Правовые аспекты государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования

(Кирилловых А. А.) ("Право и экономика", 2011, N 12) Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

А. А. КИРИЛЛОВЫХ

Кирилловых Андрей Александрович, юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал). Специалист в области административной и гражданской правосубъектности юридических лиц, трудовых правоотношений. Родился 8 января 1981 г. в г. Кирове. В 2004 г. окончил Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Имеет ряд публикаций.

В статье приводится анализ нововведений действующего законодательства, касающихся субсидирования страхования сельскохозяйственных рисков в рамках механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Ключевые слова: сельхозтоваропроизводитель; сельскохозяйственный риск; объект страхования; страховщик; объединения страховщиков; компенсационные выплаты.

Legal aspects of government support in agricultural insurance A. A. Kirillovykh

The article analyses innovations in the current law related to agricultural risk insurance financing as part of government support package for agricultural manufacturers.

Key words: agricultural manufacturer; agricultural risk; insurance object; underwriter; underwriter unions; compensatory payments.

Сельское хозяйство в настоящий период испытывает немало трудностей, которые связаны в том числе с недостаточным вниманием к проблемам села. При этом на законодательном уровне предпринимаются вполне естественные попытки обозначить "болевые точки" сельскохозяйственной отрасли с определением контуров нормативного регулирования возникающих проблем. Примером такой законотворческой деятельности можно назвать Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), в котором определены правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности. Организационно-экономических средств, направленных на решение комплекса проблем в аграрном секторе, в законодательстве явно недостаточно. Наиболее остро встает вопрос о создании правовой основы сельскохозяйственного страхования, учитывая ближайшие перспективы в рассматриваемой сфере. Справедливости ради следует отметить, что нормы законодательства, обеспечивающие страхование сельскохозяйственных рисков, рассматриваются одним из направлений государственного регулирования сельского хозяйства в целом [1]. И это не случайно, поскольку сфера сельскохозяйственного страхования активно развивается как раз за счет государственного участия. Наряду с прочими факторами росту рынка страхования сельскохозяйственных рисков способствует реализация национального проекта "Развитие АПК". В свою очередь, эксперты оценивают данный рынок параллельно с объемами рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) [2]. Кроме того, следует принять во внимание стремительно протекающие мировые экономические процессы, не защищающие российских предпринимателей от иностранной интервенции. В связи с этим развитие современной экономики в аграрном секторе, с учетом глобализации хозяйства, и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию требуют эффективных способов защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей в рамках свободного экономического пространства. Немаловажным инструментом здесь становится страхование, призванное решать проблемы рисков в сельском хозяйстве. Осуществление страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов становится наиболее востребованным способом покрытия сельскохозяйственными товаропроизводителями возможных затрат или убытков от неисполнения обязательств перед третьими лицами. Как известно, организационно-правовые основы системы страхования закреплены в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в котором дана классификация видов страхования. В частности, п. 11 ч. 1 ст. 32.9 Закона N 4015-1 предусматривает в качестве самостоятельного вида сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных). Сегодня помощь сельскохозяйственной отрасли осуществляется в виде предоставления субсидий производителям сельхозпродукции в целях покрытия части расходов на осуществление страхования. В целом механизм субсидирования затрат на осуществление страхования становится одним из ключевых элементов в системе государственной поддержки сельского хозяйства. В настоящее время порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования установлены в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1199 <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений" // СЗ РФ. 2010. N 4. Ст. 396.

Согласно п. 2 Постановления N 1199 субсидии предоставляются на цели софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования. Основным документом в рамках регулирования сельскохозяйственного страхования следует назвать Государственную программу развития сельского хозяйства, определяющую на среднесрочный период 2008 - 2012 годов <2> осуществление государственной поддержки посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на уплату страховых взносов по договорам сельскохозяйственного страхования. Всего государственной программой предполагается возмещать 40% таких затрат. Финансирование мероприятий Программы из федерального бюджета предполагается осуществлять на условиях финансирования расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, которое должно составлять не менее 10% затрат на уплату страховых взносов по договорам страхования. Активную роль в исполнении обязательств по субсидированию призваны сыграть субъекты Российской Федерации. Сегодня в регионах принимаются соответствующие нормативные акты. Так, в Кировской области действует порядок предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений <3>. -------------------------------- <2> См.: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4080. <3> См.: Постановление правительства Кировской области от 29 июля 2009 г. N 18/218 "О предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений и внесении изменений в Постановление правительства области от 24 ноября 2005 г. N 48/280" // Вести. Киров. 2009. N 90 (1392).

