Особенности гражданско-правового статуса саморегулируемой организации в сфере строительства и ее членов

(Даутия Т. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЕЕ ЧЛЕНОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 декабря 2011 года

Т. В. ДАУТИЯ

Даутия Т. В., старший юрисконсульт правового сопровождения договоров строительства и ремонта НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия", аспирант кафедры гражданского права НАЧОУ ВПО "Современная гуманитарная академия".

Аннотация: обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций в сфере строительства и наличие выданного такой организацией допуска к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, введены с 1 января 2010 года, однако ввиду недостатков действующего законодательства, наличия пробелов в нем, а также неготовности перехода строительной отрасли от государственного регулирования к саморегулированию законодательные акты, регламентирующие порядок деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, правоотношения между саморегулируемой организацией и ее членами, механизм имущественной ответственности строительных организаций за качество выполняемых работ и другие вопросы гражданско-правовой ответственности субъектов строительной деятельности, неоднократно дорабатывались и изменялись, в связи с чем в настоящее время нормативно-правовое регулирование указанных видов деятельности субъектов до конца не сформировано, становление института саморегулирования в сфере строительства не завершилось. Кроме того, гражданско-правовой статус саморегулируемой организации в сфере строительства имеет свои особенности, предусмотренные для юридического лица, созданного в форме некоммерческого партнерства, а также зарегистрированного в качестве саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство, что будет подробно освещено в настоящей статье.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческое партнерство, допуск к выполнению работ, компенсационный фонд, субсидиарная ответственность, лицензирование, требования к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ, архитектурно-строительное проектирование, строительство.

Саморегулируемая организация (СРО) - это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3436.

Под саморегулированием принято понимать регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства <2>. Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности создают саморегулируемые организации, которым делегируют часть своих прав. В рамках подобных организаций устанавливаются определенные правила и стандарты поведения на рынке, система контроля за соблюдением этих правил, порядок внесудебного разрешения конфликтов <3>. -------------------------------- <2> Крючкова П. В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. М., 2005. С. 6. <3> Ростовцева Н. В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 11.

Саморегулирование направлено в первую очередь на ограничение ведомственного нормотворчества. Вместе с тем в СРО могут и должны быть установлены более жесткие правила профессиональной деятельности, которые вводятся внутренними стандартами предпринимательской деятельности и профессиональной этики. Правовое положение СРО в сфере строительства определяется в соответствии с общим Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ и главой 6.1 Градостроительного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона "О саморегулируемых организациях" СРО признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Основными принципами саморегулирования являются следующие: а) базой саморегулирования является действующее законодательство; б) оно направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики; в) правила поведения, выработанные в СРО, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства; г) нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений <4>. -------------------------------- <4> Крючкова П. В. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. М., 2005. С. 23.

Анализ российского и зарубежного законодательства приводит к выводу о том, что саморегулируемые организации - это не новая организационно-правовая форма. Как правило, СРО возникают на базе некоммерческих организаций. В соответствии с действующим законодательством в сфере строительства допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций следующих видов: - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; - саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. Общие квалифицирующие признаки саморегулируемых организаций закреплены в ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Во-первых, саморегулируемой организацией может быть признана некоммерческая организация, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческое партнерство должно объединять в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное. Специальным законом в отношении саморегулируемых организаций в сфере строительства требования к количественному составу членов конкретизированы, при этом они различны в зависимости от вида саморегулируемой организации. Так, согласно п. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, некоммерческая организация вправе приобрести статус СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии объединения в качестве ее членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. Для СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, - это не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответственно выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации и строительство. Во-вторых, организация должна иметь опубликованные стандарты и правила предпринимательской деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО, а также правила контроля в сфере саморегулирования. Как следует из п. 2 ст. 4 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", под стандартами и правилами СРО понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. При этом стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, должны устанавливать запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации СРО. Стандартами и правилами СРО могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида и должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Согласно п. 1 ст. 55.5 ГрК РФ, правила контроля СРО не распространяются на требования технических регламентов. Контроль за выполнением организациями строительной сферы требований технических регламентов осуществляет уполномоченный государственный орган, но дисциплинарное взыскание за нарушение требований технических регламентов применяет к своему члену именно СРО в соответствии с утвержденной ею системой мер дисциплинарного воздействия на таких нарушителей <5>. -------------------------------- <5> Беренштейн И. Правовое положение и особенности создания саморегулируемых организаций в строительной сфере // Хозяйство и право. 2009. N 6. С. 38.

