Новые изменения в правовом регулировании алкогольной отрасли Российской Федерации

(Исанов С. Н.) ("Законодательство и экономика", 2011, N 9) Текст документа

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Н. ИСАНОВ

Начальник юридического отдела открытого акционерного общества "Башспирт" С. Н. Исанов рассматривает изменения, произошедшие в правовом регулировании алкогольной отрасли Российской Федерации.

Лето 2011 г. принесло алкогольной отрасли России новые, после 2005 г. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1>), масштабные изменения в правовом регулировании производства, оборота, розничной продажи и налогообложения этилового спирта и алкогольной продукции. -------------------------------- <1> Российская газета. 2005. N 163.

Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" <2> существенно изменено налогообложение в рассматриваемой отрасли. -------------------------------- <2> Российская газета. 2010. N 269.

В перечень подакцизных товаров включен коньячный спирт, уточнены понятия спиртосодержащей и алкогольной продукции. Для целей налогообложения пиво отнесено к алкогольной продукции. В статье 181 Налогового кодекса РФ уточнено, что не рассматриваются как подакцизные товары: - лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; - парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно. С 1 июля 2011 г. введен авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии со статьей 194 НК РФ производители алкогольной продукции (за исключением натуральных вин и напитков с объемной долей этилового спирта не более 6%) или подакцизной спиртосодержащей продукции обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза. Авансовый платеж должен быть перечислен до отгрузки продавцом этилового или коньячного спирта, произведенного на территории Российской Федерации, либо до передачи спирта в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной или спиртосодержащей продукции и не позднее 15-го числа текущего налогового периода. Не позднее 18-го числа текущего периода в налоговую инспекцию по месту учета плательщика необходимо представить копии платежного документа и выписки банка о перечислении денежных средств, а также извещение об уплате авансового платежа в четырех экземплярах (один из которых - в электронном виде). Вместо уплаты авансового платежа допускается предоставление банковской гарантии, выданной уполномоченным банком (п. 4 ст. 176.1 НК РФ). За нарушение указанных сроков в действующем законодательстве пока никакая ответственность не установлена. Согласно статьям 199 и 200 НК РФ суммы авансового платежа не учитываются в стоимости алкогольной или спиртосодержащей продукции и подлежат вычету на сумму платежа акциза по приобретенному спирту, который фактически был использован для производства реализованной алкогольной продукции. Авансовый платеж по объему спирта, не использованного для производства реализованной алкогольной или спиртосодержащей продукции, можно принять к вычету в периодах, когда он будет использован для такого производства. Отгрузка спирта покупателю допускается при условии предоставления продавцу извещения об уплате авансового платежа по акцизу или извещения об освобождении от его уплаты (в связи с получением банковской гарантии) - с отметкой налоговой инспекции о соответствии документов об уплате (освобождении от уплаты) сведениям, указанным в этом извещении. В соответствии с Письмом ФНС России от 1 августа 2011 г. N ЕД-4-3/12378@ "Об обложении акцизом этилового (и коньячного) спирта, реализуемого производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции" <3>, если покупателем до дня отгрузки ему этилового или коньячного спирта не представлено извещение об уплате авансового платежа акциза, продавец - производитель спиртов обязан начислить сумму акциза и предъявить ее к оплате покупателю. -------------------------------- <3> СПС "КонсультантПлюс".

