Понятия "розничная торговля" и "оптовая торговля": об определенности и неопределенности

(Щур Д. Л.) ("Торговое право", 2011, N 3) Текст документа

ПОНЯТИЯ "РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ" И "ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ": ОБ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив, кандидат экономических наук.

Правильное применение нормативного правового акта, регулирующего смежные или схожие отношения, невозможно без корректного разделения указанных отношений. В статье исследуются результаты классификации торговой деятельности (торговли) на оптовую торговлю и розничную торговлю в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и законодательных актах и проектах законов других государств.

Ключевые слова: опт, штука, партия, розница, торговля, потребитель, закон о торговле, судебная практика, оптовая торговля, розничная торговля, предпринимательская деятельность.

С принятием Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) связывались надежды на внесение определенности в разделение торговли на оптовую и розничную. Однако такой общеправовой миссии Закон о торговле не выполнил, поскольку положенные в основу классификации видов торговли признаки делают разделение торговли на оптовую и розничную пригодной только для данного Закона и актов, регулирующих некоторые разновидности являющихся предметом Закона общественных отношений. Логичным представляется начать с пояснения отсутствия в определении связи с количественными характеристиками приобретаемой и отчуждаемой товарной массы.

Опт или розница

Основу классификации торговли на оптовую и розничную в российской торговой практике, как и в деловом обороте большинства государств, издавна составлял количественный признак - количество продаваемых товаров: - продажа товаров партиями (крупными партиями), в большом количестве, обобщаемом в русском языке словом "оптом" (трансформировавшимся из слов "оптъ", "обът", в свою очередь, происходящих от "общего") <1> характеризовала оптовую торговлю; -------------------------------- <1> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 4. С. 267; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 469; Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. I: Введение. Торговые деятели. С. 37.

- продажа товаров поштучно, в небольшом количестве, обобщаемом в русском языке словом "розница" (берущим свое начало в словах "рознь", "розь" и означающим "раздробленность", "раздельность") <2> давала основание считать торговлю розничной. -------------------------------- <2> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 3. С. 102; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 707; Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. I: Введение. Торговые деятели. С. 37 - 38.

В сформулированных в Законе о торговле определениях понятий оптовой и розничной торговли связи с указанными количественными характеристиками нет, что придает некоторую атавистичность словам "оптовая" и "розничная", однако не изменяет смысла и значения такой классификации.

Поштучно или "партионно"

Отказ от использования количественного критерия в качестве признака деления торговли на оптовую и розничную наметился в середине прошлого века, когда стало очевидно, что приобретение товара в розницу (поштучно) или оптом (партиями) не является существенным признаком, позволяющим устойчиво разделить торговлю на два класса - количество продаваемого продавцом товара зависит от потребностей покупателей и, следовательно, является величиной переменной, зависящей от количества покупателей, их потребностей и предпочтений. Изменившееся домашнее хозяйство и особенности малого бизнеса предопределили тенденции укрупнения личных покупок (для удовлетворения потребностей на определенный период времени и с целью экономии (за счет скидок, снижения транспортных расходов) - семьи все чаще совершают закупки товаров в размерах мелкого опта (упаковками, коробками, партиями и др.)) и уменьшения бизнес-покупок (поштучно товары приобретают как малые предприятия (например, товары высокой стоимости, товары с неисследованным потребительским спросом и др.), так и средние и крупные (например, канцелярские и другие товары, необходимые для выполнения административных и управленческих функций и др.)). Административное закрепление этого признака (поштучность или партионность покупки-продажи) означало бы необоснованное ограничение свободы торговли, которое для торгового оператора заключалось бы в невозможности продавать, а для покупателей - приобретать товары в необходимых количествах. Следует вспомнить, что такое состояние уже известно российской торговой практике (советскому ее периоду) - когда количество продаваемых и приобретаемых товаров нормировалось. В ходе работы над определениями оптовой и розничной торговли предлагалось включить в них количественные признаки (поштучность или партионность покупки-продажи), однако с учетом их свойств установить условную связь, например, оптовой считать торговлю, при которой продажа осуществляется преимущественно партиями (не менее упаковки производителя, предназначенной для оптовой продажи), и соответственно розничной - при которой продажа, как правило, осуществляется поштучно. Данное предложение не было принято, поскольку оценочный характер категорий "преимущественно" и "как правило" не позволяет однозначно и устойчиво разделить торговлю на оптовую и розничную, а поскольку для одной из них законопроектом предполагалось ввести специальное регулирование, то возникал риск перевода розничной торговли в оптовую путем коррекции количественных признаков таким образом, чтобы отвечать критерию "преимущественность".

