Сложности и ошибки при составлении и исполнении договоров энергоснабжения (на примере договоров электроснабжения)
(Григорьева В.) ("Жилищное право", 2011, N 12) Текст документаСЛОЖНОСТИ И ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРОВ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ)
В. ГРИГОРЬЕВА
Григорьева Валерия, старший юрист юридического центра "Мегаполис Лигал".
В России начиная с 2003 года идет энергетическая реформа, законодательство постоянно меняется, что создает значительные сложности для юристов компаний ТЭК. Поэтому первую часть настоящей статьи мы посвятим изучению особенностей правового регулирования договора энергоснабжения на текущий момент и вопросов применения важнейших правовых актов в данной сфере. Во второй части будут проанализированы трудности и ошибки, возникающие при составлении и исполнении договоров в свете судебной практики. В статье рассматриваются договорные отношения в пределах розничных рынков и не затрагивается система договоров оптового рынка электрической энергии и мощности.
Оптовый рынок - это поле игры крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе Правил оптового рынка <1>. -------------------------------- <1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".
Основными субъектами (участниками) розничных рынков электрической энергии являются: а) потребители электрической энергии - физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию для бытовых и производственных нужд; б) поставщики электроэнергии: - гарантирующие поставщики - коммерческие организации, обязанные заключать договоры купли-продажи электрической энергии с каждым обратившимся в пределах определенной территории; - энергосбытовые организации - организации, которые в качестве основного вида деятельности осуществляют продажу другим лицам приобретенной/произведенной электрической энергии; - энергоснабжающие организации - организации, совмещающие деятельность по продаже потребителям произведенной или купленной электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии; - исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; в) сетевые организации и иные организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии на территории региона; г) субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
До 2003 года основу правового регулирования договора энергоснабжения составляли нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ. В 2003 году <2> в статью 539 ГК РФ была введена норма о том, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Следовательно, сейчас нормы ГК РФ имеют подчиненное значение в регулировании отношений по снабжению электрической энергией, а главенствующее место занимает специальное законодательство - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и принятые в его развитие подзаконные нормативные акты <3>. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 26.03.2003 N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации". <3> См. подробнее: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий (постатейный) / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов и др.; Под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. 992 с.
В сфере продажи электроэнергии главным подзаконным актом с 2006 года является Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" <4> (далее - Правила N 530). С 1 января 2011 года <5> название Правил изменилось, теперь они именуются "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии", что знаменует, полагаем, завершение (или приближение завершения) переходного периода реформирования электроэнергетики. -------------------------------- <4> К слову о нестабильности правового регулирования, в Правила N 530 изменения вносились 16 раз, при этом 10 из них в период 2009 - 2010 гг. <5> Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии".
В Правилах N 530 установлены основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией. Розничные рынки - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием конечных потребителей электрической энергии, то есть лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Договоры энергоснабжения могут заключаться только в пределах розничного рынка электрической энергии, на оптовом рынке действуют совершенно иные договорные схемы <6>. -------------------------------- <6> Оптовый рынок сейчас регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"; до принятия названного Постановления действовало Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода".
Важную роль в правовом регулировании играют следующие нормативные акты: 1) Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; 2) Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг; 3) Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; 4) Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям <7>; -------------------------------- <7> Все названные Правила были утверждены одним Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
5) Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики <8>. -------------------------------- <8> Приказ Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 N 124 "Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики".
В Правилах N 530 (еще в первоначальной редакции 2006 года) предусмотрено принятие Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации таких актов, как Правила проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, включающие типовую конкурсную документацию, и Правила коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии. Однако их до сих пор нет. Соответственно, говорить о том, что уже сформировалась полная правовая основа в рассматриваемой сфере, рано. Очевидно, что система подзаконных актов будет расширяться и дополняться. Особое место в системе регулирования занимают Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) <9>. К коммунальным услугам Правила N 307 относят деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнителем может выступать юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги (производящее или приобретающее коммунальные ресурсы) и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. На практике именно Правила N 307 наиболее значимым образом влияют на содержание договоров энергоснабжения с физическими лицами, а также вызывают сложности в применении. Правила регламентируют широкий спектр вопросов: порядок взаимодействия исполнителя и потребителей коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. -------------------------------- <9> Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам").
