Правовые аспекты ценовой политики в системе финансовой политики государства
(Гафарова Г. Р.) ("Налоги" (журнал), 2012, N 1) Текст документаПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА <*>
Г. Р. ГАФАРОВА
Гафарова Г. Р., к. ю.н., доцент кафедры финансового права Института экономики, управления и права г. Казань.
В статье рассматриваются ценообразование, ценовая политика как системообразующие элементы финансовой политики. По мнению автора, в связи с тем, что отношения, возникающие в процессе осуществления ценообразования, составляют основу финансово-правового регулирования, ценообразование можно рассматривать через призму механизма финансовой деятельности. В связи с указанным правовые аспекты ценовой политики проанализированы в контексте правового регулирования финансовой деятельности государства.
Ключевые слова: ценообразование, ценовая политика, финансовая политика, налогообложение, государственное регулирование.
The article considers price formation, price policy as systemmaking elements of financial policy. The author believes that if the relations arising in the process of effectuation of price formation are the basis of financiallaw regulation, the price formation can be considered through the prism of mechanism of financial activity. In connection with the above legal aspects of price policy are analyzed in the context of legal regulation of financial activity of the state.
Key words: price formation, price policy, financial policy, taxation, state regulation.
Понятие финансовой политики подробно разработано представителями экономической науки, которые рассматривают финансовую политику как составную часть экономической, как курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты <1>. -------------------------------- <1> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006; Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Экономика и управление. М., 2005.
Совершенно справедливо указывает профессор С. В. Мирошник, что понятие достаточно полное, но совершенно не отражающее важнейшие правовые и юридические составляющие категории "финансовая политика". Становление и развитие новой российской государственности требует переосмысления сущности и социального назначения многих финансово-правовых явлений. Сегодня, характеризуя финансовую политику как правовую категорию, следует принимать во внимание такие изменения во взаимоотношениях государства и личности, как признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, социальную направленность основных направлений деятельности Российского государства, преобладание цивилизованных способов разрешения юридических конфликтов, влияние процессов глобализации <2>. -------------------------------- <2> Мирошник С. В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. N 4.
В последнее время в юридической литературе понятию, содержанию финансовой политики как правовой категории также уделяется пристальное внимание. В определении сущности финансовой политики практически все авторы сходятся в том, что обязательным условием осуществления финансовой политики является нормативно-правовое закрепление ее основных системообразующих элементов. При этом важно указать, что финансовая политика государства может быть реализована только в том случае, если входящие в ее состав идеи, принципы, программы получат юридически определенную форму. Следовательно, определяющим, а также связующим звеном всех элементов финансовой политики являются нормы права. По мнению И. В. Рукавишниковой, "нормативно-правовое определение финансовой политики государства может выглядеть так: государственная финансовая политика - составная часть социально-экономической политики, которая определяет цели, задачи, принципы, направления, способы правового регулирования, а также формы деятельности государственной власти РФ, иных уполномоченных органов и организаций в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышение благосостояния государства и личности" <3>. -------------------------------- <3> Рукавишникова И. В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. 2008. N 4. С. 3.
Финансовая политика формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенациональных интересов, определяющих развитие отраслей, имеющих структурообразующее значение. Таким образом, главной ее целью является создание финансовых условий для социально-экономического развития страны. К основным, главным составляющим финансовой политики государства принято относить бюджетную, налоговую, инвестиционную, социальную и таможенную политику. Следовательно, финансово-правовая политика осуществляется в различных сферах финансовой деятельности государства, в т. ч. в сфере государственного регулирования ценообразования, поскольку цена и ценообразование, будучи в тесной связи с финансами, занимают важное место в финансовой системе государства, цена оказывает решающее воздействие на движение денежных ресурсов в механизме формирования и использования централизованных денежных фондов. Говоря о государственном регулировании ценообразования, следует исходить из того, что "государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования экономических процессов включает три важных средства: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики" <4>. -------------------------------- <4> Салимжанов И. К. Ценообразование. М., 2008. С. 141.