Правилами саморегулирования могут устанавливаться (п. 12 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ): - условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ; - требования о страховании членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования; - требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников членов СРО от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования; - требования о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации; - требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В отношении СРО в сфере строительства установлены дополнительные требования в части разработки и утверждения внутренней документации, обязательной для исполнения ее членами. Так, СРО обязана разработать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Свидетельство о допуске - это документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, СРО в сфере строительства утверждают правила контроля в области саморегулирования, которые содержат правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования. СРО должна разработать также документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств, требований технических регламентов, требований стандартов СРО и правил саморегулирования. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО, или видов таких работ. При этом, определяя свободу СРО в самостоятельном установлении требований к выдаче членам свидетельств о допуске к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства, федеральным законодательством определены минимально необходимые требования, а именно: - наличие работников индивидуального предпринимателя, юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при этом не менее чем 3 работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем 5 работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем 3 года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем 5 лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование; - наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем 5 лет; - требования к повышению не реже чем 1 раз в 5 лет квалификации работниками юридического лица и индивидуальными предпринимателями. Саморегулируемая организация не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, ниже минимально необходимых требований. В-третьих, в организации должны быть сформированы органы, осуществляющие контроль выполнения стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО. В-четвертых, в организации должны быть установлены механизмы обеспечения ответственности ее участников перед потребителями. Одной из важнейших функций, закрепленных за некоторыми СРО, является возможность влиять на законодательную деятельность. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", СРО вправе: - от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения; - участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов; - вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования; - запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке. Саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели: - поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли; - создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства; - снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования <6>. -------------------------------- <6> Талапина Э. В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. N 11.

Жизнь саморегулируемой организации в сфере строительства начинается с создания некоммерческого партнерства - именно эту форму некоммерческой организации избрал Градостроительный кодекс РФ для саморегулируемых организаций. Причем неважно, как давно существует такое партнерство. Однако среди ранее созданных объединений преобладают организации в форме ассоциаций (союзов) организаций строительной отрасли, некоммерческие партнерства встречаются значительно реже. Необходимо учитывать, что сразу создать строительную СРО нельзя, так как СРО - это не организационно-правовая форма, а статус, который присваивается уже существующей организации при условии выполнения ею установленных законом требований. Статус СРО в строительной сфере может получить только некоммерческое партнерство. Создание некоммерческого партнерства осуществляется в соответствии с Законом о некоммерческих организациях: некоммерческое партнерство возникает в результате либо его учреждения, либо реорганизации другого юридического лица. Учредителями партнерства выступают физические и (или) юридические лица, причем не обязательно лица, занимающиеся строительством, проектированием или изысканиями, что в дальнейшем никак не влияет на возможность приобретения партнерством статуса СРО. Учредительными документами некоммерческого партнерства являются устав и учредительный договор партнерства. Устав должен соответствовать требованиям Закона о некоммерческих организациях <7>, а все особенности, свойственные СРО, следует сформулировать в уставе применительно к периоду с момента приобретения некоммерческим партнерством статуса СРО и до момента его прекращения. Так, если процедура приема кандидата в члены партнерства до приобретения им статуса СРО и после значительно различаются, например отказ в приеме в члены СРО возможен лишь по ограниченному перечню оснований, а в некоммерческое партнерство - просто по решению уполномоченного органа управления партнерством, то в уставе следует сначала описать процедуру приема в члены партнерства, руководствуясь нормами Закона о некоммерческих организациях, а затем, после слов "в период пребывания партнерства в статусе СРО" или "с момента приобретения партнерством статуса СРО и до момента прекращения статуса СРО", описать процедуру приема в СРО уже в соответствии с требованиями Закона о саморегулируемых организациях и Градостроительным кодексом РФ. Таким образом, получится устав, который, с одной стороны, не противоречит Закону о некоммерческих организациях, что позволит осуществить государственную регистрацию партнерства, а с другой стороны, удовлетворяет требованиям законодательства о строительных СРО, что даст возможность в дальнейшем обратиться за приобретением данного статуса <8>. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3617. <8> Беренштейн И. Правовое положение и особенности создания саморегулируемых организаций в строительной сфере // Хозяйство и право. 2009. N 6. С. 32.