Обратим внимание, что в мае 2011 года было принято Постановление Правительства РФ, которым Правила N 307 отменяются и вводятся в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление N 354) <10>. Однако до сих пор не были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг <11>, а только по истечении двух месяцев после их вступления в силу начнут действовать новые Правила и, соответственно, утратят силу Правила N 307. Новые Правила распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах (а не только на потребителей-граждан). -------------------------------- <10> Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". <11> Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Постановление N 354 содержит положения, которые вступили в силу уже в июне 2011 года <12>, главными из них являются следующие: -------------------------------- <12> См. подробнее об этом: Козырева С. Н. Новые Правила предоставления коммунальных услуг // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 6. С. 41 - 53.
1) в отношении расчета платы за коммунальные услуги: - расчет осуществляется теперь исходя из количества проживающих граждан (не используется понятие "зарегистрированные граждане", указаны две категории потребителей: постоянно и временно проживающие); - изменен порядок расчета платы в отсутствие приборов учета (когда применяются нормативы потребления); - изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги в доме, оборудованном коллективным прибором учета, в отдельных помещениях которого установлены индивидуальные счетчики; - плата за коммунальные услуги, потребленные в помещении, и услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества, рассчитывается и вносится отдельно (за исключением платы за отопление); - когда в доме есть общедомовой прибор учета, установлен единый порядок расчета платы для жилых и нежилых помещений; - изменена величина задолженности за коммунальные услуги, позволяющая применять к потребителю приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (ранее величина составляла шесть ежемесячных размеров платы за услугу, теперь она снижена до трех); 2) в отношении содержания общего имущества: - изменен перечень работ и услуг, которые включены в понятие содержания общего имущества многоквартирного дома (например, теперь он включает организацию мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, их передачу в специализированные организации); - введены нормы, обязывающие соблюдать требования законодательства РФ об энергосбережении и энергоэффективности; 3) в отношении платы за содержание и ремонт жилых помещений (в ее составе появились такие расходы, как расходы на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг); 4) введена обязанность собственников по оплате принудительно установленного прибора учета <13>; -------------------------------- <13> В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на 27.11.2009, обязаны до 01.01.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Все дома, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, должны отвечать аналогичным требованиям. Если собственники помещений нарушат данное условие, организации, которые осуществляют снабжение ресурсами или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых непосредственно присоединяются к внутридомовым сетям, обязаны до 01.01.2013 оснастить многоквартирные дома приборами учета соответствующих ресурсов. Собственники же помещений должны не только обеспечить им допуск к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы.
5) уточнены правила заключения энергосервисного договора, который направлен на осуществление исполнителем действий с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком; 6) предусмотрено, что собственник нежилого помещения может заключать договоры непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО).
2. СЛОЖНОСТИ И ОШИБКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДУЮЩИХ ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
Сложности на данном этапе обусловлены разбросанностью, дублированием и подчас противоречивостью правовых норм в разных законах, а также использованием сходных терминов для определения сторон договора и его признаков. В нормах ГК РФ, регулирующих договор энергоснабжения (статьи 539 - 548), основными понятиями являются "энергоснабжающая организация", "абонент", "субабонент", а в Законе об электроэнергетике (статья 3) используются иные термины: "поставщик электрической энергии", "энергосбытовая организация", "производитель электрической энергии", "покупатель электрической энергии". В Законе содержится и собственное определение договора купли-продажи электрической энергии: соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора. При этом и Закон об электроэнергетике, и Правила N 530 активно используют понятия "купля-продажа", "поставка" и "энергоснабжение", что не соответствует заложенной в ГК РФ концепции регулирования договорных отношений по купле-продаже. В силу пункта 5 статьи 454 ГК РФ договоры поставки и энергоснабжения отнесены к отдельным видам договора купли-продажи. Данное положение означает, что всякий договор поставки или энергоснабжения является разновидностью купли-продажи, а это, в свою очередь, не позволяет рассматривать договоры поставки (энергоснабжения) и купли-продажи в качестве самостоятельных договорных видов <14>. -------------------------------- <14> См. подробнее: Жанэ А. Д. Договор энергоснабжения в условиях реформирования электроэнергетики // Законодательство и экономика. 2005. N 8.
