Технико-юридическое регулирование размещения, строительства и реконструкции промышленных заведений по законодательству Российской империи XIX - начала XX в
(Ковалева Н. В.) ("История государства и права", 2012, N 1) Текст документаТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX В. <*>
Н. В. КОВАЛЕВА
Ковалева Наталья Витальевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Костромского государственного технологического университета, кандидат юридических наук.
Статья посвящена исследованию технико-юридического регулирования размещения, строительства и реконструкции промышленных заведений по законодательству Российской империи XIX - начала XX в. Рассмотрены вопросы: предоставления земельных участков для размещения фабрик и заводов, разрешения организовывать производство в определенной местности, строительства производственных зданий, безопасного обустройства примыкающих к ним территорий и объектов, а также реконструкции промышленных помещений.
Ключевые слова: право, государство, промышленное законодательство, технико-юридическое регулирование, промышленное заведение, строительство, реконструкция, Российская империя XIX - начала XX в.
The article is dedicated to the research of the technical-legal regulation of location, construction and reconstruction of industrial institutions according to the legislation of the Russian Empire of the 19th - beginning of the 20th centuries. The following questions have been observed: provision of lands for location of factories and plants, permission to launch production in a certain area, construction of production buildings, safe provision of the adjacent areas and objects with the necessary facilities, and reconstruction of production rooms.
Key words: law, state, industrial legislation, technical-legal regulation, industrial institution, construction, reconstruction, Russian Empire of the 19th - beginning of the 20th centuries.
Развитие российской промышленности в XIX в. закономерно привело к тому, что со стороны государства стало уделяться особое внимание аспектам создания и размещения промышленных заведений. Зарождение новых отраслей промышленного производства, необходимость строительства конкурентоспособных фабрик и заводов ставили на первый план вопросы стратегического планирования организации на той или иной территории империи совершенно новых производств, а также изучение важности для дальнейшего экономического развития расширения и модернизации существующих промышленных заведений. В конце XVIII в. большинство фабрик и заводов принадлежало казне, однако уже в период с 1724 по 1887 г. общий рост численности частных промышленных предприятий составил увеличение более чем в сотню раз, со 197 до 21247 <1>. Этому в определенной мере способствовало закрепленное в начале XIX в. право открывать фабрики и заводы любым сословиям, включая все категории крестьян. В то же время государство столкнулось с огромным массивом не урегулированных на законодательном уровне отношений в области развивающегося промышленного производства. -------------------------------- <1> История Российской империи. Энциклопедия. 10 сюжетов и словарь. 6-й сюжет: Промышленность. URL: http:// www. vitart. ru/ history - russia - pages/ history-rus-6.
Изучение промышленного законодательства Российской империи XIX - начала XX в. показывает, что в некоторой степени были урегулированы многочисленные отношения в производственной сфере, среди которых особое место занимали вопросы размещения различных производств в определенной местности, строительства производственных зданий и безопасное "обустройство" примыкающих к промышленным заведениям территорий, реконструкция производственных помещений и многие иные аспекты. Важнейшим моментом размещения промышленного заведения был вопрос предоставления земельного участка для строительства на нем фабрики или завода <2>. В Своде законов Российской империи был закреплен правовой статус казенных и посессионных заводов, а в отношении казенных предприятий устанавливалось, что "казна владеет, распоряжает и управляет принадлежащими ей мануфактурами, фабриками и заводами на праве полной собственности" <3>. Особенностью посессионных заводов являлось то, что казенная земля предоставлялась частному заводу на посессионном праве <4>. -------------------------------- <2> О приобретении землями статуса земель промышленности см. подробнее: Климов Д. Ф. Правовые механизмы реализации права государственной собственности на земли промышленности в Российской империи // Государство и право. М.: Наука, 2007. N 11. С. 119. <3> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. 86. СПб., 1887. <4> В отличие от института посессионного права, который позволял отдавать казенные земли во владение и пользование частным заводам на безвозмездной основе, правовой институт казенных оброчных статей позволял передавать казенные земли во владение и пользование частным заводам за установленную плату. См.: Климов Д. Ф. Указ. соч. С. 119, 120.