Следует указать, что под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. Особый исследовательский интерес вызывает такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. Именно данный вид цен наглядно показывает степень участия, точнее, воздействия государства на цены и механизм ценообразования, ценовую политику. Свободные цены свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно - путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например установить правила игры на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка <5>. С этой целью вводится ряд запретов: на ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу. Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон и фиксируются в договорах, в протоколах согласования цен. -------------------------------- <5> Там же. С. 41.
Регулируемые цены - цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление об изменении цен и их декларирование. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены. Цены фиксированные - регулируемые цены твердо определенной величины. Устанавливаются, например, на природный газ, электро - и теплоэнергию, перевозку грузов железнодорожным транспортом. Цены предельные - регулируемые цены, которые ограничены нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо-сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности <6>. И. К. Салимжанов уточняет, что воздействие государственных органов осуществляется методами: 1) либо прямого ограничения роста или снижения цен; 2) либо путем регламентации рентабельности; 3) либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта; 4) либо путем установления предельных значений элементов цены; 5) каким-либо аналогичным методом <7>. -------------------------------- <6> Герасименко В. В. Ценообразование: Учеб. пособие. М., 2008. С. 32. <7> Салимжанов И. К. Указ. соч. С. 41.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство, точнее, государственные органы, обладая определенной компетенцией в соответствующей сфере, непосредственно влияют на цены и от имени и в интересах государства осуществляют ценовую политику. Воздействие на цены осуществляется только через правовые нормы, которые, в свою очередь, делают цену объектом правового регулирования, позволяют в определенных отношениях их установить, изменить с учетом состояния экономики страны, рыночных отношений. Данное воздействие нуждается в особом подходе со стороны органов государственной власти, требующем учета всех аспектов планирования, учета, прогнозов, расчетов, анализа. Следовательно, можно заключить, что органы государственной власти осуществляют соответствующую деятельность в данной сфере, используя весь арсенал правовых средств, и тем самым определяют ценовую политику. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной ценовой политики отражается на процессах формирования цен. Экономисты связывают ценовую политику государства с законодательной властью и правовыми мерами, применяемыми в сфере государственного регулирования ценообразования. "На протяжении всей истории развития экономических отношений воздействие государства на цены оказывалось в большей или меньшей степени. Это тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующие на внутренние цены, и т. д. ...Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности" <8>. -------------------------------- <8> Финансовая политика России / Под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева. М., 2008. С. 208.
Заслуживает одобрения и внимания смелая позиция экономистов о существовании ценового права. Однако говорить о том, что ценовое право входит в гражданское право, представляется не совсем верным. Заметим, что в гражданском законодательстве цена рассматривается с частноправовых позиций. Цена как правовая категория, по мнению немногих цивилистов, изучающих данную категорию, представляет собой окончательно определенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав. Поэтому, справедливости ради, следует указать на то, что в одних случаях это элемент договора, условие реализации соглашения сторон договора. В других - объект публичных правоотношений (правоотношений типа "власть и подчинение"). Следовательно, по справедливому мнению Н. А. Саттаровой, акцентирование внимания исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены является недостаточным <9>. -------------------------------- <9> Саттарова Н. А. О правовых аспектах ценообразования // Финансовое право. 2010. N 5.
В обоснование нашей позиции приведем еще мнение О. Н. Горбуновой, которая пишет: "...вопросы товарооборота тесно связаны с вопросом цен. Специалисты по финансовому и административному праву еще сравнительно недавно вели спор о том, кто должен заниматься ценообразованием и ценоустановлением. Представители финансового права, как и экономисты, всегда считали, что между финансами и ценами существует тесная взаимосвязь. Автор всегда придерживался той точки зрения, что цены зависят от себестоимости продукции, от спроса и предложения товара на рынке, каким бы он ни был, а потому административное регулирование цен, в конечном счете, невозможно и вредно" <10>. -------------------------------- <10> Горбунова О. Н. Проблемы совершенствования финансового законодательства в условиях развивающегося мирового кризиса // Право и государство: теория и практика. 2009. N 3(51). С. 75.