Так или иначе, договор энергоснабжения наряду с договором купли-продажи (поставки) электрической энергии выступает в качестве одной из возможных договорных форм, опосредующих отношения по сбыту электрической энергии на розничном рынке. Отличие между данными конструкциями состоит в том, что договор энергоснабжения является публичным (пункт 1 статьи 426 ГК РФ) и предполагает не только продажу электрической энергии, но и оказание поставщиком (энергоснабжающей организацией) самостоятельно или через привлеченных третьих лиц услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя. Сторонами договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) <15> являются поставщик и покупатель (потребитель). При этом положения ГК РФ применяются к этим отношениям только в случае, когда в качестве покупателя выступают физические или юридические лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (статья 3 Закона об электроэнергетике, пункт 2 Правил N 350). -------------------------------- <15> Ниже под договором энергоснабжения мы будем иметь в виду и договор купли-продажи (поставки) электрической энергии с учетом приведенного выше правового анализа.
Если в качестве продавца выступает гарантирующий поставщик, договор энергоснабжения является публичным договором (пункт 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике). На практике на этапе заключения договора энергоснабжения возникают следующие спорные ситуации. А. Является ли договор энергоснабжения публичным для гарантирующего поставщика, если на стороне покупателя выступает энергосбытовая организация? В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ понуждение к заключению договора допускается, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3 Закона об электроэнергетике). На практике гарантирующие поставщики нередко отказывали энергосбытовым организациям, обращающимся с заявками о покупке у них электроэнергии со ссылкой на то, что те не являются потребителями, приобретающими энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. При этом на доводы о действиях "в интересах потребителя" они не обращали внимания. В судах не сразу оформилась позиция по этому вопросу, однако сегодня уже можно говорить о единообразии. Суды считают, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии при обращении к нему энергосбытовой организации в интересах потребителей, кроме случаев: - отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; - нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. Судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 2215/08 по делу N А34-930/2007, Определение ВАС РФ от 27.02.2010 N ВАС-623/09 по делу N А26-998/2007. Б. Является ли договор энергоснабжения публичным для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, не имеющей статуса гарантирующего поставщика? Согласно пункту 8 Правил N 530 энергосбытовые (энергоснабжающие) организации свободны в заключении договоров, обеспечивающих снабжение потребителей электрической энергией, в соответствии с законодательством Российской Федерации. О публичности договора энергоснабжения в Законе об электроэнергетике (статья 38) и Правилах N 530 (пункты 5, 61) напрямую говорится только в отношении гарантирующего поставщика. Такая правовая регламентация привела к вполне логичному выводу, что энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, не имеющие статуса гарантирующего поставщика, теперь свободны от норм ГК РФ о договоре энергоснабжения, в частности о публичном характере. Некоторые суды дали именно такое толкование этим нормам. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.12.2010 по делу N А12-4665/2010 суд прямо указал, что из вышеназванных норм следует, что "права и обязанности субъектов розничного рынка поставлены в зависимость от их статуса... если поставщиком электроэнергии... выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным... Напротив... энергосбытовые (энергоснабжающие) организации свободны в заключении договоров". Однако более правильной позицией является иная - через определение в каждом конкретном случае наличия (отсутствия) всех признаков <16> публичного договора, а именно: -------------------------------- <16> Используем формулировку признаков, данную в Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.12.2010 по делу N А12-4665/2010.
