Актуальные вопросы правового регулирования и обеспечения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте
(Войтенков Е. А.) ("Юридический мир", 2012, N 3) Текст документаАКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
Е. А. ВОЙТЕНКОВ
Войтенков Евгений Алексеевич, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.
В статье всесторонне, с привлечением статистических данных, анализируется современная ситуация в сфере пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, изучаются актуальные проблемы и выявляются тенденции в данной сфере, рассматриваются различные организационно-правовые механизмы повышения безопасности пассажирских перевозок на российских дорогах.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, правовое регулирование, безопасность дорожного движения.
Topical issues of legal regulation and ensuring passenger transportations on automobile transport E. A. Voijtenkov
On the basis of statistical data the article in detail analyses contemporary situation in the sphere of passenger transportations on automobile transport, studies topical problems and reveals tendencies in this sphere, considers various organizational-law mechanisms of increase of security of passenger transportations on Russian roads.
Key words: passenger transportations, legal regulation, security of road traffic.
Руководство страны рассматривает обеспечение безопасности дорожного движения как одну из острых социально-экономических проблем, решить которую возможно только совместными скоординированными усилиями заинтересованных министерств и ведомств. Как известно, в 2006 г. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу, целью которой определено сократить в полтора раза к 2012 г. число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100 (в ред. от 02.08.2011) "О Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" // СЗ РФ. 27.02.2011. N 9. Ст. 1020.
Немаловажным сегментом работы по обеспечению безопасности дорожного движения в целом является безопасность перевозок на пассажирском автотранспорте. В последние годы в различных регионах Российской Федерации участились случаи аварий с участием автобусов и иных транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров. В результате этих дорожно-транспортных происшествий гибнет и страдает большое количество людей. На наш взгляд, это во многом является следствием снижения уровня общей дисциплины в организациях, осуществляющих такие перевозки; снижением уровня квалификации водительского состава этих организаций; высокой изношенностью автобусного парка, а также ряда других факторов организационно-правового характера. Анализ статистических данных показывает, что за первые 10 месяцев 2011 г. из-за нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями автобусов, произошло 3432 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 286 (+4,4%) и получили ранение 5557 (+4,3%) <2> человек. При этом около 60% людей пострадали в связи с нарушениями требований безопасности дорожного движения, допущенными водителями автобусов, принадлежащих физическим лицам. Немаловажно, что каждое второе происшествие допущено водителями, осуществлявшими регулярные перевозки. -------------------------------- <2> В скобках в процентном отношении приводятся сведения о приросте (+) и убыли (-) того или иного показателя по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Статистика фиксирует ежегодный прирост количества автобусов, принадлежащих физическим лицам. В настоящее время на учете в подразделениях Госавтоинспекции состоит около 894 тыс. автобусов, 52,1% которых принадлежит физическим лицам. В 2009 г. данные показатели выглядели иначе - физическим лицам принадлежали только 46,6% автобусов <3>. Предпосылки для таких тенденций очевидны - регистрация транспортных средств на физических лиц имеет экономические предпосылки. Это позволяет юридическим лицам минимизировать финансовые затраты на перевозку, сократить налоговые затраты, а в случае совершения нарушений нести ответственность в минимальном объеме, учитывая существенную разницу между размерами штрафов в отношении физических и юридических лиц. -------------------------------- <3> По данным ГУОБДД МВД России.
Очевидно, что тенденция увеличения парка автобусов, принадлежащих физическим лицам, не обеспечивающим должным образом выполнение требований безопасности дорожного движения, негативно сказывается на безопасности пассажирских перевозок в целом. В конечном итоге это приводит к дорожно-транспортным происшествиям, которые зачастую влекут гибель большого числа людей. Анализ современной модели работы автотранспортных предприятий, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в данной сфере, интервьюирование водителей автобусов указывает на наличие явной экономической зависимости работы водителей от интенсивности их работы и наполняемости транспортного средства (автобуса, микроавтобуса). При этом экономическая эффективность хозяйственной деятельности такого предприятия является более приоритетной, нежели фактор обеспечения безопасности дорожного движения. Обращаясь к причинам такого положения дел, можно предположить, что оно в значительной степени объясняется несовершенством нормативно-правового регулирования в сфере автомобильного транспорта и отсутствием комплексного подхода к решению проблемных вопросов. Анализ правовой базы, регламентирующей требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров, показывает, что большинство таких требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения в действующем законодательстве, отсутствуют в свете признания утратившим силу Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов <4>. -------------------------------- <4> См.: Приказ Минтранса РФ от 25 января 2011 г. N 18 "О признании утратившим силу Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27" // Российская газета. N 57. 18.03.2011.
Представляется, что немаловажное значение в деятельности по сокращению числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, занимает такой вид работы, как профилактика аварийности в этой сфере перевозок. Вместе с тем необходимо признать, что в настоящее время меры, реализуемые в этой сфере, недостаточно эффективны. Другим немаловажным вопросом, требующим скорейшего решения, является совершенствование механизма обеспечения прохождения всеми водителями автобусов, микроавтобусов (маршрутных такси) предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, поскольку сложившаяся на сегодняшний день практика проведения таковых не достигает желаемых результатов и зачастую является формальной. Как видно из проведенного анализа, несмотря на всю значимость вопросов обеспечения безопасности перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, существует целый комплекс разноплановых проблем организационно-правового характера, которые требуют решения. На наш взгляд, усилия в данной работе должны быть направлены на совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы обеспечения безопасности деятельности по перевозке пассажиров. Представляется целесообразной разработка комплекса правовых актов, направленных на обязательность проверки организаций, претендующих на осуществление регулярных пассажирских перевозок, на предмет добросовестности их деятельности путем изучения данных о состоянии аварийности по вине водителей этих организаций, их транспортной дисциплины, а также о наличии информации о невыполнении указанными перевозчиками требований законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, если таковые были ранее выявлены. Другая мера, которая могла бы стать эффективным "рычагом" в работе по снижению показателей аварийности на пассажирском транспорте, это проработка вопроса об обязательном закреплении (в том числе - на договорной основе) транспортных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, но не обеспечивающих самостоятельно полного комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, за крупными автотранспортными предприятиями, имеющими достаточную площадь для размещения принадлежащих им и закрепленных транспортных средств, необходимую производственную базу для проведения технического обслуживания и ремонта автобусов, медицинских осмотров водителей и осмотров транспортных средств перед выездом на линию. Таким образом, можно заключить, что работа по совершенствованию правовой базы по обеспечению безопасности дорожного движения в области пассажирских перевозок может быть эффективна только при реализации комплексного подхода с максимальным учетом интересов всех субъектов данной сферы деятельности. При этом основным приоритетом должны являться жизнь и здоровье людей. На наш взгляд, этот подход поможет переломить негативную тенденцию в сфере обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Название документа