С 1 января 2012 г. вступил в силу ряд поправок, касающихся производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Денисова А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
С 1 ЯНВАРЯ 2012 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ РЯД ПОПРАВОК,
КАСАЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 20 января 2012 года
А. ДЕНИСОВА
Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ были внесены изменения в Закон об алкогольном регулировании. Однако после официального опубликования не все поправки вступили в силу. Например, некоторые из них начнут действовать лишь с 1 июля 2012 г., а некоторые - с 1 января 2013 г. В статье рассмотрены изменившиеся положения Закона об алкогольном регулировании, которые начали применяться уже с 1 января 2012 г.: новые требования к производству и обороту алкогольной продукции, порядок учета и декларирования объема производимого и находящегося в обороте алкоголя и др.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон об алкогольном регулировании). Большинство поправок вступило в силу сразу после их официального опубликования. Однако некоторые из них будут действовать лишь с 1 июля 2012 г., а некоторые - с 1 января 2013 г. В данной статье рассмотрены те изменившиеся положения Закона об алкогольном регулировании, которые начали действовать с 1 января 2012 г. В частности, появились новые требования к производству и обороту алкогольной продукции, изменился порядок учета и декларирования объема производимого и находящегося в обороте алкоголя и др.
Требования к производителям алкогольной продукции
С 1 января 2012 г. изменились требования к уставному капиталу организаций, осуществляющих производство водки: теперь водку вправе производить только организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 80 млн. руб. Отметим, что ранее он должен был составлять не менее 50 млн. руб.
Для организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции, которая содержит более 15 процентов спирта, предусмотрено правило о том, что их оплаченный уставный капитал (уставный фонд) должен составлять не менее 10 млн. руб. Ранее данное условие не распространялось на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Теперь это ограничение снято.
Существенные изменения коснулись производства этилового спирта и алкогольной продукции с его применением. Теперь организации обязаны использовать свои производственные мощности с определенной загрузкой. Так, не допускается производство этилового спирта и алкогольной продукции с его применением, если объем такого производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности. Данная норма будет установлена Правительством РФ. До принятия соответствующих поправок изготовитель алкогольной продукции самостоятельно определял объем производства.
Если организация не может соблюдать норму минимального использования мощности, она обязана временно прекратить эксплуатацию основного технологического оборудования. О таком приостановлении работы необходимо уведомить лицензирующий орган. Однако это не послужит основанием для приостановления действия лицензии.
О возобновлении использования оборудования производитель должен также сообщить в лицензирующий орган. Если такого уведомления не поступило, то производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием запрещается.
В Законе об алкогольном регулировании рассмотрен вопрос использования производственного оборудования при аннулировании или прекращении действия лицензии. В таком случае производитель обязан законсервировать оборудование под контролем лицензирующего органа. При приобретении такого оборудования другим лицом для его запуска потребуются расконсервация и снятие пломб.
Установлены ограничения для алкогольных напитков крепостью до 7 градусов, в которые этиловый спирт добавляется в процессе приготовления. Производство и оборот таких напитков возможны только в потребительской таре объемом не более 330 мл.
Оборот алкогольной продукции
Для осуществления некоторых видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, необходимо в территориальное отделение Росалкогольрегулирования представить соответствующее уведомление. Порядок его подачи определен Приказом Росалкогольрегулирования от 29.03.2010 N 25н [1]. Законом об алкогольном регулировании уточнен перечень видов деятельности, при осуществлении которых представление такого уведомления обязательно.
Так, при условии представления уведомления теперь осуществляются:
- закупка этилового спирта (свыше 200 дкл в год) в целях его производства по фармакопейным статьям, производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд;
- закупка этилового спирта по фармакопейным статьям (свыше 200 дкл в год) в целях его использования в качестве лекарственного средства, для производства лекарственных препаратов, включенных в госреестр лекарственных средств, и (или) для собственных нужд;
- поставка и перевозка этилового спирта, нефасованной алкогольной продукции, содержащей более 25 процентов спирта.
С 1 января 2012 г. при розничной продаже на территории РФ алкогольной продукции на таре дополнительно должна быть указана следующая информация на русском языке:
- о вреде употребления алкоголя для здоровья человека;
- о содержании этилового спирта в напитках крепостью до 7 процентов в 100 мл продукта и на объем потребительской тары.