- договор заключается между коммерческой организацией и потребителем; - коммерческая организация осуществляет такую деятельность, которая в силу ее специфического характера обусловливает ее обязанность заключить договор с каждым субъектом экономических отношений, заявившим о намерении приобрести у нее товар или потребить услугу; - обязанность коммерческой организации заключить договор должна быть предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или соглашением сторон. Если признаки есть, то неважно, какой субъект выступает на стороне продавца электрической энергии, он будет обязан заключить с обратившимся к нему лицом договор. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2011 по делу N А19-10626/10 суд использовал именно такой способ и пришел к выводу, что покупка организацией электрической энергии у энергосбытовой компании для последующей перепродажи не является публичным договором: "ООО "И.", являясь гарантирующим поставщиком, обратилось к ЗАО "БЭС" с предложением заключить договор энергоснабжения для целей поставки электрической энергии для нужд его потребителя, то есть для последующей перепродажи электроэнергии... Истец не является потребителем электрической энергии... Договор, к заключению которого истец понуждает ЗАО "БЭС", не является публичным договором, так как не содержит его обязательных признаков". К аналогичным выводам пришел и Высший Арбитражный Суд РФ, дав такую правовую оценку в Определении от 13.04.2011 N ВАС-3817/11 по делу N А78-2229/2010: "Довод заявителя об отсутствии правовых оснований для понуждения его к заключению с истцом договора энергоснабжения, поскольку он является энергоснабжающей организацией и не имеет статуса гарантирующего поставщика, со ссылкой на пункт 8 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии... несостоятелен. Названный пункт предусматривает принцип свободы выбора энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией контрагента договора, обеспечивающего снабжение потребителей электрической энергией и заключаемого с теми организациями, которые обеспечивают получение потребителем электрической энергии, а не публичного договора энергоснабжения". Полагаем, что это определение является прецедентным в данном вопросе, поскольку указывает на неизменность действия норм ГК РФ в отношении договора энергоснабжения. Можно сделать вывод, что если заключаемый договор между поставщиком и покупателем электроэнергии соответствует признакам договора энергоснабжения, названным в ГК РФ, то он будет публичным независимо от того, имеет продавец статус гарантирующего поставщика или нет. В. В каком порядке разрешать разногласия на этапе заключения договора? Для публичных договоров Гражданский кодекс РФ устанавливает подробный порядок согласования условий в статье 445. После обмена протоколами разногласий и недостижения консенсуса по условиям договора покупатель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. На основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Арбитражные суды считают направление организации протокола разногласий, а также получение извещения о результатах рассмотрения протокола или его отклонения обязательным. Это входит в процедуру досудебного урегулирования споров. Несоблюдение такого порядка является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения (пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Судебная практика подтверждает данные выводы: Определение ВАС РФ от 05.07.2007 N 7940/07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2010 по делу N А56-49704/2009, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.07.2005 N Ф08-3314/2005, Постановление ФАС Центрального округа от 16.12.2008 N Ф10-5715/08. При направлении своего проекта договора в энергокомпанию надо помнить о том, что в нем обязательно должны быть изложены существенные условия, а именно о количестве и качестве поставляемой энергии, должен быть приложен акт разграничения балансовой принадлежности, акт допуска энергопринимающих устройств (пункт 2 статьи 465 ГК РФ, пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения"). При отсутствии этих положений направленный договор не будет считаться надлежащей офертой, а значит, у второй стороны не возникнет обязанность отвечать на ваше письмо. Судебная практика подтверждает данные выводы: Определение ВАС РФ от 23.10.2007 N 12809/07, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2007 N А69-1248/06-8-Ф02-7389/06-С2.
3. СЛОЖНОСТИ И ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОГОВОРОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
3.1. Сложности при определении цены в договоре электроснабжения
Следует отметить, что наибольшее число споров между сторонами договора энергоснабжения связано с оплатой энергии и порядком расчетов. Особенно много проблем стало после введения Правилами N 530 понятия "нерегулируемая цена". ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424). Формирование тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам в соответствии Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию <17>. -------------------------------- <17> Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ").