Предъявление извещения об уплате авансового платежа акциза после отгрузки спирта покупателю не является основанием для пересчета акциза по нулевой ставке. При этом предъявленная продавцом сумма акциза относится покупателем на стоимость приобретенного спирта (п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 200 НК РФ). В письме указано: налоговые органы должны отказаться от проставления отметки на извещениях об уплате авансового платежа акциза в случае неправильного исчисления указанной в них суммы. Кроме того, с 1 августа 2011 г. вступает в действие новый порядок взимания акцизов в отношении этилового и коньячного спирта, произведенного на территории Российской Федерации: реализация спиртов осуществляется с применением ставки акциза в размере 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре при их реализации организациям - производителям алкогольной продукции, уплачивающим авансовый платеж акциза. В случае реализации спиртов организациям, не уплачивающим авансовый платеж, должна применяться ставка в размере 34 руб. Налицо тенденция переноса налоговой нагрузки на производителей алкогольной продукции. Как свидетельствует практика, с целью снижения финансового бремени организации - производители алкогольной продукции предпочитают пользоваться банковскими гарантиями и представляют в налоговые органы извещения об освобождении от уплаты авансового платежа по акцизу. Однако если при передаче этилового спирта между обособленными подразделениями внутри одной организации проблем, как правило, не возникает, то в случае поставок другой организации они могут появиться. Очень часто покупатель в силу небрежности или следуя ошибочному совету знакомого налогового инспектора указывает в извещении неверные реквизиты (наименование обособленного подразделения организации - производителя этилового спирта, код причины постановки на учет этого подразделения и т. п.), что приводит либо к отказу в проставлении налоговым органом отметки на извещении, либо к отказу в принятии такого извещения продавцом. Часто прослеживаются отказы налоговых инспекций по извещениям с банковскими гарантиями из-за неправильного, по мнению инспекторов, их оформления. Поскольку в настоящее время Федеральная налоговая служба активно занимается разъяснением нового порядка уплаты акциза, надеемся, все упомянутые трудности налогоплательщиков в скором времени исчезнут. Во-вторых, 22 июля 2011 г. официально опубликован <4> и вступил в силу (за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу) Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". -------------------------------- <4> Российская газета. 2011. N 159.

Закон N 218-ФЗ, будучи еще законопроектом N 484412-5, вызывал ожесточенные споры как производителей алкоголя и пива, так и представителей общественности и государственных органов, в его текст вносились десятки поправок вплоть до дня его рассмотрения во втором чтении и, как всегда, после принятия и вступления в силу его положения вызывают вопросы и навлекают на себя критику.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, вступившие в силу со дня его официального опубликования

1. Введено понятие "норма минимального использования производственной мощности" - минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах и позволяющий обеспечивать установленный Правительством РФ минимальный уровень рентабельности производства этих видов продукции. Фактическая мощность производства выявляется в ходе лицензионной проверки организации Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием), вносится в Единый государственный реестр и указывается в лицензии, выдаваемой организации-производителю. Использование мощностей подлежит декларированию. В случае невозможности соблюдения указанных минимальных норм производитель этилового спирта или алкогольной продукции обязан приостановить использование основного технологического оборудования для производства соответствующей продукции и направить в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка соответствующее уведомление. Действие выданной производителю лицензии на право производства и оборота этилового спирта или алкогольной продукции не прекращается. В случае неприостановления использования основного технологического оборудования производителю может быть выдано предписание лицензирующего органа, неисполнение которого повлечет приостановление, а затем и аннулирование лицензии. В случае, когда производственные мощности производителя вновь позволят ему выполнять установленные нормы, он обязан направить в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка уведомление о возобновлении использования основного технологического оборудования. Ненаправление в лицензирующий орган такого уведомления является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке. Указанное нововведение призвано устранить распространенную ситуацию, когда на сверхсовременном мощном заводе официально производится весьма скромное количество продукции, соответственно, платится мало налогов. С введением минимальных норм использования мощностей производителям придется выводить из тени неофициальные объемы. 2. Закон N 102-ФЗ ввел требование об обязательной переработке и (или) утилизации на очистных сооружениях барды - основного отхода спиртового производства. Требование вступило в силу с 1 марта 2010 г. после неоднократных отсрочек, но до сих пор непонятно, каким образом следует перерабатывать или утилизировать барду. С целью устранения указанного пробела Законом N 218-ФЗ предусматривается, что до дня вступления в силу соответствующего технического регламента порядок полной переработки барды и порядок утилизации барды на очистных сооружениях устанавливаются Росалкогольрегулированием. Рассматриваемая норма при включении ее в текст Закона N 102-ФЗ носила исключительно природоохранный характер, преследуя цель искоренить бесконтрольный сброс барды в водоемы и на поля. Однако чиновники забыли о сельском хозяйстве: ни в указанных выше двух законах, ни в разработанных Росалкогольрегулированием критериях полной переработки и (или) утилизации барды на очистных сооружениях (проект критериев размещен на официальном сайте службы www. fsrar. ru) нет ни слова о возможности использования ее в качестве удобрения в растениеводстве и в качестве корма в животноводстве. Согласно позиции ведомства вся барда без остатка подлежит превращению в сухое вещество путем выпаривания из нее воды, а перерабатывающее или утилизирующее барду оборудование должно принадлежать производителю спирта исключительно на праве собственности, хозяйственного ведения или находиться в оперативном управлении. Внедрение подобной технологии на спиртовом заводе может обойтись в десятки и сотни миллионов рублей. Учитывая огромное количество мелких и средних спиртовых заводов, имеющихся в каждом субъекте Федерации, применение требования о полной переработке и (или) утилизации барды на очистных сооружениях на практике может не только разорить мелких производителей и лишить агропромышленный комплекс и домашние подсобные хозяйства ценного корма (на селе, например, до 90% рациона крупного рогатого скота в зимний период составляет именно барда), но и вряд ли будет полезно для окружающей среды (вспомним, ради чего все начиналось) - выпаривание может привести к распылению в атмосферу всех вредных веществ, растворенных в барде. 3. В целях реализации рассмотренных выше положений Закона N 306-ФЗ установлено, что закупка (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного спирта осуществляются при условии представления в соответствии с законодательством о налогах и сборах извещения об уплате авансового платежа акциза или извещения об освобождении от его уплаты. Оборот этилового спирта теперь должен сопровождаться копией извещения об уплате авансового платежа акциза или извещения об освобождении от его уплаты. 4. Уточнены требования к розничной продаже алкогольной продукции. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции: - в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; - на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; - на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также на прилегающих к ним территориях; - на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях; - в нестационарных торговых объектах (данный запрет до 1 января 2013 г. не применяется в отношении пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5% и менее); - не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли (данный запрет до 1 января 2013 г. не применяется в отношении пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5% и менее). Органы государственной власти субъектов Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения к розничной продаже алкогольной продукции. Несмотря на то что правовой режим алкогольной продукции будет распространен на пиво и пивные напитки лишь с 1 июля 2012 г., по неизвестным причинам со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ утратил силу Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <5> (подп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 218-ФЗ). -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