Построенный завод не мог быть пущен в действие без предварительного уведомления об этом за месяц Горного управления <5>. Ни Устав Строительный, ни Устав Врачебный не устанавливали четкой величины участков для размещения на них промышленных заведений. В связи с этим на основании Указов Сената от 12 октября 1911 г. N 11099 и 11100 предусматривалось, что "в каждом отдельном случае величина двора должна была быть соображена по потребности для данного случая" <6>. -------------------------------- <5> Устав Горный. СЗРИ. Т. VII. Ст. 214, 216. СПб., 1893. <6> Устав Строительный. Изд. неофиц. // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1. изд. 1900 г. и по прод. 1906, 1908 и 1910 гг. Извлечение из других частей Свода законов, разъяснения Правительствующего сената, циркуляры Министерства внутренних дел, отзывы технико-строительного комитета, строительные правила Царства Польского, обязательные постановления по строительной части Петербурга, Москвы, Риги, Одессы и другие правила о постройках. Изд. 2-е, испр. и знач. доп. / Сост. А. А. Колычев. СПб.: Издание юридического книжного магазина В. П. Анисимова, 1913. С. 138.
В Уставе Строительном существовали многочисленные нормы о строительстве, перестройке зданий и сооружений, которыми регулировался процесс организации "управления строительной частью", а именно строительства казенных, церковных и древних зданий, их сохранения, содержания и починки. Раздел пятый Устава Строительного "О фабриках, заводах и иных торговых и промышленных заведениях" рассматривал требования, предъявляемые при строительстве, содержании и перестройке фабрик, заводов и иных торговых и промышленных зданий. Так, не дозволялось строительство "фабрик и заводов, вредных чистоте воздуха, в городах и выше городов по течению рек и протоков" <7>, данная норма практически дублировалась в Уставе о промышленности <8>. -------------------------------- <7> Устав Строительный. СЗРИ. Т. XII. Ч. I. Ст. 164, 165 - 176. СПб., 1900. <8> Запрещалось строить "в городах и выше городов по течению рек и протоков мануфактуры, фабрики и заводы, вредные чистоте воздуха и воды". Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. ст. 68, 75. СПб., 1887.
С начала XIX в. в положениях Устава Горного "О посессионных горных заводах" были прописаны ряд правил, касающихся месторасположения "строения фабрик и всех заводских принадлежностей". Так, для рудников должен был предоставляться отвод с составленным и засвидетельствованным к нему планом <9>. -------------------------------- <9> Устав Горный. СЗРИ. Т. VII. Ст. ст. 234, 240. СПб., 1893.
Условия строительства фасадов, высоты крыш и "других наружных правильностей" не были установлены для заводских и фабричных строений <10>. В качестве объяснения указывалось, что вид данных строений должен был соответствовать "внутреннему расположению, приспособляемому к потребностям здания". В то же время для всех каменных фабричных и заводских зданий, за исключением винокуренных, лестницы должны были быть из несгораемого материала: камня, кирпича, чугуна или железа. Существовало положение, по которому необходимо было строить не менее двух лестниц в каждом здании, имеющем более одного этажа и более двенадцати саженей длины по фасаду. Лестницы могли быть установлены "как внутри зданий, так и в пристройках с концов и боков оных", а правило о числе лестниц распространялось и на деревянные фабрично-заводские здания, где разрешалось иметь и деревянные лестницы <11>. -------------------------------- <10> Еще в 1828 г. в правилах для построения частных домов в городах была введена норма, по которой "заводские и фабричные строения должны быть вовсе изъяты из правил, как насчет фасадов, так и высоты крыш: ибо наружный вид сих строений должен соответствовать внутреннему расположению, приспособляемому к потребностям заведения". О правилах для построения частных домов в городах. ПСЗРИ. Собрание второе. Т. III. 1828. N 2192. Абз. 8. СПб., 1830. <11> Устав Строительный. СЗРИ. Т. XII. Ч. I. Ст. ст. 166, 170. СПб., 1900.