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: 1) стоимость единицы электрической энергии (мощности); 2) стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям. Дифференциация тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии для групп потребителей. До 2007 года продажа электрической энергии осуществлялась только по тарифам. А с 1 января 2007 года появились розничные рынки электрической энергии и свободная (нерегулируемая) цена. Торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам на розничном рынке осуществляется в следующих случаях: а) купля-продажа электрической энергии по договору, в котором поставщиком выступает энергосбытовая организация или производитель электрической энергии (лицо, обладающее правом на распоряжение производимой им электрической энергией, потребитель с блок-станцией), в определенном указанным договором объеме; б) купля-продажа электрической энергии по договору с гарантирующим поставщиком по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен; в) купля-продажа электрической энергии на торгах на розничном рынке при наличии у покупателя заключенного договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (энергоснабжения) с гарантирующим поставщиком, условиями которого предусматривается поставка электрической энергии в объеме, приобретенном на торгах. На сегодня по регулируемым ценам осуществляется поставка электрической энергии только гражданам-потребителям и приравненным к ним группам (категориям) потребителей (покупателей) в соответствии с законодательством (далее - граждане), в объеме их всего фактического потребления. В отношении тех компаний, которые продают электрическую энергию гражданам, действуют предельные минимальные и (или) максимальные уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность). С 1 января 2011 года электрическая энергия в полном объеме (за исключением объемов электрической энергии для поставки гражданам) поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам. До этого продажа энергокомпаниями по свободным ценам была ограничена установленными Правилами N 643 долями приобретения электрической энергии на оптовом рынке: объем, приобретенный на оптовом рынке по регулируемой цене, должен быть продан потребителям на розничном рынке также по регулируемой цене, а объем, приобретенный по свободной цене, - по свободным ценам. Доли были установлены по периодам: с 1 января по 30 июня 2007 года - от 90 до 95 процентов; с 1 июля по 31 декабря 2007 года - от 85 до 90 процентов и т. д. (пункт 50 Правил N 643). Споры в основном и были связаны с правомерностью цен, выставляемых энергокомпаниями, с учетом доли свободной цены. Многие покупатели продолжали оплачивать электрическую энергию полностью по тарифу, и тогда продавцы обращались в суд за взысканием оплаты с учетом свободной цены. Если они доказывали соблюдение действующей в спорный период пропорции, а также порядка уведомления покупателя (как правило, это делалось путем внесения оговорки о свободной цене в договор), то суды признавали цену законной и взыскивали с покупателей долг и проценты. Судебная практика: Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 5642/08 по делу N А13-3113/2007, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.10.2009 по делу N А39-2069/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2010 по делу N А43-43623/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 01.04.2009 N Ф09-1674/09-С5 по делу N А60-17640/2008-С1.
3.2. Сложности при определении порядка расчетов в договоре электроснабжения
В Правилах N 530 изложены основы организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках, и положения договоров энергоснабжения должны им соответствовать. Необходимо обратить внимание на корректное формулирование правил о расчете величины потерь и о взыскании этих потерь. Незаконным будет являться возложение на потребителя потерь, определенных как разность между показаниями приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетевой организации, и суммой показаний приборов учета потребителя, имеющего опосредованное присоединение к данной точке поставки. Такая практика прямо противоречит пунктам 121, 143 Правил N 530 и пункту 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии <18>, согласно которым потребители услуг оплачивают потери сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей. Указанное положение может быть применимо только к сетевой организации. Судебная практика поддерживает данный вывод: Постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.2011 по делу N А72-4662/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2011 N Ф09-3770/2011 по делу N А60-31996/2010. -------------------------------- <18> Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Особое значение на практике приобретают также правила о безучетном потреблении электрической энергии, установленные в статьях 152 - 156 Правил N 530. Ими, в частности, регламентированы обязательные реквизиты акта о неучтенном потреблении электрической энергии (данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту). Энергокомпании, разрабатывая свои типовые акты, иногда не учитывают важность соблюдения всех вышеназванных требований. В результате при взыскании сумм безучетного потребления электроэнергии в судебном порядке компаниям отказывают. Судебная практика: Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2010 по делу N А55-7947/2009.
3.3. Ошибки в условиях об ограничении и прекращении подачи электрической энергии продавцом
Некоторые поставщики электроэнергии, разрабатывая свой типовой договор купли-продажи, включают в него перечень оснований для ограничения или прекращения отпуска электрической энергии потребителю или порядок ограничения/прекращения, не соответствующие статьям 546, 523 ГК РФ и пунктам раздела XIII Правил N 530. Например, компании вводят условия о возможности прекращения подачи электрической энергии в случае любого нарушения покупателем договорных обязательств по оплате электроэнергии, в том числе при невнесении авансовых платежей. Такие действия являются незаконными. Суды обязательно проверяют пункты на соответствие Правилам N 530 и в случае противоречий признают положения договоров недействительными. Судебная практика: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2009 по делу N А42-5184/2008, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2010 по делу N А33-7445/2009. Обратим внимание, что в силу пункта 168 Правил N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Порядок ограничения установлен в пункте 189 Правил N 530, а Перечень данных потребителей приведен в приложении N 6 к упомянутым Правилам. Нередко энергокомпании игнорируют этот Перечень, и подчас это связано не со злым умыслом, а с наличием утвержденной единой типовой формы договора на предприятии. Но судебная практика в этом вопросе едина: к организациям, которые относятся к потребителям названной категории, общий порядок не применим, и договор в этой части признается недействительным. Судебная практика: Определение ВАС РФ от 04.04.2011 N ВАС-3148/11 по делу N А32-12807/2010-21/307, Определение ВАС РФ от 21.01.2011 N ВАС-18192/10 по делу N А33-6426/2009, Определение ВАС РФ от 06.05.2010 N ВАС-5410/10 по делу N А53-6757/09.
