Автомобиль: налог на прибыль и автотранспорт

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2012, NN 13, 14)

Текст документа

АВТОМОБИЛЬ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ И АВТОТРАНСПОРТ

/"Налоги" (газета), 2012, N 13/

В. В. СЕМЕНИХИН

Собственные или арендованные автотранспортные средства использует в своей деятельности очень большое число фирм и предпринимателей, многие из которых используют традиционную систему налогообложения и, соответственно, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В статье мы расскажем об учете в целях налогообложения прибыли операций его регистрации, страхованию автотранспорта, лицензированию деятельности, связанной с перевозками пассажиров, а также коснемся ряда иных вопросов.

Регистрация автотранспортных средств

На собственников и владельцев транспортных средств законодательством Российской Федерации возложена обязанность по регистрации транспортных средств, которая осуществляется в целях обеспечения полноты учета названных объектов на территории Российской Федерации.

Постановление N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" утверждено Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. Регистрация конкретного транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом. На зарегистрированные автотранспортные средства выдаются:

- свидетельство о регистрации транспортного средства;

- паспорт транспортного средства;

- регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

За государственную регистрацию транспортных средств госпошлина на основании пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ взимается в следующих размерах:

- с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в т. ч. взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1500 руб.;

- с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в т. ч. взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1000 руб.;

- с выдачей паспорта транспортного средства, в т. ч. взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 500 руб.;

- с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в т. ч. взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 300 руб.

Расходы по уплате госпошлины за государственную регистрацию транспортных средств в целях налогообложения прибыли организаций следует учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, к которым на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Лицензирование перевозок

Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основании целого ряда законодательных актов, одним из которых является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ).

Лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), что определено пп. 62 п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637.

С 3 ноября 2011 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". С момента вступления в силу этого Закона прежний Закон о лицензировании утратил силу.

В соответствии с новым Федеральным законом N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, также будет подлежать лицензированию, что установлено пп. 24 п. 1 ст. 12. Исключение составляют случаи, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

За действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, государственная пошлина взимается в следующих размерах (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

- предоставление лицензии - 2600 руб.;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 2600 руб.;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 200 руб.;

- выдача дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, - 200 руб.;

- продление срока действия лицензии - 200 руб.

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией.

Датой осуществления прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ признается дата начисления налогов и сборов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей.

При кассовом методе признания доходов и расходов расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Страхование автотранспортных средств

Как вы знаете, гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное и добровольное страхование. Независимо от вида страхования, оно осуществляется на основании договоров имущественного и личного страхования, которые заключаются юридическим лицом или гражданином со страховой организацией.

Страхование автотранспортных средств осуществляется на добровольной основе.

В целях налогообложения прибыли расходы на добровольное страхование включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, что установлено пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ.

Расходы на добровольное имущественное страхование включают в себя, в частности, расходы по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в т. ч. арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Таким образом, расходы на добровольное страхование автотранспорта в целях налогообложения прибыли признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Расходы по добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Если организация для признания доходов и расходов применяет метод начисления, то в этом случае расходы по добровольному страхованию автотранспорта признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

По общему правилу, как мы уже отметили выше, договор страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии или ее первого взноса. В Письме Минфина России от 15 марта 2010 г. N 03-03-06/1/133 рассмотрена ситуация, когда страховая организация, пойдя на уступки, выдала страховой полис на автомобиль без уплаты. Уплата страховой премии была произведена через три месяца после получения полиса в полном размере, указанном в договоре. На вопрос о том, как учесть в данном случае расходы на страхование автомобиля за три месяца до уплаты страховой премии для целей налогообложения, в Письме дан ответ, что страховую премию страхователю необходимо учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли равномерно в течение срока действия договора начиная с момента ее уплаты.

Если организация для учета доходов и расходов применяет кассовый метод, то расходы на добровольное страхование имущества признаются в момент их оплаты, независимо от срока действия договора страхования (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Страхование гражданской ответственности владельцев

транспортных средств

Если страхование автотранспорта осуществляется на добровольной основе, то страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным видом страхования и регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ).

Владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 40-ФЗ).

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 40-ФЗ).

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263.

Расходы на обязательное страхование в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Если для признания доходов и расходов организация применяет метод начисления, то в этом случае расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых взносов.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Если организация для учета доходов и расходов применяет кассовый метод, то расходы на страхование признаются в момент их оплаты, независимо от срока действия договора страхования (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Автотранспортные средства как объекты

амортизируемого имущества

Амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признается, в частности, имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используемое им для извлечения дохода, и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Под имуществом в целях налогообложения в соответствии со ст. 38 НК РФ понимаются все виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества первоначальной стоимостью более 40 000 руб., используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, автотранспортные средства, удовлетворяющие перечисленным условиям, в целях налогообложения прибыли будут являться основными средствами, подлежащими амортизации.

Демонстрационные автомобили, используемые по программам "тест-драйв" и "подменный авто", относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ. Об этом сказано в Письме Минфина России от 24 апреля 2007 г. N 07-05-06/105.

Амортизируемое имущество, согласно п. 9 ст. 258 НК РФ, принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ, если иной порядок не предусмотрен гл. 25 НК РФ.

Поступление автотранспортных средств

В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов, что установлено п. 1 ст. 257 НК РФ. Указанный порядок формирования первоначальной стоимости распространяется как на новые основные средства, так и на бывшие в эксплуатации, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 18 марта 2011 г. N 03-03-06/1/144.

Наибольшее число вопросов возникает по поводу включения в первоначальную стоимость автотранспортных средств процентов за пользование кредитом (займом), привлеченным для приобретения автотранспорта, а также сумм таможенных пошлин и сборов, сумм уплаченной государственной пошлины.

Некоторые специалисты считают, что проценты по кредитным и заемным средствам не должны включаться в первоначальную стоимость основных средств. Свою позицию они обосновывают тем, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

В частности, в Письме Минфина России от 19 января 2009 г. N 03-03-06/1/20 отмечено, что проценты за пользование кредитом, привлеченным для приобретения (создания) объекта основных средств, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов налогоплательщика в размере, установленном ст. 269 НК РФ.

Другие авторы считают, что проценты по займам и кредитам, уплаченные до того момента, как основное средство будет введено в эксплуатацию, могут быть включены в его первоначальную стоимость. Проценты, начисленные после ввода объекта основных средств в эксплуатацию, включению в его первоначальную стоимость не подлежат. Официального мнения контролирующих органов по этому вопросу, к сожалению, нет. Организация, решившая придерживаться такой позиции, несет определенные риски.

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В Письмах Минфина России от 9 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/349, от 27 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/451 отмечено, что таможенные пошлины по приобретаемым основным средствам являются расходами, непосредственно связанными с приобретением данных основных средств, и включаются в первоначальную стоимость основных средств, подлежащих амортизации в порядке, установленном НК РФ.

Как отмечено в Письме Минфина России от 22 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/286, таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию Российской Федерации предмета лизинга, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением лизингодателем указанного амортизируемого имущества. Таким образом, расходы лизингодателя по уплате таможенных пошлин при ввозе предмета лизинга на территорию Российской Федерации для целей налогообложения прибыли подлежат включению в первоначальную стоимость предмета лизинга.

В отношении сумм уплачиваемой государственной пошлины однозначной позиции также нет. В Письме от 16 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/116 указано, что согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде суммы налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей. Следовательно, государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов, не включается в первоначальную стоимость основных средств.

Аналогичного мнения придерживаются и суды. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. N Ф09-8694/08-С3 по делу N А07-18611/07, в котором суд указал, что налогоплательщик правомерно включил указанные затраты в состав прочих расходов, поскольку регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования. Следовательно, расходы на регистрацию не участвуют в формировании первоначальной стоимости транспортных средств.

А вот в Письме Минфина России от 1 июня 2007 г. N 03-03-06/2/101 высказано совершенно противоположное мнение, согласно которому в целях налогообложения прибыли суммы государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой транспортных средств на учет в ГИБДД учитываются в первоначальной стоимости основных средств. В Письме Минфина России от 5 июля 2006 г. N 03-06-01-04/138 отмечено, что в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Госпошлина представляет собой фактические затраты на приобретение объекта основных средств и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость.