Некоммерческое партнерство в статусе СРО существенно ограничено в правах по сравнению с некоммерческим партнерством без такого статуса: СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать и становиться участником хозяйственных обществ и товариществ, осуществляющих деятельность, являющуюся предметом саморегулирования. Однако СРО запрещается не вообще учреждать хозяйственные общества и товарищества, а только те, которые будут осуществлять определенный вид деятельности, поэтому учредить ООО, которое будет вести издательскую деятельность, СРО вправе. Кроме того, если СРО осуществляет саморегулирование среди строителей, то ничто не препятствует ей стать участником хозяйственного общества, занимающегося подготовкой проектной документации. С учетом изложенного можно порекомендовать учредителям некоммерческого партнерства не записывать в уставе партнерства категорический запрет на все виды его участия в коммерческих организациях <9>. -------------------------------- <9> Хатаева М. А. Саморегулирование вместо лицензирования // Инвестиции в строительство. 2007. N 1.

Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра. Статьей 20 Федерального закона N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" регламентирован порядок ведения государственного реестра СРО - федерального информационного ресурса, который содержит сведения о СРО и внесение сведений о некоммерческой организации в который означает приобретение данной организацией статуса СРО. Соответственно, СРО являются только те некоммерческие организации, сведения о которых содержатся в указанном реестре. Исключение сведений о некоммерческой организации из данного реестра означает утрату данной организацией статуса СРО. В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" Постановлением Правительства Российской Федерации N 724 от 29 сентября 2008 года были утверждены Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций <10>. -------------------------------- <10> Постановление Правительства РФ от 29.09.2008 N 724 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" (вместе с Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 40. Ст. 4543.

Внесение в реестр СРО сведений о саморегулируемой организации и членах саморегулируемой организации, исключение таких сведений из реестра осуществляются органом надзора за саморегулируемыми организациями соответственно в течение семи рабочих дней со дня представления некоммерческой организацией документов, необходимых для приобретения статуса СРО, и в течение трех рабочих дней со дня получения им уведомления о принятых саморегулируемой организацией решениях о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в свидетельство о допуске к указанным видам работ, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к указанным работам, о принятых общим собранием членов СРО или постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решениях. В случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований Градостроительного кодекса при принятии ею решений (о выдаче члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, о внесении изменений в свидетельство о допуске к указанным видам работ, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к указанным работам, о принятых общим собранием членов СРО или постоянно действующим коллегиальным органом управления решениях и уведомление о которых получено органом надзора за саморегулируемыми организациями), данный орган надзора приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения. В течение десяти дней со дня получения данного предписания органа надзора за СРО саморегулируемая организация обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом орган надзора или обжаловать данное предписание в арбитражный суд. Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО является несоответствие некоммерческой организации требованиям к количеству членов СРО или размеру компенсационного фонда СРО, представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих установленному перечню. Решение об отказе во внесении сведений в реестр СРО может быть обжаловано в судебном порядке. Некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр СРО, не вправе использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова "саморегулируемая", "саморегулирование" и производные от них слова. Согласно ст. 21 Закона о СРО, основаниями для исключения сведений о некоммерческой организации из реестра СРО являются: - заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО; - ликвидация или реорганизация некоммерческой организации; - вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО на основании ее несоответствия требованиям. По иным основаниям, не указанным в перечне, исключение сведений о СРО из реестра не допускается. Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра СРО и прекратившей деятельность в качестве СРО со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра в уполномоченный на ведение реестра федеральный орган исполнительной власти, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации. В соответствии с п. 4 ст. 21 Закона о СРО в случае несоответствия СРО требованиям, в том числе к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, что возможно при принятии решения об исключении одного из членов СРО за нарушение правил и стандартов СРО, а также после возмещения СРО причиненных убытков вследствие ненадлежащего выполнения работ за счет средств компенсационного фонда, СРО обязано представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с указанием даты возникновения оснований для исключения сведений о некоммерческой организации из реестра СРО. Такое заявление может быть подано не более 1 раза в год. В течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении. Однако в случае, если по истечении 2-месячного срока СРО не представит доказательств приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, сведения о такой некоммерческой организации подлежат исключению из реестра. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ведение реестра СРО в сфере строительства возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Помимо государственного реестра саморегулируемых организаций, который ведется уполномоченным органом исполнительной власти, законодательно предусмотрен второй реестр - реестр членов саморегулируемой организации, который ведется самой СРО. Правовое положение членов саморегулируемой организации характеризуется законодателем путем закрепления их прав и обязанностей в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" и в специальном законе - в Градостроительном кодексе РФ. В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации. Лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из видов саморегулируемых организаций, но при этом вправе иметь только одно свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное только одной из них. Исходя из сказанного, на практике не исключена ситуация, когда строительная организация для выполнения строительных, проектных, изыскательских работ вынуждена будет вступать не только в указанные законодателем три вида СРО, но и в несколько СРО одного вида, поскольку каждая СРО самостоятельно определяет виды работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием ее членов к сфере деятельности, и не обязана брать на себя полномочия в отношении всех разновидностей, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Первая редакция Перечня работ была утверждена Приказом Минрегиона РФ N 274 от 9 декабря 2008 года, вступившим в силу с 20 февраля 2009 года, и не содержала упоминания о видах работ, выполняемых на условиях привлечения для их выполнения третьих лиц на основании договора (генерального подряда). Все остальные работы, не поименованные в Перечне, могут выполняться подрядными организациями без допуска саморегулируемой организации. Письмом N 18841-ИМ/08 от 19 июня 2009 года <11> Минрегиона РФ дается разъяснение, что осуществление функций заказчика-застройщика (в случае, если работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не выполняются лично, а привлекаются организации, имеющие свидетельство о допуске на данные виды работ) могут выполнять любые физические или юридические лица без получения свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией. Фактически же допускалось заключение договора строительства с организацией, которой передаются функции заказчика-застройщика, не являющейся членом саморегулируемой организации в сфере строительства, при условии, что все проектные и строительные работы заказчиком-застройщиком лично выполняться не будут, а будут привлечены другие строительные организации и заказчик-застройщик будет выполнять работы на условиях генерального подряда. -------------------------------- <11> Письмо Минрегиона РФ от 19.06.2009 N 18841-ИМ/08 "Об осуществлении функций заказчика-застройщика при введении механизмов саморегулирования в области строительства, проектирования и инженерных изысканий" // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2009. N 4.