4. СЛОЖНОСТИ И ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ДОГОВОРОВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ С КОМПАНИЯМИ - ИСПОЛНИТЕЛЯМИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Особая категория договоров - это договоры, заключаемые энергокомпаниями с исполнителями коммунальных услуг. Эти покупатели имеют особенный статус, поскольку приобретают электрическую энергию в целях обеспечения ею собственников многоквартирных домов. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив и пр. Специфика этих договоров в том, что они регулируются помимо всех основных нормативных актов положениями Правил N 307 о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам. Об этом четко было указано и Высшим Арбитражным Судом РФ в Определении от 30.09.2009 N ВАС-12110/09 по делу N А73-11172/2008. Обратим внимание на следующие основные трудности, возникающие при работе с этим типом договоров. А. Сложности при определении объемов поставленной электрической энергии при отсутствии общедомовых приборов учета. В пункте 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение определяется исходя из нормативов потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг уже включают в себя электроэнергию, необходимую для содержания общего имущества, а также нормативные технологические потери во внутридомовых сетях <19>. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать нормативы отдельно на электроснабжение и отдельно на освещение мест общего пользования. Следовательно, энергокомпания не вправе устанавливать в договоре условие об отдельной оплате энергии, потребляемой лифтовым оборудованием, системами противопожарной автоматики, усилителями антенн коллективного пользования, приборами освещения помещений общего пользования и придомовой территории сверх нормативов потребления для граждан. Такой вывод применительно к отношениям по водо - и теплоснабжению жилых домов содержится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 15791/08 и от 09.06.2009 N 525/09. -------------------------------- <19> Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В случае если энергоснабжающая компания решит взыскать суммы вопреки данным правилам, ей будет отказано, условия договора, противоречащие названным правилам, ничтожны. Судебная практика: Определение ВАС РФ от 30.09.2009 N ВАС-12110/09 и Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2009 N Ф03-2202/2009 по делу N А73-11172/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 20.07.2009 N Ф10-2655/09 по делу N А14-15321/2008/509/18, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2009 N А33-15447/07-Ф02-677/09. Обратим внимание, что это правило распространяется и на случай, предусмотренный пунктом 90 Правил N 530, когда договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, предусмотрено право энергокомпании на получение платы за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников. Население перечисляет плату только исходя из нормативов потребления. Кроме того, при отсутствии общедомовых приборов учета не могут использоваться в расчетах показания индивидуальных приборов учета, поскольку это будет противоречить пунктам 8, 16 и 19 Правил N 307. Судебная практика поддерживает данные выводы: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2010 по делу N А44-2306/2009, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 по делу N А45-4763/2008-4/92. Б. Неправомерное включение в договор условия об авансовых платежах. Жилищный кодекс РФ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества/кооператива (пункт 1 статьи 155). Аналогичным образом этот вопрос урегулирован в пункте 35 Правил N 307. Однако не все энергокомпании следуют такому порядку платежей и включают в договор условия об авансовых платежах, например предусматривают обязанность по внесению платы за электроэнергию до 25 числа текущего месяца (60 процентов) и до 10 числа месяца, следующего за расчетным (100 процентов). Суды расценивают такие положения договора недействительными, как не соответствующие законодательству, а также нарушающие баланс интересов сторон в договоре энергоснабжения, в частности предоставления абоненту возможности по сбору платежей с населения. Судебная практика: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.11.2008 по делу N А31-3867/2007-22, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2010 по делу N А56-7114/2009. Кроме того, у крупной энергокомпании также есть риск быть привлеченной к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Суды признают правомерным наложение мер административной ответственности антимонопольной службой, если установят, что энергокомпания (занимающая доминирующее положение на рынке) навязывала условия об авансировании управляющей компании. Этот факт будет подтвержден, если управляющая компания представит доказательства направления писем с просьбой изменить данное условие. Судебная практика: Определение ВАС РФ от 22.07.2010 N ВАС-9895/10 и Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.05.2010 по делу N А20-3486/2009.
Название документа