Противопожарные нормы
Положения Постановления "О мерах предосторожности против пожаров на фабриках и заводах в г. Москве" наиболее полно регулировали вопросы внутреннего "устройства" промышленных заведений <12> с целью минимизировать неблагоприятные последствия от пожаров <13>. -------------------------------- <12> Постановление это вступило в "обязательную силу с 6 марта 1886 г. Пунктом 4 приговора городской думы 26 ноября 3 декабря 1885 г. N 126 постановлено: "Для приведения существующих фабричных и заводских зданий в соответствии с настоящими правилами сроки определяются городскою управой как в случаях, непосредственно ею усмотренных, так и заявленных ей полицией". Устав Строительный. Издание неофициальное // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1. Изд. 1900 г. и по прод. 1906 г. с разъяснениями Правительствующего сената, циркулярами Министра внутренних дел, отзывами технико-строительного комитета, строительными правилами для Царства Польского и предметным алфавитным указателем / Сост. Д. Бутырский. 2-е изд., испр. и доп. М., 1908. С. 511. <13> В примечании к п. 1 рассматриваемого Постановления давалось определение жилых строений, в соответствии с которым "под жилыми строениями, в отличие от фабричных или заводских, где производятся работы, и холостых строений, разумеются помещения, в которых находятся спальни рабочих, столовые и кухни". Тем самым в определенной степени были разграничены понятия жилых строений на территории промышленного заведения, а также фабричных и заводских строений. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 511.
Особые требования постановления относились к наличию и размещению пожарных лестниц. Так, в каждом фабричном или заводском и жилом строении, имеющем более одного этажа и 12 саженей длины, должно было быть не менее двух "выходных лестниц", устроенных в особых помещениях, отделенных стенами от остального помещения. В деревянных зданиях стены и потолки в самих помещениях при наличии лестниц оштукатуривались "по войлоку", а каждая из таких лестниц должна была вести к наружному выходу и иметь непосредственное сообщение с каждым этажом здания. Под лестницами не разрешалось устраивать чуланов и складов "удобовозгорающихся веществ" <14>. -------------------------------- <14> Пункты 1, 2 Постановления "О мерах предосторожности против пожаров на фабриках и заводах в г. Москве". Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 511.
При всех фабричных или заводских и жилых строениях, имеющих более одного этажа, делались снаружи зданий металлические пожарные "в два хода" лестницы, достигающие крыши строения, которые размещались через каждые 12 саженей вдоль всей длины здания. У каждой такой лестницы "устраивались" металлические с перилами площадки, примыкающие к соответствующим окнам здания для свободного прохода. На крыше здания напротив таких лестниц располагались "слуховые окна". В окнах, выходящих на площадки лестниц, летние и зимние рамы делались "створчатые" и не должны были закрываться "наглухо". Запрещалось заграждать все ведущие к наружным выходам двери, лестницы, площадки, а также окна, примыкающие к наружным пожарным лестницам. Существовал запрет на размещение каких-либо предметов на чердаках фабричных, заводских и жилых помещений, здесь же не разрешалось устраивать летние спальни для рабочих. Все внутренние двери в фабричных и жилых помещениях должны были открываться по направлению к ближайшему выходу из строения, а все наружные двери в таких помещениях - "отворяться непременно наружу". В окнах фабричных и заводских зданий допускалась установка легких металлических сеток, при этом размещение "глухих металлических решеток" допускалось в кладовых и помещениях, в которых люди могли находиться лишь непродолжительное время <15>. -------------------------------- <15> Пункты 3 - 7 Постановления "О мерах предосторожности против пожаров на фабриках и заводах в г. Москве". Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 511.
Интересен тот факт, что в законе не существовало нормы, определяющей материал для покрытия заводской постройки, вне зависимости от места ее нахождения. В комментариях к ст. 176 Устава Строительного 1900 г. указывалось на невозможность применения положений данной статьи "не наводить опасности селениям от пожаров" с требованием покрывать заведения несгораемыми крышами. Исключение составляли заводы для приготовления искусственного шелка, для которых необходимо было все деревянные части построек покрывать "составами, предохраняющими их, по возможности, от действия огня". Кровли на таких заведениях должны были быть железными, цинковыми или из несгораемого материала <16>. -------------------------------- <16> Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 149, 278.
На фабричные строения не распространялось положение ст. 199 Устава Строительного, по которому деревянные строения должны были располагаться с четырехсаженным разрывом от левой границы двора и двухсаженным разрывом от задней границы. Отсутствовало ограничение и по длине деревянных строений, в соответствии с которым только жилые и нежилые деревянные строения, кроме фабричных, должны были быть не более двенадцати саженей в длину <17>. -------------------------------- <17> Устав Строительный. СЗРИ. Т. XII. Ч. I. Ст. ст. 168, 199. СПб., 1900.