Однако уже с 21 октября 2009 года новым Приказом Минрегиона РФ N 480, вступившим в силу 9 января 2010 года, вносятся изменения в Перечень, который дополняется работами по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, работами по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиков или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), работами по осуществлению строительного контроля застройщиков, осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и работами по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). С данным Приказом N 480 прекратилось право генеральных подрядчиков, не имеющих допуска на непосредственное выполнение проектных или строительных работ либо допуска на выполнение работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства (генерального проектировщика или генерального подрядчика), участвовать в строительстве. Определения терминов "организация инженерных изысканий", "организация подготовки проектной документации", "организация строительства" в действующем законодательстве не дано. Однако письмом от 30 апреля 2010 года N 17906-ИП/08 <12> Минрегион РФ по вопросу толкования вида работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта разъясняет, что данный вид работ относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ. Вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включает в себя следующие особенности: -------------------------------- <12> Письмо Минрегиона РФ от 30.04.2010 N 17906-ИП/08 "Об осуществлении строительного контроля" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2010, август. N 8.

- предметом работы является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта; - заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта; - исполнителем указанных работ является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие статус генерального подрядчика в соответствии со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, лицо, имеющее статус генерального подрядчика и осуществляющее вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, обязано иметь свидетельство о допуске на данный вид работ. В случае, когда у лица, имеющего статус генерального подрядчика, есть свидетельство о допуске в отношении всех видов работ, которые выполняются привлеченными им субподрядными организациями, ему также необходимо иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае, когда лицо, имеющее статус генерального подрядчика и свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, планирует некоторые виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнить самостоятельно, ему необходимо иметь свидетельство о допуске на данные виды работ. Гражданский кодекс Российской Федерации не регламентирует понятие "субсубподрядчик", а также законодательно не предусмотрен процесс привлечения субподрядчиком третьих лиц к исполнению своих обязательств перед генеральным подрядчиком. Таким образом, по мнению Минрегиона России, субподрядчик не может осуществлять работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. Порядок проведения строительного контроля в процессе строительства был определен ст. 53 Градостроительного кодекса РФ. Однако с учетом вышеперечисленных изменений в Перечне работ в части включения требования о получении допуска для выполнения работ по осуществлению контроля как силами заказчика, так и силами привлеченных им по договору третьих лиц Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" был уточнен перечень лиц, осуществляющих строительный контроль. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ, строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта может проводиться лицом, осуществляющим строительство, а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Ранее же строительный контроль мог выполняться либо лицом, осуществляющим строительство, либо застройщиком или заказчиком, если строительство осуществлялось на основании договора. Таким образом, вид работ по "осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридически лицом или индивидуальным предпринимателем" был включен в Перечень до того, как в Градостроительный кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие привлекать застройщиком или заказчиком для осуществления функций строительного контроля третьих лиц. Приказом Минрегиона от 30 декабря 2009 года N 624, вступившим в силу с 1 июля 2010 года, утвержден новый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в котором также включены виды работ по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Для получения допуска саморегулируемой организации на работы по организации инженерных изысканий, по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральный подрядчик, генеральный проектировщик) заинтересованному лицу необходимо представить в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду работ из вышеперечисленных. Несмотря на то, что в сфере строительства введен механизм саморегулирования и полномочия по разработке требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, переданы саморегулируемым организациям в сфере строительства, саморегулируемые организации не вправе устанавливать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам ниже минимально необходимых требований, определенных в Градостроительном кодексе РФ. В связи с тем, что ответственность генеральных проектировщиков и генеральных подрядчиков выше, чем ответственность проектных и строительных организаций, выполняющих отдельные этапы строительных работ, минимально необходимые требования для получения свидетельства о допуске на выполнение работ по организации строительства, установленные законом, выше требований в отношении организаций, получающих допуск для выполнения таких работ собственными силами. Согласно ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование; требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет; требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными работниками юридического лица или индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации. Однако для получения допуска на выполнение работ по организации подготовки проектной документации и по организации строительства установлены особые минимальные требования, которые дополнены в Градостроительный кодекс РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ. Так, для получения допуска на выполнение работ по организации подготовки проектной документации член саморегулируемой организации, как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, должен иметь у себя не менее 3-х работников по основному месту работы, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, со стажем работы по специальности не менее 5-ти лет. А если допуск планирует получить индивидуальный предприниматель, он должен иметь выше профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стаж работы по специальности не менее 10-ти лет. При этом весь квалификационный состав должен повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет с прохождением аттестации. Для получения допуска на выполнение работ по организации строительства член саморегулируемой организации должен подтвердить соответствие требованиям о наличии по месту основной работы не менее 5-ти работников индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства со стажем работы не менее 5-ти лет. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее 7-ми лет. Таким образом, в ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ, определяющей общие минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлено требование о количественном составе квалифицированных работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, без уточнения, что эти работники должны быть оформлены по основному месту работу. В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо вправе привлечь для выполнения работ физических лиц с оформлением трудового договора по основному месту работы, с оформлением трудового договора по совместительству или же по договору подряда для выполнения определенного вида работ на установленный сторонами срок. Если же организация или индивидуальный предприниматель получают допуск на выполнение работ по организации подготовки проектной документации или по организации строительства, то они должны представить подтверждения работы сотрудников, отвечающих минимально необходимым требованиям к выдаче свидетельств о допуске к таким работам по основному месту работы. Полагаю, различие в требованиях к порядку оформления квалификационного состава специалистов строительных организаций, самостоятельно выполняющих работы или выполняющих работы на условиях генерального подряда, необоснованно. В настоящее время для получения допуска на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, заявитель должен подтвердить наличие у него работников соответствующей квалификации, а для получения права выполнения работ в качестве генподрядчика - специалисты должны быть трудоустроены обязательно по основному месту работу. При этом в ранее действовавших Положениях о лицензировании деятельности по проектированию зданий, сооружений, строительству и инженерным изысканиям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 года N 174 <13>, содержалось в качестве требования к выдаче соответствующего вида лицензии наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ. При этом не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов юридического лица должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы по специальности не менее 3 лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее 5 лет (для специалистов со средним профессиональным образованием). -------------------------------- <13> Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" (утратило силу).