Данное обстоятельство породило множество споров о том, действуют ли в настоящее время в отношении розничной продажи пива и пивных напитков какие-либо ограничения. Производители и продавцы пива утверждают: вплоть до 1 июля 2012 г. никакие ограничения к розничной продаже этого напитка не установлены (однако непонятно, зачем законодатель дал им такую свободу действий). Органы государственной власти, напротив, сообщают, что запреты и ограничения на продажу пива сохраняются. Так, представители Росалкогольрегулирования указали: в соответствии с новыми поправками пиво приравнивается ко всем остальным алкогольным напиткам, а значит, его нельзя продавать в детских, образовательных и медицинских организациях, в городском и пригородном общественном транспорте, в организациях культуры и на спортсооружениях. Более того, список мест, где торговля пивом запрещена, только расширен <6>. -------------------------------- <6> Росалкогольрегулирование опровергло заявления о свободной продаже пива // http:// www. km. ru/ v-rossii/ 2011/ 08/ 04/ borba - s - narkomaniei - i - alkogolizmom - v - rossii/ rosalkogolregulirovanie - oproverglo-z. 2011. 4 августа.

По мнению автора, налицо пробел в законе: в пункте 2 ст. 16 "Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции" Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" <7> (в ред. Закона N 218-ФЗ) просто забыли приравнять пиво к алкогольной продукции в части ограничений к его розничной продажи уже с момента вступления в силу Закона N 218-ФЗ. -------------------------------- <7> Российская газета. 1995. N 231.