Возможность быстрого тушения пожаров на территории промышленных заведений ставилась в прямую зависимость от обустройства последних необходимыми средствами для подачи воды, а также расположения фабрики или завода вблизи водоема или колодца. Среди обязательных правил против пожаров на фабриках и заводах в г. Москве значилось наличие исправных пожарных труб или других "огнегасительных снарядов". На "дворах фабрик или заводов", расположенных далеко от водоемов и в которых не была проведена вода, неподалеку от жилых корпусов устанавливались колодцы, которые должны были "содержаться в исправности". В помещениях, где не была проведена вода и отсутствовали "водоразборные краны", ставились на всех этажах здания наполненные водой "баки или кадки, емкостью не менее пяти ведер каждая" и при каждом баке или кадке должны были находиться швабра и ведро. Наличие звонка "на видном месте" вблизи жилых зданий также являлось обязательным условием наряду с необходимостью дежурства сторожей или дворников на территории промышленного заведения <18>. -------------------------------- <18> Пункты 26 - 30 Постановления "О мерах предосторожности против пожаров на фабриках и заводах в г. Москве". Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 513.
Правовое регулирование вопросов размещения и строительства промышленных заведений для различных отраслей промышленности, а именно детальная регламентация территориального размещения, возможность или запрет расположения строений рядом с другими зданиями, использование ландшафта местности, а также изготовление насыпей для специфических производств указывали на наличие технико-юридического регулирования данных аспектов в деятельности промышленных заведений различного рода производств.
Регламентация строительства отдельных производств
Устав о промышленности содержал немногочисленные нормы о частных пороховых заводах, частных заведениях для приготовления капсюлей к охотничьему оружию <19>. Наиболее подробные правила прописывались в различных инструкциях, существенно расширяя круг регулируемых вопросов. К примеру, положения об устройстве и размещении заводов для изготовления взрывчатых веществ содержались в Правилах об устройстве и содержании заводов для приготовления взрывчатых веществ, кроме обыкновенного селитряного пороха, и о надзоре за производством в них работ <20>. -------------------------------- <19> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. ст. 264 - 273. СПб., 1887. <20> Опубликованы в Собрании узаконений за 1904 г. отд. I N 143 ст. 1506. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 283.
В Правилах существовала норма о нахождении такого рода заведений от железных и проезжих дорог, судоходных рек, каналов и "всякого рода строений на расстоянии не менее 400 сажень, а от городской черты, селений и местечек, фабрик и заводов, не принадлежащих заводу складов легко воспламеняющихся веществ и погребов, занятых порохом, не менее 750 сажень". Каждая постройка, где производились опасные операции, была окружена земляными насыпями, высота которых должна была "превосходить высоту конька крыш строений на 3 фута". Толщина этих насыпей внизу делалась не менее 3 футов, при этом отлогости насыпей должны были быть "обеспечены от оплывания". Подошва отлогости насыпи, обращенная к помещениям, отходила от стены на 1 1/2 сажени, и в этом пространстве устраивалась мощеная камнем или одетая деревом канавка для стока вод. Вся совокупность заводских зданий окружалась оградой и канавой, а жилые здания для администрации, служащих и рабочих могли располагаться не ближе 60 саженей от ограды завода. Все здания завода снабжались громоотводами, исправное состояние которых проверялось не менее одного раза в год <21>. -------------------------------- <21> Правила об устройстве и содержании заводов для приготовления взрывчатых веществ, кроме обыкновенного селитряного пороха, и о надзоре за производством в них работ. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 282, 286.
Устройство фабричных помещений для выделки зажигательных спичек также регламентировалось. Данные заведения должны были иметь "следующие главные помещения: а) отдельную кладовую для хранения фосфора, серы, бертолетовой соли и парафина; б) отделение для приготовления фосфорной массы и макания в нее концов спичек и для обандероливания помещения с оными и в) особую кладовую для хранения упакованных спичек, но еще не обандерованных помещений со спичками" <22>. -------------------------------- <22> Параграф 2 Инструкции, разосланной при Циркуляре Министра финансов от 13 апреля 1888 г. N 2092. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 134.
