны быть фактические причины для такого отказа, связанные с неисполнением стороной контракта своих обязательств. Для подтверждения выявленных нарушений при исполнении контракта Федеральный закон о контрактной системе предоставляет право заказчику провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе. В случае проведения экспертизы решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Невозможность безосновательного (произвольного) расторжения контракта подтверждается положением ч. 14 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе о том, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Кроме того, поскольку в силу ч. 16 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе в случае одностороннего отказа государственного заказчика от исполнения контракта для исполнителя контракта наступают негативные последствия в виде включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то у заказчика должны быть для такого отказа основания в виде нарушений условий контракта со стороны исполнителя. В противном случае контракт мог бы расторгаться в любое время даже с добросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что порождало бы злоупотребления со стороны заказчика. Специалисты в сфере государственных закупок в своих исследованиях также приходили к следующему выводу: "законодатель исходит из того, что отказу от договора должно предшествовать нарушение обязательства", а "перед расторжением договора должнику дается последний шанс исправить нарушения" [4, с. 15 - 21]. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. До расторжения контракта заказчик не вправе передать его исполнение другому исполнителю (оператору связи). Новый исполнитель (оператор связи) может быть определен только по результатам процедур, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. Например, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку услуги связи, оказание которой являлось предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений в соответствии со ст. 83 Федерального закона о контрактной системе. Таким образом, полагаю, что при наличии действующего государственного контракта об оказании услуг связи заказчик может реализовать свое право на сохранение абонентского номера с использованием процедуры одностороннего отказа от контракта с оператором-донором при условии, что оператор-донор нарушает указанный контракт. При этом новый оператор-реципиент может быть определен исключительно по результатам процедур, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. В силу публичного характера отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нормы Федерального закона о контрактной системе имеют приоритет по сравнению с другими нормативными правовыми актами, регулирующими такие закупки. Поэтому общие положения ГК РФ и законодательства о связи в части заключения, исполнения и расторжения государственного контракта должны применяться с учетом положений Федерального закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Федерального закона о контрактной системе, не могут применяться, если они не соответствуют Федеральному закону о контрактной системе.

Возможна ли реализация процедуры MNP при наличии государственных контрактов, не предусматривающих порядок одностороннего отказа от договора?

Обязательным условием перенесения абонентского номера абонентом, имеющим намерение сохранить абонентский номер при заключении нового договора с оператором-реципиентом, является расторжение этим абонентом договора об оказании услуг связи с оператором-донором. Процедура расторжения договора начинается с подачи абонентом оператору-реципиенту либо третьему лицу письменного заявления о расторжении договора с оператором-донором и перенесении абонентского номера. В заявлении о перенесении абонентского номера в обязательном порядке должно быть указано на решение абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором. В случае если договор с оператором-донором относится к категории государственных контрактов, абоненту, помимо принятия решения об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором, необходимо соблюсти ряд условий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе. Во-первых, в государственном контракте должно быть условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе. Во-вторых, односторонний отказ государственного заказчика от контракта об оказании услуг связи до истечения срока его действия должен быть мотивирован и обоснован нарушениями условий контракта со стороны исполнителя. Если в государственном контракте отсутствует условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, реализация права абонента - государственного заказчика о перенесении абонентского номера становится невозможной в силу прямого указания ч. 9 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе. В этом случае у заказчика отсутствует правовое основание для расторжения контракта с оператором-донором, он не имеет права принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Иными словами, реализация процедуры перенесения абонентского номера (MNP) при наличии государственного контракта, не содержащего условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта, представляется невозможной в силу прямого указания в ч. 9 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в данном случае абонент - государственный заказчик не вправе принимать решение об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором.

Будет ли нарушением законодательства перенос номеров абонентов - государственных заказчиков при обстоятельствах, указанных в пункте 5, если используется бизнес-процесс переноса номеров N 2 (для юридических лиц)?

