Административно-правовое регулирование перевозки специальных грузов в России

(Васильев Ф. П., Емельянова А. Н.) ("Административное право и процесс", 2011, N 10) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУЗОВ В РОССИИ

Ф. П. ВАСИЛЬЕВ, А. Н. ЕМЕЛЬЯНОВА

Васильев Федор Петрович, ведущий научный сотрудник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Емельянова Анна Николаевна, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России.

Всемерное развитие и совершенствование перевозки специальных грузов необходимы в условиях не только наличия угрозы (прежде всего, террористического характера), но и требований Правительства России, а также вырабатывания улучшения экономики страны (внешней и внутренней).

Ключевые слова: грузы, перевозка, транспортировка, транспорт, оптимальный маршрут.

Administrative-law regulation of shipment of special cargos in Russia F. P. Vasil'ev, A. N. Emel'yanova

Development and improvement of shipment of special cargos are necessary in conditions of not only presence of danger (primarily of terrorist character) but also requirements of the Government of Russia and also working out of improvement in economy of the country (external and internal).

Key words: cargos, shipment, transport, optimal itinerary.

В условиях всеобщего технического прогресса перевозка специальных грузов представляет собой сложное направление грузоперевозок, которое имеет ряд особенностей. При осуществлении перевозки специальных грузов необходимо учитывать правила, установленные нормативными документами, которые регулируют перевозки соответствующим видом транспорта. Специальные перевозки автомобильным транспортом. Во исполнение Постановления Правительства России от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом" был издан Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" <1>. Они определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов. При разработке Правил учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в РФ, в частности: -------------------------------- <1> Необходимо отметить то, что при разработке нормативных правовых актов должны быть учтены требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