Предназначение или потребность

От второго признака, традиционно используемого для разделения торговли на оптовую и розничную, - предназначение продаваемого товара для использования в личных или в предпринимательских целях - законодатель также отказался в связи с его относительностью и нестабильностью. По своему содержанию предназначение вещи - это основанное на знании ее природы и свойств определение судьбы вещи. В экономике производства предназначение товара по-прежнему определяет производитель <3>. -------------------------------- <3> См. также: Щур-Труханович Л. В. Предмет Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации": регулируемые и нерегулируемые отношения // Торговое право, 2011. N 1. С. 20.

Исходя из народнохозяйственного значения все производимые товары подразделяются на предназначенные для домашнего хозяйства (личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью), и для экономической деятельности (использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием). Однако судьба товара складывается не всегда так, как ее определил ее производитель - каждый новый собственник, основываясь на анализе имеющихся у вещи свойств, и с учетом своих потребностей может использовать ее не так, как "предначертано" в технической инструкции или на этикетке товара, а сообразно своим представлениям о ее полезных свойствах и пригодности для использования в соответствии со своими потребностями. Во многом по этой причине, а также в связи с развитием научно-технического прогресса все большее количество продукции производится для целей личного (домашнего) потребления, однако оговаривается возможность использования таковой и в предпринимательстве. Такая универсализация целевого предназначения продукции происходит не только потому, что отдельные товары невозможно однозначно классифицировать по их предназначению (например, компьютеры, средства связи, легковые автомобили, сейфы и др. могут использоваться как в домашнем хозяйстве, так и в сферах производства и оказания услуг; цемент, доски, измерительные и слесарные инструменты, грузовые автомобили и гражданские самолеты и др. могут использоваться как в сфере производства и оказания услуг, так и в домашнем хозяйстве, в личных целях), но и под влиянием интересов акционеров в получении прибыли - потребительский сектор с учетом большей массы покупок и более высокой частоты их совершения становится привлекательнее производственного сектора. В своем отказе от использования при определении оптовой и розничной торговли такого признака, как предназначение товара, законодатель непоследователен, поскольку таковой использован им при характеристике хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки, в пункте 3 части 2 статьи 1 Закона о торговле, что в связи с отсутствием характеристики понятия товара порождает определенную коллизию не только между указанным положением и пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона, но и с другими нормами Закона, связанными с поставкой или с хозяйствующими субъектами, ее осуществляющими, и возвращает законодателя к необходимости определения товара в будущем.

Оптовик или розничный продавец

Непригодными для классификации торговли на оптовую и розничную были признаны и другие признаки - отнесение продавцов и покупателей к определенным категориям (производителям, посредникам и потребителям), - опосредующие каждый вид торговой сделки и др. В итоге классификация оптовой и розничной торговли основывается на одном признаке, который делает результаты этой логической операции весьма нестабильными, даже если устранить такой дефект, как неопределенность связи цели использования товаров с приобретением и (или) продажей товаров. Если в определении оптовой торговли такая связь имеет место и с приобретением (товары приобретаются для использования в предпринимательской или иной аналогичной деятельности), и с их продажей (товары продаются для использования в предпринимательской или иной аналогичной деятельности), то в определении розничной торговли такая связь логична только с продажей (связь с приобретением означала бы совпадение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и потребителя). Поскольку цель приобретения товара хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, всегда одна - последующая его продажа, то такая составляющая предпринимательской деятельности, как приобретение, не имеет значения для классификации видов торговой деятельности на оптовую и розничную. Кроме того, определение в Законе о торговле понятия оптовой торговли как вида деятельности, связанного с приобретением товаров, исключает из него производителей. Для придания равновесия указанным определениям представляется необходимым исключить указание на такую составляющую торговой деятельности, как приобретение товаров и сосредоточить внимание на главной цели торговли - продаже товаров. Цель использования проданных товаров (в оптовой торговле - для осуществления предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи), иного не личного, не семейного, не домашнего и подобного использования; в розничной торговле, напротив, - для использования в личных, семейных, домашних и иных подобных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью) положена в основу определений видов торговли как существенного признака выделения договора поставки из других договоров купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ). Однако, как следует из судебной практики, которая в свою очередь, основывается на Постановлении Пленума ВАС России от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" <4>, цель приобретения товара покупателем является таким же "подвижным" признаком, как и предназначение товара. В названном Постановлении ВАС России, в частности, поясняется, что под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т. п.). При этом в случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже. -------------------------------- <4> Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.

