Сложные отношения с электроснабжением
(Матиящук С.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 45)
Текст документа
СЛОЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕМ
С. МАТИЯЩУК
Светлана Матиящук, доктор юридических наук, доцент, г. Новосибирск.
Электрическая энергия - специфический товар, его транспортировка от источника выработки до потребителей всегда сопровождается потерями (нормативными технологическими и фактическими). Разберемся, как юридически оформляются отношения по передаче электроэнергии, по каким тарифам оплачиваются соответствующие услуги, как рассчитываются и возмещаются технологические потери электроэнергии.
Расчет тарифов
Нормативные технологические потери энергии являются неизбежными, а фактические потери вызваны прежде всего ненадлежащим содержанием объектов электросетевого хозяйства. Сегодня отношения по определению и распределению потерь в электрических сетях на розничных рынках электрической энергии регулируются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Приказами ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6, от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
С января 2008 года потребители электрической энергии, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащие к одной группе, независимо от ведомственной принадлежности сетей оплачивают услуги по передаче электрической энергии по одинаковым тарифам, которые подлежат расчету котловым методом. В каждом субъекте России регулирующий орган устанавливает единый котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с которым потребители рассчитываются с той сетевой организацией, к которой они присоединены.
Котловой принцип тарифообразования на розничных рынках электрической энергии имеет ряд особенностей.
Во-первых, выручка сетевых организаций не зависит от количества передаваемой электрической энергии через сети. Другими словами, утвержденный тариф призван компенсировать сетевой организации затраты на содержание электрических сетей в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованием безопасности.
Во-вторых, возмещению подлежит только норматив технологических потерь в пределах утвержденного тарифа. В соответствии с п. 4.5.4 Положения о Министерстве энергетики РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, Минэнерго России наделено полномочиями по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии и осуществляет их посредством предоставления соответствующей государственной услуги. Необходимо учитывать, что нормативные технологические потери в отличие от фактических потерь являются неизбежными и соответственно не зависят от надлежащего содержания электрических сетей.
В-третьих, сумма, превышающая фактические потери над нормативом, принятым при установлении тарифа, составляет убытки сетевой организации, допустившей эти превышения. Нетрудно заметить, что такой подход стимулирует сетевую организацию содержать надлежащим образом объекты электросетевого хозяйства.
Кроме того, достаточно часто встречаются случаи, когда для обеспечения процесса передачи энергии необходимо заключать несколько договоров оказания услуг по передаче энергии, поскольку участки присоединенной сети принадлежат разным сетевым организациям и иным владельцам. При таких обстоятельствах сетевая организация, к которой присоединены потребители, как "держатель котла", обязана заключить договоры оказания услуг по передаче энергии со всеми своими потребителями с обязательством урегулировать отношения со всеми прочими сетевыми организациями и иными владельцами сетей. При этом для получения каждой сетевой организацией (равно как и иным владельцам сетей) положенной ей необходимой экономически обоснованной валовой выручки регулирующий орган наряду с единым котловым тарифом каждой паре сетевых организаций утверждает индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому сетевая организация - "держатель котла" должна передать другой экономически обоснованную выручку за услуги по передаче энергии по принадлежащим ей сетям.
Другими словами, сетевая организация - "держатель котла" обязана распределить полученную от потребителя плату за передачу электроэнергии между всеми сетевыми организациями, которые участвуют в процессе ее передачи. Расчет единого котлового тарифа, предназначенного для расчета потребителей с сетевой организацией, и расчет индивидуальных тарифов, регулирующих взаиморасчеты между сетевыми организациями и иными владельцами, производятся в соответствии с указаниями, утв. ФСТ N 20-э/2.
Кто возместит убытки?
Во многих субъектах РФ существует значительное количество иных владельцев сетей, которые не были тарифицированы в установленном законом порядке, но при этом через их объекты электросетевого хозяйства осуществляется передача энергии и на этом участке системы электроснабжения возникают ее фактические потери. На вполне закономерный вопрос о том, кто будет нести эти убытки, необходимо отвечать исходя из важности обеспечения стабильности отношений на розничных рынках электрической энергии. По общему правилу под сетевыми организациями понимаются юридические и физические лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами сетевого хозяйства, с использованием которых они оказывают услуги по передаче энергии. Учитывая монопольное положение сетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для сетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по передаче энергии, признано обязательным (ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Вместе с тем в юридической литературе предлагается подразделять субъекты розничных рынков электрической энергии на профессиональные (например, территориальные сетевые организации) и непрофессиональные (владельцы объектов электросетевого хозяйства, не являющиеся сетевыми организациями).
Ключевым критерием такого разделения должно выступить оказание организацией услуг по передаче энергии в качестве своего основного вида деятельности. На практике очень часто возникают вопросы, связанные с отнесением того или иного владельца к сетевой организации. В связи с отсутствием должной ясности в законе судебная практика пошла по пути ограничения круга сетевых организаций теми из них, которым в установленном законом порядке утверждены тарифы на услуги по передаче энергии. Соответственно, если тарифы на услуги по передаче энергии утверждены в установленном порядке, между участниками возникает обязательство из договора оказания услуг по передаче энергии. И, как следствие, при использовании котлового метода тарифообразования не допускается взыскание с гарантирующего поставщика (равно как и с потребителя) фактических потерь энергии, возникших в электросетях, ни при каких обстоятельствах.
Вместе с тем остается открытым вопрос: возможно ли взыскание сетевой организацией - "держателем котла" с владельца сетей убытков, связанных с возникновением фактических потерь энергии, в принадлежащих ему на праве собственности объектах электросетевого хозяйства при условии, что последнему в установленном законом порядке не утвержден тариф на передачу энергии? На этот вопрос следует ответить положительно исходя из следующих обстоятельств:
- собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя (п. 6 Правил N 861);
- в единый котловой тариф не включены затраты, связанные с передачей энергии по объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим владельцу на праве собственности или ином законном основании;
- противоправное поведение (бездействие) владельца сетей выражается в том, что он, как собственник имущества, несет бремя его содержания, и возникновение фактических потерь энергии свидетельствует о ненадлежащем содержании имущества. Кроме того, закон предоставляет владельцу объектов электросетевого хозяйства право обратиться в регулирующий орган за утверждением тарифа на передачу энергии, однако он своевременно этим правом не воспользовался.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Для изменения существующей практики необходимо воздействовать на владельцев объектов электросетевого хозяйства путем взыскания в судебном порядке сетевой организацией - "держателем котла" с владельца сетей убытков, связанных с возникновением фактических потерь энергии, в принадлежащих ему на законном основании объектах электросетевого хозяйства при условии, что последний не обратился в регулирующий орган за утверждением тарифа на передачу энергии. Такой подход позволит обеспечить оптимальный баланс интересов между всеми участниками сложных отношений по электроснабжению - гарантирующим поставщиком (или иной энергосбытовой организацией), сетевыми организациями, иными владельцами объектов электросетевого хозяйства и потребителями.
Название документа