Тем не менее позиция чиновников вполне ясна, и они вряд ли позволят бесконтрольно продавать пиво до 1 июля 2012 г. 5. Внесены изменения в порядок лицензирования деятельности по производству, хранению и поставкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и по розничной продаже алкогольной продукции: - введено лицензирование розничной продажи пива в составе лицензирования розничной продажи алкогольной продукции; лицензионные требования к розничным магазинам и к уставному капиталу (минимальный размер которого может быть установлен в пределах до 1 млн. руб.) организаций - розничных продавцов алкогольной продукции устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации; - отменена необходимость представления в лицензирующий орган санитарно-эпидемиологических заключений для получения лицензии или для внесения адреса производственного или складского помещения в лицензию; - срок лицензионной проверки обязательно продлевается на 30 дней в случае проведения обследования организации на предмет соответствия лицензионным требованиям (ранее продление срока лицензионной проверки на 30 дней в случае проведения обследования организации зависело от усмотрения лицензирующего органа); - использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается только после обязательного проведения лицензирующим органом проверки в отношении этого оборудования и отсутствия через 45 дней после представления в Росалкогольрегулирование уведомления о начале использования такого оборудования решения об отказе в допуске оборудования к эксплуатации либо ранее истечения указанных 45 дней - при наличии решения о допуске оборудования к эксплуатации; - добавлено новое основание для переоформления лицензии - изменение срока аренды или прекращение аренды помещений, используемых для лицензируемого вида деятельности; - до переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии не более чем в течение трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии; - установлен единый срок для совершения действий лицензирующим органом, связанных с выдачей, продлением, переоформлением лицензии, - 30 дней (данный срок обязательно продляется еще на 30 дней в случае проведения обследования организации); - заявление о продлении срока действия лицензии может быть подано в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. Ранее законодательство такого срока не устанавливало, что порождало множество претензий к лицензирующему органу, отказывавшему в рассмотрении заявлений о продлении срока действия лицензии, поданных ранее чем за 18 дней до истечения срока ее действия. В одной из первоначальных редакций Закона N 218-ФЗ предлагалось ограничить срок подачи указанных заявлений "коридором" от 90 до 60 дней до истечения срока действия лицензии, но в окончательной редакции предельный срок подачи заявлений не установлен - заявление о продлении срока действия лицензии может быть подано вплоть до последнего дня ее действия. Заявления о продлении срока действия лицензии, поданные после истечения срока действия лицензии, рассмотрению не подлежат. Подобное внимание законодателя к так называемой проблеме "перелицензирования" не случайно - в 2011 г. эту процедуру проходит огромное количество организаций, едва ли не подавляющее число игроков алкогольного рынка, и по причине ее непрозрачности и отсутствия четких правил многие заявляли о готовности уйти из алкогольного бизнеса; - переписку, направление решений, извещений, уведомлений лицензирующий орган осуществляет по электронной почте. С одной стороны, это обстоятельство существенно ускорит время получения информации, с другой - для организаций и самого Росалкогольрегулирования настала пора внимательно следить за безупречностью работы своих IT-специалистов; - места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, теперь подлежат указанию в лицензии независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения. Следуя логике данной нормы, понятие обособленного подразделения организации в Законе N 171-ФЗ ближе налоговому, нежели гражданскому законодательству. И это известие явно обрадует организации, одновременно занимающиеся производством и этилового спирта, и алкогольной продукции - ниже будет рассмотрен запрет на производство этилового спирта и алкогольной продукции в одном обособленном подразделении - несмотря на пугающие их варианты рассматриваемой нормы в ранних редакциях проекта Закона N 218-ФЗ, теперь для соблюдения запрета будет достаточно, чтобы указанные производства всего лишь размещались по разным адресам; - в лицензии будут указываться производственная мощность организации-производителя, адрес ее электронной почты для направления уведомлений; - в случаях выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии теперь приостанавливается на срок до ее аннулирования или отказа в аннулировании (ранее действие лицензии приостанавливалось во всех случаях на срок до шести месяцев); - лицензия может быть аннулирована решением не только суда, но и Росалкогольрегулирования. Основанием для аннулирования лицензии по решению Росалкогольрегулирования являются поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) этилового спирта и алкогольной продукции и ее розничная продажа по цене ниже минимальной (минимальные цены этилового спирта и алкогольной продукции устанавливаются Росалкогольрегулированием), нарушение требований к розничной продаже алкогольной продукции; - в течение двух месяцев с момента аннулирования или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, возврат их поставщику, поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию (ранее такая возможность была только у организаций, чьи лицензии были аннулированы). 6. Расширены полномочия Росалкогольрегулирования в сфере лицензионного контроля, ужесточен порядок его осуществления (контроль в рассматриваемой сфере в очередной раз усилен, что выразилось в существенном ограничении прав участников рынка по сравнению с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <8>, Закон N 171-ФЗ дополнен несколькими обширными статьями (ст. ст. 23.1 и 23.2 Закона N 171-ФЗ), посвященными государственному и лицензионному контролю): -------------------------------- <8> Российская газета. 2008. N 266.