В отсутствие нормативного определения "розницы" судебная трактовка "закольцовывает" определения розничной торговли и розничной купли-продажи: "По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (выделено мной - Д. Щ.), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Такой же эффект имеет место в определении розничной торговли и в статье 346.27 Налогового кодекса РФ: "розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (выделено мной - Д. Щ.)". Поскольку текущая редакция Закона о торговле не предусматривает специальное регулирование розничной и оптовой торговли (не считая пункта 3 части 1 статьи 13 Закона), то несовершенство определений понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля" не сильно повлияет на применение норм Закона (за исключением пункта 3 части 1 статьи 13). Однако, как представляется, оно неизбежно отразится на судебной практике применения гражданского и налогового законодательства к соответствующим правоотношениям, поскольку теперь суды для толкования понятий видов торговой деятельности будут использовать не определения соответствующих терминов, приведенных в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", а легальные определения указанных понятий, сформулированные в Законе. Впрочем, ввиду ограниченности понятийного аппарата обращение к указанному ГОСТ Р или новому, принятому ему на смену, сохранится, в частности, для определения "иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" <5>, и др. -------------------------------- <5> В этой связи особый интерес представляет неоднозначность отнесения продажи товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых) к розничной или оптовой торговле: в одних судебных решениях такая продажа приравнивается к розничной по мотиву приобретения указанными организациями товаров для совместного потребления, а не для предпринимательской деятельности, в других - к оптовой, поскольку указанные товары приобретаются указанными организациями (санаториями и домами отдыха, больницами, детскими садами и яслями, домами для престарелых) для дальнейшей их реализации, и, следовательно, предпринимательской деятельности, то есть не в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (см. "Путеводитель по судебной практике" к статьям 492 и 506 Гражданского кодекса РФ в СПС "КонсультантПлюс").

Конструкции определений оптовой и розничной торговли в Законе предусматривают связь целей использования товаров не с волеизъявлением покупателя (потребителя), а с предположением продавца о цели использования продаваемых им товаров в будущем. В результате выбора соответствующей этому предположению торговой и финансовой политики и ее реализации предположение трансформируется в намерение продавца продавать товары для последующего использования их в определенных целях, которое он выражает разными способами (посредством организации торгового объекта, установления безналичных расчетов, доведения до неограниченного круга лиц информации об условиях продажи и т. д.). Однако если в оптовой торговле продавец располагает некоторыми я средствами обеспечения своего волеизъявления относительно цели использования проданного товара (например, путем определения круга покупателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), установления необходимости подтверждения их статуса, применения особых форм расчетов, пр.), то в розничной торговле и таковых в принципе нет - правовое регулирование и сложившийся деловой оборот не предусматривают ни обязанности покупателя подтверждать свои правомочия на совершение сделки, ни возможности проверки статуса покупателя. Впрочем, применение вышеназванных средств обеспечения соответствия намерения оптового продавца и намерений покупателей не гарантирует, что товар, приобретенный, например, индивидуальным предпринимателем за наличный расчет, не будет использован в его личных целях.

Купля-продажа или поставка

В косвенной форме использованный для классификации видов торговой деятельности признак в основном проявляется при организации торговой деятельности с использованием торговых объектов - намерение торгового оператора выражается в организации работы торгового объекта (установлении режима его работы, способах и методах обслуживания покупателей, др.). Однако, как свидетельствует судебная практика, условия, в которых совершаются сделки купли-продажи, могут быть не приняты во внимание и хозяйствующий субъект, считавший, что он ведет розничную торговлю, может быть признан осуществляющим оптовую торговлю. Для многих розничных сетей и магазинов стала неожиданной переквалификация осуществляемой ими деятельности с розничной торговли в оптовую в трактовке Президента РФ Д. Медведева. Комментируя повышение цены на гречку в сентябре 2010 года и продажу ее мешками из магазинов, Президент РФ с раздражением отмечал: "Зачастую вечерами из крупных розничных сетей, из магазинов вынимают эту самую гречку: просто подъезжают грузовики, покупают мешками эту гречку и, естественно, продают потом на рынке или в маленьких магазинах, палатках всяких разных. Мы же понимаем, что магазин тоже не должен этого делать, потому что совершенно очевидно, что это отпуск продукции, отпуск товара не розничному потребителю, а оптовику, а цель магазина - в другом. Понятно, что хочется быстро продать. Но в этом случае - это нарушение законодательства о торговле. У нас розничная торговая сеть" <6>. Обсуждая эту же ситуацию с губернатором Саратовской области П. Ипатовым на рабочей встрече, Президент РФ призывал запретить торговлю мешками в магазинах, поскольку "У нас розничная сеть существует для граждан, а не для оптовиков. За это надо просто наказать и тех, кто причастен, найти и тех, кто продает таким образом... это прибыль, но всем же понятно, что это оптовая торговля" <7>. -------------------------------- <6> Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета "О регулировании внутреннего продовольственного рынка" от 02.09.2010. <7> Стенограмма рабочей встречи Президента РФ с губернатором Саратовской области от 02.09.2010 // http://президент. рф