- Гражданский кодекс РФ; - Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Правительством России утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом; - Правила дорожного движения, утверждены Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090; - Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждена МВД СССР 23 сентября 1985 г. Тяжеловесный груз определяется как груз, имеющий массу более 80 кг. И все тяжелые и негабаритные грузы перевозятся при помощи специальной техники, например тягачей с низкорамными платформами. К крупногабаритным относятся грузы, требующие специального оборудования для погрузки, разгрузки и транспортировки, т. е. к крупногабаритным грузам относятся: трубы, промышленное оборудование, спецтехника и т. д. Специальные правила перевозки грузов, относящихся к негабаритным, изложены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Согласно этому документу, перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется только на основании специальных разрешений. Кроме того, крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. В указанном документе регламентируется порядок подачи заявления на выдачу разрешений, порядок рассмотрения заявлений и выдачи разрешений. Также в Инструкции содержатся требования по организации дорожного движения и требования к техническому состоянию транспортных средств. Не меньшую сложность, чем транспортировка тяжелых и негабаритных грузов, представляет перевозка скоропортящихся грузов. Скоропортящийся груз - это продукты растительного происхождения (фрукты и овощи), мясо, рыба, птица, морепродукты, икра, живые растения и т. п. Особенность скоропортящегося груза в том, что для его сохранности требуются особые условия и особая техника (рефрижераторы). Сложности возникают не только при транспортировке такого груза, но и при его складировании, поэтому места погрузки и отгрузки такого товара должны быть оборудованы специальной холодильной и морозильной техникой. Опасные и радиоактивные грузы - это грузы, представляющие собой значительную опасность для жизни и здоровья людей. К ним относятся взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества, оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы. Специальные правила перевозки грузов, которые классифицируются как опасные, сформулированы в Приказе Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом". В документе изложены требования к организации перевозок опасных грузов, порядок лицензирования перевозок, порядок оформления перевозок и другие, не менее важные юридические тонкости. Кроме вышеназванных нормативных правовых актов, в настоящее время в этой сфере действует Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Надо отметить, что в связи с увеличивающимся объемами экспорта энергоресурсов, массовый характер приобретают перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94 утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50. В названных Правилах приведена классификация (класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ), класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением, класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, класс 5 - окисляющиеся вещества и органические пероксиды (ОП), классы 6 - 8 - ядовитые, едкие, коррозионные и инфекционные вещества) и маркировка опасных грузов, установлены требования к обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов, а также общие требования к погрузке, выгрузке опасных грузов, меры безопасности при организации поездной и маневровой работы. Кроме того, установлены требования к подвижному составу и специальным контейнерам для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, к содержанию железнодорожных путей и стрелочных переводов магистрального и промышленного железнодорожного транспорта и устройств сигнализации и связи, к локомотивам парка МПС, собственным локомотивам промышленных предприятий или арендованным ими. Также в этих Правилах закреплены вопросы ликвидации последствий, расследования и учета аварийных происшествий. Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума утверждены Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 25. Сегодня только номенклатура перевозимых по железной дороге опасных грузов превышает 4 тыс. наименований. В основном это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком или твердом состоянии, окислители, ядовитые, радиоактивные и коррозионно-активные вещества, а также особая категория опасных грузов - взрывчатые материалы. При перевозке опасных грузов во внутреннем сообщении в России применяются Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные в 1996 г. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Эти Правила существенно отличаются от европейской системы РИД. Перевозки опасных грузов морским и речным транспортом регулируются рядом международных и национальных нормативных актов, в их числе: Правила перевозок грузов, утвержденные Приказом Минречфлота РСФСР и переизданные в 1989 г., Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям, Правила морской перевозки опасных грузов, Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов, общие и специальные правила перевозки наливных грузов. В качестве международного стандарта на морском транспорте действует Международный морской кодекс по опасным грузам, разработанный и поддерживаемый Международной морской организацией (ИМО). Главой VII "Перевозка опасных грузов" Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) данному Кодексу придан статус обязательного. Перевозка опасных грузов воздушным транспортом осуществляется согласно федеральным авиационным правилам, ст. 113 Воздушного кодекса РФ, а также регулируется международными договорами Российской Федерации, в частности Чикагской конвенцией и Технической инструкцией по перевозке опасных грузов воздушным транспортом ИКАО. По оценкам экспертов, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 млн. тонн. Из них 65% приходится на долю автомобильного транспорта, около 30% - на долю железнодорожного транспорта, примерно 5% - на долю речного и морского транспорта и около 0,1% - на долю авиации. Значительную часть перевозимых опасных грузов составляют нефтепродукты, сжатые и сжиженные газы, уголь, органические перекиси и пестициды. И наиболее проблемным вопросом в области перевозок опасных грузов является снижение их аварийности. Россия по этому показателю находится на уровне других экономически развитых государств, однако ситуация во многом осложняется тем, что значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что создает повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций с особо тяжелыми последствиями. Это в полной мере относится к перевозкам опасных грузов автомобильным, речным, авиационным и железнодорожным транспортом. В целях совершенствования правовых основ регулирования в области перевозки опасных грузов государством принимается ряд мер. Так, в настоящее время разрабатываются технические регламенты, например проект Технического регламента "Требования безопасности при дорожной перевозке опасных грузов". Среди первоочередных мер, направленных на совершенствование государственного регулирования перевозок опасных грузов морским и речным транспортом, Минтранс России планирует завершить работу над Техническими регламентами "О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры" и "О безопасности речного транспорта и связанной с ним инфраструктуры", утвердить в установленном порядке положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте. Провести корректировку двух межгосударственных стандартов по опасным грузам - ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка". Кроме того, назрела насущная необходимость рассмотреть возможность создания специализированных терминалов или даже выделенных портов на территории Российской Федерации для перегрузки опасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) и класса 7 (радиоактивные материалы). Целесообразно концептуально рассмотреть возможность перевозки не только конечного продукта, но и его компонентов в состоянии низкой или вообще неопасной фазы. В отношении взрывчатых веществ это вполне достижимая мера, особенно с учетом применения эмульсионных технологий. В этой области есть и отечественный, и зарубежный опыт. Начиная с 1997 г. в России применение этих технологий составляет 64%, в Европе - около 90%. В современном мире в целях снижения рисков техногенных катастроф при перевозке опасных грузов на всех уровнях проводятся интенсивные исследования в части совершенствования условий таких перевозок. Большое значение имеют рекомендации по перевозке опасных грузов - типовые правила, разрабатываемые профильным комитетом экспертов ООН. Рекомендации и другие международные нормативные документы, регламентирующие перевозки опасных грузов на каждом из видов транспорта, пересматриваются и переиздаются, как правило, раз в два года. Такой механизм позволяет постоянно актуализировать эти документы по отношению к новым опасным грузам, техническим средствам для их перевозки, технологическим процессам, а также учитывать изменение структуры правового пространства. Правовые нормы в области перевозок опасных грузов в Европе приобрели общеевропейский характер. Это, прежде всего, относится к нормам RID - Международным правилам транспортировки опасных грузов по железной дороге, ADR - Правилам международной дорожной перевозки опасных грузов. Законодательство России пока существенно отличается от стран Евросоюза. Таким образом, на наш взгляд, в качестве одного из направлений данной работы является внимательное изучение европейского опыта в части принятия отдельного федерального закона о перевозке опасных грузов, который был бы гармонизирован с европейским законодательством и регламентировал взаимоотношения и ответственность участников транспортного процесса в России (грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, аварийных служб), а также координирующих и контролирующих органов.

Название документа