Основания для включения в уставы муниципальных образований функции по защите прав потребителей (на примере Оренбургской области)

(Галкина Е. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 8) Текст документа

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ФУНКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) <*>

Е. В. ГАЛКИНА

Галкина Елена Викторовна, ведущий специалист отдела по защите прав потребителей администрации Южного округа г. Оренбурга, соискатель кафедры теории государства и права и конституционного права юридического факультета Оренбургского государственного университета.

В статье рассмотрен вопрос о правомерности включения в уставы муниципальных образований Оренбургской области такого направления деятельности, как защита прав потребителей посредством исследования правовых актов Оренбургской области.

Ключевые слова: муниципальные образования; уставы; потребители; законодательство.

In article the question on legitimacy of inclusion in Charters of municipal unions of the Orenburg region of such direction of activity, as protection of the rights of consumers by means of research of legal certificates of the Orenburg region is considered.

Key words: municipal formations; charters; consumers; legislation.

Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" <1> были возложены определенные полномочия в сфере защиты прав потребителей на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления. Статья 42.1 указанного Закона закрепила за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ обязанность осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также право принятия определенных мер в рассматриваемой сфере в пределах своих полномочий. Права органов местного самоуправления, заключающиеся согласно ст. 44 Закона "О защите прав потребителей" в рассмотрении жалоб потребителей и консультировании потребителей по вопросам защиты их прав, обращении в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и незамедлительном извещении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получили в этом Законе определенную конкретизацию. -------------------------------- <1> Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

Закрепление Законом "О защите прав потребителей" определенных полномочий за вышеуказанными органами вызвало включение соответствующих направлений деятельности в уставы субъектов РФ и муниципальных образований. Это хорошо видно на конкретном примере. Рассмотрим правовые акты Оренбургской области, служащие основанием для включения в уставы муниципальных образований области функции по защите прав потребителей. Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 20 ноября 2000 г. N 724/213-ОЗ <2> (далее - Устав области) в статье 77 устанавливает, что Оренбургская область защищает интересы потребителей и поддерживает общественную деятельность по защите их прав, а также провозглашает право потребителей на возмещение ущерба, причиненного им производителями товаров и услуг в установленном законом порядке. Это значит, что, поддерживая общественную защиту прав потребителей, Основной Закон области не упоминает о необходимости защиты потребительских прав на местном уровне субъекта РФ, тем самым как будто оставляет право выбора за местными органами власти. Не выделяет защиту прав потребителей как направление деятельности местных органов и Закон Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" <3>, повторяя в действующей редакции в изложении перечня вопросов местного значения муниципальных образований положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <4>. Оба указанных Закона к вопросам местного значения относят создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Получается, что, создавая условия для развития указанных важнейших сфер, законодатель упускает из виду не менее важную и даже противоположную перечисленным сферу защиты прав потребителей, без которой при развитии малого и среднего предпринимательства никак не обойтись. Таким образом, невключение в вопросы местного значения осуществления защиты прав потребителей, по нашему мнению, является недоработкой законодателя, всего лишь повторяющего положения федеральных актов. -------------------------------- <2> Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 20 ноября 2000 г. N 724/213-ОЗ // Южный Урал. 2000. 22 декабря. N 243. С. 19 - 22. <3> Закон Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" // Южный Урал. 1996. 20 марта. С. 22 - 25. <4> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Попытку исправить эту недоработку внес Закон Оренбургской области от 2 июля 2001 г. N 241/285-П-ОЗ "О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области" <5>, отнесший к задачам организации торговой деятельности в области создание эффективной системы мер по защите прав потребителей. Кроме того, данный Закон стал единственным нормативным актом областного уровня, закрепившим полномочия органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей на территории муниципального образования. Конечно, эти полномочия можно расценить как простое дублирование ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей". Однако, поскольку этот Закон предоставляет местным органам власти определенные возможности в отношении их прав, его положения носят разрешительный характер, а в Законе "О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области" эти же возможности закреплены за органами местного самоуправления как обязанности, т. е. Закон области лишил муниципальные образования права выбора реализации предоставленных законом полномочий. -------------------------------- <5> Закон Оренбургской области от 2 июля 2001 г. N 241/285-П-ОЗ "О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области" // Южный Урал. 2001. 10 июля. N 128. С. 21 - 24.