Устав о питейном сборе в разделе втором "О производстве напитков, подлежащих акцизу" определял, что "напитки, подлежащие оплате акцизом, приготовляются на особых для каждого заводах, которые должны устраиваться отдельно один от другого и не иметь никакой связи, как между собой, так и с заводами, выделывающими из спирта и вина другие высших сортов напитки и изделия, как то: хлебные водки, лак, политуру и проч.". Исключение составляли медоваренные заводы, которые могли быть "устраиваемы вместе с пивоваренными", а также заводы, устроенные до 4 июля 1861 г., если даже они были устроены "в одной связи с винокуренными" <23>. -------------------------------- <23> Устав о питейном сборе. СЗРИ. Ст. 98, прим. к ст. 98. СПб., 1876.
Для заводов по изготовлению напитков и изделий из вина, уже оплаченного акцизом, в ст. 276 Устава о питейном сборе устанавливалось положение, по которому такие заводы могли быть учреждены "в городах повсеместно", а вне городов лишь в тех поселениях, где "постоянно пребывал" окружной надзиратель или его помощник. Такое правило распространялось на заводы, где из оплаченного акцизом вина изготавливались для дальнейшей продажи "различные водки, настойки, наливки, ликеры, лак, политура, одеколон, духи и другие изделия". В то же время законодательно было закреплено исключение в отношении пограничных с иностранными государствами губерний Империи и Царства Польского, где заводы размещались только в городах. Прямой запрет существовал для открытия данных заводов "в районе двадцати одной версты от границы с иностранными государствами", за исключением уже действующих в данной местности водочных заводов при условии, что последние "действуют паром и не производят очистки вина холодным способом" <24>. -------------------------------- <24> Устав о питейном сборе. СЗРИ. Ст. 276, прим. 1 к ст. 276. СПб., 1876.
Правила об устройстве и содержании заводов для приготовления искусственного шелка содержали нормы, регламентирующие территориальное нахождение таких заведений, расположение различных строений, принадлежащих одному заводу. Наиболее детально регулировались вопросы устройства и местонахождения мастерских, в которых производились операции, "имеющие предметом фабрикацию нитроклетчатки". Такие помещения (мастерские) должны были быть обособлены от других отделений завода, при этом могли представлять собой группу строений, не соединенную с остальными заводскими постройками. Группа этих мастерских должна была находиться на расстоянии не менее "25 саж. от паровичных и прочих заводских зданий" и окружена стеной или деревянной оградой высоты, препятствующей проникновению на территорию посторонних лиц. Расстояние от мастерских для приготовления нитроклетчатки до железных дорог, судоходных рек и каналов, а также "от всяких заводов (для производства) легко воспламеняющихся веществ" должно было составлять не менее 100 саженей. Иные постройки, не принадлежащие заводу для приготовления искусственного шелка, должны были находиться на расстоянии не менее 50 саженей от таких заведений <25>. -------------------------------- <25> Правила об устройстве и содержании заводов для приготовления искусственного шелка. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 278.
Нередко возникали вопросы устройства различных подсобных помещений, непосредственно не задействованных в производственном процессе, а именно складов, амбаров, помещений для рабочих, а также административных зданий. В разъяснениях к ст. 164 Устава Строительного говорилось, что под словами "фабрика" или "завод" следует понимать не только постройки, где осуществляется непосредственно производство, но и другие помещения, "без которых то производство было бы невозможно". В связи с этим разрешение на постройки при фабриках и заводах такого рода строений зависело "от той же власти, как и устройство самих фабрик или заводов". Исключение составляли помещения для рабочих, разрешение на устройство которых при фабриках или заводах зависело от губернского начальства <26>. -------------------------------- <26> Отказ технико-строительного комитета от 10 ноября 1893 г. N 1740. Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 128.