В ситуации, когда однозначного мнения по поводу учета того или иного вида расходов нет, рекомендуем руководствоваться п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которому в случае, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе сам определить, к какой группе он отнесет такие затраты. Принятое решение следует закрепить в приказе по учетной политике организации.

При определении первоначальной стоимости автотранспорта, внесенного в уставный капитал, следует руководствоваться пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ, согласно которому автотранспортное средство в целях исчисления налога на прибыль принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса автомобиля. Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы также определены в качестве взноса в уставный капитал организации. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого автотранспортного средства, его стоимость признается равной нулю.

/"Налоги" (газета), 2012, N 14/

Начисление амортизации

Как мы уже отметили в статье, автотранспортные средства в целях исчисления налога на прибыль признаются основными средствами, подлежащим амортизации.

Не подлежит амортизации в целях налогообложения:

- имущество бюджетных организаций (исключение составляет имущество, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления таковой) (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ);

- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ);

- имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Данная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Исключаются из состава амортизируемого имущества автотранспортные средства (п. 3 ст. 256 НК РФ):

- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

- переведенные по решению руководства организации на консервацию, продолжительность которой превышает три месяца;

- находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

Приобретая автомобиль, организация должна определить срок его полезного использования, ведь именно в течение этого срока и начисляется амортизация.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого автомобиль служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Этот срок определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию автомобиля с учетом Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация ОС).

Все имущество, подлежащее амортизации, объединено в десять амортизационных групп (п. 3 ст. 258 НК РФ). Если ваше автотранспортное средство не указано ни в одной из них, срок его полезного использования следует установить самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителя (п. 5 ст. 258 НК РФ).

Организации нередко приобретают автотранспортные средства, бывшие в эксплуатации. Приобретая такие объекты, организации, руководствуясь п. 7 ст. 258 НК РФ, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Как отмечено в Письме Минфина России от 18 марта 2011 г. N 03-03-06/1/144, срок эксплуатации имущества предыдущим собственником должен быть подтвержден документально. Если срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником не может быть документально подтвержден, то срок полезного использования по такому основному средству устанавливается в общем порядке.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Такой порядок предусмотрен п. 11 ст. 258 НК РФ. Но должен ли он применяться в отношении автотранспортных средств? Для ответа на этот вопрос обратимся к Письму Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/816. Исходя из положений ст. 130 ГК РФ, автотранспортное средство является движимой вещью. В соответствии с п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на транспортные средства законодательством не установлены. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах. Учитывая изложенное, начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству начинается в общеустановленном порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Налоговым законодательством предусмотрено два метода начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества: линейный и нелинейный. Налогоплательщикам предоставлено право выбора одного из двух предлагаемых п. 1 ст. 259 НК РФ методов начисления амортизации. Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Установленный метод начисления амортизации применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу, в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ, следует начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект амортизируемого имущества был введен в эксплуатацию.

При выборе налогоплательщиком линейного метода начисления амортизации сумма амортизации на основании п. 2 ст. 259 НК РФ определяется для целей налогообложения прибыли ежемесячно отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ.

Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.2 НК РФ.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные повышающие (понижающие) коэффициенты, порядок применения которых определен ст. 259.3 НК РФ.

Организация, применяющая метод начисления, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признает таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяет с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ). Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 259, 259.1, 259.2, 322 НК РФ.