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю без использования торговых объектов, риск "переквалификации" их деятельности возрастает еще больше. Так, в арбитражной практике целый ряд решений о признании торговой деятельности, которую продавец считал и организовывал как розничную, оптовой основывается на следующих фактах: 1) продавцу был известен статус приобретших товары покупателей (индивидуальные предприниматели и юридические лица); 2) специфика продукции (продовольственные товары, имеющие ограниченные сроки хранения и являющиеся скоропортящимися продуктами); 3) периодичность приобретения товаров указанными покупателями; 4) объем приобретенных товаров, исключающий его использование в личных целях; при этом такая оценка торговле была дана независимо от того, что сделка была оформлена как договор розничной купли-продажи с выдачей кассовых и товарных чеков (см., например: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.06.2009 N Ф09-3552/09-С2 по делу N А47-6067/2008АК-29 <8>). -------------------------------- <8> СПС "КонсультантПлюс".

Есть и обратного рода решения - когда реализация товаров, не обладающих явными потребительскими свойствами (например, твердого топлива), хозяйствующими субъектами (учреждениями и сельскими поселениями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность), для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (для собственных нужд, для исполнения своих уставных обязанностей, в том числе жизнеобеспечения больных, престарелых, детей), признается розничной; при этом факт выставления предпринимателем товарных накладных и счетов-фактур не признается свидетельством оптовой реализации товара (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2009 по делу N А72-7445/2008 <9>). -------------------------------- <9> СПС "КонсультантПлюс".

В большинстве судебных решений констатируется, что хотя основным критерием, отличающим оптовую торговлю от розничной, является использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями приобретенных товаров с целью их переработки и дальнейшей реализации в профессиональной (предпринимательской) деятельности для извлечения дохода, закон (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью), в связи с чем хозяйствующий субъект может и не обладать информацией о том, кто и для каких целей приобретает соответствующий товар (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2009 по делу N А42-2682/2009, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2007 по делу N А56-21695/2006, Постановление ФАС Центрального округа от 16.07.2007 по делу N А54-4726/2006-С22 <10>). -------------------------------- <10> Там же.

В связи с нестабильностью такого признака классификации, как цель использования товара, со сложностью "диагностики" его наличия арбитражные суды при решении вопроса об отнесении торговой деятельности к оптовой или розничной подробнейшим образом исследуют содержание сделок, анализируют формы и способы расчетов по сделкам и сопровождающие их документы. Переоценит ли законодатель свой отказ от использования в качестве классификационного такого признака, как сделки, опосредующие соответствующие виды деятельности, и контрагенты по таким сделкам, зависит от того, останется ли концепция Закона о торговле неизменной в части общего регулирования торговой деятельности или для регулирования одного из видов торговой деятельности (обоих видов деятельности) будет введено специальное регулирование. При втором варианте оптовая торговля может определяться как вид торговой деятельности, содержание которой образует отчуждение товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, на основе заключаемых с хозяйствующими субъектами сделок купли-продажи (за исключением розничной купли-продажи); а розничная торговля - как вид торговой деятельности, содержание которой образует отчуждение товаров потребителям (гражданам) для использования товаров в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основе заключаемых с потребителями сделок розничной купли-продажи. Однако, как представляется, оснований для такого варианта немного, учитывая, что в условиях свободы экономической деятельности, экономического интереса хозяйствующих субъектов реализовывать максимальному числу покупателей максимальный ассортимент товаров, приносящих доход, имеет место универсализация не только производимых товаров, но и торговой деятельности, в результате которой невозможно выделить оптовую и розничную составляющие и установить преобладание одной из них. Вместе с тем несовершенство определений оптовой и розничной торговли не должно осложнить применение норм Закона (за исключением, пожалуй, пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле). Наконец, необходимо ответить на вопрос, подпадает ли под определение оптовой и розничной торговли деятельность посредников, которые не приобретают товары для целей их последующей продажи с точки зрения права собственности и не продают их в смысле отчуждения собственности. Однозначный и непосредственный ответ на данный вопрос в Законе о торговле отсутствует. Это компенсируется (правда, незначительно) использованием страдательного причастия "связанный", которое характеризуется свойством охвата не только прямо поименованных элементов определения (приобретения и продажи товаров), но и непосредственно связанных с ними (в частности, содействующих им). Косвенно положительным ответом можно считать пункт 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, появившийся в Законе на последнем этапе законотворческого процесса. Как представляется, законодателю в будущем все же придется отразить в определениях оптовой и розничной торговли либо торговой деятельности в целом и коммерческое посредничество, основанное на сделках комиссии, агентирования и др., содействующих заключению сделок купли-продажи. Возможна и иная конструкция - уточнение указанных определений, что торговая деятельность осуществляется как с приобретением права собственности на товар, так и без такового. Таким способом, например, указание на коммерческое посредничество в составе торговли дано в Законе Туркменистана "О торговле".