Реконструкция и перенос промышленных заведений
На законодательном уровне в некоторой степени были решены достаточно сложные в правовом аспекте вопросы, к которым относились реконструкция помещений промышленных заведений, а также перенос фабрики или завода в другую местность. Законом устанавливалось, что в отношении фабрик и заводов, уже построенных, владельцы которых не смогут применить правила ст. 170 Устава Строительного, при каждой перестройке фабрично-заводского здания, особенно в случае "производств построек капитальных", требовалось согласование с городским общественным управлением в столицах и других городах, где было введено городовое положение совместно с местным полицейским начальством. В отношении фабрик и заводов, существующих в городах, где городовое положение не было введено, или в уездах, данные вопросы решались губернским начальством "под ближайшим руководством Министра Внутренних Дел" <27>. -------------------------------- <27> Устав Строительный. Указ. изд. СПб. 1913. С. 176 - 177.
На основании ст. 167 Устава Строительного в уездах и в тех городах, где не было введено городовое положение, планы или части планов фабричных и заводских промышленных строений должны были рассматриваться и утверждаться в местных строительных отделениях губернских правлений. Данное правило действовало, если на стенах заведений предполагалось расположить значительные тяжести, помещения устраивались со сводами или имели более одного этажа, даже в случае нахождения заведения вне городской черты, а также планы на перестройку уже существовавших, с приспособлением последних к установке на них больших тяжестей <28>. Положения данной статьи не распространялись на ветряные мельницы, а также в отношении строительства ремесленных заведений. Примечателен тот факт, что министром внутренних дел рекомендовалось представляемые на утверждение строительных отделений проекты фабричных и заводских строений рассматривать "своевременно и безотлагательно... не далее как в течение месяца" <29>. -------------------------------- <28> Устав Строительный. СЗРИ. Т. XII. Ч. I. Ст. 167. СПб., 1900. <29> Устав Строительный. Указ. изд. М., 1908. С. 128, 138.
В соответствии с Указом Сената от 13 января 1903 г. N 284 земские учреждения при определении правил устройства и содержания заводов не могли требовать перестройки существующих заводских строений, поэтому правила, определяющие высоту труб или высоту мельничных отделений, могли быть применимы лишь ко вновь возводимым заведениям <30>. -------------------------------- <30> Устав Строительный. Указ. изд. СПб. 1913. С. 176.
В соответствии с Определением Сената обязательные постановления городской Думы о переносе фабричных заведений за черту города "с гигиенической целью" должны были относиться лишь к тем предприятиям, которые были организованы после опубликования такого постановления, так как "распоряжение о переносе из города вредных чистоте воздуха и воды существующих уже фабричных и заводских заведений или же временное оставление некоторых из них в особо уважительных, по местным условиям, случая..." предоставлялось губернскому начальству и Министерству внутренних дел <31>. -------------------------------- <31> Определение Сената от 7 февраля и от 28 ноября 1879 г., от 25 января 1880 г. N 9152 и др. Устав Строительный. Указ. изд. СПб., 1913. С. 170.
Государство, создавая и размещая промышленные заведения, стремилось стимулировать развитие промышленного производства в тех или иных регионах страны. При этом предпринимались попытки оградить природу от загрязнения и снизить неблагоприятные факторы воздействия на здоровье людей, неизбежно возникающие в связи с созданием новых и расширением существующих производств, что позволило установить градацию промышленных заведений в зависимости от степени их опасности для окружающей среды. Изученный материал позволяет говорить, что не "вполне" урегулированными оставались вопросы реконструкции производственных зданий и сооружений, условия переноса промышленных заведений в другую местность и др. В то же время к концу XIX в. технико-юридическое регулирование в сфере размещения, строительства и реконструкции промышленных заведений охватывало следующие аспекты: - расположение промышленных заведений на территории Российской империи с выделением земельных участков для строительства фабрик и заводов; - условия размещения производств на местности относительно населенных пунктов, природных объектов, транспортной инфраструктуры и т. п. - основные этапы строительства промышленных заведений - от утверждения плана фабрики или завода до введения в эксплуатацию; - местонахождение различных объектов (подсобных, жилых помещений и проч.) на территории промышленного заведения; - внутреннее устройство и внешняя отделка промышленных зданий; - расстановку производственного оборудования и инвентаря в промышленных помещениях и на прилегающей территории (во дворе завода или фабрики); - возможность реконструкции, а также перенос промышленного заведения в другую местность; - создание условий для предотвращения пожаров. Разработка нормативной базы в означенных направлениях позволила упорядочить отношения в сфере размещения и строительства промышленных объектов, заложило основу развития отечественной промышленности.
Название документа