Между тем многие вопросы, касающиеся процедуры субсидирования и работы самого механизма государственной поддержки, остаются без надлежащего регулирования. Практика в сфере сельскохозяйственного страхования нередко сталкивается с неисполнением страховщиками своих обязательств при возникновении страхового случая. Не случайно и вполне справедливо в литературе указывают на то, что страховые организации зачастую изначально ущемляют права сельскохозяйственных организаций, включая в договоры страхования неблагоприятные для страхователей условия [3]. Специалистами давно подчеркивалась важность надлежащего правового обеспечения сельскохозяйственного страхования и участия в страховых отношениях государства в виде предоставления государственных субсидий в размере 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования рисков утраты (гибели) урожая [4]. С юридико-технической точки зрения вопросы страхования предлагалось учесть в рамках работы по систематизации аграрного законодательства. В частности, отдельные ученые полагали возможным урегулировать систему страхования сельскохозяйственных культур и урожая путем выделения в Аграрном кодексе самостоятельного раздела "О системе страхования в сельском хозяйстве" [5]. Тем не менее современный законодатель, учитывая необходимость скорейшей разработки института страхового субсидирования, предпочел принятие специального закона. Его первоначальный проект N 436233-5 подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Г. А. Горбуновым, В. П. Денисовым, И. Н. Егоровым, Г. В. Куликом, Л. В. Пепеляевой, В. М. Резником. Принятый 25 июля 2011 г. Федеральный закон N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 260-ФЗ) устанавливает правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Закон разработан в целях комплексного решения задачи организации государственной политики в области сельскохозяйственной безопасности в целях снижения негативного влияния факторов риска на производство сельскохозяйственной продукции. В более широком смысле его основное значение - создание комплексной системы правоотношений, направленной на снижение финансового бремени для государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий страховых событий, возможности эффективной реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства в Российской Федерации. В целом Закон отражает основные требования к системе сельскохозяйственного страхования, несмотря на первоначальную критику его отдельных положений. Сегодня некоторые замечания <4>, которые отмечались на этапе рассмотрения законопроекта, учтены законодателем, в частности, исключены требования о применении страховщиками, осуществляющими добровольное сельскохозяйственное страхование, единых страховых тарифов, ведущие к устранению ценовой конкуренции; введено в легальный оборот понятие "сельскохозяйственные животные" и раскрыто понятие их утраты (гибели). -------------------------------- <4> См.: Заключение Правительства РФ от 6 октября 2010 г. N 5152п-П11; Заключение Комитета Госдумы по финансовому рынку от 20 октября 2010 г. N 134/3.