До 1 января 2013 г. допускается оборот следующей алкогольной продукции:
- крепостью до 7 процентов, если сведения о содержании спирта в 100 мл и на объем потребительской тары отсутствуют;
- крепостью до 7 процентов с содержанием спирта, добавленного в процессе производства, в потребительской таре объемом более 330 мл;
- крепостью до 9 процентов при отсутствии маркировки федеральными специальными и акцизными марками.
Отметим, что с 1 января 2012 г. импорт такой алкогольной продукции не допускается.
До 1 января 2012 г. обязательной маркировке подлежала алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 процентов. Теперь маркировке подлежит любая алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков.
Для приобретения федеральных специальных или акцизных марок организация должна представить в Росалкогольрегулирование или в таможенный орган документы, перечисленные в п. 2 ст. 12 Закона об алкогольном регулировании. С 1 января 2012 г. к указанным документам организации должны прилагать расчет потребности в федеральных специальных марках (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции). Такой расчет определяется в порядке и по форме, которые установлены Правительством РФ [2].
Отметим, что с 1 января 2012 г. для оборота пива и пивных напитков требуются такие же документы, как для оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренные п. 1 ст. 10.2 Закона об алкогольном регулировании. При частичном или полном отсутствии таких сопроводительных документов продукция считается находящейся в незаконном обороте.
Учет и декларирование объема производства,
оборота алкогольной продукции,
а также использования производственных мощностей
С 1 января 2012 г. изменился порядок учета и декларирования объема производства, оборота и использования алкогольной продукции. Напомним, что до вступления в силу соответствующих поправок учитывать и декларировать объем ее производства и оборота должны были только организации, осуществляющие производство, закупку и поставку алкоголя и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием спирта более 40 процентов.
Теперь такая обязанность лежит на организациях, которые осуществляют производство и (или) оборот алкогольной, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием спирта более 25 процентов.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, также обязаны проводить учет и декларирование объема их розничной продажи.
С 1 января 2012 г. производители этилового спирта и алкогольной продукции с его применением обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об алкогольном регулировании декларировать объем использования этилового спирта должны организации, закупающие этиловый спирт:
- объемом свыше 200 дкл в год для производства спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- по фармакопейным статьям (свыше 200 дкл в год) в целях его использования в качестве лекарственного средства, для производства лекарственных препаратов, включенных в госреестр лекарственных средств, и (или) для собственных нужд.
Порядок учета и декларирования объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта и алкогольной продукции определен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 [3]. Правительством РФ также будет установлен порядок учета использования производственных мощностей.
Организации, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в Росалкогольрегулирование в электронном виде копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензирование
В соответствии со ст. 18 Закона об алкогольном регулировании лицензированию подлежат все виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Исключение составляют:
- производство и оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков;
- розничная продажа спиртосодержащей продукции;
- закупка этилового спирта и алкогольной продукции в целях их использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона об алкогольном регулировании для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством алкогольной продукции и указанных в п. 2 ст. 18 данного Закона, организация должна представить в лицензирующий орган комплект документов. С 1 января 2012 г. необходимо дополнительно представлять:
- схему оснащения основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема готовой продукции;
- расчет мощности оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием по каждому заявленному виду продукции;
- документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений, которые находятся в ее собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на праве аренды, если срок аренды определен договором и составляет не менее года. При этом специальных положений в отношении договоров субаренды не предусмотрено, следовательно, помещения могут находиться у организации и на праве субаренды [4];
- копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема готовой продукции, установка которых обязательна в соответствии с Законом об алкогольном регулировании.
С 1 января 2012 г. действие лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции может быть приостановлено по новому основанию - при непредставлении уведомления о поставке, перевозке, закупке этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25 процентов.
Документы:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
[1] Приказ Росалкогольрегулирования от 29.03.2010 N 25н "Об утверждении Порядка представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений" (зарегистрировано в Минюсте России 06.07.2010 N 17700).
[2] Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 N 1079 "О расчете потребности в федеральных специальных марках и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785".
[3] Постановление Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
[4] Пункт 5 информационного сообщения Росалкогольрегулирования "Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ".
Название документа