ФАС России подготовила поправки к Закону о торговой деятельности

(Денисова А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ФАС РОССИИ ПОДГОТОВИЛА ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ

О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 5 октября 2011 года

А. ДЕНИСОВА

В начале сентября Минэкономразвития России разместило на своем сайте проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - проект), разработанный ФАС России. Разработчики проекта предлагают внести изменения в действующее законодательство о торговой деятельности. В частности, планируется сформировать торговый реестр, в который участники рынка будут обязаны представлять ряд сведений. Также планируется расширить перечень недопустимых условий в договорах поставки продовольственных товаров. Кроме того, предполагается установить дополнительные ограничения на приобретение и аренду торговыми сетями дополнительных площадей торговых объектов в границах административно-территориальных образований.

Круг лиц, на которых распространяется действие

Закона о торговле

Предлагается уточнить отдельные положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), касающиеся круга лиц, подпадающих под действие названного Закона.

Так, в настоящее время исходя из буквального толкования п. 1 ст. 2 Закона о торговле торговая деятельность - это деятельность одновременно как по продаже, так и по приобретению товаров. Однако не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже товаров, занимаются их приобретением. Например, эти два вида деятельности не сочетают те участники торговли, которые поставляют товары, произведенные ими самостоятельно, и те, кто продает свои товары без участия посредников. В связи с этим предлагается учитывать производителей товаров в качестве субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Помимо этого, действующее законодательство не разъясняет, что следует понимать под термином "общее управление", который необходим для уяснения смысла понятия "торговая сеть". По мнению авторов проекта, это создает правовую неопределенность для участников торговой деятельности. Поэтому под торговыми объектами, находящимися под общим управлением, предлагается понимать такие торговые объекты, которые находятся у хозяйствующего субъекта, ведущего торговую деятельность, а также у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих одну группу лиц. Таким образом, торговой сетью согласно проекту является совокупность торговых объектов, находящихся не только у одного хозяйствующего субъекта, но и у группы лиц, которая выступает в торговом обороте как единый экономический субъект.

Торговый реестр

Действующее законодательство о торговле не предусматривает ведения реестра лиц, занимающихся торговой деятельностью. Однако, как отмечают разработчики проекта, вести учет таких хозяйствующих субъектов необходимо для целей антимонопольного регулирования. Поэтому планируется сформировать соответствующий торговый реестр, в который участники рынка будут обязаны представлять все необходимые сведения о себе.

Торговый реестр будет включать сведения:

- о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность;

- о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров);

- о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ.

Из проекта неясно, будет ли создан для производителей товаров отдельный реестр.

Обязанность по ведению торговых реестров предлагается возложить на органы исполнительной власти субъектов РФ. Сбор и внесение в торговые реестры сведений об участниках рынка будут осуществлять органы местного самоуправления, определяемые законами субъектов РФ.

Недопустимые условия в договорах поставки

продовольственных товаров

Закон о торговле в действующей редакции предусматривает две группы ограничений при заключении договора поставки продовольственных товаров торговыми сетями:

- условия, для которых установлен полный запрет на их включение в договор поставки (ст. 9 Закона о торговле). Это так называемые недопустимые условия;

- условия, которые запрещается навязывать контрагенту (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле) как ограничивающие конкуренцию. Однако в случае подтверждения обеими сторонами договора добровольности установления таких условий они считаются допустимыми. Так, действующая редакция Закона о торговле (подп. "а", "б", "в", "е" п. 2 ст. 13) относит к таким условиям, в частности, следующие:

- о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки с иными участниками рынка, которые осуществляют аналогичную деятельность, а также на аналогичных или иных условиях;

- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках товаров на более выгодных условиях, чем условия для других участников рынка, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о снижении поставщиком товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Однако указанные условия согласно антимонопольному законодательству являются недопустимыми. На их включение в договор установлен полный запрет. Это так называемые запреты per se (ст. 11 Закона о защите конкуренции [1]). Таким образом, в настоящий момент между антимонопольным законодательством и Законом о торговле существуют несоответствия (коллизия норм права).

Помимо этого, ряд норм Закона о торговле противоречат друг другу. Например, Законом о торговле запрещено навязывать условия о внесении различных плат и возмещении убытков и затрат (подп. "г", "д", "ж", "з" п. 2 ст. 13). В частности, условия: о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; о внесении поставщиком товара платы за право поставлять свои товары в конкретную торговую сеть и др. Вместе с тем положения ст. 9 данного Закона запрещают включение в цену договора поставки иных видов вознаграждения (кроме вознаграждения, причитающегося хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества товара) за исполнение участником торговой деятельности условий этого договора.

Проект предлагает устранить существующие несоответствия. В связи с этим условия, которые запрещено навязывать контрагенту (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле) и которые могут признаваться допустимыми, будут отнесены к условиям, на включение в договор поставки которых установлен полный запрет (в ст. 9 Закона о торговле).

В настоящее время Закон о торговле устанавливает запрет на включение в договор поставки недопустимых условий только для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Тем самым из сферы действия Закона о торговле выводится значительное количество участников торговой деятельности. В связи с этим, по мнению авторов проекта, действие данного запрета нужно распространить и на участников рынка, входящих с хозяйствующим субъектом в одну группу лиц.

Действующая редакция Закона о торговле запрещает торговым сетям и их поставщикам осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле). Авторы проекта предлагают дополнить данную норму запретом на заключение договора поручения и агентского договора. Объясняется это тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений указанных договоров являются почти идентичными договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов названных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы. Указанный запрет не будет распространяться на договоры внутри группы лиц или торговой сети.

Дополнительные ограничения на приобретение и аренду

торговыми сетями дополнительной площади торговых объектов

Закон о торговле устанавливает ограничение на приобретение и аренду торговых объектов хозяйствующими субъектами, доля которых превышает 25 процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах соответствующего административно-территориального образования. При этом в ст. 14 Закона о торговле не установлено каких-либо ограничений по приобретению дополнительных торговых объектов теми хозяйствующими субъектами, доля которых на момент приобретения не превышает 25 процентов объема таких товаров.

В связи с этим проектом предлагается установить запрет на приобретение дополнительных площадей торговыми сетями также и в том случае, если в результате приобретения доля хозяйствующего субъекта составит более 25 процентов объема. Однако такой запрет планируется распространить только на сделки, в результате которых произойдет сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке. Предполагается, что сделки, совершенные в нарушение данного запрета, будут считаться ничтожными.

Отметим, что указанный запрет коснется только случаев приобретения прав на уже существующие объекты. При этом согласно проекту торговые сети, доля которых на товарном рынке не превышает 25 процентов, вправе будут осуществлять в границах административно-территориального образования строительство новых торговых объектов, а также инвестирование в строительство и иные подобные действия, приводящие к увеличению числа торговых объектов.

Помимо названных ограничений на приобретение и аренду торговых площадей предлагается установить запрет на осуществление торговыми сетями (за исключением сельхозпотребкооперативов и организаций потребкооперации) сделок и иных действий в пределах административно-территориального образования, если в результате их совершения доля участника рынка превысит 25 процентов объема всех реализованных товаров. Указанный запрет не коснется случаев, когда в результате сделки не произойдет сокращения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Документ:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

http://www. economy. gov. ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20110908_09.

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Название документа