Однако ряд проблемных вопросов остался неурегулированным. В законопроекте предлагалось более четко определить форму и порядок предоставления государственной поддержки, а также механизм контроля за целевым использованием предоставляемых бюджетных ассигнований. Справедливым можно назвать указание на отсутствие правовых последствий непредоставления либо несвоевременного предоставления сельскохозяйственному товаропроизводителю государственной поддержки, а также отказа в предоставлении государственной поддержки, что так и не нашло отражения в положениях принятого Закона. Несмотря на предварительные замечания, попробуем раскрыть правовую сущность сельскохозяйственного страхования и показать основные новации законодательства о господдержке. Во-первых, сельскохозяйственное страхование является одним из видов имущественного страхования. В гражданско-правовом смысле страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. В литературе тем не менее представлена более широкая палитра взглядов на сущность страхования. С точки зрения морального значения ранее правоведы отмечали стимулирующее действие страхования на активность индивида [6]. Сегодня это замечание становится принципиальным в любой сфере деятельности, в том числе в сельхозпроизводстве, где риски неблагоприятных природных факторов значительным образом влияют на мотивацию хозяйственной деятельности. Другое значение страхования видится в его экономической деятельности, находящей выражение в распределительной функции. Эта функция находит свое конкретное воплощение в следующих функциях: рисковой, предупредительной (превентивной), сберегательной, контрольной, кредитной и инвестиционной [7]. Специалисты отмечают, что, как и любая другая предпринимательская деятельность, страховая деятельность носит рисковый характер, что также определяет особенности соответствующих сделок на рынке страховых услуг [8]. Помимо этого в литературе в качестве значения данного понятия указывают на распределение ответственности между страховщиком и страхователем за возможный при наступлении страхового случая ущерб [9]. Собственно, такую природу страховых отношений видели в дореволюционной науке, ведя речь о том, что "...страховой случай представляется, событием... наступление которого влечет за собой ответственность страховщика..." [6, с. 403]. Как правило, страховой случай в страховании имущественных интересов рассматривается в конечном счете как экономический убыток. Объектами имущественного страхования согласно п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1 могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков). Существуют определенные правила осуществления имущественного страхования. Как известно, по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)); риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. ст. 931 и 932 ГК РФ); риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов, - предпринимательский риск (ст. 933 ГК РФ). Принципиальным для сферы страхования является четкое определение страховых рисков, которые имеют в виду в качестве предмета договора страхования. Законодатель учел этот аспект страховых отношений и достаточно подробно осветил его в Законе. Необходимо отметить, что понятие конкретных рисков по договору сельскохозяйственного страхования, таких, например, как вынужденный убой (падеж) сельскохозяйственных животных, определяется с учетом норм действующего законодательства, в частности Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", Перечня заразных и иных болезней животных (утв. Приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. N 62). В целях применения норм Закона N 260-ФЗ отдельное внимание законодатель уделил определению понятия "сельскохозяйственный производитель". В связи с этим заметим, что законодательство не давало четкого представления понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель", прежде всего критериев таких субъектов в целях страхования. Это вызывало различные толкования, приводимые в том числе на уровне некоторых государственных органов, которые, в свою очередь, вносили путаницу на практике. В частности, в отдельных разъяснениях при определении критериев сельхозтоваропроизводителей предлагалось руководствоваться Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" или Федеральным законом от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" <5>, что давало возможность выбора нормативного правового акта по усмотрению страхователей либо страховщиков. В дальнейшем Минфин России уточнил свою позицию в пользу Закона N 193-ФЗ <6>, а с 1 января 2007 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", рекомендовал применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в этом Законе <7>. -------------------------------- <5> См.: письма Минфина России от 1 сентября 2005 г. N 03-05-02-04/165, от 15 августа 2005 г. N 03-05-02-03/40 (п. 5), ФНС России от 14 сентября 2005 г. N ГИ-6-05/763@. <6> См.: письма Минфина России от 30 января 2007 г. N 03-04-07-02/3, от 18 апреля 2006 г. N 03-05-02-03/16, ФНС России от 31 августа 2006 г. N ГВ-6-05/873@. <7> Письмо Минфина России от 2 апреля 2007 г. N 03-04-06-02/54.

В связи с этим следует отметить, что законодатель косвенно поддержал последние доводы финансовых органов, поскольку для целей применения Закона N 260-ФЗ страхователь - это сельскохозяйственный товаропроизводитель, признанный таковым в соответствии с Законом о развитии сельского хозяйства и заключивший со страховщиком договор сельскохозяйственного страхования. Отметим, что согласно Закону о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 446 Перечнем. Обязательной при этом является реализация этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70% за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также: граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В соответствии с Законом N 260-ФЗ страховщик - страховая организация, осуществляющая сельскохозяйственное страхование и являющаяся членом объединения страховщиков. Следовательно, право осуществлять страхование в рамках государственного субсидирования получают страховщики, соблюдающие требования по членству в указанных объединениях. Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования в соответствии с Планом страхования (ст. 4). План сельскохозяйственного страхования разрабатывается уполномоченным органом на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и объединения страховщиков. Помимо перечня объектов сельскохозяйственного страхования План содержит предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске (п. 2 ч. 4 ст. 6). Порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) объекта страхования, ставки для расчета размера субсидий должны быть определены Правительством РФ (ч. 4 ст. 3). Объекты сельскохозяйственного страхования (ст. 7) и сельскохозяйственные риски (ст. 8), предусмотренные законом, представляют закрытый перечень. Такие требования законодателя объясняются необходимостью избежать расширительного толкования, учитывая целевой характер средств, направленных на государственную поддержку. Необходимо отметить некоторые особенности срока действия договорных обязательств. В частности, общие требования, предъявляемые законом к сроку действия договора сельскохозяйственного страхования, устанавливают императивный запрет на его прекращение до наступления срока, на который он был заключен. Исключением здесь является прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск, что согласно ст. 958 ГК РФ является частным случаем досрочного прекращения договора страхования. Страховые события, предусмотренные договором страхования, согласно положениям закона могут быть предметом специальной экспертизы, осуществляемой страховщиком. Основанием ее проведения выступают разногласия сторон договора относительно факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба (ст. 5). Законом также предусматриваются инструменты, составляющие институциональную основу механизма обеспечения выполнения страховых обязательств. К ним можно отнести объединения страховщиков (ст. 9) и компенсационные выплаты (ст. 10). Во многом положения указанных статей взаимосвязаны, поскольку компенсационные выплаты производятся из специальных компенсационных фондов, создаваемых объединениями страховщиков за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (п. 3 ст. 10). Размер таких отчислений устанавливается объединением страховщиков на соответствующий год, но не может быть менее 5% от полученных страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, хотя проект изначально предусматривал 10%-ный размер отчислений. Что касается объединений страховщиков, то такой элемент системы страхования уже известен отечественной страховой практике и нашел закрепление в законодательстве, в частности в сфере страхования гражданской ответственности <8>. Правовая основа деятельности объединения сформирована по подобию организации соответствующих механизмов при реализации ОСАГО. Правда, в отличие от иных объединений страховщиков, целью которых является саморегулирование, создание объединения страховщиков в сфере сельскохозяйственного страхования связывается не столько с защитой своих интересов, сколько с эффективной реализацией возложенных на них в рамках закона функций. Объединение действует в целях обеспечения их взаимодействия и установления правил деятельности при осуществлении сельскохозяйственного страхования. -------------------------------- <8> См.: глава V Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; глава 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4194.