Кроме того, особенности в требованиях к членам саморегулируемой организации, выполняющим работы по организации разработки проектной документации или организации строительства, установлены также в части размера взносов в компенсационный фонд. Компенсационный фонд саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, согласно ч. 1 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ, формируется исходя из минимального размера взноса не менее чем пятьсот тысяч рублей на одного члена саморегулируемой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на одного члена. Компенсационный фонд саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, формируется исходя из минимального размера взноса в компенсационный фонд не менее чем один миллион рублей на одного члена или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена. Размер взноса члена саморегулируемой организации, планирующего выполнять работы по организации подготовки проектной документации или организации строительства, зависит от планируемой стоимости работ по договорам на подготовку проектной документации и на осуществление работ по организации строительства и наличия требования о страховании гражданской ответственности. Полагаю, данный вид дифференциации размера взноса в компенсационный фонд в целях обеспечения имущественной ответственности организации в случае причинения вреда в результате выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в зависимости от суммы договора генерального подряда обоснован, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 706 Гражданского кодекса РФ, генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. При этом, если генеральный подрядчик не выполняет работу своими силами, а привлекает для ее выполнения третьих лиц, осуществляя лишь функции по организации строительства и контроля за качеством их выполнения, риск причинения вреда вследствие недостатков выполненных работ увеличивается, поскольку напрямую зависит от деятельности третьих лиц, качества применяемых ими материалов и профессионализма рабочих. Претензии же по качеству выполненных работ и возмещению причиненного вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, застройщиком или заказчиком будут предъявляться к генеральному подрядчику и саморегулируемой организации, членом которой он является, а генеральный подрядчик после возмещения причиненного вреда в порядке регресса, в соответствии со ст. 1081 Гражданского кодекса РФ, вправе будет требовать компенсации в размере выплаченного возмещения с виновных лиц, т. е. привлеченных для выполнения работ субподрядных организаций. Таким образом, Градостроительный кодекс РФ определяет размер минимального взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена СРО, исходя из вида допуска к работам по организации строительства или организации подготовки проектной документации и стоимости выполняемых членом СРО работ по одному договору. Из вышеизложенного следует, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, составляет пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, при этом стоимость по одному договору не должна превышать пять миллионов рублей, а в случае заключения договора на большую сумму взнос в компенсационный фонд повышается. Следовательно, чтобы не увеличивать сумму необходимого к уплате взноса в компенсационный фонд, уплаченного проектной организацией при вступлении в саморегулируемую организацию проектировщиков, генеральный проектировщик должен заключать каждый из договоров на организацию подготовки проектной документации на сумму не более чем пять миллионов рублей, при этом количество заключенных контрактов, в том числе действующих одновременно, нормативными актами не ограничено. Полагаю, задумка законодателя об увеличении размера взноса в компенсационный фонд строительных организаций, выполняющих на условиях генерального подряда большой объем строительных, проектных, изыскательских работ, в действующей формулировке не даст ожидаемого эффекта, поскольку оценка стоимости выполняемых работ по одному договору не дает объективной картины и не учитывает количество заключенных генеральным подрядчиком договоров в отчетный период (например, квартал, полугодие, год) или действующих договоров параллельно в один промежуток времени. Между тем правовая природа взносов в компенсационный фонд состоит в обеспечении имущественной ответственности строительных организаций за ущерб, причиненный вследствие недостатков выполненных работ, отнесенных к категории оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Чем больше объем работ у строительной организации, тем больше риск причинения крупного ущерба заказчику, который, впрочем, может возникнуть не в период действия договора, в а процессе эксплуатации завершенного строительством объекта. Необходимо отметить, что предложение об установлении размера взноса в компенсационный фонд в зависимости от объема выполненных работ вносилось и ранее, а именно 30 марта 2009 года в Государственную Думу на рассмотрение был внесен законопроект N 180472-5 "О внесении изменений в главу 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которому для СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, а также для введенной формы СРО по инженерным изысканиям, проектированию и строительству предлагалось установить минимальное количество членов - 50 (вместо ранее установленных 100) и размер компенсационного фонда - в зависимости от объема выполненных работ, вместо ранее установленного вне зависимости от объема выполненных работ - 1 000 000 рублей на каждого члена (300 000 рублей при условии страхования гражданской ответственности). Так, взнос в компенсационный фонд для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предлагалось установить в следующем размере: - не менее 100 000 рублей, при объеме выполненных работ до 100 000 000 включительно; - не менее 200 000 рублей, при объеме выполненных работ свыше 100 000 000 рублей до 500 000 000 рублей; - не менее 300 000 рублей, при объеме выполненных работ свыше 500 000 000 до 1 000 000 000 рублей; - не менее 1 000 000 рублей, при объеме выполненных работ свыше 1 000 000 000 рублей. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении 6 октября 2009 года было решено снять проект с рассмотрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. Однако в итоге было установлено аналогичное требование Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 240-ФЗ, но только в отношении генеральных подрядчиков и генеральных проектировщиков. Вместе с тем Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 238 внесены изменения в Приказ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в части исключения с 13 января 2012 г. вида работ по организации инженерных изысканий привлекаемым на основании договора застройщиком или уполномоченным им юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), с 13 января 2012 года данный вид работ смогут выполнять специалисты без соответствующего допуска саморегулируемой организации в сфере строительства. Исключение из Перечня работ вида деятельности по организации инженерных изысканий может повлечь очередную волну выходов членов из состава саморегулируемой организации, что не может не сказываться на стабильности функционирования института саморегулирования в условиях непостоянства. Для усиления государственных гарантий безопасности строительных работ статьей 4 Закона N 148-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вводится новая ст. 9.5.1 "Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ" <14>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Л. Чистяковой "Строительство: членство вместо лицензии" включена в информационный банк согласно публикации - "Новая бухгалтерия", 2008, N 8. ------------------------------------------------------------------ <14> Чистякова Л. Строительство: членство вместо лицензии // Строительство и право. 2008. N 11. С. 8.