1) плановая проверка лицензиата проводится в случаях: - истечения одного года со дня принятия решения о выдаче лицензии или переоформлении лицензии; - истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата; 2) внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: - истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований; - поступление в лицензирующий орган обращений о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только по согласованию с прокуратурой); - истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии; - выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в ЕГАИС, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по данному основанию внеплановая проверка может быть проведена только с обязательным извещением прокуратуры); 3) теперь общий срок проведения лицензионной проверки не может превышать 40 рабочих дней (ранее предельный срок проверки составлял всего 20 рабочих дней); 4) уведомление о проведении внеплановой проверки может быть направлено лицензиату по адресу электронной почты и (или) непосредственно предъявлено в момент начала проверки. 7. Установлены запреты на заключение договоров купли-продажи с условием исполнения обязательств по сделке в пользу третьего лица, мены, договоров об уступке требования и о переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. Данные запреты направлены против махинаций с акцизом, использовавшихся участниками рынка, когда производитель, не платя акциз, поставлял продукцию дистрибьютору, который, в свою очередь, продавая ее, передавал право требования оплаты еще одному лицу. Таким образом, деньги за подакцизный товар попадали лицам, формально не связанным ни с производителем, ни с дистрибьютором. Тотальный запрет на уступку требований и перевод долга по договорам купли-продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции усложнил жизнь участникам алкогольного рынка, между тем его эффективность находится под вопросом. Дело в том, что нелегальные производители спирта и алкогольной продукции как не исполняли требования закона, так и продолжили это делать, и запрет прежде всего ударил по легальным производителям и поставщикам. Следует признать: данный запрет сформулирован столь неясно, что под рассматриваемую категорию сделок можно смело отнести любые сделки, прямо или косвенно связанные с уступкой требования и переводом долга, основанием для возникновения которых явился договор купли-продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, по одному из мнений, указанная норма запрещает использовать в том числе факторинг, существенно затрудняя приток оборотных средств в отрасль, до 10% которых приходилось именно на факторинг <9>. -------------------------------- <9> Третьих не будет. Факторинговые компании исключат из расчетов за алкоголь // Коммерсантъ. 2011. N 137.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, применяющиеся к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

1. Вводится требование о соответствии производственных и складских помещений для производства и оборота этилового спирта критериям, установленным Росалкогольрегулированием. Критерии для складских помещений уже установлены Приказом данного ведомства от 26 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару" (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2010 г. N 19284) <10>. -------------------------------- <10> Российская газета. 2010. N 295.

2. Вводится требование к договорам аренды производственных и складских помещений для производства и оборота алкогольной продукции. Срок аренды указанных помещений не может быть менее одного года (в первоначальной редакции проекта Закона N 218-ФЗ срок аренды производственных и складских помещений для производства и оборота алкогольной продукции не мог составлять менее срока действия лицензии). Это означает, что все договоры аренды производственных и складских помещений для производства и оборота алкогольной продукции должны быть зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Причем срок аренды напрямую влияет на срок действия лицензии, таким образом, чтобы получить или продлить лицензию после 22 июля 2011 г. на максимальный (пятилетний) срок, нужно озаботиться наличием заключенных на срок не менее пяти лет и прошедших государственную регистрацию договоров в отношении арендуемых помещений. Если срок договора будет меньше пяти лет, лицензия также будет действовать до окончания срока аренды.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Поставки, закупки (а с 1 июля 2012 г. и перевозки) спирта с содержанием этилового спирта более 25% (ранее - более 60%) объема готовой продукции будут осуществляться при условии представления уведомления в Росалкогольрегулирование. 2. До 80 млн. руб. повышается минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) для организаций, желающих осуществлять производство водки (в настоящее время минимальный размер уставного капитала для таких организаций составляет 50 млн. руб.). 3. На упаковке алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции должна будет указываться информация о содержании этилового спирта в 100 мл данной продукции. 4. Производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, не более 7% объема готовой продукции будут осуществляться только в потребительской таре объемом не более 330 мл. Для алкогольной продукции отечественного производства срок вступления в силу этого требования отодвинут до 1 января 2013 г. 5. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, будут обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи путем представления сведений в Росалкогольрегулирование. 6. В перечень документов, представляемых в лицензирующий орган для получения или переоформления лицензии на право производства этилового спирта или алкогольной продукции, будут дополнительно включены схема оснащения основного технологического оборудования, расчет мощности по каждому заявленному виду продукции, документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2012 г.