Бизнес-процессы переноса абонентских номеров разработаны на основе требований законодательства о порядке перенесения абонентских номеров и взаимодействия операторов связи. Они оформлены в виде схем взаимодействия и представляют собой рекомендательные документы технологического характера. Бизнес-процессы в виде схем визуализируют сложное законодательство о перенесении абонентских номеров и облегчают операторам связи осуществление процедуры перенесения номеров. Они реализованы в программном обеспечении базы данных перенесенных номеров и, по сути, отражают фактическую деятельность операторов связи и оператора базы данных по перенесению абонентских номеров. При использовании бизнес-процессов перенесения абонентских номеров необходимо исходить из того, что схемы бизнес-процессов повторяют и уточняют нормы законодательства о связи, не могут ему противоречить и не налагают на операторов связи дополнительных обременений. В любом случае при применении бизнес-процесса оператор связи вправе проверить его на соответствие требованиям законодательства о связи и при наличии расхождений применять нормы права. Бизнес-процессы применяются в отношении тех субъектов, на которых они были рассчитаны при создании. Так, бизнес-процесс N 2 в целом касается процедуры перенесения абонентского номера, принадлежащего юридическому лицу, а бизнес-процесс N 3 детализирован для процедуры перенесения абонентского номера, принадлежащего государственному заказчику. Каждый из этих бизнес-процессов отражает специфику деятельности тех субъектов, которые вовлечены в отношения по перенесению абонентских номеров. Поэтому использование бизнес-процесса без учета этой специфики может привести к нарушению специальных требований законодательства в отношении процедуры перенесения абонентского номера. Поскольку бизнес-процесс N 2 в целом относится к юридическим лицам, не подпадающим под категорию государственных заказчиков, то он не учитывает особенностей процедуры одностороннего отказа от исполнения и о расторжении контракта с оператором-донором и условий заключения нового договора с оператором-реципиентом, связанных с проведением процедур закупки услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Это означает, что в бизнес-процессе N 2 учтено право абонента на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг связи в любое время при условии оплаты оператору связи фактически понесенных им расходов. Вместе с тем конструкция бизнес-процесса N 3 должна строиться на другой правовой основе, связанной с тем, что, помимо принятия решения об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором, необходимо соблюсти ряд обязательных условий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, например, в государственном контракте должно быть условие о возможности одностороннего отказа от его исполнения. Это означает, что в части отражения в бизнес-процессе подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера может возникнуть усложнение фактического взаимодействия операторов связи и оператора базы данных, вызванное невозможностью оперативного принятия решения об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором, необходимостью проведения новой закупки услуги и т. п. Потенциально бизнес-процессе N 2 мог бы применяться к процедурам перенесения абонентских номеров, принадлежащих государственным заказчикам, если это не повлечет нарушения законодательства. В то же время при отсутствии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе реализация бизнес-процесса N 2 в отношении перенесения номеров абонентов - государственных заказчиков представляется юридически невозможной. Таким образом, при отсутствии в государственном контракте условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе реализация бизнес-процесса N 2 (для юридических лиц) в отношении перенесения номеров абонентов - государственных заказчиков будет являться нарушением действующего законодательства, поскольку абонент - государственный заказчик не вправе принимать решение об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с оператором-донором.

Список литературы

1. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 1994. С. 68. 2. Демин А. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Хозяйство и право. 1997. N 8. С. 148 - 154. 3. Андреева Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. 296 с. 4. Чваненко Д. А. К дискуссии о допустимости одностороннего отказа от государственного (муниципального) контракта // Юрист. 2013. N 14. 5. Настольная книга госзаказчика. 9-е изд., доп. / А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, В. В. Кошелева и др.; под ред. А. А. Храмкина. М.: Юриспруденция, 2013. С. 277. 6. Осипов В. Без суда и следствия. Об одностороннем расторжении государственных контрактов // Информационно-аналитическое издание "Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги". 2013. N 8. С. 32 - 35.

Библиографический список

1. Вайпан В. А., Любимов А. П. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. 2009. N 5. С. 4 - 17. 2. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография. М.: Юстицинформ, 2012. 260 с. 3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Комментарий и практика применения закона. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: Юстицинформ, 2009. 320 с. 4. Петров Д. Е. Понятие и виды договоров об оказании услуг связи // Правовые вопросы связи. 2008. N 1. 5. Раскова Ю. С. Договор об оказании услуг связи: общая характеристика, условия договора, порядок заключения // Правовые вопросы связи. 2012. N 1. С. 2 - 4.

Название документа