Хочется отметить, что закрепление областным законодательством за муниципальными образованиями полномочий в анализируемой сфере только посредством Закона "О принципах организации торговой деятельности в Оренбургской области" несоразмерно количеству отношений, входящих в сферу регулирования Закона "О защите прав потребителей", распространяющего свое действие не только на отношения купли-продажи, но и на массу иных отношений. По нашему мнению, следовало бы внести некоторые изменения в ст. 77 Устава области, изложив ее в следующей редакции: "На территории Оренбургской области защищаются интересы потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их прав". Данная формулировка будет подразумевать защиту прав потребителей не только областью в лице ее органов государственной власти, но и муниципальными образованиями, составляющими территорию области. Внесение дополнений требуется и в Закон Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" в виде расширения перечня вопросов местного значения по "обеспечению защиты прав потребителей". Кроме изложенного, подтверждением признания Оренбургской областью необходимости осуществления защиты прав потребителей в муниципальных образованиях служат многочисленные правовые акты в рассматриваемой сфере, принимаемые на уровне субъекта РФ, адресованные к исполнению в соответствии с компетенцией, в том числе и органам местного самоуправления. Например, распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 14 сентября 1999 г. N 829-р "О комплексных мероприятиях по защите прав потребителей и усилению контроля за качеством алкогольной продукции на территории Оренбургской области на 2000 - 2001 годы" <6>, кроме рекомендаций по разработке мероприятий на период 2000 - 2001 гг., упорядочению торговли на розничных и оптовых рынках и т. д., перед муниципальными образованиями ставилась задача по принятию организационных мер, направленных на широкое привлечение представителей общественных объединений потребителей к участию в проверках по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на территории Оренбургской области. Указом Губернатора Оренбургской области от 4 февраля 2008 г. N 19-ук "О создании областной межведомственной транспортной комиссии" <7> была создана соответствующая комиссия, в состав которой вошли представители таких муниципальных образований, как г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук и г. Новотроицк. Основной задачей комиссии стал контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и Оренбургской области в сфере деятельности автомобильного пассажирского транспорта общего пользования на регулярных автобусных маршрутах, в том числе и законодательства о защите прав потребителей. Конечно, задачи, поставленные областными актами перед муниципальными образованиями, согласовываются с данными муниципалитетами, но какое муниципальное образование откажет в согласовании органам государственной власти субъекта, на территории которого оно располагается? -------------------------------- <6> Распоряжение Главы администрации Оренбургской области от 14 сентября 1999 г. N 829-р "О комплексных мероприятиях по защите прав потребителей и усилению контроля за качеством алкогольной продукции на территории Оренбургской области на 2000 - 2001 годы" // Оренбуржье. 1999. 12 октября. N 192. С. 17 - 18. <7> Указ Губернатора Оренбургской области от 4 февраля 2008 г. N 19-ук "О создании областной межведомственной транспортной комиссии" // Оренбуржье. 2008. 14 февраля. N 23. С. 27.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей реализуются ими в соответствии с федеральным и областным законодательством, и включение в уставы муниципальных образований функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования <8>. Например, ст. 34 Устава города Оренбурга, утвержденного Постановлением городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 44 <9>, относит к полномочиям Администрации города руководство и организацию защиты прав потребителей, но, к сожалению, как и областной Устав, не выделяет в вопросах местного значения эту функцию. В утвержденном решением Райского городского Совета депутатов Оренбургской области от 20 августа 2003 г. N 95 Уставе города <10> говорится (ст. 23) о том, что орган исполнительной власти местного самоуправления организует и руководит системой защиты прав потребителей, эта же формулировку используется в ст. 22 Устава города Новотроицка Оренбургской области <11>. Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что защита прав потребителей как сфера деятельности исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области закреплена в уставах муниципальных образований, имеющих высшую юридическую силу среди правовых актов муниципальных образований, что свидетельствует о ее необходимости и значимости. -------------------------------- <8> Иванова Н. Ю., Игнатова Е. А., Шевченко М. А. Комментарий к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". М., 2008. С. 345. <9> Постановление Оренбургского городского Совета от 27 апреля 2006 г. N 44 "Об Уставе города Оренбурга" // Вечерний Оренбург. 2006. 24 мая. N 21. С. 25 - 27. <10> Решение Райского городского Совета депутатов Оренбургской области от 20 августа 2003 г. N 95 "Об Уставе города Гая Оренбургской области" (новая редакция) // Зарегистрировано в администрации Оренбургской области 26 сентября 2003 г. Регистрационный N 46 (с изменениями и дополнениями). С. 7. <11> Решение Новотроицкой городской Думы Оренбургской области от 19 сентября 1996 г. N 22 "О принятии Устава города Новотроицка" // Зарегистрировано в Управлении юстиции Оренбургской области 21 сентября 1996 г. Регистрационный N 174. С. 8.

Название документа