1. Пиво приравнивается к алкогольной продукции, питьевой этиловый спирт исключается из видов алкогольной продукции (т. е. его розничная продажа будет невозможна), вводятся, уточняются и детализируются определения вин, виноматериалов, пива и пивных напитков. Одновременно с этим вступают в силу поправки в законодательство о рекламе, в соответствии с которыми на рекламу пива и пивных напитков будут распространены все ограничения, действующие в отношении алкогольной продукции. 2. Вводятся требования о лицензировании перевозок этилового спирта, о подтверждении уведомлением каждой перевозки, об учете объемов перевозок с помощью автоматических средств измерения и учета. Требования к перевозчикам этилового спирта утверждаются Росалкогольрегулированием. 3. Вводятся требования к торговым площадям для реализации алкогольной продукции кроме пива: данные торговые площади должны быть не менее 50 кв. м в городе и 25 кв. м на селе. Требования к помещениям для реализации алкогольной продукции утверждаются Росалкогольрегулированием. 4. Для реализации пива (кроме услуг общественного питания) будет необходимо иметь стационарное помещение и контрольно-кассовую технику. До 1 января 2013 г. это требование не будет применяться в отношении пива крепостью менее 5%.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

1. Основное технологическое оборудование для производства пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (без требования о передаче информации в ЕГАИС). 2. Не будет допускаться производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. Одновременно не будет допускаться производство этилового спирта обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции. В ранней редакции проекта Закона N 218-ФЗ рассматриваемое требование распространялось на одно и то же юридическое лицо, которое в случае принятия закона в подобной редакции не смогло бы одновременно производить и спирт, и алкогольную продукцию. В России на сегодняшний день существуют два организационных способа производства этилового спирта и алкогольной продукции - в рамках одного юридического лица (а зачастую - в рамках одного подразделения и по одному и тому же адресу) и в двух юридических лицах (например, в ООО "Спирт" и в ООО "Водка", принадлежащих одному собственнику). Конечно, второй способ прозрачнее, более подконтролен Росалкогольрегулированию и Федеральной налоговой службе с помощью многочисленных информационно-учетных систем, уведомлений и деклараций, поэтому его и предполагалось оставить единственно возможным в алкогольной отрасли с целью пресечения махинаций с неучтенными объемами спирта и алкогольной продукции. Однако поскольку первый способ очень распространен в большинстве субъектов Федерации, и не только из-за желания скрыть объемы готовой продукции, но и в силу каких-либо исторических особенностей, то первоначальная редакция рассматриваемого требования была смягчена. Во включенной в текст Закона N 218-ФЗ норме запрещается одновременное производство этилового спирта и алкогольной продукции в одном обособленном подразделении организации. Закон N 218-ФЗ, однако, не дает определения понятию "обособленное подразделение". Может ли это быть только филиал, или обособленным подразделением может быть и некий производственный участок, не имеющий статуса филиала? К сожалению, приходится довольствоваться толкованием на основе иных норм Закона N 218-ФЗ. Как следует из ранее рассмотренной нормы о том, что в лицензии надлежит указывать места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения, обособленное подразделение может не только не быть филиалом, но и не создаваться вообще! Не правда ли, противоречивое определение? Тем не менее запрет на одновременное производство этилового спирта и алкогольной продукции будет, по-видимому, соблюден, если указываемые в соответствующих лицензиях адреса подразделений, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции, не будут одинаковыми. То есть для соблюдения запрета достаточно, чтобы были разными адреса пресловутых "обособленных подразделений". Такое толкование вполне логично, учитывая, что при перемещении продукции между разными адресами одной организации в полной мере действуют все требования законодательства по учету, уведомлению и декларированию объемов готовой продукции, а значит, цель принятия рассматриваемой нормы будет достигнута.