Расходами при использовании кассового метода признаются затраты после их фактической оплаты. Организации, имеющие право на определение доходов и расходов по кассовому методу, учитывают амортизацию в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период, при этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве (пп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ремонт автотранспортных средств

В целях налогообложения прибыли расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии, согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, которые, в свою очередь, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Согласно п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются в целях налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Нередко автотранспортные средства нуждаются в ремонте после дорожно-транспортных происшествий. Можно ли учесть в составе расходов затраты на ремонт основного средства, в повреждении которого установлено виновное лицо? Учесть такие расходы можно, что подтверждает и арбитражная практика. Налоговая инспекция, проводя проверку налогоплательщика, доначислила налог на прибыль, мотивируя решение тем, что налогоплательщик необоснованно включил в расходы, уменьшающие доходы, сумму по оплате ремонта автомобиля, пострадавшего в ДТП. По мнению налогового органа, сумму, потраченную на ремонт, следовало взыскать с виновника дорожно-транспортного происшествия и включить ее в состав внереализационных доходов.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. N Ф09-4771/08-С3 по делу N А76-23428/07 указано, что произведенные затраты на ремонт автомобиля, являющегося основным средством налогоплательщика, документально подтверждены и экономически обоснованны, вывод об отсутствии оснований у налогового органа для доначисления налогоплательщику налога на прибыль является законным и обоснованным. Доводы налогового органа не основаны на нормах налогового законодательства и являются несостоятельными.

В аналитическом учете налогоплательщик, согласно п. 1 ст. 324 НК РФ формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех произведенных расходов, включая:

- стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта;

- расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт;

- прочие расходы, связанные с осуществлением ремонта силами организации;

- затраты на оплату работ, выполненных сторонними организациями.

Пункт 3 ст. 260 НК РФ позволяет налогоплательщикам создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в целях обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, т. е. для признания расходов на ремонт предусмотрено два варианта - единовременное признание расходов в размере фактических затрат и равномерное признание расходов на проведение ремонта основных средств в целях налогообложения прибыли. Организация должна самостоятельно определить, в каком порядке ей будут учитываться расходы на ремонт основных средств, и закрепить избранный порядок в приказе по учетной политике.

Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств установлен ст. 324 НК РФ.

Выбытие автотранспортного средства

Реализацией основных средств организацией или индивидуальным предпринимателем признается, в частности, передача основного средства на возмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных в целях налогообложения прибыли признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Таким образом, выручка от реализации автомобиля будет признаваться доходом от реализации.

При реализации амортизируемого имущества, каковым являются и автомобили, при соблюдении всех необходимых условий, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Остаточная стоимость автомобиля определяется как разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Доходы от реализации можно уменьшить также на сумму расходов, связанных с реализацией, если произведенные расходы учитываются при налогообложении прибыли.

Хоть мы в статье и не говорили о возможности применения амортизационной премии, несколько слов скажем о том, как учитывается в целях налогообложения реализация автомобиля, в отношении которого амортизационная премия была применена.

Напомним, что, руководствуясь п. 9 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) (далее - амортизационная премия).

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, указанная премия подлежит восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/61, при определении финансового результата от реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых применялась амортизационная премия, налоговая база определяется как доходы от реализации, уменьшенные на остаточную стоимость, исчисленную в соответствии с положениями ст. 257 НК РФ. При этом в целях расчета остаточной стоимости основного средства в качестве значения его первоначальной стоимости принимается первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, т. е. сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором основное средство пригодно для использования.

В рассматриваемом Письме обращено внимание на то, что в качестве значения амортизации, начисленной за период эксплуатации, принимается сумма ежемесячных расходов, рассчитанных в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 259, 259.1, 259.2 и 259.3 НК РФ. Амортизационная премия в целях расчета остаточной стоимости основного средства амортизационными отчислениями не является.

Сумма восстановленной амортизационной премии должна быть включена в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, амортизационная премия, т. е. расходы, признанные в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ и восстановленные в соответствии с абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ на момент реализации амортизируемого имущества, при определении налоговой базы по операции реализации амортизируемого имущества не учитываются.

Если остаточная стоимость реализуемого автомобиля с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования автомобиля и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Пунктом 13 ст. 258 НК РФ установлено, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов.

Таким образом, убыток, полученный в связи с тем что остаточная стоимость реализуемого амортизируемого имущества превышает доход от его реализации, включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сокращенным сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

По мнению Минфина России, вышеуказанный порядок учета убытка применяется в отношении основных средств, амортизация по которым начисляется как линейным, так и нелинейным методом.

Название документа