Согласно п. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ <15>, выполнение строительных работ без соответствующего свидетельства о допуске влечет административную ответственность в виде штрафа от 40 000 рублей до 50 000 рублей. -------------------------------- <15> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; Российская газета. N 226. 27.11.2009.

Несоблюдение строительной организацией или предпринимателем при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей (п. 2 ст. 9.5.1 КоАП). Если данное нарушение допущено повторно в течение одного года, то размер штрафа увеличивается и составляет от 40 000 рублей до 50 000 рублей либо строительная деятельность организации (предпринимателя) приостанавливается на срок до 90 суток (п. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ). Рассматривать дела об указанных административных нарушениях уполномочен орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО, - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Из изложенного следует, что все договоры, заключенные лицами, не имеющими свидетельства о допуске к работам, должны признаваться недействительными. В настоящее время судебная практика рассматривает такие сделки в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ как ничтожные, не соответствующие требованиям ст. 422 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2010 года по делу N А74-1614/2010. В рассматриваемой ситуации выполнение соответствующих работ без выдаваемого СРО допуска к ним выходит за пределы правоспособности юридического лица (подрядчика), а значит, суд может признать договор подряда в части обязанностей сторон, связанных с работами, недействительным, согласно ст. 173, 180 Гражданского кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Учитывая, что действие лицензий на выполнение строительных работ отменено, в статью 173 Гражданского кодекса РФ должны быть внесены изменения в части указания не на отсутствие лицензии, а на отсутствие разрешения (лицензии или иного установленного законом документа) на занятие соответствующей деятельностью. В действующем законодательстве отсутствует регламентация последствий для строительной организации, исключенной из членов СРО, в части возможности последующего вступления ее в ту же или другую СРО того же вида. Созданные саморегулируемые организации в сфере строительства, а их по состоянию на 8 декабря 2011 года уже 438 (из них 30 в области инженерных изысканий, 168 в области проектирования, 240 в строительстве) <16>, существуют автономно друг от друга и вправе самостоятельно принимать внутренние документы, определяющие порядок членства в СРО, контроля СРО за деятельностью своих членов, порядок формирования органов управления СРО, порядок привлечения к ответственности членов СРО, нарушивших правила и стандарты СРО, и ничто не мешает недобросовестному участнику строительной деятельности, исключенному из СРО в качестве меры дисциплинарного взыскания, подать документы и поступить в другую саморегулируемую организацию. Полагаю, если не на уровне законодательного регулирования, то на уровне правил вступления в СРО необходимо поднять вопрос о ведении общего реестра строительных организаций, с указанием основных сведений о ее профессиональной деятельности, в котором можно было бы проследить, когда и кем выдавались строительные лицензии, сертификаты, членом каких саморегулируемых организаций и когда была указанная строительная фирма и по каким причинам ее членство прекратилось. В настоящее время существует только общий реестр саморегулируемых организаций, а уже на сайте каждой из СРО размещается список ее членов, но без информации о том, в какой СРО состоит та или иная строительная организация, заинтересованные лица не могут проследить ее деятельность и оценить надежность. -------------------------------- <16> Сведения размещены для открытого доступа на официальном сайте уполномоченного за ведение реестра саморегулируемых организаций в сфере строительства Ростехнадзора // http:// www. gosnadzor. ru/ osnovnaya_ deyatelnost_ gosudarstvennyi_ stroitelnyi_ nadzor_ sro_ reestr/.

Название документа