Основные положения Закона N 218-ФЗ, вступающие в силу со дня вступления в силу соответствующего технического регламента

Начало оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции должно будет сопровождаться соответствующим уведомлением. Уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию России алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствии с техническим регламентом. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в федеральный реестр алкогольной продукции. В-третьих, 26 июля 2011 г. официально опубликован <11> и по истечении 10 дней после дня официального опубликования, а именно 6 августа, вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции". -------------------------------- <11> Российская газета. 2011. N 161.

В соответствии с указанным Законом приняты дополнительные меры по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции. В целях реализации запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавцы), получили право требовать у розничного покупателя алкогольной продукции документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. При этом правильность возникших сомнений, видимо, предполагается и не требует какого-либо обоснования со стороны продавца. В Уголовный кодекс РФ включена новая статья 151.1 "Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции". Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, теперь наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней. Предварительное расследование по уголовным делам о преступлении, указанном в статье 151.1 УК РФ, будет производиться в форме дознания. За розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, теперь установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц - от 10000 до 20000 руб., на юридических лиц - от 80000 до 100000 руб. Административные дела по данному правонарушению уполномочены рассматривать органы внутренних дел, органы, осуществляющие государственный контроль над оборотом алкогольной продукции, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, и судьи. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, как и прежде, наказывается по части 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а часть 4 этой статьи, устанавливавшая ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, признана утратившей силу. В связи с уже отмеченным в настоящей публикации казусом с отменой Закона N 11-ФЗ это обстоятельство также можно трактовать двояко: либо до 1 июля 2012 г. нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в том числе продажа пива несовершеннолетним, вообще не является наказуемым деянием, либо все-таки понятие "алкогольная продукция" включает в себя и пиво, и тогда нарушение правил розничной продажи пива наказуемо в составе рассмотренных норм статьи 151.1 УК РФ и статьи 14.16 КоАП РФ. Так или иначе, но алкогольная отрасль России начала работать по новым правилам. Учитывая особый интерес к ней со стороны государства и общества и четко прослеживающуюся тенденцию на дальнейшее усиление государственного контроля и ужесточение ответственности за нарушение этих правил, при толковании рассмотренных в настоящей публикации положений действующего законодательства следует исходить из самых жестких для бизнеса вариантов. Однако все же надеемся, что со временем все появившиеся у производителей и продавцов алкоголя вопросы будут сняты, так как неопределенность правового регулирования в этой сфере вряд ли будет полезна как для предпринимателей, так и для бюджета.

Библиография

Кодекс РФ об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. N 256. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340. Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // Российская газета. 1995. N 231. Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" // Российская газета. 2005. N 163. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Российская газета. 2008. N 266. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" // Российская газета. 2010. N 269. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" // Российская газета. 2011. N 159. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции" // Российская газета. 2011. N 161. Письмо Федеральной налоговой службы от 1 августа 2011 г. N ЕД-4-3/12378@ "Об обложении акцизом этилового (и коньячного) спирта, реализуемого производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции" // СПС "КонсультантПлюс". Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 октября 2010 г. N 59н "Об утверждении Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару" // Российская газета. 2010. N 295. Росалкогольрегулирование опровергло заявления о свободной продаже пива // http:// www. km. ru/ v-rossii/ 2011/ 08/ 04/ borba - s - narkomaniei - i - alkogolizmom - v - rossii/ rosalkogolregulirovanie-oproverglo-z. 2011. 4 августа. Третьих не будет. Факторинговые компании исключат из расчетов за алкоголь // Коммерсантъ. 2011. N 137.

Название документа