Современная нормативно-правовая база государственного регулирования цен охватывает широкий круг нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровня. При этом складывающийся в настоящее время подход к исследованиям вопросов правового регулирования ценообразования состоит в том, что законодательство о ценообразовании должно включать в основном нормы, регулирующие ценообразование в рыночных отношениях, которые, в свою очередь, воздействуют на формирование и использование централизованных денежных фондов. Данный подход в вопросах взаимодействия бюджетной, налоговой и ценовой политики актуализирует вопросы функционирования финансовой системы, финансовой политики. Государственное регулирование ценообразования играет важную роль в системе управления экономикой. При этом функции современного государства в сфере экономики не ограничиваются лишь мотивом управления рыночной экономикой, они обусловливают необходимость особого подхода и решение проблем в сфере денежного обращения и ценообразования во взаимосвязи с правовым регулированием тех или иных вопросов функционирования финансовой системы. Ценовая политика, являясь одним из основных направлений финансовой политики, сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги, что, в свою очередь, обусловливает влияние государственного ценообразования на бюджетно-налоговую сферу, сферу денежного обращения и таможенного регулирования. Так, в системе ценообразующих факторов в современной экономике именно налоги, вернее налоговые ставки, занимают особое место, поскольку налоги являются важным фактором, оказывающим влияние на формирование цен. Иными словами, налоги через цены выполняют определенную социально-экономическую роль, поскольку являются фактором регулирования уровня цен. В данном аспекте ключевым звеном является налоговая ставка. Выбор основных направлений ценовой политики во многом определяет финансово-экономическую стабильность государства, его социальное и политическое благополучие. Поэтому, как справедливо пишет М. Ю. Лев, отсутствие понимания сущности цены, формирования и установления цены, замалчивание ее законодательного понятийного определения, отсутствие как таковой ценовой политики приводят на государственном уровне к дестабилизации экономики, увеличению инфляционных процессов и бюджетных расходов, отсутствию скоординированной таможенной и налоговой политики <11>. -------------------------------- <11> Лев М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: Учеб. пособие. М., 2009. С. 6.
Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на достижение трех основных целей: последовательное проведение ценовой либерализации, государственная регуляция цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществление контроля за их сдерживанием. Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики, ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, уменьшению инфляции и смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качества продукции и развитию конкуренции и в конечном итоге способствует росту эффективности рыночной экономики <12>. -------------------------------- <12> URL: http://phinance. ru/?idk=255 (дата обращения: 27.10.2011).
Цена и ценообразование, будучи в тесной связи с финансами, занимают важное место в финансовой системе государства, поскольку цена оказывает решающее воздействие на движение денежных ресурсов в механизме формирования и использования централизованных денежных фондов. Ценообразование необходимо рассматривать в аспекте финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Кроме того, по традиционному представлению финансовое право - это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций. Следовательно, цена и ценообразование как объективная необходимость функционирования денежных, в т. ч. финансовых, отношений являются в определенной мере регулятором экономической функции государства. Без правовых средств данный процесс невозможен. Из указанных положений следует сделать вывод о том, что в формировании централизованных и децентрализованных финансов, а вместе с тем и в механизме их распределения (перераспределения), в функционировании финансовой системы денежные средства, цены и ценообразование играют важную роль. При этом объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов. Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач <13>. -------------------------------- <13> Финансовая политика России: Учеб. пособие / Под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова, Р. К. Арыкбаева. М., 2008. С. 5.
Таким образом, ценообразование, осуществляемое компетентными органами государственной власти, так или иначе связано с необходимостью охраны и защиты публичного интереса. Ценообразование можно рассматривать через призму механизма финансовой деятельности, поскольку отношения, возникающие в процессе осуществления указанной деятельности, и составляют основу финансово-правового регулирования. Следовательно, ценообразование является особым видом финансовой деятельности государства и муниципальных образований. При этом ценовая политика как звено финансовой политики должна способствовать формированию гибкого механизма налогообложения, денежно-кредитного регулирования, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки и применения адекватной правовой базы.
Название документа