Поэтому профессиональное объединение страховщиков, помимо функций саморегулирования, выполняет еще и функцию поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков. Общим недостатком страхового законодательства, касающегося объединений, является неурегулированность их организационно-правовых форм, в которых они могут быть созданы. Законодатель ограничивается лишь упоминанием о том, что это некоммерческие организации, сообразно целям и некоммерческому характеру их деятельности, оставляя за рамками конкретные правовые конструкции таких юридических лиц. Кроме того, неясной остается процедура вступления страховых организаций в члены объединения. Ведь на этапе обсуждения законопроекта говорилось о необоснованном наделении профессионального объединения правом допуска страховых организаций на рынок сельскохозяйственного страхования. В частности, положения учредительных документов профессионального объединения страховщиков могли предусматривать специальные требования к страховым организациям - кандидатам в члены профессионального объединения. В принятом варианте Закона такие полномочия объединения отсутствуют, но не предложен какой-либо альтернативный механизм получения членства в объединении. Скорее всего, пока сохранится практика соблюдения экономических условий деятельности в страховой отрасли. В настоящее время, например, в числе прочих требований к страховым организациям, претендующим на получение субсидий, установлено обязательное наличие рейтинга надежности (финансовой устойчивости) одного из международных рейтинговых агентств либо рейтинга одного из российских рейтинговых агентств категории (класса), соответствующей уровню удовлетворительной надежности (финансовой устойчивости). В заключение отметим, что Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. Однако для отдельных положений предусматривается поэтапное вступление в силу, определяющее комплексный порядок введения их в действие. В частности, положения Закона, касающиеся оказания государственной поддержки по договорам сельскохозяйственного страхования в отношении сельскохозяйственных животных, применяются с 1 января 2013 г., а об осуществлении объединением страховщиков компенсационных выплат - с 1 января 2014 г. Последнее объясняется необходимостью формирования фондов компенсации, что требует соответствующего периода времени. Таким образом, можно предположить, что создается эффективная система обеспечения баланса интересов всех субъектов и участников сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, а также регламентируется процесс урегулирования убытков. При этом создаваемая система должна иметь последствия эффективной реализации страховых отношений, в том числе посредством мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров страхования, недопущения злоупотребления как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей. В целом сочетание эффективных механизмов частно-государственного партнерства и жесткого государственного контроля на всех этапах реализации сельскохозяйственного страхования позволит в течение нескольких лет создать одну из самых эффективных систем сельскохозяйственного страхования в мире.

Список литературы

1. Быстров Г. Е. Государственное регулирование сельского хозяйства в России (понятия, функции, формы, методы): теория, практика, проблемы. М.: МСХА, 2009. Т. 1. С. 17 - 37. 2. Капустина Н. Непаханое поле // Российская газета. 2007. 21 февраля. 3. Елисеев В. С. Проблемы защиты имущественного интереса субъектов сельского хозяйства в договорных обязательствах (на примере российского и белорусского законодательства) // Гражданское право. 2009. N 4. С. 31 - 35. 4. Боголюбов С. А. Законодательное обеспечение развития сельского хозяйства // Журнал российского права. 2007. N 9. 5. Быстров Г. Е. Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков России // Право и политика. 2006. N 3. 6. Серебровский В. И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, 1999. С. 434. 7. Басаков М. И. Страховое дело: Курс лекций. М.: ПРИОР, 2001. С. 8, 9. 8. Худяков А. И. Теория страхования. М.: Статут, 2010. 9. Агеев Ш. Р., Васильев Н. М., Катырин С. Н. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. С. 281, 282.

Название документа