В России и в мире

В заключение представляется интересным сравнение определений понятий "оптовая торговля" и "розничная торговля", сформулированных в законах и законопроектах соседних государств. Как видно из сравнительной таблицы (табл. 1), законодателями и нормотворцами разных государств для определения содержания основных видов торговой деятельности использованы все проанализированные в настоящей статье классификационные признаки. Однако юридико-логическая безупречность, на наш взгляд, также не достигнута.

Таблица 1

Беларусь Казахстан Туркменистан Молдова Кыргызстан Украина

Понятие Закон Закон Республики Закон Закон Проект закона Проект Республики Казахстан Туркменистана Республики Кыргызской закона Украины Беларусь от 12.04.2004 N 544 от 05.07.2002 Молдова Республики "О внутренней от 28.07.2010 "О регулировании "О торговле" от 23.09.2010 "О внутренней торговле <16> N 231-3 торговой <13> N 231 торговле в "О торговле" деятельности" <12> "О внутренней Кыргызской <11> торговле" <14> Республике <15>

Оптовая Оптовая Оптовая торговля - Под оптовой Оптовая Оптовая торговля - Оптовая торговля - торгов - торговля - вид предпринимательская торговлей торговля - де - предпринимательская деятельность по ля торговли, деятельность понимается ятельность, деятельность, при совершению осуществляемой по реализации деятельность осуществляемая которой закупочно-сбытовых в целях товаров, предназна - по коммерсантами, купля-продажа операций с товаром последующего ченных для последу - купле-продаже приобретающими осуществляется для последующей использования ющей продажи или (реализации) товары с целью партиями с целью реализации такого товаров иных целей, не товаров для перепродажи их их последующей товара или в предпринима - связанных с личным, дальнейшей другим продажи или иных соответственно тельской семейным, домашним перепродажи коммерсантам целей, не связанных переработанного деятельности и иным подобным их в либо с личным, семейным, товара или деятель - или иных использованием розничной профессиональ - домашним и подобным ность по обслужива - целях, не торговле или ным или использованием; нию контрагентов связанных с использования коллективным оптовая торговля при реализации ими личным, в коммерческом пользователям осуществляется в товара семейным, обороте специализированных домашним или смешанных, потреблением и при наличии обособ - иным подобным ленных мест, использованием отделенных от мест осуществления розничной торговли, магазинах, торговых домах и рынках

Рознич - Розничная Розничная торговля Под розничной Розничная Розничная торговля Розничная торговля ная торговля - вид - предпринимательс - торговлей торговля - де - - предпринимательс - - деятельность по торгов - торговли това - кая деятельность понимается ятельность, кая деятельность по продаже товаров для ля рами, предназ - по продаже деятельность осуществляемая продаже товаров конечного потребле - наченными для покупателю товаров, по продаже коммерсантами, потребителям для ния в личных целях личного, предназначенных (реализации) напрямую их личного или для другого, семейного, для личного, товаров непос - реализующими использования; при не связанного с домашнего семейного, редственно товары розничной продаже продажей, потребления и домашнего или иного потребителю потребителям каждая единица использования иного подобно - использования, не для для их личного товара должна быть независимо от формы го использова - связанного с удовлетворения пользования упакована, расчетов ния, не свя - предпринимательской личных потреб - (конечного расфасована, если занного с деятельностью ностей, нужд потребления) иное не установлено предпринима - домашнего законодательством тельской хозяйства и Кыргызской деятельностью иных нужд, не Республики или связанных с договором коммерческим оборотом

Название документа